Как мы чувствуем мочевой пузырь
16 октября 2020, 07:37

16 октября 2020

Всем знакомо ощущение переполненного мочевого пузыря, но мало кто задавался вопросом, как оно появляется. Исследователи из Института Скриппса как раз попытались понять, что за механизм лежит в основе этого важного ощущения.

(Иллюстрация: nmcandre / Depositphotos)  Открыть в полном размере ‹ ›

Можно предположить, что тут задействованы какие-то рецепторы механических деформаций: моча накапливается в пузыре, его стенки растягиваются, и механорецепторы посылают сигнал в мозг. В 2010 году Ардем Патапутян ( Ardem Patapoutian) и его коллеги опубликовали работу, в которой говорилось о двух механочувствительных белках, PIEZO1 и PIEZO2. Как и любые сенсорные белки, они сидят в мембране нейронов и работают ионными каналами, пропуская ионы внутрь клетки. Под действием какого-нибудь стимула ионные каналы активируются, ионы перераспределяются между наружный и внутренней стороной мембраны, и в результате нейрон генерирует электрохимический импульс. Для PIEZO1 и PIEZO2 стимулом служит механическое растяжение мембраны.

Белки PIEZO есть в самых разных органах и тканях. Кожные PIEZO помогают нам чувствовать прикосновения, PIEZO в лёгких помогают регулировать ритм и глубину дыхания, PIEZO в кровеносных сосудах нужны, чтобы контролировать растяжение сосудистых стенок и, соответственно, кровяное давление. Даже иммунитету нужны белки PIEZO – в прошлом году мы писали, что иммунным клеткам нужно чувствовать механическое давление, чтобы лучше охотиться на инфекцию.

Так что стоит ли удивляться, что PIEZO нашли и в мочевом пузыре. Исследователи изучали людей, у которых из-за мутаций не работал белок PIEZO2. У таких людей возникают разные сенсорные проблемы. В частности, они не могут оценить состояние своего мочевого пузыря, и в туалет им приходилось ходить не по ощущениям, а по расписанию – чтобы избежать разных физиологических, и не только физиологических, проблем.

Эксперименты на мышах показали, что PIEZO2 действительно необходим, чтобы ощущать собственный мочевой пузырь. В статье в Nature говорится, что белок PIEZO2 есть в мембранах сенсорных нейронов мочевого пузыря и так называемых фасеточных (или зонтичных) клеток эпителия. Зонтичные клетки каким-то образом помогают нейронам ощущать растяжение стенок пузыря и облегчают мочеиспускание, но как именно они взаимодействуют с нейронами, ещё предстоит выяснить. Возможно, полученные результаты помогут лучше понять, почему у некоторых людей развивается недержание мочи, и можно ли с этим что-то сделать.

Автор:  Кирилл Стасевич