Новая технология «роя» БПЛА от Saab для шведской армии
19 января 2025, 04:21

БПЛА производства компании Saab

Швеция давно оценила потенциал беспилотных летательных аппаратов и начала разработку подобной техники. Кроме того, создаются новые технологии, за счёт которых предлагается повышать характеристики и расширять возможности БПЛА. Так, недавно стало известно, что компания Saab разработала новое программное обеспечение для управления "роями" беспилотников. В ближайшее время оно пройдет полномасштабные испытания в рамках учений вооружённых сил.

Перспективная разработка

13 января министр обороны Швеции Пол Юнсен рассказал о последних успехах национального военно-промышленного комплекса в области беспилотной авиации. По его словам, вооружённые силы и компания Saab AB совместными усилиями разработали новую технологию, которая позволит расширить возможности БПЛА при их групповом применении.

Речь идёт о специальном программном обеспечении для беспилотников, которое позволит им работать крупными группами-роями. Летательные аппараты смогут совместно искать и находить цели, опознавать их и выполнять другие операции.

По словам министра, новая технология уже достигла значительного прогресса. Она готова к испытаниям и демонстрации в условиях, максимально приближенных к реальной эксплуатации. Эти мероприятия пройдут в ближайшее время.

В марте в Швеции состоятся учения вооружённых сил Arctic Strike 25. В рамках этих манёвров шведские военные впервые опробуют "рой" беспилотников, управляемых новой системой. Ожидается, что это будет не только демонстрация общих возможностей, но и первое применение группы БПЛА в качестве средства разведки, хотя пока только в учебных целях.

Если в ходе учений новая технология подтвердит расчётные характеристики и возможности, Минобороны и компания Saab завершат её разработку и приступят к полномасштабному внедрению нового программного обеспечения на практике. Впрочем, подробности таких планов раскрыть пока не могут.

Программный продукт

Минобороны Швеции объяснило причины появления нового проекта, а также раскрыло некоторые его особенности, цели и возможности. В целом речь идёт о продолжении развития шведской беспилотной авиации, а также о получении приемлемого сочетания технических, эксплуатационных и экономических характеристик.

В ведомстве напоминают, что любая техника со временем морально устаревает. Из-за этого массовое производство беспилотных систем со всеми требуемыми функциями может сталкиваться с ограничениями и трудностями. В связи с этим при создании новой системы предложили иной подход. Следовало разработать универсальное ПО со всеми необходимыми функциями, которое можно было бы использовать на разных платформах.

Технические подробности нового проекта, по понятным причинам, не уточняются. При этом названы основные функции нового ПО, и доступная информация позволяет делать некоторые предположения.

Универсальное ПО для БПЛА включает в себя несколько ключевых систем. Это автопилот, отвечающий за навигацию и управление полётом, а также программные средства технического зрения. Кроме того, предусмотрены подсистемы для обработки данных и обмена информацией с другими участниками "роя".

На текущем этапе развития новая система управления выполняет несколько основных задач. С её помощью группы БПЛА могут выполнять совместный полет по заданному маршруту, вести патрулирование районов и т.д. При этом беспилотники будут обмениваться друг с другом необходимой информацией для безопасного полета, распределять задачи и взаимодействовать иным образом.

На всех этапах полёта БПЛА будут поддерживать связь друг с другом и обмениваться данными. Все беспилотники, входящие в "рой", смогут постоянно иметь актуальную информацию, поступающую от всех участников группы. Это будет полезно как для непосредственного выполнения задач, так при пополнении / восстановлении групп БПЛА.

Сообщается, что новое ПО позволит объединять в один "рой" до сотни БПЛА. При этом возможно использование техники различных классов и типов. Несмотря на все отличия, беспилотники должны работать вместе, распределять и решать задачи. Вероятно, для работы с такими группами БПЛА разрабатывается общая станция управления.

Рабочие функции нового ПО пока ограничиваются разведкой, наблюдением и аналогичными задачами. БПЛА будут следить за заданным районом с помощью штатной оптики и искать требуемые объекты. Эта задача может выполняться как в автоматическом режиме, так и с участием оператора. Возможность наблюдения и поиска несколькими беспилотниками одновременно значительно повысит эффективность работы.

Техническое зрение позволит не только искать, но и идентифицировать цели. Получатель будет получать более подробные разведывательные данные и сможет использовать их быстрее и эффективнее.

Шведские официальные лица упоминают ещё одну функцию новой системы управления. БПЛА с таким ПО смогут автоматически возвращаться на базу для подзарядки батарей, а затем улетать к месту выполнения задачи. Почему это действие посчитали достойным отдельного упоминания, остается неясным.

"Рой" с программным обеспечением от "Сааб" на текущем этапе может только наблюдать и вести разведку, но не имеет ударных функций. Однако нельзя исключать, что она появится в дальнейшем. Этому поспособствует использование нового ПО на существующих или перспективных БПЛА, которые могут брать на борт боевую нагрузку.

Новые возможности

О перспективном шведском проекте "роя" БПЛА пока известно крайне мало. Однако и раскрытая информация обращает на себя внимание. Она позволяет понять как общие планы вооружённых сил Швеции в области беспилотной авиации, так и возможности, которые они получат в будущем.

В первую очередь, интересна базовая концепция проекта. Шведские военные отказались от идеи создания полноценной беспилотной авиационной системы, включающей все традиционные компоненты — от самого БПЛА до средств обслуживания. Вместо этого они сосредоточились на разработке программного обеспечения для систем управления, которое будет совместимо с различными платформами.

Такой подход дает теоретическую возможность длительной эксплуатации "роев" с постепенным обновлением и заменой "аппаратной части". Самая сложная часть "роя" в виде особого ПО при этом не должна принципиально перестраиваться. В то же время, не исключается возможность её обновления.

Новая система сможет работать с БПЛА разных типов. Если эту функцию действительно удалось реализовать, то "рой" получит самые широкие возможности. Например, группу беспилотников можно будет разделить на несколько эшелонов разведки и развести по разным районам. При этом они образуют единое поле наблюдения и смогут "передавать" друг другу отслеживаемые объекты.

Также улучшатся возможности для длительной разведки местности. БПЛА смогут работать посменно, и вновь прибывающие аппараты будут получать максимум информации о районе, целях и т.д. от сменяемых разведчиков. При этом оператор будет освобождён от части рутинных задач, что позволит ему сосредоточиться на поиске целей, выдаче данных и т.д.

По всей видимости, система управления от Saab имеет потенциал для дальнейшей модернизации. В первую очередь, можно ожидать расширение её функций. "Рой" сможет не только вести разведку, но и поражать цели. Кроме того, постепенно будут расти допустимые размеры группы, совершенствоваться алгоритмы работы и т.д. При этом будут расти все основные параметры и повышаться общая эффективность.

Накануне испытаний

В представленном виде новая система управления "роем" БПЛА от Минобороны Швеции и компании Saab выглядит достаточно интересно. Утверждается, что она получит несколько основных функций и сможет эффективно вести разведку. В обозримом будущем планируется начать внедрение нового ПО и беспилотников с ним, за счёт чего армия получит желаемые возможности.

Однако новое ПО для БПЛА к настоящему времени прошло лишь часть необходимых испытаний. Полномасштабные проверки этой разработки запланированы на ближайшие месяцы, и только по их итогам станут ясны перспективы новой технологии. Сможет ли перспективная система управления оправдать ожидания, станет известно уже в марте.
topwar.ru
© ФГУП «ГосНИИПП», 1989-2025