Экспериментальный БПЛА Quarterhorse Mk 1 начал лётные испытания
29 мая 2025, 03:31

БПЛА Quartehrorse Mk 1 перед первым полётом

Американская компания Hermeus Corp. собирается создать гиперзвуковой беспилотный летательный аппарат. С целью поиска и отработки необходимых решений она ведёт разработку экспериментальных БПЛА серии Quarterhorse. На днях один из прототипов этого семейства совершил свой первый полёт. Теперь ему предстоит продемонстрировать ряд технологий и решений, которые в будущем могут быть использованы в конструкции гиперзвукового БПЛА.

Первый полёт

27 мая 2025 г. компания Hermeus сообщила о старте лётных испытаний опытного БПЛА Quarterhorse Mk 1. Первый полёт состоялся на авиабазе Эдвардс. Для взлёта и посадки использовалась полоса, проложенная на дне высохшего озера. Под управлением оператора беспилотник выполнил разбег и взлёт, после чего пролетел над базой и совершил посадку.

В ходе первого вылета проверялась работа всех основных систем, от приборов управления до двигательной установки. Компания-разработчик сообщает, что все системы БПЛА справились со своей работой и подтвердили расчётные характеристики. Аппарат выполнил полётное задание без существенных замечаний.

По итогам полёта компания Hermeus Corp. опубликовала официальный пресс-релиз и приложила к нему короткое демонстрационное видео. В него попали взлёт, несколько секунд полёта и посадка беспилотника. К сожалению, видеоролик не позволяет делать все необходимые выводы.

Беспилотник в воздухе

В ближайшее время испытания изделия Quarterhorse Mk 1 продолжатся. Компания-разработчик планирует установить все точные характеристики БПЛА, проверить некоторые решения и т.д. Затем опыт испытаний будет использован при разработке и совершенствовании новых беспилотников серии.

В Hermeus отмечают большое значение первого полёта и лётных испытаний в целом. Эти мероприятия должны открыть дорогу для дальнейшего развития проекта Quarterhorse и помочь достижению его конечной цели. Итогом работ станет появление полноразмерного гиперзвукового БПЛА.

Поступательное развитие

Компания Hermeus Corp. из г. Атланта (шт. Джорджия) начала свою деятельность в 2018 г. Её основателями были бывшие сотрудники ряда авиастроительных организаций. Своей целью они выбрали создание беспилотных воздушных платформ со сверх- и гиперзвуковой скоростью полёта.

Экспериментальный образец Quarterhorse Mk 0

В конце десятых годов компания приступила к разработке двух амбициозных проектов. Первый предусматривал создание серии экспериментальных БПЛА, в т.ч. гиперзвукового. Он получил название Quarterhorse (лошадь, участвующая в скачках на четверть мили). Параллельно начали разрабатывать двигатель Chimera ("Химера") для таких БПЛА.

До начала двадцатых годов Hermeus занималась только теоретическими исследованиями и предварительной проработкой будущей техники. Кроме того, проводились первые испытания. Например, в конце 2021 г. построили макетный образец БПЛА для отработки двигателя. Внешне и по конструкции он отличался от других прототипов, но справился со своими задачами.

На рубеже десятилетий компания приступила к разработке опытного изделия Quarterhorse Mk 0. По сути, это был БПЛА с рядом необходимых систем, но лишённый крыла и других агрегатов. Он предназначался для наземных испытаний, включая рулёжки и скоростные пробежки по взлётно-посадочной полосе.

В январе 2024 г. БПЛА "нулевой версии" доставили на один из аэродромов ВВС США для проведения испытаний. Аппарат показал необходимые характеристики на земле. Он мог выполнять разбег, сохранял устойчивость и показывал нужную управляемость. Испытания изделия Mk 0 посчитали успешными.

Прототип Mk 1 после завершения сборки

В этот период шла разработка полноценного лётного БПЛА Quarterhorse Mk 1. В отличие от предшественника, он должен был получить все необходимые плоскости, средства управления и т.д. Сборка такого беспилотника завершилась в начале весны 2024 г. В течение нескольких следующих месяцев планировалось провести подготовку и начать наземные испытания. Кроме того, до конца года ожидался первый полёт.

По неизвестным причинам, работы по БПЛА "Квортерхорсу" версии Mk 1 затянулись на несколько месяцев. Первый полёт удалось провести только сейчас, в мае 2025 г. Тем не менее, и такие сроки считают поводом для гордости. Разработка и подготовка к испытаниям заняли минимальное время.

