А он, чудак, не мог понять никак, куда улетать…
11 мая 2025, 03:49

Некоторое время тому назад мы неплохо так рассмотрели во всех возможных ракурсах эту штуковину, которую ВВС США не так давно приняли на вооружение. И вот тогда был поставлен вопрос применения этого, с позволения сказать, самолета.

Не секрет, что ОА-1К сделали из самолета сельскохозяйственной авиации, и тогда толком не получилось сформировать понимание того, где и как будет воевать этот штурмовик. И вот ВВС США пришли к нам на помощь, опубликовав ряд публикаций, которые подхватили профильные СМИ. И в итоге получилось если не понимание концепции этого штурмовика, то хотя бы понимание видений тех, кто его заказывал.

Сама по себе идея такого самолета казалась странной донельзя: Air Tractor AT-802, исходная модель, не обладал никакими выдающимися качествами. Это был обычный самолет для сельскохозяйственной авиации.

ОА-1К движется при помощи 1600-сильного Pratt & Whitney PT6A-67F, который позволяет разогнать самолет аж до 400 км/ч. Но это максимум, крейсерская скорость не более 330 км/ч. Дальность полета неплохая, 2 400 км на высоте не более 3 000 метров. В общем, "воздушный трактор" может летать долго и далеко, если никуда не спешить.

Ну и у него есть 12 точек подвески, на которые можно нацеплять до 3 100 кг боевых грузов. Это с одной стороны, весьма приличная цифра, с другой – на полет при максимально заправленном баке уйдет часов 10. В целом ничего такого, сегодня полеты и более долгими бывают, вопрос только в обеспечении жизнедеятельности летчика, а так все нормально.

Итак, мы имеем самолет, который способен взять три тонны бомб и ракет и утарахтеть с ними довольно далеко. На 1200 км в одну сторону.

Возникает вполне здравый вопрос: а зачем?

Ладно, допустим, с помощью этих самолетов можно довольно долго патрулировать, скажем, границу с Мексикой, откуда идет наркотрафик. Но 75 самолетов (а именно столько заказали ВВС США) для такой работы явно будет многовато. Да и сегодня любую границу проще прикрыть дронами, у которых за спиной будут барражирующие боеприпасы. И этот тандем способен сегодня решить очень много задач, в том числе и блокаду определенного района или участка.

ВВС США считают, что беспилотники, запускаемые с воздуха, оружие дальнего радиуса действия и способность летать из удалённых мест могут повысить эффективность OA-1K в высокоманевренных боевых действиях.

Интересное мнение, но вот "высокоманевренные действия" и 300 км/ч – это вызывает странные ощущения.

Вопросы о будущем нового лёгкого штурмовика ВВС США OA-1K продолжают возникать на фоне продолжающегося перехода к подготовке к потенциальным конфликтам с равными по силе противниками, а не к борьбе с повстанцами и другим операциям низкой интенсивности, для которых первоначально предназначался лёгкий штурмовик для специальных операций. Вопрос о том, может ли эта программа быть закрыта в рамках пересмотра приоритетов Пентагона при президенте Дональде Трампе, также вызывает большой интерес.

Скажем честно – если программа не глянется старине Дональду, то от нее только рожки останутся. Без ножек. 3 миллиарда долларов – это уже не деньги. Это сумма, причем, такая, за которую Трамп сперва отвинтит головы исполнителям, а потом начнет задавать вопросы. Так что, уверен, в командовании ВВС не то, что напряглись, там в панике придумывают, куда бы деть эти тарахтелки, да так, чтобы выглядело разумно.

Ну и начались "забросы" в различные СМИ типа того же The War Zone с рассказами о том, как могут быть полезны эти самолеты.

Естественно, первым делом начались сказки о том, какую огромную роль может сыграть ОА-1К в будущих крупномасштабных боевых действиях на Тихом океане. Понятно, что на условиях анонимности.

Вот цитата из статьи Говарда Альтмана, где некий высокопоставленный (или высокопосаженный) чин из ВВС США вещал о роли ОА-1К.

"То, как OA-1K будет выглядеть в первый день, не обязательно будет таким же, как он будет выглядеть в 1000-й день. По мере того, как мы будем внедрять его, он будет продолжать совершенствоваться в соответствии с требованиями, которые нам предъявляют поддерживаемые нами силы. Мы тесно сотрудничаем со всеми этими силами, даже сейчас, формируя первоначальные, а затем и растущие требования, которые, я уверен, мы будем предъявлять к этой платформе в будущем".

