Беспилотник с беспилотниками: китайский «Цзютянь» готовится к испытаниям
20 мая 2025, 03:38

БПЛА "Цзютянь" на выставке Airshow China 2024. Фото Armyrecognition.cim

Китайская авиационная промышленность разработала, представила и готовит к лётным испытаниям перспективный беспилотный летательный аппарат тяжёлого класса "Цзютянь". Это изделие предназначается для ведения разведки, поиска и уничтожения наземных объектов и решения иных задач. БПЛА сможет нести несколько тонн боевой нагрузки, включая бомбы и ракеты, а также большое количество малых беспилотников.

Перспективный образец

Перспективный тяжелый БПЛА разведывательно-ударного назначения разрабатывался Китайской корпорацией авиационной промышленности (AVIC). Точные сроки начала работ неизвестны, но можно предполагать, что проект стартовал в начале текущего десятилетия.

Готовый БПЛА или его полноразмерный макет впервые показали публике в прошлом году на выставке Airshow China 2024 в г. Чжухай. Аппарат получил название "Цзютянь" ("Высокое небо"). Кроме того, на борту выставочной машины присутствовало обозначение SS-UAV, указывающее на англоязычную классификацию.

На данный момент "Цзютянь" — один из самых крупных и тяжёлых китайских беспилотников. Он позиционируется в качестве многоцелевой воздушной платформы военного назначения, способной нести разные нагрузки внутри фюзеляжа и на внешней подвеске. Прежде всего, беспилотник предлагают оснащать оптико-электронными системами и управляемым вооружением.

Малая часть совместимой номенклатуры боеприпасов. Фото "Жэньминь Жибао"

Именно с размещением полезной нагрузки связана одна из основных идей проекта. "Цзютянь" может быть носителем малых и лёгких БПЛА. Для этого внутри фюзеляжа предусматривается грузовой отсек с большим количеством ячеек-сот, каждая из которых должна вмещать беспилотник.

Разработчики считают, что такой БПЛА будет иметь самые широкие возможности при решении разных задач. При этом основной вклад в рост потенциала сделают именно перевозимые лёгкие беспилотники. Они помогут своему носителю в ведении разведки, выявлении и поражении целей.

По новым данным

В середине мая 2025 г. стали известны новые подробности проекта "Цзютянь" и планы его разработчиков. Перспективный БПЛА стал темой репортажа одного из китайских телеканалов. В видео показали опытный аппарат в цеху предприятия-изготовителя. Также в виде анимации показана работа беспилотника с решением некоторых задач. Кроме того, раскрыли некоторые планы на будущее.

Сообщается, что к настоящему времени новый БПЛА дошёл до предварительных испытаний. Сейчас идут проверки на земле, а в течение ближайших недель состоится первый полёт. Затем некоторое время уйдет на полноценные летные испытания, после чего будет решаться вопрос принятия беспилотника на вооружение.

БПЛА в цеху предприятия-изготовителя. Кадр из репортажа китайского ТВ

В анимационном ролике показан полёт изделия "Цзютянь" с выполнением разных задач. При этом основной акцент сделан на групповое применение малых БПЛА. Показан процесс сброса такой нагрузки с последующими действиями.

В обозримом будущем опытному беспилотнику предстоит продемонстрировать такие возможности на практике. Можно ожидать, что он справится с такими задачами, и у его создателей есть поводы для оптимизма. Кроме того, за успехами проекта "Цзютянь" будут следить китайские ВВС, заинтересованные в получении подобной техники.

Рекордные показатели

"Цзютянь" — достаточно крупный и тяжёлый беспилотный самолёт. Этот БПЛА построен по нормальной аэродинамической схеме, однако имеет некоторые любопытные особенности конструкции. Размах крыла аппарата достигает 25 м, а максимальная взлётная масса заявлена на уровне 16 т.

