ВМФ Ирана на просторах Мирового океана - кругосветный поход
23 февраля 2025, 03:13

"Makran"

20 мая 2023 года корабли 86-й флотилии ВМФ Ирана (не путать с ВМС Корпуса стражей Исламской революции) в составе плавучей базы "Makran" и фрегата "Dena" вернулись в порт Бендер-Аббас после 236-дневного кругосветного похода, первого в истории иранского флота, длиною в 35,1 тысяч морских миль.

Танкер "Beta"

"Макран" — это самое большое судно иранского ВМФ, переоборудованное из построенного на японской верфи в 2010 году крупнотоннажного танкера типа Aframax.

Основные характеристики танкера "Beta" (IMO 9486910):

Длина наибольшая, м — 229,60

Ширина, м — 42,03

Осадка, м — 14,70

Водоизмещение, т — 121 000

Дедвейт, т — 105 319

Скорость, узл. — 14,5.

Переоборудование велось на верфи Iran Shipbuilding & Offshore Industries Complex Co (ISOICO). После проведенных в декабре 2020 года ходовых испытаний 12 января 2021 года судно вошло в состав ВМФ Исламской Республики.

Переоборудование танкера в плавбазу

В результате переоборудования бывший танкер получил взлетно-посадочную площадку, способную использовать тяжелые вертолеты и беспилотники, ангар. Судно получило также возможность транспортировать и спускать на воду/поднимать на борт малые боевые катера и мини-субмарины.

ВПП "Макрана"

Были оборудованы помещения для хранения различных запасов и снабжения, позволяющие "Макрану" автономно находиться в море не менее 1000 суток, а также обеспечивать деятельность пяти боевых кораблей в течение трех месяцев.

Согласно публикациям иранских СМИ, на борту плавбазы базируются два вертолета Augusta Bell 212, предназначенных в первую очередь для борьбы с подводными лодками, два вертолета ASH-3D "Sea King", один RH-53D "Sea Stallion" с возможностью постановки и траления морских мин, ударно-разведывательные БПЛА с вертикальным взлетом и посадкой "Pelican-2" с дальностью полета до 1200 км, шесть малых быстроходных ракетных катеров и четыре быстроходных катера-минисубмарины типа "Zulficar" северокорейской разработки. На борту могут находиться подразделения спецназа и боевых пловцов.

Вертолеты Augusta Bell 212, RH-53D "Sea Stallion", ASH-3D "Sea King"

БПЛА "Pelican-2"

"Makran" вооружен крылатыми ракетами "Shahid Abu-Mahdi al-Muhandis" с дальностью полета 1000 км и противокорабельными ракетами "Ghadir" (330 км), а возможно, и зенитными ракетами. Кроме того, судно вооружено не менее чем шестью малокалиберными артиллерийскими установками.

Крылатая ракета "Shahid Abu-Mahdi al-Muhandis"

Противокорабельная ракета "Ghadir"

Судно получило хорошо оборудованный госпиталь с операционной, рентгеновским, стоматологическим кабинетами, реанимационным отделением, изолятором и штатом высококвалифицированных специалистов различного профиля.

Таким образом, "Макран" может выполнять следующие задачи:

• Снабжение боевых кораблей в открытом море

• Транспортировка различных грузов

• База спецназа

• База боевых катеров и минисубмарин

• Нанесение ударов по наземным и надводным целям

• Поиск и спасение

• Оказание помощи раненым и больным

• Борьба с морским пиратством

• Гуманитарные миссии.

По информации СМИ, в настоящее время на верфи ISOICO по аналогичному проекту переоборудуются еще два танкера. Новые "передовые плавучие базы" получат названия "Khuzestan" и "Kurdistan".

Своего рода генеральной репетицией кругосветного плавания стало участие иранских кораблей в параде в Санкт-Петербурге по случаю Дня Военно-морского флота РФ 25 июля 2021 года.

"Макран" перед походом в Санкт-ПетербургВидны артустановки и боевые катера

"Макран" и фрегат "Sahand" вышли из Бендер-Аббаса 21 мая и направились к мысу Доброй Надежды. Это событие вызвало бурную и негативную реакцию в западных СМИ, которые выдвигали противоречивые, а иногда и просто фантастические предположения о цели этого похода. По одним, "Макран" вез в Венесуэлу иранские нефтепродукты, по другим — оружие на Кубу, в Венесуэлу или в Сирию и т. д.

"Макран" и фрегат "Sahand" на пути в Санкт-Петербург

Однако пунктом назначения был российский Санкт-Петербург. Впервые в истории иранского ВМФ его корабли совершали столь дальний поход. Хотя амбициозные планы атлантических походов существовали и ранее. Еще в сентябре 2011 года тогдашний командующий ВМФ Исламской республики контр-адмирал Habibollah Sayyari заявлял о намерении Ирана разместить свои корабли у Атлантического побережья США.

Обогнув Мыс Доброй Надежды, пройдя Ла-Манш и Датские проливы, иранские корабли 24 июля прибыли в Санкт-Петербург.

"Макран" в Датских проливах 22 июля 2021 года

Начиная с 2014 года командование иранского флота несколько раз планировало кругосветный поход своих кораблей, но по различным причинам он отменялся. И вот 20 сентября 2022 года "Макран" и фрегат "Дена" из Бендер-Аббас начали свое кругосветное путешествие.

Маршрут кругосветного похода

Фрегат "Дена" был построен на отечественной верфи ВМФ Iranian Navy's Factories в Бендер-Аббасе и передан флоту в 2021 году. Его полное водоизмещение около 1500 т, главная силовая установка мощностью 20 000 л.с. с дизелями иранского производства обеспечивают скорость до 30 узлов.

Вооружение состоит из 76-мм, 40-мм и двух 20-мм артустановок, четырех ПУ противокорабельных ракет "Noor", четырех ПУ ЗРК "Sayad-2", двух трехтрубных 324-мм торпедных аппаратов. ВПП позволяет принимать противолодочный вертолет типа Augusta Bell 212.

Фрегат "Дена"

360 градусов из моряков на ВПП "Макрана"

Кругосветный поход (получивший наименование The 360-Degree mission) проходил по маршруту Бендер-Аббас — Мумбай — Малаккский пролив — Джакарта — Магелланов пролив — Рио-де-Жанейро — Кейптаун — Салала — Бендер-Аббас. При этом переход Джакарта — Рио-де-Жанейро длиной около 22,1 тысяч миль проходил без захода в промежуточные порты.

В Кейптауне

Встреча кораблей в Бендер-Аббас

Источники

1. Mehr News Agency: Iranian Dena Destroyer on Mission Codenamed "360 Degree"

2. https://fa.alalam.ir/news/6622973

3. Wikipedia

4. Iranian Naval Ships Return from Global Journey - The Jerusalem Post

topwar.ru
© ФГУП «ГосНИИПП», 1989-2025