Этот шедевр мыслеизложения требует перевода. Есть ВВС и есть некие силы, которые пользуются поддержкой ВВС. То есть, наземные войска. У ВВС есть некий самолет, который можно использовать для поддержки этих сил. И ВВС очень тесно сотрудничает с этими силами, пытаясь выработать концепцию применения некоей тарахтелки, которую можно использовать для поддержки этих сил.

Вообще учитывая сельскохозяйственное прошлое штурмовика, у него полный порядок с посадкой и взлетом на неприспособленных для этого участках местности. Как По-2 у нас и "Шторьх" у немцев 80 лет назад. Так что выработать концепцию не так уж и сложно: новое – это очень хорошо забытое старое.

А вот "растущие требования" - это самое то! Это модернизации и доработки по требованию тех самых сил, которых надо поддержать, то есть, к трем миллиардам еще какое-то количество миллионов.

По мнению некоторой части американцев, OA-1K

"был спроектирован как очень гибкая система. Важным элементом платформы, опять же, является концепция модульности и архитектуры открытых систем. Это дает возможность конфигурировать самолет для выполнения конкретной миссии. Это могут быть возможности ISR (разведки, наблюдения и рекогносцировки), ударные возможности… Но на следующий день ситуация может измениться, и вы сможете быстро оценить возможности платформы для конкретной задачи".

Изначально предполагалось, что OA-1K будет самолётом, способным выполнять задачи непосредственной авиационной поддержки, вооружённого патрулирования и разведки, в первую очередь для поддержки сил специальных операций, а также для работы в разрешённом воздушном пространстве. Программа вооружённого патрулирования SOCOM, в результате которой появился Skyraider II, была запущена в 2020 году, но опиралась на многолетний опыт других неудачных программ лёгких штурмовиков и связанных с ними испытаний и оценок, которые во многом определялись требованиями эпохи Глобальной войны с терроризмом (GWOT).

Другой ключевой целью программы Armed Overwatch было высвобождение тактических боевых самолётов, бомбардировщиков и других летательных аппаратов, которые использовались в этих целях в таких странах, как Афганистан и Ирак, для выполнения более сложных и/или приоритетных задач, а также снижение дорогостоящего износа этих платформ из-за постоянных вылетов на короткие расстояния.

Преимущество лёгкого штурмовика, такого как OA-1K, заключается в том, что его можно перебросить с минимальным логистическим обеспечением в отдалённые районы, даже там, где практически отсутствует инфраструктура. Это, в свою очередь, приблизит их к районам эксплуатации, сократит время в пути и повысит доступность на местах, и всё это без необходимости в очень востребованной поддержке воздушных танкеров.

Тем не менее, SOCOM выбрала OA-1K победителем конкурса Armed Overwatch в 2022 году, к тому времени вооруженные силы США были выведены из Афганистана и более масштабный поворот к подготовке к высококлассным операциям с особым прицелом на Тихий океан был в самом разгаре.

Американские вооруженные силы ожидают столкнуться с гораздо более мощными средствами ПВО большей дальности действия в любом крупномасштабном конфликте, особенно в войне против Китая. Военно-воздушные силы открыто предупредили о потенциальной угрозе противовоздушных ракет, способных поражать цели на расстоянии до 1600 километров, которые появятся в ближайшие десятилетия. Это, в свою очередь, уже поставило под сомнение целесообразность использования Skyraider II, а также других самолётов специального назначения, более подходящих для менее масштабных операций.

Согласитесь, за фразу "более подходящих для менее масштабных операций" можно простить многое.

Итак, вот он, самый интересный вопрос: как можно поддержать дружественные силы, если бы они находились в Тихом океане или где-либо ещё? У OA-1K, безусловно, есть некоторые задачи и миссии, которые он может выполнять, оказывая поддержку наземным силам. Но если речь идет о крупномасштабной боевой операции, да в партнёрстве с другими подразделениями SOCOM (Командования специальных операций США), что он мог бы делать?

"Эффект запуска" — это общий термин, который американские военные используют для обозначения беспилотных летательных аппаратов, которые могут запускаться с воздушных, наземных и морских платформ и использоваться в качестве одноразовых атакующих средств или для выполнения других некинетических задач, включая радиоэлектронную борьбу, разведку и ретрансляцию сигналов. Этот термин отражает всё более размытые границы между несколькими категориями беспилотных летательных аппаратов, особенно традиционными крылатыми ракетами и беспилотными летательными аппаратами-камикадзе большой дальности.

Действительно, а чем отличаются "Калибр" и "Герань"? Кроме цены – только количеством переносимой взрывчатки. Все остальное, а главное – принцип применения, практически совпадают.

