SpaceX теряет сотни долларов на каждом терминале Starlink, вопреки заявлениям Маска
12 апреля 2024, 17:05
Как и другие частные компании, Starlink не обязана публиковать свои финансовые показатели. Источники, имеющие доступ к балансу компании, утверждают, что "прибыльные" кварталы были не такими стабильными, как заявлял Маск инвесторам, отмечая достижение "безубыточного денежного потока". Инсайдеры полагают, что Starlink с 2,6 млн клиентов занижает расходы, связанные с запуском спутников на орбиту, чтобы улучшить свою финансовую привлекательность для инвесторов."Если ИИ — это мозг робота, то RPA — его руки". Что умеют программные роботы

SpaceX, как и Tesla в автомобильной индустрии, совершает переворот в космической сфере. Многоразовые ракеты компании значительно сократили расходы на космические запуски, делая их более доступными. Starlink обладает подавляющим большинством активных спутников на орбите Земли, предоставляя доступ к интернету в удаленных регионах. В декабре 2023 года SpaceX была оценена в $180 млрд, сравнявшись с такими гигантами, как Verizon Communications и General Electric. Компания Маска также стала неотъемлемой частью космической программы США и играет ключевую роль в сфере национальной безопасности.

Однако SpaceX осознает ограниченность прибыли от запусков ракет. Для реализации амбициозной цели — колонизации Марса — необходимы другие источники финансирования. Маск видит в Starlink ключ к достижению своей мечты. Некоторые инвесторы разделяют его мнение, прогнозируя Starlink более половины выручки SpaceX в 2024 году. Гвинн Шотвелл, президент SpaceX, подчеркивает огромный потенциал спутниковой сети: "На этой планете, вероятно, всего 150 клиентов для запусков ракет, но у Starlink — 8 млрд потенциальных клиентов".

Starlink уже насчитывает 5600 активных спутников, и их количество в ближайшее время вырастет на десятки тысяч. Запуск новых спутников ускорится с началом коммерческой эксплуатации ракеты Starship. После полного развертывания Starlink с ее низкой задержкой и широким охватом может стать серьезным конкурентом для традиционных телекоммуникационных компаний, использующих геостационарные спутники. Но есть проблема: рост числа пользователей может привести к перегрузке системы и снижению скорости. В 2022 году, по данным Ookla, скорость Starlink начала снижаться, что совпало с увеличением числа подписчиков. Тогда компания начала запускать модернизированные спутники с повышенной пропускной способностью. В результате скорости Starlink, особенно в менее населенных регионах, снова начали расти.

Проблемы с пропускной способностью могут быть одной из причин, почему Starlink пытается добиться выгодных корпоративных контрактов. Но крупные авиакомпании Delta, Southwest Airlines, American и United отвергли Starlink, предпочитая услуги Viasat. Аналитики считают, что SpaceX не предлагает долгосрочных контрактов и эксклюзивности, которые требуют корпоративные клиенты. Viasat располагает сотнями сотрудников в отделе продаж, а у Starlink их количество исчисляется десятками. Зато SpaceX добилась успехов в подключении корпоративных клиентов в сельских и морских районах, где проблемы с пропускной способностью не стоят так остро. Среди клиентов Starlink — Carnival Cruise Lines, Deere & Co и Anglo-Eastern Ship Management. Доступ к спутниковой сети помог им сильно сократить расходы. Так, Anglo-Eastern использует Starlink на 300 из 650 своих судов. Оборудование Starlink на одно судно стоит $2700, в то время как оборудование традиционных спутниковых провайдеров (например, Eutelsat и Inmarsat Global) обходится в $20 000. Абонентская плата для Starlink составляет $1000 в месяц, тогда как у традиционных провайдеров она достигает $2000 при меньшей скорости.

Starlink демонстрирует устойчивый рост рентабельности, поскольку компания сокращает затраты на производство спутников и наземных терминалов. В компании прогнозируют рост продаж услуг связи до $15 млрд в этом году, в сравнении с $4,7 млрд в прошлом году. Однако, чтобы обеспечить необходимое количество запусков для пополнения спутниковой группировки, SpaceX придется привлекать дополнительные инвестиции. SpaceX рассматривала возможность выделения Starlink в отдельную компанию с потенциальным выходом на IPO, но на данный момент этот шаг признан нецелесообразным.
hightech.plus
© ФГУП «ГосНИИПП», 1989-2024