Планы на будущее

Нынешний опытный образец Mk 1 способен летать, однако имеет ограниченные характеристики. Для упрощения конструкции, удешевления производства и сокращения технических рисков, его сделали дозвуковым. Однако и в такой конфигурации опытный БПЛА должен показать работу всех систем и подтвердить правильность выбранных решений.

Конструкции строящегося БПЛА Quarterhorse Mk 2

По известным данным, Hermeus Corp. уже разрабатывает новый экспериментальный БПЛА, получивший индекс Quarterhorse Mk 2. Он будет похож на существующий лётный прототип, но сможет показывать более высокую скорость полета. Mk 2 должен будет преодолевать звуковой барьер и разгоняться до 3М.

Ранее сообщалось, что постройка сверхзвукового "Квортерхорса" может завершиться до конца 2025 г. На рубеже 2025-26 гг. он совершит свой первый полёт. При этом сроки выхода на сверхзвук или демонстрации максимальной скорости пока не сообщаются. Вероятно, они будут зависеть от успехов проведения летных испытаний.

Наконец, по итогам проектов Mk 1 и Mk 2 будет создан БПЛА Quarterhorse Mk 3. Это будет гиперзвуковой летательный аппарат, причём, как обещают, "самый быстрый в мире". Компания-разработчик пока не может назвать даже примерные сроки появления такого изделия. Возможно, его испытания начнутся только в конце десятилетия, и тогда же беспилотник сможет претендовать на рекорды скорости.

Ключевые решения

Hermeus Corp. давно раскрыла облик первых опытных образцов, включая технику для лётных испытаний. Также опубликованы общие идеи следующих проектов серии Quarterhorse. Вся эта информация позволяет представить, как выглядят, как устроены и как будут развиваться экспериментальные БПЛА.

Макет БПЛА Mk 2 в аэродинамической трубе

Изделие Quarterhorse Mk 0 имело только фюзеляж с частью основных агрегатов и шасси. Затем в проекте Mk 1 сформировали полноценный планер. Он построен по нормальной схеме и имеет веретенообразный фюзеляж с воздухозаборником под носовой частью. Используется треугольное крыло среднего удлинения и стреловидное оперение нормальной компоновки. Размеры и масса БПЛА пока не сообщались.

Два опытных аппарата оснащены турбореактивными двигателями General Electric J85. С помощью такого изделия Quarterhorse Mk 0 может совершать пробежки по взлетной полосе, а Mk 1 способен выполнять дозвуковой полёт. На данном этапе решили обойтись без принципиально нового двигателя.

На Quarterhorse Mk 1 используется система дистанционного управления, обеспечивающая полный контроль за полётом и работой агрегатов. В её состав входят видеокамеры, различные датчики и исполнительные механизмы.

Hermeus Corp. уже показала проектный облик будущего БПЛА типа Mk 2. Он будет существенно отличаться от первых аппаратов. Его сделают крупнее и построят по схеме "бесхвостка" с треугольным крылом. Воздухозаборник перенесут из-под фюзеляжа в носовую часть и оснастят коническим центральным телом. Такой облик позволит беспилотнику развивать высокие сверхзвуковые скорости.

Опытный двигатель Chimera

"Квортерхорс" версии Mk 2 получит ранее анонсированный двигатель Chimera. Это будет комбинированная система, объединяющая турбореактивный и прямоточный контуры. Два контура предлагается использоваться на разных режимах полета для оптимизации лётных и экономических характеристик.

Каким будет перспективный гиперзвуковой Quartrhorse Mk 3, пока неизвестно. Вероятно, он сохранит некоторые черты Mk 2, но будет иметь и свои собственные особенности. При этом следует ожидать применение принципиально новых решений, непосредственно связанных с повышением скорости полёта.

Заметные успехи

Таким образом, компания Hermeus Corp. поставила перед собой большие и смелые цели и теперь уверенно движется к ним. Последовательно разрабатываются проекты новой авиационной техники и компонентов для неё, строятся опытные образцы и проводятся необходимые испытания.

Несколько дней назад проект Quarterhorse успешно довели до летных испытаний первого опытного образца. В течение следующих лет ожидается появление новых лётных прототипов. Последние успехи дают компании повод для оптимизма. Насколько он оправдан, станет понятно через несколько лет.
topwar.ru
© ФГУП «ГосНИИПП», 1989-2025