Представитель ВВС не уточнил, какие "запускаемые эффекты" может нести OA-1K в будущем, но в США растёт число соответствующих проектов, которые уже находятся на разных стадиях разработки как в армии, так и в частном секторе. У Командования специальных операций также есть программа Small Cruise Missile (SCM), в первую очередь предназначенная для обеспечения новых возможностей нанесения ударов на большом расстоянии для боевого вертолёта AC-130J Ghostrider, но она может быть применима и к другим платформам, таким как Skyraider II.

Да, все так ничего, но AC-130J — ещё одна платформа AFSOC, вызывающая вопросы о её актуальности в будущих крупномасштабных сражениях. А ради единичных применений не стоит городить огород, в котором будут размещаться сотни таких аппаратов.

В 2023 году компания L3Harris, производитель Skyraider II, также заявила, что смоделировала потенциальную загрузку самолёта, которая включала противокорабельные ракеты AGM-84 Harpoon и противокорабельные ракеты большой дальности AGM-158B Joint Air-to-Surface Standoff Missile-Extended Ranges (JASSM-ER), согласно журналу National Defense Magazine.

AGM-84 и AGM-158B — это традиционные противокорабельные и противотанковые крылатые ракеты воздушного базирования соответственно. Компания L3Harris также выполняла работу по моделированию независимо от своих контрактов с SOCOM. Вышеупомянутая программа SCM и другие подобные ей программы в вооружённых силах США в значительной степени ориентированы на предоставление более дешёвых альтернатив таким боеприпасам, как "Гарпун" и JASSM-ER. Как говорится – дешевому самолету – дешевая ракета?

Компания L3Harris предложила бомбы малого диаметра GBU-39/B (SDB) и GBU-53/B StormBreaker, бомбы малого диаметра SDB II, в качестве потенциальных вариантов вооружения для OA-1K в будущем. GBU-39/B и GBU-53/B обеспечивают определённую дальность поражения и возможность поражать неподвижные и движущиеся цели на расстоянии десятков километров.

В остальном перспективные варианты вооружения, предложенные для OA-1K на сегодняшний день, соответствуют первоначальному предназначению самолёта для выполнения задач с низкой интенсивностью и основаны на сочетании высокоточных боеприпасов, не требующих применения с большого расстояния.

К ним относятся ракеты AGM-114 Hellfire, 70-миллиметровые ракеты Advanced Precision Kill Weapon System II (APKWS II) с лазерным наведением и 500-фунтовые бомбы GBU-12 с лазерным наведением. Также были предложены контейнеры, позволяющие "Скайрейдеру II" запускать боеприпасы из общих пусковых труб (CLT), которые могут включать высокоточные ракеты и бомбы, а также беспилотные летательные аппараты. OA-1K также сможет нести контейнерные системы датчиков.

Схема загрузки лёгкого штурмовика Air Tractor AT-802U, на базе которого создан OA-1K

Вообще-то для Skyraider II запуск с большого расстояния может открыть дополнительные возможности при боевом применении самолёта. И здесь нужно вспомнить о высокоточных системах типа Adaptive Airborne Enterprise. Вообще-то А2Е собирались использовать на AC-130J, но есть информация о том, что OA-1K также может быть носителем компонентов системы.

Adaptive Airborne Enterprise (А2Е) — "Адаптивная авиационная система на основе коммерческих решений", подразумевает создание семейства БЛА дальнего действия, включающая в себя семейство крупных БЛА и семейство одноразовых малых БЛА различных типов (разведывательных, ударных, ретрансляторов, постановщиков помех и т.п.). Фактически это аналог концепции ALE (Air Launched Effects) Армии США.

Конечно, ОА-1К будет смотреться просто смешно рядом с AC-130J, который можно прилично загрузить различными БПЛА, но… не то чтобы "а чем черт не шутит", но парочку беспилотников подвесить можно. Вопрос – зачем?

A2E является общим термином для концепций операций, которые AFSOC совершенствует уже несколько лет и которые направлены на повышение мобильности за счёт сокращения численности личного состава и логистических затрат. До сих пор работа в рамках A2E была в значительной степени сосредоточена на беспилотнике MQ-9 Reaper, но в прошлом ВВС ясно дали понять, что эта концепция распространяется на другие воздушные платформы, как пилотируемые, так и беспилотные, а также на дружественные наземные и морские силы. Сетецентричность во всей красе.

Другим ключевым элементом A2E является изучение того, как можно использовать возможности в зонах повышенного риска. Это особенно актуально для такой платформы, как OA-1K, которая может применять управляемые боеприпасы из своего воздушного пространства, но для поддержки операций в прилегающих зонах повышенного риска.

