Первая стая «Каракалов» покинула немецкий питомник
03 июня 2025, 03:45
Специальная военная операция на Украине, названная недавно Верховным главнокомандующим Вооружёнными силами Российской Федерации, "войной", длится уже четвёртый год.
С самого её начала, наблюдая как за успехами, так и, к сожалению, неудачами российских войск, в силу доступности к источникам информации, совершенно логично обозначились явно проявившиеся, на мой взгляд, проблемы и задачи, кардинально решив которые можно было бы ускорить, упростить, усилить продвижение вперёд наших бойцов, сохранив при этом сотни, а может и тысячи жизней.
Да-да, сидя за клавиатурой компьютера во Франкфурте на Майне, я с гордостью говорю: "Наших российских бойцов, наших героических парней"!
Речь же сейчас снова пойдёт о транспорте
Не о БМП, БТР, ББМ или грузовиках различной грузоподъёмности, а о тех самых "тачанках", о которых я писал два года назад.
Чтобы "связать" время и мысли, можно кликнуть вот здесь:
"Питомник для Каракалов или размышления за рулём автомобиля".
А качестве инициативы, сесть за эту самую клавиатуру, послужила статья руководителя онлайн-редакции CPM Defence Network, Доротеи Франк (Dorothee Frank), опубликованная 25 мая, то есть всего несколько дней назад.
Ниже, дословное содержание статьи в полном объёме:
"Спецназ Украины получил "Каракалы" от "Рейнметалла"
До последнего времени было неизвестно, кто получил первый "Каракал", поставленный "Рейнметаллом" на Украину, и вот теперь полк украинского спецназа "Рейнджер" опубликовал фото на фоне одного из своих "Каракалов". Всего на первом этапе, в ноябре 2023 года, были поставлены на Украину первые пять автомобилей "Каракал", и еще 20 автомобилей в рамках второй поставки в 2024 году.
Показанный спецназом Украины "Каракал" несколько отличается от версии для БундесвераВ изготовленную в результате сотрудничества Mercedes-Benz, ACS Armoured Car Systems и Rheinmetall машину, каждая из трех компаний внесла лучшее из своих разработок, в результате чего получилась высокопроизводительная модульная платформа, предназначенная для воздушно-десантных войск.
G-Class 464 для УкраиныНепосредственно само транспортное средство изготовлено "Мерседес-Бенц" Базой для "Каракала" послужил G-Class 464 последней версии линии Enok* (Енот), о которой очень хорошо отзывались военные. CPM Defence Network отмечает выдающуюся прочность и надежность этой машины, характеризуя её как чрезвычайно высокопроизводительную и задающую стандарт в секторе военной техники. Даже на склонах, работая под нагрузкой, все девять передач переключаются чрезвычайно мягко и чётко, что с трудом можно представить у какого-либо другого транспортного средства.
Автомобильная база G-Class 464 является новой версией G-Class, которая также используется Бундесвером для автомобиля Wolf* (Волк).
"Каракал", созданный на базе Enok, оснащен шестицилиндровым дизельным двигателем Euro 3 мощностью 183 кВт (249 л.с.), который разгоняет автомобиль до 140 км/ч, развивая крутящий момент до 600 Нм.
При длине 4,35 м, ширине 1,81 м и высоте 1,85 м транспортное средство является одной из самых компактных платформ в своем классе. Благодаря полному приводу 4×4, автомобиль обладает высоким уровенем проходимости. По заявлению производителя, машина способна преодолевать подъёмы в 34 градуса (60%) , препятствия высотй до 33 сантиметров и канавы глубиной до 50 сантиметров.
Созданная по модульному принципу, транспортное средство адаптируемо к множеству различных функций, и может в том числе служить базой для новейшей системы борьбы с
дронами, Kinetic Defence Vehicle*, которая также уже поставляется на Украину.
Модульная структура ACSКомпания ACS Armoured Car Systems внесла свой вклад в изготовление "Каракала". Особого внимания здесь заслуживает так называемая система крепёжных шин. С помощью специальных гаек, резьб, винтов к ним можно крепить на раме и в салоне автомобиля всевозможные дополнительные системы и элементы вооружения.
