Необычная звёздная пыль на метеорите с Южного полюса
29 марта 2024, 10:50

Остатки сверхновой Кассиопеи A, снятые в инфракрасном диапазоне телескопом "Джеймс Уэбб". Сверховая вспыхнула на расстоянии около 11 тысяч световых лет от Земли. Илл.: NASA, ESA, CSA, STScI, D. Milisavljevic (Purdue University), T. Temim (Princeton University), I. De Looze (University of Gent), esawebb.org Открыть в полном размере ‹ ›

Звёзды рождаются, светят и, в конце концов, умирают. Энергию для жизни они получают в результате термоядерного синтеза: ядра атомов водорода "слипаются" вместе и образуют ядра атомов гелия, и при этом выделяется энергия. В зависимости от того, насколько звезда большая, отличается и время её спокойной, размеренной жизни. Маленькие звёзды экономно расходуют своё топливо и могут существовать чуть ли не триллионы лет, очень массивные звезды сгорают быстро и умирают "молодыми" в возрасте нескольких миллионов лет, звёзды же средней "комплекции", типа нашего Солнца, живут и здравствуют порядка десятка миллиардов лет.

Дочитать статью

Комментарии (undefined)

• undefined10:50undefined
Комментировать статью ...ОтветитьВам может понравиться
Про науку
Показать еще ×

Этот рекомендательный блок предоставлен сервисом Sparrow и содержит материалы партнеров.

Если вы видите данный контент, значит наш умный алгоритм показывает его вам как уникальному пользователю, учитывая ваше поведение и интересы в сети.

Присоединяйтесь к числу партнеров Sparrow:
  • Обменивайтесь трафиком с высоким коэфициентом х2 с сайтами-партнерами новостной сети Sparrow, такими как RG.ru, Gazeta.ru, Tass.ru, Ura.News Forbes.ru и др.;
  • Монетизируйте аудиторию за счет партнеров, таких как Soloway, Realty.ru и др., а также улучшайте маркетинговые показатели, установив рекомендательную систему на свой сайт;
  • Размещайте рекламные материалы на федеральных и региональных сайтах СМИ, таких как Kp.ru, news.ru, zr.ru, ont.by, 7days.ru и др. - достигайте высоких конверсионных показателей!

Начать работать с Sparrow Закрыть

Если смотреть на звезду с химической точки зрения, как на фабрику химических элементов, то всё самое интересное происходит с ней в конце её жизни, когда у звезды заканчивается её основное топливо – водород. В зависимости от размера и ряда других параметров в звезде могут начаться процессы ядерного синтеза более тяжёлых, чем гелий, химических элементов. Например, запускается процесс "горения" гелия с образованием углерода. Если у звезды ещё остаются "силы", то синтезируются ядра и других, ещё более тяжёлых элементов, вплоть до железа, а сама звезда становится похожей на "луковицу" со слоями из разных элементов. Однако на железе процесс останавливается, потому что термоядерный синтез более тяжёлых элементов приводит уже к поглощению энергии.

Когда этот момент наступает, в ядре звезды уже не хватает давления, чтобы сопротивляться гравитационным силам и происходит так называемый коллапс ядра звезды. На его месте образуется нейтронная звезда или даже чёрная дыра, к которой с околосветовой скоростью устремляются остатки внешних оболочек бывшей звезды. Тогда происходит вспышка сверхновой и выделяется колоссальное количеств энергии, а по окружающему пространству на световые годы разлетается добрая половина таблицы Менделеева. Часть из этого вещества превращается в мельчайшие кристаллы, в пыль, которая разносится по Галактике и спустя какое-то время вместе с газами и другими молекулами может дать жизнь новым звездам и их планетам.

Большинство следов этой пыли теряются, когда многочисленные пылинки превращаются в более крупные тела, они сталкиваются, разрушаются, плавятся и так далее. Но иногда они в виде микроскопических включений, их ещё называют досолнечными зёрнами, остаются в составе небольших камешков, путешествующих по космосу. Иногда они падают на поверхность Земли и иногда их находят исследователи. Так случилось с метеоритом ALH 77307, который нашли в конце семидесятых годов в горах Алан Хиллз в Антарктиде. Это небольшой метеорит весом 180 грамм, принадлежащий к классу углеродистых хондритов. Однако интересно не это.

Как пишут в The Astrophysical Journal исследователи из университета Кертина, университета Западной Австралии, университета Глазго и Сиднейского университета, им удалось найти на поверхности метеорита  ALH 77307 досолнечные зёрна и определить их химический и изотопный состав. Трудность здесь состоит в том, что эти зёрна очень маленькие, их размер обычно не превышает пары сотен нанометров (фактически это несколько тысяч атомов в поперечнике) и для их анализа необходимо сложное оборудоваие. Если их анализировать вместе с остальным веществом метеорита, то химические особенности зёрен просто растворятся в нём, и мы их не увидим. Тогда как именно зёрна, как частички, непосредственно образовавшиеся в процессе вспышки определённой сверхновой, могут рассказать о физике конкретно этого процесса. То есть это шанс увидеть не усреднённую химическую картину результатов многих вспышек сверхновых, а "расспросить" непосредственного "свидетеля" одной такой конкретной космической катастрофы.

В досолнечных зёрнах из метеорита ALH 77307 оказалось необычно высокое содержания "тяжёлых" изотопов магния-25. "Обычный" земной магний состоит из смеси трёх стабильных изотопов с атомными массами 24, 25 и 26. Больше всего самого "лёгкого" магния-24, его порядка 80%. На "тяжёлые" магнии приходится примерно по 10% на каждый изотоп. Однако в досолнечных зёрнах из ALH 77307 магния-25 оказалось примерно в три раза больше, порядка 30%. До этого учёным ещё не попадалась "звёздная пыль" с таким высоким содержанием тяжёлого магния.

О чём это говорит? Изотопный состав – это фактически отчёт о результатах ядерной реакции, благодаря которой когда-то образовался этот химический элемент. По нему можно воссоздать характеристики вспышки сверхновой, уточнить параметры процессов, которые при этом протекали – узнать, как именно "вспыхивала" эта сверхновая. Уточнение наших представлений о том, как ведут себя разные звёзды в конце своего существования, не только на основе теоретических моделей, а с учётом реальных материальных свидетельств этих процессов, поможет астрофизикам получить больше информации о тех вспышках сверхновых, за последствиями которых мы можем сейчас наблюдать только с помощью мощных телескопов. И, конечно, больше узнать о "родословной" вещества, из которого состоим мы и наша Солнечная система.
29 марта 2024

Автор:  Максим Абаев
Статьи по теме
Взрыв сверхновой недалеко от Земли

Первые люди на Земле могли быть свидетелями звёздной катастрофы.
Телескоп "Чандра" заглянул в остатки взорвавшейся сверхновой

Сведения о химическом составе Кассиопеи А помогут понять, что за процессы происходили в юной Вселенной.
Томография для сверхновых

Методы оптической спектроскопии помогут  пролить свет на  эволюцию сверхновых звёзд.
Вспышка сверхновой могла уничтожить доисторических морских гигантов

Очередная гипотеза массового исчезновения морских обитателей учитывает влияние космических лучей.
Почему взрываются звёзды?

Немало копий в своё время поломали учёные в спорах о том, как объяснить яркие вспышки звёзд.
Средневековую крепость в Туве удалось датировать с точностью до времени года

Чтобы установить время строительства, использовали "событие Мияке" – всплеск содержания радиоуглерода в атмосфере в 775 году.
‹ ›