Самолёты Skyraider II потенциально могут быть переброшены на передовые позиции, где они смогут проводить аналогичные операции в пределах зоны, контролируемой армией США. Подобные концепции операций были выдвинуты армией США и другими подразделениями вооружённых сил США в последние годы с особым вниманием к обеспечению пригодности менее живучих платформ для более масштабных конфликтов.

Графическое изображение "оперативного видения" (OV) для адаптивного воздушно-десантного подразделения (A2E), предполагающего взаимодействие между платформами и силами в зонах боевых действий

Благодаря своей мобильности и небольшому размеру OA-1K может оказаться сложной целью для обнаружения противником, по крайней мере, если речь идет о радарах. Самолёт также может быть полезен для обеспечения локальной поддержки войск и наблюдения за передовыми оперативными точками, такими как позиции и укрепления, скажем, на небольших островах. И да, такой штурмовик может оказаться неплохим средством противодействия беспилотникам. В частности, ракеты "воздух-воздух" APKWS II, которые, как ожидается, будут в арсенале Skyraider II, уже зарекомендовали себя как неплохое оружие против беспилотников, и их возможности в этом отношении будут расширяться.

Здесь вся проблема, на мой взгляд, в том, что SOCOM и AFSOC по-прежнему рассчитывают на то, что им будут поручать миссии с меньшей интенсивностью и сценарии реагирования на кризисные ситуации в условиях более разрешённого воздушного пространства, где не обязательно применение F/A-18 и F-15. Именно вся эта контртеррористическая возня, ставшая такой модной в последнее время, и привела к приобретению OA-1K.

Вот только количества какие-то явно запредельные.

Цитата все из того же интервью:

"У нас все еще есть это требование со стороны SOCOM в палате представителей, относительно участия в борьбе с терроризмом, реагированию на кризисы, противодействию VEO (акциям вооруженных экстремистских организаций). И действительно, изначально такова была концепция OA-1K, это была экономически эффективная платформа в среде борьбы с экстремизмом. Так что это все еще актуальный набор задач.

А продолжение взаимодействия с союзниками и партнёрами в Тихоокеанском регионе в ходе боевых действий низкой интенсивности, в которых актуален OA-1K, остаётся важным способом выстраивания отношений между военными, которые могут распространиться на будущий крупный конфликт".

Чувствуется некая неуверенность, не так ли?

Но для того, чтобы всё расставить по местам, необходимо учесть и то, как видят ОА-1К в ВВС США. А Военно-воздушные силы также рассматривают возможность использования OA-1K ближе к дому, в том числе для обеспечения безопасности границ. С января администрация президента Дональда Трампа значительно расширила военную поддержку правоохранительных органов вдоль южной границы с Мексикой, а также в прилегающих акваториях.

Skyraider II станет более дешёвой альтернативой беспилотникам MQ-9 Reaper, которые поддерживали эти операции, а также дополнит более совершенные платформы ISR, которые используются сейчас, или даже заменит их в более ограниченном масштабе.

Итого. ВВС США готовят "воздушному трактору" роль патрульного самолета на границе с Мексикой. Да, это длинная (3 145 км) граница, которую пересекают легально и нелегально. Однако в настоящее время куда эффективнее использовать дрон, чем самолет с экипажем.

В этом плане все понятно: дрон может часами патрулировать район, сменяя операторов. Экипаж самолета рано или поздно устанет и потеряет бдительность. Как перехватчик ОА-1К тоже может уступить беспилотнику, практика современных войн уже это подтвердила.

Кроме того, не стоит забывать, что ОА-1К совершенно не имеет брони, а значит, экипаж уязвим от любого стрелкового вооружения, вопрос только в расстоянии. Учитывая, что один самолет с экипажем будет обходиться бюджету в 40 000 000 долларов, и произойдет это не скоро (самолеты надо произвести, а экипажи обучить), то освоенный MQ-9 Reaper стоимостью 30 000 000 долларов за штуку смотрится даже предпочтительнее. По крайней мере, он может висеть в воздухе, держа в объективах участок границы до 24 часов.

В общем, как патрульный самолет ОА-1К смотрится так себе. БПЛА и дешевле, и эффективнее.

Вернемся к делам морским.

Все прочитанное выше можно свести к одному: в руководстве ВВС откровенно не знают, куда применить заказанные "штурмовики".

И вот в этот раз совершенно не хочется орать о "распиле", о том, что "этим тупым только до денег дорваться" и все в таком духе. Нет, понятно, что отгрызть кусок от военного заказа – это святое дело, но суть проблемы ОА-1К в том, что когда заказывался самолет и под него разрабатывалась концепция, то есть, 2018-2020 годы, мир неуловимо начал меняться. И вот, в 2025-м году, ОА-1К, который только-только начал поступать заказчику… безнадежно устарел.

