Багги против БПЛА: новый вариант специальной боевой машины
10 января 2025, 04:13

Два экипажа выдвигаются на позицию

В ходе Спецоперации подразделения российской армии применяют разнообразные средства борьбы с беспилотными летательными аппаратами противника. Недавно министерство обороны представило новую разработку такого рода — специализированную боевую машину для борьбы с БПЛА. На одной лёгкой платформе размещено сразу несколько устройств для перехвата сложных воздушных целей.

Техника на фронте

25 декабря Минобороны опубликовало короткое видео о боевой работе одного из зенитных ракетных дивизионов группировки "Юг". Дивизион оснащен комплексами "Бук" и отвечает за прикрытие войсковых частей. Для самозащиты в его составе имеется специализированная группа противодействия БПЛА.

Группа противодействия имеет особую технику и вооружение, соответствующие специфике выполняемых задач. Её бойцы используют лёгкие автомобили-багги с высокими характеристиками подвижности. На машинах установлены оригинальные системы вооружения, показывающие высокую эффективность в борьбе с малоразмерными воздушными целями.

В видео от Минобороны показано, как группа противодействия на двух багги выдвигается на огневую позицию с целью прикрытия ЗРК. Затем боевые расчёты приступают к наблюдению за воздушным пространством и к поиску целей.

При обнаружении беспилотника противника машины открывают огонь из всего имеющегося оружия. Также принимаются меры по маскировке своей позиции с помощью дыма.

Выполнив поставленную задачу, группа противодействия БПЛА быстро покидает огневую позицию. Вероятно, ей предстоит небольшой марш и продолжение боевой работы в другом месте. Там тоже мог произойти перехват воздушной цели, однако в кадр он уже не попал.

Пресс-служба Минобороны указывает преимущества показанных боевых машин. Они построены на популярной платформе и обладают высокими ходовыми качествами. Кроме того, используется современный комплекс вооружений, обеспечивающий высокую плотность огня. В сумме все это позволяет получить высокую эффективность на огневой позиции.

Специализированный комплекс

Минобороны не раскрывает все особенности новых "противодроновых" боевых машин, но его репортаж позволяет увидеть различные их особенности и сделать первые выводы. В целом речь идет об интересном способе объединения готовых средств и компонентов с получением желаемых результатов.

Машина противодействия БПЛА построена на основе автомобиля-багги одной из последних отечественных моделей. В свою очередь, такая платформа выполнена на базе машины ВАЗ-2121 "Нива". Такой подход упрощает производство багги и его модификации, а также позволяет получить высокие технические и эксплуатационные характеристики.

Багги имеет четырехколёсное шасси, поверх которого установлен открытый кузов с каркасом безопасности. Вместо лобового стекла и крыши используются решётки, дающие защиту от части угроз. Автомобиль имеет двухместную кабину для водителя и оператора, а также открытую кормовую площадку.

Для борьбы с БПЛА багги получает несколько дополнительных средств. Так, перед кабиной смонтирована стойка с многоствольным стреляющим устройством. Кормовая площадка отдана под поворотную турель с автоматами. На капоте и в кормовой части кузова размещены дымовые гранатометы.

Большой интерес представляет носовая "огневая установка". Это пакет из 24 стволов (3 горизонтальных ряда по 8 шт.) неизвестного калибра, предназначенный для стрельбы дробью или картечью. Пакет смонтирован на подвижной установке с приводами горизонтальной и вертикальной наводки. Управление наводкой и огнем — дистанционное, с места оператора.

Вооружение крупным планом

Кормовая турель выполнена в виде поворотного устройства с электроприводами и местом оператора-наводчика. На турели помещена рамная установка с креплениями для шести автоматов АК-12. Наводка и стрельба из автоматов осуществляются синхронно с помощью соответствующих механизмов.

Боевые характеристики огневых средств понятны лишь частично. Известно, что автомат АК-12 имеет скорострельность 700 выстр./мин. Таким образом, "батарея" из шести автоматов имеет техническую скорострельность 4,2 тыс. выстр./мин. Однако реальная огневая производительность ограничивается необходимостью замены магазинов. Прицельная дальность автомата — не менее 500 м.

Параметры многоствольной "картечницы" неизвестны. Её конструкция и средства управления, в теории, позволяют получить высокую скорострельность. В то же время, по дальности эффективного огня это изделие должно уступать автоматам.

Можно предположить, что на борту противодроновой машины присутствуют некоторые радиоэлектронные средства. В распоряжении расчёта обязательно имеется радиостанция для связи и приема целеуказания. Возможно, также используется станция радиоэлектронной разведки-детектор БПЛА. Собственные средства радиоэлектронной борьбы на машинах из репортажа Минобороны отсутствуют.

Стрельба по цели

Простота и эффективность

Как давно была создана новая боевая машина противодействия БПЛА, неизвестно. Также отсутствуют даже примерные данные о производстве такой техники, темпах поставок, наличии в войсках и т.д. Тем не менее, можно предположить, что российская армия уже имеет некоторое количество подобной техники и активно применяет её в зоне проведения Спецоперации.

По всей видимости, багги противодействия БПЛА показывают неплохие результаты. Косвенным доказательством этого является демонстрация их применения на официальных ресурсах. В целом нетрудно понять, почему такие машины справляются с поставленными задачами и полезны для армии.

Прежде всего, стоит отметить выбор базы для специальной машины. Используется автомобиль-багги, созданный на базе агрегатов "Нивы". Он отличается простой конструкцией, несложен в производстве и ремонте, и при этом показывает достаточно высокие характеристики подвижности и проходимости. Размеры и грузоподъёмность такой платформы позволили разместить сразу две огневые установки.

Противодроновый багги имеет комбинированное стрелковое вооружение: 6 автоматов и 24-ствольную "картечницу". Эти изделия обеспечивают высокую плотность огня, но имеют разную эффективную дальность стрельбы. С их помощью экипаж машины может атаковать две разные цели одновременно. Также их можно использовать в качестве двух эшелонов обороны. В этом случае автоматы применяются против целей на дистанциях в сотни метров, а гладкоствольная система становится средством ближней зоны.

Интересной особенностью комплекса вооружений, по своей сути импровизированного, является применение средств дистанционного управления. Так, многоствольная "картечница" контролируется оператором с его пульта, а работа второго стрелка упрощается электроприводами. Возможно, на борту есть и иные приборы, упрощающие работу экипажа.

Важное направление

В целом, новая боевая машина для борьбы с БПЛА представляет собой интересное и эффективное решение актуальной проблемы, основанное на доступных устройствах и компонентах. Подобная техника, по всей видимости, уже изготавливается серийно и находит применение в войсках. Можно ожидать, что сборка таких багги продолжится и позволит усилить ПВО разных подразделений и частей.

Очевидно, что армия не станет отказывается от удачного образца техники, выполненного на основе правильной и логичной концепции. Вполне возможно, что багги на базе "Нивы" с автоматами и картечницами продолжат поступать в войска. Кроме того, следует ожидать появление новых образцов со схожим составом агрегатов и вооружением, имеющих близкие возможности.
topwar.ru
© ФГУП «ГосНИИПП», 1989-2025