02 декабря 2024, 04:27
Американский литоральный корабль-тримаран "Индепенденс"Впервые корабль был представлен публике на выставке EDEX в Каире в прошлом году (ранее модель корабля выставлялась на NAVDEX в Абу-Даби). В октябре 2022 года корабль был замечен военно-морским экспертом Томом Шугартом в воде на верфи Guangzhou Shipyard International (GSI). Корабль выполнен по схеме тримарана, которая достаточно редко используется в военном судостроении. Например, по ней выполнен американский литоральный корабль ("боевой корабль прибрежной зоны") "Индепенденс". Но "Индепенденс" раз в пять больше и имеет экипаж в 50 человек. "Chost Fleet Overlord"Надо сказать, что в США построены 4 беспилотных корабля традиционной схемы, причём даже побольше китайского тримарана, но... Американские "Chost Fleet Overlord", имеющие водоизмещение 673 тонны: а) испытательные платформы, не предназначенные для боевого использования — на них отрабатываются решения, позволяющие управлять флотом небольших безэкипажных аппаратов; б) экипаж на них по большей части находится (возможность дистанционного управления и дистанционное управление — разные вещи!).JARI-USV-A "Orca"Что из себя представляет китайская "Касатка"? По мнению американского военно-морского эксперта Х. И. Саттона (китайцы, как обычно, не слишком многословны в раскрытии ТТХ своей перспективной военной техники), корабль имеет водоизмещение в 420 тонн, длину 58 метров, общую ширину — 23 метра (применение тримаранной схемы позволяет сделать быстроходный корабль с таким отношением длины к ширине), осадку — 2 метра (иногда называется осадка — 4 метра), максимальную скорость — 40 узлов (по некоторым данным — 42 узла), дальность плавания — 4000 морских миль. Об энергетической установке можно сказать лишь то, что, скорее всего, она двухрежимная, дизель-электрическая. На модели можно разглядеть пусковые ячейки для ракет, кормовой ЗРК малого радиуса действия и выдвигаемую артиллерийскую установку на носуЕщё сложнее с вооружением. На носовой надстройке корабля замечены ячейки вертикального пуска ракет (VLS) — от 4 до 12 штук. Кроме того, на корме есть два лёгких торпедных аппарата и одна дистанционно управляемая артиллерийская установка, возможен вариант с ячейками зенитных ракет HQ-10. Помимо вооружения на корме расположена вертолётная площадка как для БПЛА, так и для пассажирских вертолётов: на них будет прибывать на JARI-USV-A "Orca" экипаж. Корабль, конечно, безэкипажный, но небольшой мостик на нём предусмотрен — скорее всего, существующая нормативная база не позволяет входить в гавань кораблям без человека на мостике, да и в местах оживлённого судоходства стоит подстраховаться, ну и поломок техники, само собой, никто не отменял.Набор антенн на надстройкеДля чего нужен китайский корабль-дрон? Человек на борту корабля — самое слабое звено. Именно его наличие вызывает проблемы с автономностью малых кораблей (кто выходил в море на МПК или ракетном катере — поймёт). Безэкипажный корабль способен находиться в море значительно дольше корабля того же размера, но управляемого экипажем. Но что будет делать JARI-USV-A "Orca", болтаясь месяцами в море? Больше всего вопросов вызывает большое количество антенн на надстройке, в том числе антенн РЛС и систем РЭБ. Точно сказать, что за системы на "Касатке" установлены, нельзя, но высказываются обоснованные предположения, что используются радары AESA. Каким образом будет обрабатываться информация от этих РЛС, не вполне понятно. На борту? Есть данные, что корабль оснащён системой обработки информации, позволяющей ему обрабатывать и анализировать большие объёмы данных, поступающих от большого количества имеющихся на борту датчиков. Более того, раздаются мнения, что корабль сможет самостоятельно планировать и выполнять задачи, управлять полезной нагрузкой в зависимости от оперативной обстановки. Хороший фотограф — на вес золота!Или, возможно, корабль будет, как и американские аналоги, ретранслятором команд управления для флотилии малых морских (надводных и подводных) и воздушных дронов. Точность навигационной системы, позволяющая определять местоположение корабля с точностью до 10 метров, как бы намекает на такую возможность. Опять же, малозаметность корабля, обеспечиваемая его малыми размерами и применением технологии "Стелс", говорит о вероятном использовании корабля для разведывательных миссий. С другой стороны... Кормовой порт подразумевает возможность что-то из него спускать за борт...Два торпедных аппарата подразумевают возможность выполнения противолодочных задач. По мнению ряда экспертов, при благоприятных погодных условиях возможно поражение подводных целей на дистанции более 7 км. Или, если вместо торпед использовать подводные аппараты с дистанционным управлением (что также возможно), то задач по борьбе с минами или выполнения диверсионных заданий. Малая осадка и наличие ракетного вооружения подразумевают возможность действия в прибрежных водах Тайваня, благо обстановка вокруг острова сейчас достаточно сильно искрит. На это намекает и многофункциональность корабля: он способен к ведению борьбы с воздушными целями, наличие автоматических пушек позволяет работать как по надводным целям, так и по берегу, плюс — противокорабельные ракеты... Но, возможно, что справедливы и другие мнения.Х. И. Саттон сравнивает "Касатку" с американскими кораблями-дронамиНапример, некоторые специалисты считают, что это инициативный проект CSSC (Государственной судостроительной корпорации Китая), которая не получала на него заказ от командования ВМС НОАК, но пытается заинтересовать китайских военных моряков своей разработкой. За эту версию говорит публичный показ JARI-USV-A "Orca" на авиашоу в Чжухае: перспективную разработку по заказу ВМС в КНР, скорее всего, засекретили бы.Как бы то ни было, строительство самого большого в мире корабля-дрона показывает готовность китайских кораблестроителей к смелым экспериментам. И возросшие возможности китайских верфей строить очень сложные системы (отдельно можно отметить, что далеко не простой корабль был построен "с нуля" за срок всего в два года). С другой стороны, спуск на воду слишком большого безэкипажного корабля может быть не самым оптимальным решением: с ростом водоизмещения растёт цена, причём до такой степени, что в определённый момент преимущество, даваемое отсутствием людей на борту, теряется.