И дело даже не в том, что ОА-1К может взять больше вооружений, чем беспилотник, дело в том, что этот самолет был предназначен для того, чтобы гонять каких-то террористов или нелегальных мигрантов, то есть – совершенно не приспособлен к боевым действиям.

Ну что это за "штурмовик"? Давайте, пусть каждый задаст себе вопрос: а хотел бы он стать пилотом такого вот "штурмовика": брони нет, совсем нет, никакой нет. То есть, если вы опуститесь ниже 300 метров, чтобы в деталях разглядеть, кто там шарится по окрестностям, вас могут просто изрешетить из старого доброго АК.

И хорошо, если вас прикроет двигатель или что-то из планера. Хотя как прикроет, 7,62х39-мм эти игрушки чисто поржать с искрами. А если будет что-то более серьезное типа ПК (7,62х54), боюсь, смеяться не станет никто. На похоронах это не принято.

Да, кстати, если вдруг реально подобьют на небольшой высоте – извините, катапульта вам не положена. Либо тяните как-то наверх, чтобы можно было выпрыгнуть с парашютом, либо… для вас опция – подушки безопасности. Да, удовольствие вмазаться в землю на 300 км/ч, уповая на подушки безопасности – это надо быть совсем на голову отбитым.

А учитывая, что современные террористы имеют на вооружении не только стрелковое вооружение, но и ПЗРК… Да, старые модели "Стингеров", "Стрелы", но тем не менее – их более чем достаточно для того, чтобы приземлить такую птичку.

Что касается флотских идей о работе против каких-то там аванпостов на островах архипелагов – ну это вообще не выдерживает никакой критики. Да, ОА-1К мобилен, весит немного, можно привезти любым транспортом и собрать на берегу. Да, он может взлететь с любого "пятачка" и полететь куда-то. Радара на этом "штурмовике" нет так что лететь будут, конечно, не по пачке "Беломора", а по планшету, и если сплохует РЭБ противника, то куда-то да долетят.

Вот у ОА-1К дальность полета 2400 км. Крейсерская скорость у нагруженного самолета 300 км/ч. То есть, максимально в одну сторону этот птах может пролететь 1 200 км за 4 часа. MQ-9 потратит примерно столько же. Это если мы говорим о разведке, вот только "Жнец" будет ошиваться в районе еще 16 часов и только потом полетит обратно.

Если же мы говорим о боевой поддержке своих войск, тут вообще все просто: есть F/А-18, у которого спокойная крейсерская скорость в три раза больше, около 1 000 км/ч. И пока бойцы под обстрелом противника будут час ждать прилета ОА-1К, "Шершень" прибудет через 20 минут и все там разнесет в щепки.

Знаете, лишних 40 минут под обстрелом – это очень много.

Полезность и эффективность "воздушного трактора", внезапно ставшего штурмовиком очень сомнительна. Малозаметности нет, брони нет, скорости нет, БРЭО нет… Как есть – эрзац.

Да, кто-то возразит: в свое время, из У-2 сделали такой же эрзац-бомбардировщик По-2. Да, соглашусь. Уровень переделок примерно такой же, как у американского самолета. Но под применение По-2 была разработана КОНЦЕПЦИЯ, были придуманы тактические приемы. Да, очень легкий ближний ночной бомбардировщик. Довольно эффективный, именно потому, что перед тем, как отправить самолеты в ночное небо, довольно умные люди подумали над тем, как все будет происходить. Да, ошибки были, за них платили кровью. Но тут же исправляли. И исправили, иначе бы мемуары писали не "Ночные ведьмы", а доблестные солдаты вермахта.

Здесь ситуация похожая, есть самолеты, но нет концепции их применения. И именно это и беспокоит тех, кто заказывал ОА-1К. Потому и идет поток общих фраз, за которыми стоит бесполезность выдуманного из опрыскивателя полей, штурмовика. Ну и естественно, без этого никак, немножко положенных не в тот карман денег. Но это для Америки нормальная практика.

Так что у "Скайрейдера" действительно, как в песне про скворца: не знал, куда улетать, зачем, что там делать.

Если интересен прогноз – получат количество самолетов, необходимое для охраны границы с Мексикой, а остальные спокойно забудут. Позориться таким эрзацем у китайских рубежей – ну это так в самих себя плюнуть…
topwar.ru
© ФГУП «ГосНИИПП», 1989-2025