Безэкипажные катера: противостоять им сможет только система систем
10 января 2025, 04:12

Итак, мы возвращаемся к тематике противостояния безэкипажным катерам (БЭК), в том числе БЭК-камикадзе противника.

В предыдущем материале БЭК против вертолётов: ну что, дождались? Или пока ещё нет? мы говорили о том, что охота на БЭК с помощью боевых вертолётов является не самым оптимальным решением, поскольку противник активно интегрирует в состав БЭК вооружение, способное поражать воздушные цели – пулемёты и автоматические скорострельные пушки, доработанные для запуска с поверхности ракеты воздух-воздух, а в перспективе и противотанковые ракетные комплексы (ПТРК) типа "Сгуна-П" и переносные зенитные ракетные комплексы (ПЗРК).

В качестве альтернативы боевым вертолётам предлагалось использовать беспилотные летательные аппараты (БПЛА) "Орион" – единственные средневысотные БПЛА большой продолжительности полёта, которые серийно выпускаются для Вооружённых сил Российской Федерации (ВС РФ), однако одними БПЛА "Орион" нам не обойтись.

Инициатива и малозаметность

Это именно то, что определяет успех БЭК на поле боя. Применяемые противником БЭК являются оружием нападения, и они являются малоразмерными, малозаметными целями, обнаружить которые на водной поверхности крайне сложно, особенно при каком-либо волнении на море. Не забываем, что противник владеет инициативой – это именно он выбирает время и место для атаки, разумеется, что делать он это будет, исходя из тех преимуществ, которые может получить.

Тепловое излучение БЭК можно минимизировать, обеспечив охлаждение двигателя забортной водой, и можете не сомневаться, что недалёк тот час, когда противник начнёт применять полностью электрические или гибридные БЭК – их дальность возрастёт, а тепловая заметность ещё сильнее уменьшится.

Обнаружение БЭК с помощью радиолокационных станций (РЛС) – это тоже непростая задача, причём, чем сильнее волнение на море, тем эта задача сложнее, особенно для РЛС, расположенных на небольшой высоте над поверхностью воды.

Сами БЭК также будут совершенствоваться – будет увеличиваться их скорость, манёвренность и дальность хода, уменьшаться профиль, вплоть до того, что над водой будет торчать только антенна спутниковой связи и оптико-электронная система (ОЭС), а наличие вооружения на БЭК позволит им огрызаться при попытке их атаковать.

Так как же обнаружить и уничтожить БЭК?

Для этого и необходима "система систем", включающая в себя подсистемы обнаружения, допоиска и поражения БЭК. Что-то подобное мы уже рассматривали в рамках решения задачи по противодействию БПЛА-камикадзе большой дальности, теперь посмотрим, какая "система систем" требуется для противостояния БЭК.

Изображение army.ric.mil.ru

Подсистема обнаружения

Для противостояния БПЛА-камикадзе большой дальности автором предлагалась подсистема "Глобальное ухо", включающая в себя ряд аппаратно-программных решений, предназначенных для обнаружения БПЛА-камикадзе по издаваемому ими звуку, путём его триангуляции – на Украине подобная система развёрнута уже несколько лет назад.

В настоящее время в России, компанией АО "НПП" совместно с ФГУП "НИИ радио", создаётся система акустической разведки маршрутов БПЛА на основе гидрофонов. Система будет иметь два эшелона защиты – ближней и дальней зоны.

По словам официального представителя АО "НПП" Игоря Потапова, система обнаружения строится на волоконно-оптических акустических векторных датчиках (векторных гидрофонах), которые изначально были разработаны для подводных условий, но имеют возможность адаптации и к работе на поверхности. Указанные гидрофоны измеряют как звуковое давление, так и скорость частиц, что позволяет определить направление на источник звука.

Звучит сложно, вопрос, как быстро и в каких количествах удастся развернуть подобную систему хотя бы в европейской части России? Впрочем, сейчас нас интересует скорее момент: "...которые изначально были разработаны для подводных условий...".

Что это означает в плане обнаружения БЭК?

Что потенциально могут быть разработаны гидроакустические буи, закреплённые на тросах, включающие надводную и подводную части, а также средства связи. Указанные буи должны обеспечивать первичное обнаружение БЭК противника по их акустической сигнатуре в воде и в воздухе, равно как любых других подводных, надводных, а возможно, что и летящих объектов – тех же БПЛА-камикадзе большой дальности и крылатых ракет.

Помимо стационарных буёв гидроакустические комплексы обнаружения потенциально могут развёртываться на российских БЭК, которые вроде как тоже разрабатываются, но случаев применения их пока нет или крайне мало. Впрочем, в отсутствии отечественной высокоскоростной спутниковой связи это направление у нас больших перспектив иметь не будет.

Пожалуй, важнейшим вопросом, помимо разработки и развёртывания гидроакустических буёв, является создание центров обработки данных (ЦОД) и специального программного обеспечения (СПО) для них на основе алгоритмов искусственного интеллекта (ИИ) или просто нейросетей.

Например, в совместном анализе Foreign Polic и IEEE Spectrum рассказывается о том, как системы ИИ обрабатывают огромные массивы данных, собранные в распределённых сетях датчиков с огромных океанских пространств. Алгоритмы ИИ, обученные определять малейшие нарушения в этих массивах данных, могут обнаружить такие аномалии, как незначительные подводные смещения, вызванные подводными лодками (ПЛ).

В ближайшей перспективе это может привести к значительным проблемам со скрытностью у ПЛ традиционной конструкции. Собственно, необходимость создания ЦОД с ИИ также рассматривалась автором в вышеуказанном материале, в рамках решения задачи по обнаружению БПЛА-камикадзе большой дальности.