С кузовом "Каракала" также поработали специалисты ACS.
"Конструкция состоит из напольного узла изготовленного из бронированной стали, и запатентованной модульной пространственной рамы (Modularen Space Frame)", — сообщил управляющий директор ACS Armoured Car Systems Себастьян Шаубек (Sebastian Schaubeck) в недавнем интервью CPM Defence Network, посвящённом "Каракалу" и деталям его конструкции, предназначенному для Бундесвера и вооруженным силам Нидерландов.
"Нужно становиться более гибкими и уметь быстро адаптироваться к меняющимся условиям. Именно эту возможность даёт наша продукция. Наша крепёжная система даёт возможность военнослужащим самостоятельно дооборудовать транспортное средство, реагируя на ситуацию на поле боя. Эта идея вынашивалась у нас давно. Мы хотели реализовать эту идею, создав системный демонстратор аэромобильного транспорта вооружения, и добиться возможности модульной стыковки между вариантами MK (Крупнокалиберное стрелковое вооружение) и LFK (Управляемое
ракетное вооружение). Но в то момент у нас не было достаточно времени".
"Каракал" от "Рейнметалла"
Rheinmetall интегрировал в машину свою систему и опыт. Компания взяла на себя окончательную сборку и монтаж специального вооружения, его индивидуальное производство в соответствующих количествах. Планируется также собирать его на месте, непосредственно в странах-заказчиках, обеспечивая при этом логистическую поддержку на протяжении всего жизненного цикла изделия.
В целом система "Каракал" уже хорошо зарекомендовала себя на рынке.
Германия и Нидерланды заказали до 3058 единиц в интересах совместно действующих аэромобильных сил. Помимо воздушно-десантных войск, немецкий спецназ – Командование специальных сил (KSK) и Командование спецназа ВМС (KSM) – также заменят свои "Волки", используемые силами воздушно-десантных подразделений, на "Каракал".
Тем не менее, Украина явилась первым пользователем транспортного средства, так как этот заказ был приоритетным. Поскольку Рейнметалл находится в тесном контакте с украинскими вооруженными силами, также следует надеяться, что их опыт также будет использован в немецких машинах.
До конца этого года Бундесвер должен получить свои первые "Каракалы", которые были законтрактованы Бундесвером и вооруженными силами Нидерландов в июле 2023 года в качестве "Систем воздушного развертывания".
Вот и вся статья.
Кстати, одна из многих других, посвящённых "Каракалу" и его поставкам на Украину. Кое-где я поставил звёздочки, и хочу ниже, дать немного дополнительной информации на эту тему.
Базовые автомобили, предшественники "Каракала"
Это и есть Enok (Енот), предшественник "Каракала". Фото 2021 годаА это десантники Бундесвера на "Волке" Wolf, оснащённом пулемётом MG3 Kinetic Defence Vehicle (Транспортное средство кинетической обороны)По поводу кинетических средств поражения, объяснять не нужно, - попал, поразил цель. А вот что немцы намудрили, связав эти средства с автомобилем, представляет интерес. Итак, в качестве базовой платформы используется транспортное средство и, смонтированный на нём, на модульной основе, комплекс кинетической обороны. Комплекс состоит из боевого модуля — R400 от Electro Optic Systems (EOS) и системы обнаружения цели.
R400 - это боевой модуль, оснащённый высокоточным 30-мм орудием или, при необходимости, пулеметом, автоматическим гранатометом или противотанковыми управляемыми ракетами. Он совместим с этими и другими системами воооружения благодаря функции "plug-and-play", то есть, простейшим подключением практически к любому гаджету.
Встроенный сенсорный блок обнаруживает потенциальные цели в режиме реального времени в секторе до 360 градусов. Обнаруженные
беспилотники или барражирующие боеприпасы идентифицируются при помощи активных и пассивных датчиков высокой эффективности.
R400 позволяет операторам поражать цели, включая малые и средние БПЛА, а также транспортные средства с третьим уровнем защиты по стандартам НАТО (STANAG).
