Прогресс разработки самолёта-разведчика HADES
29 ноября 2024, 03:18

Самолёт Bombardier Global 6500, на базе которого построят опытный HADES. Фото Bombardier

Несколько лет назад Пентагон принял решение о модернизации парка самолётов радиотехнической и радиоэлектронной разведки, входящий в состав авиации сухопутных войск. Для этого была запущена масштабная и амбициозная программа, получившая название HADES. По её итогам армейская авиация должна получить партию новых разведывательных самолётов. К настоящему времени программа прошла несколько начальных этапов и готовится к выходу на новую стадию.

Обновление парка

В настоящее время основным самолетом радиотехнической и радиоэлектронной разведки (РТР / РЭР) в составе армейской авиации США является RC-12 Guardrail. Этот самолёт был принят на вооружение около 40 лет назад и с тех пор неоднократно модернизировался. В настоящее время на вооружении стоят примерно 75-80 машин этого типа последних модификаций.

В середине десятых годов в Пентагоне пришли к выводу о необходимости замены "Гардрейла" современным самолётом аналогичного назначения. Стартовали исследования на эту тему, итогом которых стало формирование требований к перспективной технике. Кроме того, по их результатам запустили несколько проектов разного рода.

Так, в 2019 г. компания Leidos получила заказ на разработку "многоцелевой воздушной системы разведки и целеуказания" Aerial Reconnaissance and Targeting Exploitation Multi-Mission Intelligence System или ARTEMIS. Вскоре после этого компаниям Alion Science and Technology и L3Harris поручили разработку "воздушной системы разведки и радиоэлектронной борьбы" Airborne Reconnaissance and Electronic Warfare System (ARES).

Один из разведывательных самолётов RC-12 армейской авиации США. Фото Минобороны США

В 2021 г. заказчик получил два опытных самолета ARTEMIS и ARES. После успешного завершения испытаний они были введены в опытную эксплуатацию. Самолёты регулярно перебрасываются с базы на базу в различных регионах, где выполняют разведывательные полёты для сбора разнообразной информации.

Около года назад в Пентагоне сообщили, что за время опытной эксплуатации два самолёта выполнили более тысячи вылетов. Результаты разведки при этом уточнять не стали. "Артемида" и "Арес" продолжают свою работу, а в 2024-25 гг. к ним должны присоединиться два схожих, но модернизированных самолёта.

На новом уровне

По замыслу Пентагона, основной задачей самолётов ARTEMIS и ARES является демонстрация возможностей и отработка перспективного радиоэлектронного комплекса. Опыт, полученный в ходе этих испытаний, планировалось использовать в более масштабной программе под названием HADES (High Accuracy Detection and Exploitation).

Ранее военное ведомство раскрыло общие планы по HADES. Цель этой программы заключается в создании нового самолёта РТР / РЭР с улучшенными характеристиками и расширенными возможностями. Его планируют построить на современной авиационной платформе и оснастить новейшим целевым оборудованием.

Самолёт ARTEMIS-R. Фото L3Harris

Ожидается, что новый самолёт HADES превзойдет существующие RC-12 по всем параметрам. Он сможет летать дольше и дальше, более эффективно вести разведку и т.д. Кроме того, важным фактором станет новизна проекта.

Ход работ

В 2021-23 гг. Пентагон провел конкурсную часть программы HADES. Несколько компаний предложили свои варианты самолёта со специальным радиоэлектронным комплексом, и заказчик выбрал наиболее удачные для дальнейшего развития.

Изначально планировалось, что конкурсанты построят два опытных самолёта, а заказчик сравнит их и определит лучший. Однако в дальнейшем эти планы пересмотрели. В ноябре 2023 г. Пентагон решил, что в металле будет реализован только один проект. Контракт на выполнение этих работ получила компания Sierra Nevada.

В качестве субподрядчика, ответственного за поставку воздушной платформы, была выбрана компания Bombardier. В начале января 2024 г. ей выдали заказ на строительство и поставку самолёта Global 6500. Этот борт ожидался к середине октября, и после этого компания Sierra Nevada должна была приступить к монтажу специального оборудования.