Подсистема допоиска и уничтожения

Основным средством допоиска БЭК должны стать ранее упомянутые БПЛА "Орион". Собственно, они могут и должны осуществлять и первичное обнаружение в процессе патрулирования местности, но их основной задачей должно стать выдвижение к месту возможного обнаружения БЭК противника и их допоиск с помощью собственной ОЭС.

В случае обнаружения информация может быть передана средствам уничтожения или же осуществлено самостоятельное поражение БЭК противника штатным управляемым вооружением, непосредственно с БПЛА "Орион". Уничтожение обнаруженного БЭК противника непосредственно с БПЛА "Орион" минимизирует риски потери цели, однако необходимость возить с собой боекомплект будет снижать время патрулирования БПЛА "Орион".

В материале Уничтожение с подтверждением: применение БПЛА-камикадзе "Ланцет-3" с БПЛА-носителей "Орион" позволит демонстративно уничтожать украинские ЗРК Patriot и РСЗО HIMARS, как следует из названия, мы рассмотрели возможность интеграции БПЛА-камикадзе типа "Ланцет" на БПЛА-носители "Орион". Эта связка может быть более чем эффективна и для охоты за БЭК-камикадзе противника.

В принципе, схема запуска БПЛА-камикадзе с БПЛА-носителя уже используется как противником, так и бойцами ВС РФ в инициативном порядке, так что можно считать её вполне рабочей.

Ещё одной платформой, предназначенной для уничтожения БЭК противника, должны стать российские БЭК-охотники. Как уже говорилось выше, из-за отсутствия отечественных высокоскоростных сетей спутниковой связи придётся заморачиваться с ретрансляторами, иначе дальность работы таких БЭК будет сильно ограничена, впрочем, это относится и к БПЛА "Орион".

Преимуществом указанных платформ является возможность длительного нахождения в открытом море в ожидании информации от подсистемы обнаружения. Для повышения эффективности допоиска БЭК-охотники могут быть оснащены подъёмной мачтой с лёгкой ОЭС или так называемой "квазимачтой" – привязным БПЛА на кабеле питания и управления, дальность обзора которого будет выше, чем у любой жёсткой мачты.

Для поражения БЭК противника на российских БЭК-охотниках, предположительно, также должны размещаться БПЛА-камикадзе, например, FPV-дроны. Для повышения эффективности и гибкости применения это могут быть как FPV-дроны на радиоуправлении, так и FPV-дроны с управлением по оптоволоконному кабелю.

В некоторых источниках говорится о сложности поражения высокоманевренных БЭК противника с помощью FPV-дронов, что ж, здесь можно рассмотреть вариант направленного заряда и его удалённого подрыва оператором FPV-дрона – ведь БЭК противника явно куда хуже защищены, чем бронетехника, прямое попадание кумулятивной струи здесь не требуется, то есть необходимы новые, адаптированные к данному типу целей боевые части и алгоритм их инициации.

Хочется вспомнить ещё об одной платформе, которая потенциально может применяться для охоты на БЭК противника, а именно о БПЛА-гидроплане "АДЕБРА" от компании "ИМПУЛЬС 82". По заявлениям разработчика, указанный БПЛА "АДЕБРА" может до 24 часов осуществлять патрулирование на водной поверхности, с периодическим осуществлением взлётов и посадок.

Действующий прототип БПЛА "АДЕБРА"

Разработчиками прорабатывается возможность интеграции на БПЛА "АДЕБРА" малогабаритного сонара, погружаемого на тросе на глубину до 70 метров, предназначенного для контроля акваторий. Можно предположить, что таким же образом может быть установлено и оборудование для обнаружения БЭК противника.

В качестве средств поражения могут использоваться те же самые FPV-дроны – эта возможность также прорабатывается.

Есть ли смысл использовать для охоты на БЭК противника надводные корабли?

Скорее нет, чем да – их местоположение всегда будет вскрыто средствами разведки "третьих лиц", которые безнаказанно ошиваются в регионе, и которым мы практически не противодействуем. А после того, как наши корабли будут обнаружены, для противника они сами станут приоритетной целью для атаки.

Тот аргумент, что флот США успешно обороняется от БЭК-камикадзе хуситов в Аденском заливе и в Красном море, вряд ли можно считать релевантным – количество и качество БЭК-камикадзе, применяемых хуситами, несопоставимо с тем количеством и качеством кораблей, что имеются у Военно-морских сил (ВМС) США.

Кроме того, если на БЭК-камикадзе хуситов нет системы связи Starlink, то их дальность сильно ограничена и их могут запеленговать средства радиотехнической разведки (РТР) ВМС США и заглушить средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ), а если Starlink на них есть, то данные о местоположении всех терминалов Starlink в регионе могут передаваться ВМС США напрямую компанией SpaceX – в открытом море терминалов там явно не тысячи, можно проверить все, хотя бы по анализу координат и направления перемещения.

Ещё раз – без собственной системы высокоскоростной спутниковой связи и БЭК, и БПЛА будут иметь крайне ограниченные возможности – по сути, между нами и Украиной, равно как и между хуситами и США, сейчас идёт "игра в одни ворота".

При этом, несмотря на всё вышесказанное, корабли ВМС США стараются держаться подальше в море.

Выводы

С БЭК противника можно и нужно бороться, но простыми мерами здесь не обойтись – необходимо создавать "систему систем", комплексное решение для первичного обнаружения, допоиска и уничтожения БЭК – потенциально все необходимые для этого подсистемы в России или уже есть, или находятся в стадии разработки.

Время упускать нельзя, в противном случае существует риск того, что противник полностью захватит инициативу в Чёрном море, что в начале проведения российской специальной военной операции (СВО) на Украине казалось невозможным в принципе.
topwar.ru
© ФГУП «ГосНИИПП», 1989-2025