Модуль стабилизирован по четырем осям и обеспечивает гарантированный захват целей независимо от скорости движения и вибрации транспортного средства. Согласно официальной информации, дальность поражения в пушечном варианте от одного до двух километров.
Интеграция R400 с автомобилем беспроблемна, обеспечивает мобильность и удобство использования. R400 может работать как с одинарными, так и с двойными конфигурациями вооружения.
Двенадцать этих систем уже были поставлены компанией Diehl Defence на Украину в декабре 2024 года и с тех пор успешно, как пишут немцы, "несут службу в повседневной обороне от российского вторжения".
Учитывая опыт боевого применения на Украине, комплекс Kinetic Defence Vehicle прошёл успешную модернизацию.
Автомобиль Enok с установленной на нём модернизированной версией комплекса борьбы с беспилотными летательными аппаратами Kinetic Defence Vehicle Система обнаружения цели от Open Works и EcoDyneEcoShield -радар, используемый для системы, изготовлен компанией EcoDyne.
Он представляет собой 4D-когнитивный радар среднего радиуса действия последнего поколения с импульсно-доплеровской технологией, поддерживаемый специальной компьютерной программой, работающий в Ku-диапазоне (15,4–16,6 ГГц), для радионавигации и радиолокационного применения. Передающие/принимающие ячейки генерируют высокоточные пространственные данные, осциллограммы адаптированы для высокоточной классификации и обеспечивают упорядоченный поток данных, богатых метаданными об отслеживаемых объектах.
Kinetic Defence Vehicle оснащён также системой обнаружения целей, названной Vision Flex, оснащённой сенсорами и датчиками фирмы Open Works. Vision Flex, использует модули искусственного интеллекта, обеспечивая мощный мониторинг, отслеживание и классификацию целей.
Фото с другого ракурса. Боевой модуль на переднем плане, сенсорная мачта сзади "Каракал", мобильный пункт запуска БПЛАВ период с 17 по 21 июня 2024 года в Париже состоялась выставка вооружений Eurosatory 2024, где был представлен "Каракал", оснащённый стартовым, четырёхконтейнерным комплексом барражирующего боеприпаса Hero-120. Системы, первоначально носящие наименования Wasp и Blade Arrow, в 2013 были объединены под общим названием HERO.
Этот комплекс предназначен для целенаправленных атак на цели на различных дальностях. Дроны используются для сбора разведданных, наблюдения, идентификации и целенаправленных атак на различные цели. Дрон-камикадзе HERO-120 может действовать на дальность более 60 км, время нахождения в воздухе до одного часа, несёт 4,5 кг взрывчатого вещества.
"Каракал", оснащённый Hero-120, на выставке в Париже Итог
Ну а теперь надо бы подвести итог, или по крайней мере, обозначить то, о чём я хотел сказать, представив читателю вышеизложенную информацию.
Если вы обратили внимание, в самом начале я отметил: "в силу доступности к источникам информации...".
С определённого времени, почему-то особенно в России, для очень большой группы населения стало признаком "замшелой отсталости" смотреть информационно-политинформативные телевизионные передачи, а вот его величество интернет превратился в истину, как в первой, так и в последней инстанции.
Проживая уже 30 лет в Германии, могу с ответственностью сказать, что именно Российское телевидение является здесь для рускоязычного населения среднего и почтенного возраста, настоящим "глотком свежего воздуха". А именно люди из этой группы родились и жили в СССР.
Прошу понять меня правильно, мы прекрасно видим здесь все, присущие любым TV-каналам, дубово-агитационные, а иногда просто низкопрфессиональные ляпы как немецких, так и российских TV-прграмм. Но собрав воедино телевизионную информацию, - как российскую, так и местную, немецкую, и естественно из интернет-источников, можно представить себе более-менее достоверную картину по какой-либо определённой теме, образную "среднюю температуру пациента в больнице".
Ну а раз мы заговорили об информации, то напомню, что два года назад, в июле 2023 года, немцы, как бы между делом, объявили о заказе для Бундесвера и Голландии 3058 единиц спецавтомобилей.
