Проект транспортного БПЛА Airvolve Airlift
29 мая 2025, 03:31
Общий вид будущего БПЛА AirliftАктивно развивается направление тяжёлых беспилотных летательных аппаратов транспортного назначения. Очередной проект такого рода сейчас разрабатывает компания-стартап Airvolve из Литвы. Она собирается построить
беспилотник, способный взлетать вертикально и перевозить объёмные грузы массой в сотни килограммов. Для получения оптимальных характеристик его собираются выполнить по схеме циклокоптера с двумя барабанными роторами.
Перспективная идея
Литовская компания Airvolve начала работу несколько лет назад, и в ней работает менее десятка специалистов. К настоящему времени она успела найти инвесторов и запустить свой первый проект под названием Airlift. Его целью является создание нового тяжёлого транспортного БПЛА.
Недавно компания Airvolve начала необходимые исследовательские работы. В частности, весной изготовили макетный образец БПЛА, а осенью построили полноразмерный стенд для отработки несущей системы. Также ведется разработка документации по основному проекту, и этот этап планируют завершить в ближайшие месяцы.
В этом году компания собирается построить полноценный опытный БПЛА и начать его испытания. Это изделие должно будет показать потенциал новых технических решений и подтвердить расчётные характеристики. Также с его помощью будет осуществляться дальнейшая доводка и совершенствование имеющегося проекта.
Кроме того, прототип "Эйрлифта" будет использоваться в рекламных целях. Компания-разработчик хочет вывести свой БПЛА на международный рынок и получить заказы от зарубежных государств. В качестве потенциальных покупателей рассматриваются армии разных стран, которым требуются воздушные платформы с хорошим сочетанием лётных, технических и экономических характеристик.
Разработчики рассматривают свой БПЛА как современную альтернативу вертолётам некоторых классов. Они указывают, что в ряде ситуаций пилотируемая
авиационная техника не может использовать весь свой потенциал или сталкивается с рисками. В таких случаях полезными будут БПЛА вертикального взлёта наподобие перспективного Airlift.
В рекламе имеют место и более эмоциональные высказывания. Так, руководство компании "Эйрволв" цитирует неназванных партнеров, которые считают, что вертолёты уже уходят в
историю. Насколько такие оценки соответствуют реальному положению дел — вопрос риторический.
Необычная схема
В основе проекта Airlift лежит необычная концепция, пока не нашедшая широкого применения в пилотируемой или беспилотной авиации. Этот БПЛА предлагается построить по схеме т.н. циклокоптера. В качестве несущей системы будет использоваться пара особых роторов с лопастями. Они должны дать некоторые технические и эксплуатационные преимущества.
Новый летательный аппарат будет иметь характерную коробчатую форму. Основой конструкции станут два бортовых агрегата-корпуса, между которыми в центре будет находиться грузовая кабина. В носу и хвосте между боковыми корпусами поместят роторы. Аппарат будет иметь лыжное шасси, допускающее вертикальный взлёт и посадку.
Общая длина такого БПЛА будет превышать 6 м. Другие габариты и весовые параметры пока не сообщаются. Возможно, эти данные раскроют позже.
"Эйрлифт" получит гибридную силовую установку. Аппарат хотят оснастить двигателем неназванного типа, который будет приводить в действие генератор. Электроэнергия будет подаваться на два электромотора, вращающих роторы. Общая мощность такой установки достигнет 100 кВт.
Новый БПЛА будет летать при помощи пары роторов необычной конструкции. Каждый такой агрегат состоит из двух вертикальных вращающихся пятилучевых крыльчаток, между которыми находятся лопасти. Также в конструкции должна присутствовать система управления циклическим шагом лопастей.
При вращении ротора, лопасти, проходящие верхнюю и нижнюю точку траектории, должны создавать подъёмную силу. Так же за счёт изменения угла атаки лопастей возможно создание тяги, направленной вперёд или назад относительно направления полёта.