БПЛА имеет фюзеляж традиционных обводов, на большей части прямоугольного сечения. В носовой части предусмотрены характерные обтекатели радиоэлектронных систем, а на бортах под центропланом — люки грузоотсека. Аппарат получил крыло небольшой стреловидности, на котором помещены гондолы шасси. Хвостовое оперение — Н-образное с парой килей.

Вариант боевой нагрузки. Кадр из репортажа китайского ТВ

Беспилотник оснащён одним турбореактивным двигателем неназванной модели с неизвестными характеристиками. Он установлен в продолговатом обтекателе сверху фюзеляжа. Реактивная струя при этом проходит над хвостом фюзеляжа и между килями.

Под носом самолета находится оптико-электронная станция для пилотирования, обнаружения целей и применения вооружений. Кроме того, обтекатели носовой части фюзеляжа указывают на наличие бортового радиолокатора и системы спутниковой связи. О других системах бортовой электроники информации пока нет. Можно предполагать, что "Цзютянь" имеет дистанционное управление, в т.ч. с возможностью контроля полезных нагрузок, а также способен выполнять некоторые задачи самостоятельно.

Новый БПЛА отличается высокими лётно-техническими характеристиками. Скорость полёта пока не уточняется, но максимальная дальность заявлена на уровне 7500 км. Потолок — 15000 м. Аппарат, по всей видимости, не имеет системы дозаправки в полёте.

Беспилотник как платформа

БПЛА "Цзютянь" способен нести различную полезную нагрузку. Вероятно, проект предусматривает использование разных ОЭС и РЛС, соответствующих потребностям заказчика и особенностям поставленной задачи. Также возможны доработки бортовых систем управления, соответствующие предполагаемой боевой работе.

Выгрузка полезной нагрузки. Графика AVIC

Под крылом аппарата предусматривается восемь точек подвески. Сообщается, что на них можно будет размещать ракеты "воздух-воздух" и "воздух-поверхность" разных типов. С помощью такого вооружения БПЛА сможет атаковать различные наземные и надводные цели. Кроме того, аппарат имеет возможность защитить себя от истребителей противника.

Особый интерес в проекте "Цзютянь" представляют встроенные средства размещения боевой нагрузки. В центральной части фюзеляжа, у его бортов, помещены два контейнера с ячейками для размещения мелких грузов. Крышки контейнеров выполнены в виде секции бортов. Сообщается, что в двух контейнерах БПЛА может перевозить до 200-300 аппаратов лёгкого класса. Возможно, в контейнерах могут находиться и более крупные образцы.

"Цзютянь" способен доставить в заданную область большое количество легких БПЛА и выгрузить их там. Затем эти беспилотники должны самостоятельно лететь к намеченным целям. В зависимости от поставленных задач, могут использоваться аппараты разных типов с тем или иным оснащением.

Типы совместимых беспилотников пока не сообщаются. В рекламных материалах демонстрируется сброс миниатюрных квадрокоптеров и "летающих крыльев" самолётного типа. При этом в обоих случаях речь идет об ударных БПЛА.

"Цзютянь" и БПЛА самолётного типа. Графика AVIC

Независимо от конкретных типов техники, подобная полезная нагрузка должна улучшить сразу несколько показателей своего носителя. При помощи лёгких БПЛА можно увеличить зону ответственности всего комплекса, нарастить число обрабатываемых целей и усилить воздействие на них, а также повысить вероятность успешного прорыва ПВО противника.

Накануне испытаний

Таким образом, китайская корпорация AVIC представила интересный вариант БПЛА, в основе которого лежит необычная идея. Сейчас она занимается подготовкой опытного аппарата к будущим испытаниям и к практической демонстрации его возможностей. Первый полёт должен состояться всего через несколько недель.

На первом этапе испытаний БПЛА "Цзютянь" должен будет показать свои основные лётные и манёвренные характеристики. Затем начнется отработка боевого применения, в т.ч. с использованием бортовых контейнеров и их нагрузки. Сможет ли аппарат показать все желаемые результаты и стать полноценным носителем другой техники, покажет время.
topwar.ru
© ФГУП «ГосНИИПП», 1989-2025