Уже через четыре месяца первые пять штук были изготовлены и отправлены на Украину. Следующие 20 штук, вдогон, в 2024 году.
Ничтожно мало? Так это только на пробу, чтобы потом, у себя, по результату реального применения "вылизать" серийные машины.
Стоит только задать в интернет-поиске "Kraftfahrzeug Caracal", как тут же появляются десятки статей и сотни фотографий и видео об уже изготовленных новеньких автомобилях.
Дрессировка "Каракала" на полигонеПолным ходом идёт сборка первой партии из 1508 единиц, общей стоимостью 870 000 000 евро. Уверен, что с арифметикой у всех нас всё в порядке, значит один автомобиль стоит
576 923 евро!
В целом, вся программа "весит" 1,9 миллиарда, и деньги эти были зарезервированы ещё в 2023 году.
Сегодня же правительство под руководством Фридриха Мерца (руководитель, если что, по-немецки Führer, хотя честное слово, я ни на что не намекаю!), имеет практически безграничный доступ к госкубышке, все ограничения сняты. И я уверен, в течение четырёх-пяти лет они перевооружат, переоснастят, доукомплектуют Бундесвер до уровня первой и самой мощной армии Европейского сообщества.
Но вернёмся к теме "транспорт".
Ни для кого не секрет, что в этой области у российских производителей, мягко говоря, не всё гладко. Заводы-производители, "как-бы", а это - определяющее слово, работают и продукцию выпускают, а дальше что?
А дальше, Российские телеканалы регулярно демонстрируют репортажи о народных умельцах, собирающих в своих мастерских и гаражах, без преувеличения, удивительные единичные образцы багги, вездеходов, транспортных платформ и т. д.
Хочется в пол поклонится этим людям! Поклонится и задать тот же вопрос, а дальше что?
В прошлом году я был в России и видел сам, дороги забиты "китайцами". Не людьми, а машинами. Но сейчас я не хочу говорить об асфальтовых дорогах городов и автомагистралей. Я никак понять не могу, почему у наших бойцов на переднем крае и в ближнем тылу нет, в абсолютно необходимом количестве и качестве, до предела необходимого транспорта?
Война ведь идёт, и государство просто обязано конкретно и эффективно заниматься темой вооружения и оснащения тех, кто живота своего не жалеет ради Родины-Матери!
Я абсолютно не экономист и не автомобилестроитель, но глядя в российскую даль со своей маленькой зарубежной колоколенки, я не понимаю, почему в воюющей стране нельзя, как пример, перевести на реально военные рельсы те же АвтоВАЗ, Ульяновский автозавод и "Ростсельмаш", создав военно-промышленный холдинг и дать предприятиям возможность работать на гарантированный гособоронзаказ, реально загрузив их на несколько лет необъятным объёмом работы. Я намеренно назвал именно эти предприятия, неоднократно читая информацию об очень непростой ситуации с ними.
И не нужны, на первых порах, бойцам машины, стоимостью по полмиллиона евро. На площадках хранения готовой продукции российских автопредприятий стоят тысячи нереализованных транспортных средств.
И если Государство Российское, для устранения природных или техногенных катастроф, а сегодня и для устранения последствий вторжения ВСУ в Курскую область, находит денежные средства, то неужели нельзя всю эту массу машин выкупить одним махом и отправить для нужд воинов Российских? Или дальше будут люди добрые собирать по сто рублей на покупку "Буханок" и прочих "вёдер с гайками", а военые покупать китайские багги-уродцы, в которые даже носилки с раненым бойцом толком не влазят?
Вот, в принципе, и всё, что я не мог не написать, прочтя короткую статью немецкого автора, на немецкой интернет-странице, о немецком автомобиле с кошачьим именем "Каракал".
Ну а вопросы..., очень бы не хотелось, чтобы они так и остались без ответа, с учётом того, что Россия, как и Германия, это же капиталистические государства, где "рулит невидимая рука рынка", ведь я абсолютно уверен, все мы ждём желанного ответа в виде жёстких, энергичных и конкретные действий в тылу и на фронте, которые обязательно приведут к Победе.