Гибридные авиакрылья для морской авиации Великобритании
05 июня 2025, 03:19

Авианосец HMS Queen Elizabeth и истребители F-35B

Недавно министерство обороны Великобритании выпустило стратегический обзор обороны, в котором предложило целый ряд идей и решений для развития вооружённых сил. В частности, предлагаются планы совершенствования королевского военно-морского флота и его воздушных сил. Например, палубную авиацию хотят перестроить по новой концепции. В её составе появятся гибридные авиакрылья, объединяющие пилотируемую и беспилотную авиацию.

Планы на будущее

В докладе Strategic Defence Review 2025 отмечается большая роль КВМФ в обеспечении национальной безопасности Великобритании. В связи с этим предлагается уделить большое внимание его развитию и улучшению основных показателей. Необходимо модернизировать надводные и подводные силы, а также авиационную составляющую.

Авторы доклада напоминают, что авианосцы и палубная авиация по-прежнему являются основой ударных возможностей НАТО. При этом отмечается необходимость развития этого направления с учетом современных тенденций и прогресса последних лет.

В связи с этим предлагается постепенно внедрять в авиации КВМФ новую концепцию т.н. гибридных соединений. Она предусматривает сохранение пилотируемых палубных самолётов и одновременное внедрение беспилотной авиации разных классов. Кроме того, подразумевается расширение номенклатуры авиационных средств поражения.

Первые F-35B, поступившие на вооружение КВВС и КВМФ, 2018 г.

В опубликованном документе описываются самые общие идеи построения "гибридных соединений". Все подробности этой концепции, включая точный состав, типы техники, количество летательных аппаратов и т.д., пока не раскрывается. Возможно, эти вопросы пока не прорабатывались, либо информация такого рода на данный момент не подлежит публикации.

Впрочем, можно ожидать, что все эти сведения появятся в будущем. Если Минобороны и КВМФ примут решение о переходе на новую структуру авиационных подразделений, то скрывать все сведения о них не будут. В частности, командование не упустит возможности похвастаться смелыми планами и их исполнением.

Наличные силы

На данный момент в составе КВМФ имеется два полноценных авианосца. Корабли HMS Queen Elizabeth и HMS Prince of Wales способны нести полноценную авиационную группу и обеспечивать её боевую работу. По проекту, нормальный состав авиагруппы включает до 45-50 летательных аппаратов. Основу авиации корабля составляют истребители F-35B в количестве от 24 до 36 ед. Также имеются вертолёты разных типов и разного назначения.

В особых ситуациях, при наличии определенных ограничений, авиагруппа может быть увеличена до 60-65 летательных аппаратов. В этом случае боевые задачи смогут решать 48 истребителей. Также увеличивается количество вспомогательных вертолётов.

Следует отметить, что ограниченные возможности по работе с авиацией имеют и другие корабли КВМФ. Летная палуба небольших размеров предусматривается на эсминцах "Тип 45", фрегатах "Тип 23", а также на сторожевиках проекта River. Все эти корабли могут принимать вертолеты Merlin (AgustaWestland AW101), Wildcat (AgustaWestland AW159) и иную технику схожих размеров и массы. Также возможно применение БПЛА малых и средних классов.

Воздушные силы флота на данный момент включают 15 лётных эскадрилий разного назначения, оснащённых разной техникой. 8 эскадрилий предназначены для решения боевых, вспомогательных или транспортных задач. Из них только одна оснащена палубными истребителями F-35B — 809-я, базирующаяся на аэродроме Мархэм. Остальные эскадрильи являются учебными.

По известным данным, к настоящему времени Великобритания получила от США до 40 истребителей F-35B. Формально они принадлежат Королевским ВВС, но эксплуатация ведется вместе с КВМФ. Самолёты F-35B должны работать с авиабаз и авианосцев и решать широкий круг задач по борьбе с наземными и воздушными целями.

В составе палубной авиации используются вертолёты Merlin HM2. Машины разных модификаций предназначаются для ведения воздушной разведки и для участия в противолодочной обороне. Общая численность боеготовых "Мерлинов" — ок. 30 единиц.

Ударные и противолодочные задачи также возлагаются на вертолёты Wildcat HMA2. Благодаря меньшим размерам и массе такие машины совместимы с более широким кругом кораблей-носителей. В строю имеется до 28 таких вертолётов в боевой конфигурации.

В последние годы воздушные силы КВМФ активно осваивают беспилотную авиацию. На вооружение принимаются аппараты лёгкого и среднего класса, предназначенные для ведения разведки. Также флот изучает возможность закупки тяжёлых БПЛА разведывательного, ударного и транспортного назначения.

Вертолёты Merlin HM1

[/center]

Гибридное крыло

Минобороны Великобритании не раскрывает все подробности новых планов и, вероятно, ещё не составило их. Тем не менее, раскрытые данные позволяют представить, какими могут быть "гибридные авиакрылья" палубной авиации. Насколько правдоподобными окажутся нынешние оценки, покажет время.

По всей видимости, под крылом в этом контексте понимается авиагруппа авианосца в целом. Это будет некое подобие авиационного полка, включающее несколько эскадрилий на разной технике со своими собственными задачами. При этом возможны более сложные структуры с внедрением новой техники в существующие подразделения.

Основой гибридного крыла станут эскадрильи, оснащённые палубными истребителями F-35B. Вероятно, численность таких самолётов в составе авиагруппы останется прежней — не более 30-36 ед. Также в группе сохранятся вертолёты разных типов и разного назначения в меньшем количестве.

В гибридном крыле должны появиться разведывательные и ударные беспилотники среднего или тяжёлого класса. Часть таких аппаратов должна будет работать самостоятельно или в составе беспилотной группы. В дальнейшем возможно внедрение т.н. верных ведомых — они будут вести боевые действия под командованием пилотируемого самолёта и брать на себя самые сложные и опасные задачи.

В отдалённом будущем беспилотный авиационный парк могут пополнить и полноразмерные автономные БПЛА, которые можно будет считать аналогом полноценных самолётов. Они смогут работать самостоятельно или в группе с БПЛА либо истребителями. Однако нельзя исключать, что такая техника потребует существенно пересмотреть состав авиагруппы корабля-носителя.

Беспилотник-мишень Banshee Jet 80+

В недавнем докладе от Минобороны Великобритании упоминается необходимость совершенствования номенклатуры авиационных боеприпасов. Должны появиться новые образцы дальнобойного ракетного вооружения, совместимые с самолетами и БПЛА. Вероятно, имеются в виду создаваемые сейчас изделия, а также гипотетические образцы будущего. Ракеты разных типов улучшат боевые возможности пилотируемой и беспилотной авиации.

Новые принципы

Таким образом, новая концепция предусматривает дополнение существующих крыльев / авиагрупп беспилотной составляющей в виде летательных аппаратов разных классов и типов. Также могут появиться новые контуры управления, которые обеспечат совместную работу и боевое применение всех самолётов, вертолётов и БПЛА.

Предполагается, что авиагруппа такого состава будет выгодно отличаться от существующих. Гибридное крыло должно будет улучшить боевые возможности авианосных соединений КВМФ и положительно повлиять на боеспособность всего флота.

Тем не менее, пока планы Минобороны Великобритании вызывают вопросы. Ещё не сформированы или не раскрыты все подробности новой программы. Кроме того, для предложенного переоснащения придется разработать целый ряд новых непростых проектов. Справится ли британское Минобороны со всеми этими задачами и сможет ли довести задуманное до конца, неизвестно.
topwar.ru
© ФГУП «ГосНИИПП», 1989-2025