12 мая 2023, 07:12

Идеальный гаджет
Идея приручить ядерный реактор для военных нужд и сделать его не больше полевой технички витала в умах инженеров очень давно. Первыми были советские конструкторы с гусеничной атомной электростанцией ТЭС-3 еще в конце 50-х годов. Назвать её компактной нельзя – атомный реактор с инфраструктурой размещался на четырех шасси тяжелых танков. Станция работала без нареканий, имела большой срок службы и вполне могла бы питать электричеством и теплом отдаленный гарнизон. Но габариты и запредельный вес ТЭС-3 не позволили продолжить совершенствование конструкции. На новом уровне концепция передвижной ядерной станции получила продолжение в начале 80-х годов, когда советская промышленность предложила в серию изделие "Памир-630Д". Если ТЭС-3 был выполнен по классической схеме водо-водяного реактора, то у "Памира" теплоносителем выступало соединение "Нитрин" на основе тетраоксида диазота. Это позволило уменьшить габариты реактора и поднять температуру на выходе из горячей зоны до 500 градусов Цельсия. Станцию разместили на двух тяжелых тралах, тягачами которых выступали белорусские МАЗы в специальном исполнении. В отличие от ТЭС-3, пара полуприцепов могла перемещаться по дорогам общего пользования и вполне приличному бездорожью. Только получилась в итоге настоящая гремучая смесь на колесном ходу. Мало того, что в реакторе находилось почти двадцать килограмм высокообогащенного диоксида урана, так еще и теплоноситель оказался удивительно токсичным. Как утверждается, в ходе обкатки рабочих процессов реактора один из разработчиков отравился "Нитрином" насмерть. После Чернобыльской аварии проект закрыли, и с тех пор об отечественных проектах мобильных атомных реакторов ничего не слышно. Но от идеи электропитания отделенных военных гарнизонов от малогабаритных атомных станций не отказались. Особенно в свете освоения Северного морского пути.В Соединенных Штатах первые опыты с мобильными станциями датируют началом 60-х годов. Это была ML-1 Mobile Power System, которая должна была совершить революцию в отрасли. Во-первых, для сокращения размеров инженеры пошли на большой риск и накачали реактор азотом. По идее он должен был играть роль теплоносителя, а в случае чего его запасы можно было быстро пополнить из окружающего воздуха. Но газовое охлаждение горячей зоны реактора требовало нетривиальных решений по герметизации контура. Эту проблему американцы так и не смогли решить – газ сквозил из трубопроводов, да еще выносил с собой немало радиоактивных частиц. Второй уникальной особенностью ML-1 была аэротранспортабельность – это был первый в истории прецедент подобного рода. Станция помещалась в четыре стандартных контейнерах и перебрасывалась по воздуху на С-130. Как уже понятно, революции не случилось – конструкция оказалась настолько сырой, что дело не дошло даже до опытной эксплуатации в войсках.Проект Pele
Американцы в качестве основного мобильного источника энергии используют комплекс Advanced Medium Mobile Power Source, включающий в себя пять многотопливных электрогенераторов мощностью от 2,5 кВт до 2,5 МВт. Разработчики уверяют, что в сравнении с предшественниками, снятыми с вооружения в 2011 году, генераторы на 21 процент экономичнее, а также надежнее и безопаснее. Однако законы физики и химии не обманешь – гарнизонам для электростанций приходится непрерывно поставлять горючее и расходные материалы. Это, во-первых, хлопотно, а во-вторых, повышает уязвимость любой обособленной базы США от атак. Стоит перекрыть караваны с горючим, и хваленая американская техника долго не протянет. Количество военных баз в американской армии перевалило за восемь сотен, что создает гигантские проблемы с доставкой топлива. Одновременно с этим Пентагон постоянно наращивает число потребителей электроэнергии в армии. Легкую колесную технику американцы планируют перевести на электротягу уже через 25–30 лет. И в дальнейшем этот тренд планируют распространить на все бронированные машины, вплоть до танков. Одновременно с этим в США мечтают о противоракетной лазерной обороне и еще куче гаджетов, кратно увеличивающих потребность в электричестве. Поэтому, если бы проект малогабаритной АЭС военного назначения не существовал, его следовало бы придумать. А налогоплательщикам американцы скармливают историю про снижение пресловутого "углеродного следа" от военной инфраструктуры. По данным Пентагона, только за 2020 год армия "израсходовала почти 78 миллионов баррелей топлива для энергоснабжения кораблей, самолетов, боевых машин и резервных баз на общую сумму 9,2 миллиарда долларов". Вроде бы внушительная цифра, которая тем не менее кажется ничтожной на фоне 750-миллиардного оборонного бюджета Пентагона. И на фоне выбросов, которые ежегодно доставляют в атмосферу Соединенные Штата, доля военных едва достигает пары процентов. Исследователи подсчитали, что последние три года военные США выбрасывают более пятидесяти миллионов тонн углекислого газа каждые двенадцать месяцев. Большинство стран мира не способны в принципе генерировать такую массу парниковых газов.