Два ротора, синхронно создавая вертикальную тягу, должны обеспечивать взлёт БПЛА с места или висение. Дифференциальное изменение тяги позволит менять тангаж и выполнять некоторые манёвры. Горизонтальный полёт возможен как за счёт тангажа, так и при помощи горизонтально направленной тяги роторов. Как будет организовано управление по рысканью, не сообщается.
БПЛА Airlift получит систему управления, способную контролировать работу двух несущих роторов на всех режимах полёта. Она должна выполнять команды оператора или осуществлять полёт по заранее загруженной программе. В этом отношении новый литовский беспилотник не будет принципиально отличаться от других современных БПЛА.
Опытный стенд для отработки конструкции ротораВ центре аппарата, между роторами, помещается грузовая кабина. Её габариты не сообщаются, но утверждается, что общий объём достигнет 5 куб.м. БПЛА сможет перевозить до 200 кг различных грузов. Для погрузки и выгрузки будут использоваться двери в бортах.
Компания-разработчик сообщает, что дальность полёта нового БПЛА достигнет 100 км. Другие лётно-технические характеристики аппарата пока не уточняются.
Ожидаемые преимущества
Главная идея проекта Airvolve Airlift заключается в использовании необычной подъемной системы. Именно с её помощью планируется получить высокие лётные и рабочие характеристики, а также преимущества иного рода. При этом реализация новой концепции может быть связана с некоторыми трудностями — и нет гарантий, что с нею справится молодая компания без большого опыта.
Несущая система с горизонтально ориентированными роторами способна показывать характеристики на уровне традиционных конструкций с лопастями той же геометрии. При этом она отличается более удачной компоновкой и имеет меньшие размеры. За счёт этого можно оптимизировать конструкцию всего летательного аппарата и уменьшить его габариты.
Эти возможности уже реализуются в проекте. Так, два необычных ротора помещены в пределах корпуса и не выступают за его пределы, и у БПЛА отсутствует ометаемый диск винта. Всё это резко уменьшает требования к взлётно-посадочным площадкам, а также повышает безопасность эксплуатации в разных условиях.
Также появилась возможность оптимизировать размещение грузового отсека. Он находится вблизи геометрического центра и центра масс. Кроме того, будет обеспечена удобная загрузка с двух сторон.
Демонстрация применения перспективного БПЛАВ то же время создание циклокоптера представляет определенную сложность, в основном из-за специфики горизонтального ротора с лопастями. Литовские авиастроители собираются справиться с такой задачей за счёт использования композитов и других современных материалов. Часть своих решений они уже проверили на практике.
Также компании Airvolve предстоит разработать новую систему управления, способную контролировать полёт БПЛА необычной схемы. Возможно, при её создании пригодятся наработки по коптерам или иной подобной технике. Тем не менее, без нововведений обойтись не удастся, и такие идеи повышают сложность проекта.
Следует отметить, что реализации проекта мешают не только технические сложности. Компания "Эйрволв" начала работу не так давно, не обладает опытом в создании авиационной техники и имеет ограниченные возможности. Она вполне способна предложить и предварительно проработать концепцию нового БПЛА, но возможность проведения всех дальнейших работ пока под вопросом.
В частности, вызывает сомнение способность компании из 8-10 человек построить полноценный беспилотник и провести его испытания. Возможно, к таким работам привлекут некоего субподрядчика, но и в этом случае будущее проекта туманно.
Неясные перспективы
Таким образом, на примере проекта Airvolve Airlift можно наблюдать типичную и знакомую ситуацию. Молодая и перспективная компания предложила оригинальную идею и смело взялась за её реализацию. Разрабатываемый БПЛА должен иметь ряд важных преимуществ и может заинтересовать потенциальных заказчиков.
Тем не менее, перспективы такого проекта пока под вопросом. Он отличается значительной сложностью, а его создатели имеют весьма ограниченные возможности. Удастся ли компании Airvolve выполнить все свои планы, неизвестно.