Проектный облик будущего HADES. Графика Sierra Nevada

Строительство самолёта не уложилось в установленные сроки. Готовую машину выкатили из сборочного цеха завода Bombardier в г. Уичито (шт. Канзас) и передали на следующий этап только 25 ноября. Сколько времени займет установка аппаратуры, пока не сообщается. Ожидается, что опытный образец HADES от Sierra Nevada выйдет на испытания в следующем году.

Потенциальная проблема

По итогам конкурсной части программы, Пентагон доверил разработку самолёта HADES компании Sierra Nevada и её субподрядчикам. Такое решение ожидаемо не устроило проигравшую компанию L3Harris. Более того, она готова побороться за контракт.

В середине октября L3Harris подала жалобу на действия военного ведомства в Счётную палату Конгресса. Контролирующий орган уже начал проверку решения Пентагона и планирует завершить её к концу декабря. Каким будет решение Счётной палаты, пока неизвестно. Однако уже сейчас ясно, что все эти действия могут негативно повлиять на сроки выполнения работ по теме HADES.

В L3Harris надеются на положительное решение в свою пользу. Руководство компании утверждает, что в таком случае армейская авиация сможет получить относительно недорогой, но эффективный самолёт РЭР / РТР с минимальными техническими рисками. Компания Sierra Nevada не разделяет такой оптимизм. Её руководство считает, что жалоба конкурентов связана исключительно с бюрократическими вопросами и не имеет отношения к техническим аспектам.

Применение РЛС и ведение РТР в графическом представлении. Графика Sierra Nevada

Самолёт разведки

Заказчик и разработчик к настоящему времени раскрыли часть технической информации о проекте HADES в его нынешнем виде. Известны цели и задачи программы, а также основные способы их достижения. При этом все подробности, по понятным причинам, пока не раскрываются.

Программа HADES направлена на создание самолёта РТР / РЭР с высокими лётными характеристиками, способного оставаться в воздухе на протяжении длительного времени. На протяжении всего полёта этот самолёт должен использовать разнообразные средства разведки и собирать данные о текущей обстановке, о противнике и его действиях.

В качестве платформы для HADES был выбран пассажирский самолет Bombardier Global 6500. Этот самолет имеет длину около 30 м и размах крыла 28,7 м. Максимальная взлётная масса превышает 45 т. Два турбовинтовых двигателя обеспечивают высокую дозвуковую скорость. Дальность полёта с нормальной нагрузкой превышает 12 тысяч км. Продолжительность полёта — не менее 10-12 часов.

Точный состав специальной аппаратуры будущего HADES пока остается неизвестным. В различных источниках упоминается использование радиолокатора бокового обзора с синтезированной апертурой, оптико-электронных и других средств наблюдения. В этих областях будут применяться новейшие разработки, обладающие улучшенными характеристиками и расширенными возможностями.

Самолёт HADES в зоне выполнения задачи. Графика Sierra Nevada

Кроме того, "Гадес" получит средства радиотехнической разведки. С их помощью самолет будет перехватывать и принимать, а также анализировать различные радиосигналы и электромагнитное излучение. Электроника сможет выявлять их источники и получать другую ценную информацию.

Самолёты HADES планируется включить в современные и перспективные контуры связи и управления сухопутных войск. Они будут передавать данные разведки на командные пункты в режиме реального времени, обеспечивая поддержку деятельности войск на земле или армейской авиации. Помимо самолетов РТР / РЭР, в такую систему войдут и другие средства разведки.

Планы на будущее

Ранее Пентагон раскрыл планы на будущее производство самолетов разведки нового типа. При отсутствии затруднений и переносов сроков, до 2030 г. хотят построить 14 таких машин. Если возникнет соответствующая необходимость, закажут и получат ещё пару. Общая стоимость производства приблизится к 1 млрд долларов.

При помощи серийных HADES проведут переоснащение нескольких разведывательных эскадрилий, которые сейчас используют старые самолеты RC-12. При этом выпуск новой техники не позволит полностью заменить имеющуюся. Как будут решать эту проблему, пока не сообщается.

Впрочем, пока перед программой HADES стоят другие задачи и иные проблемы. Так, на данный момент её перспективы зависят не только от успеха конструкторов, но и от решения Счётной палаты. Нельзя исключать, что по результатам проверки ход программы радикально изменится.
topwar.ru
© ФГУП «ГосНИИПП», 1989-2024