Лёгкий учебный БПЛА «Пиранья-5»
08 ноября 2024, 04:11

Общий вид БПЛА "Пиранья-5" в базовой учебной / разведывательной конфигурации

Российская армия активно использует разнообразные беспилотные летательные аппараты, а также наладила систему подготовки операторов для них. В процессе обучения используются существующие БПЛА разных типов, а также предлагаются специализированные образцы. Так, с этой целью недавно разработали и довели до серии новый лёгкий беспилотник под названием "Пиранья-5".

Продолжение линейки

Одним из наиболее активных отечественных разработчиков БПЛА является Симбирское конструкторское бюро (СКБ) "Пиранья". К настоящему времени оно представило и довело до производства несколько беспилотников разного назначения под общим названием "Пиранья". Недавно стало известно о новом образце этой линейки.

О новом изделии серии "Пиранья" сообщило издание "Известия". 2 ноября в своей новой статье оно поделилось информацией, полученной от представителя организации-разработчика. Раскрыт сам факт существования проекта под названием "Пиранья-5", его цели и назначение, а также основные технические особенности.

Разработка "Пираньи-5" началась в недавнем прошлом, и к настоящему времени проект был успешно завершен. СКБ "Пиранья" выполнило проектирование, изготовило и испытало опытные образцы. Техника справилась с тестированием и подтвердила расчётные характеристики. По итогам этих мероприятий новый БПЛА был запущен в серийное производство.

Новейшая "Пиранья-5" предназначается для использования в системе подготовки личного состава. Будущие операторы БПЛА должны осваивать такую технику и учиться управлять ею. При этом они смогут наработать навыки, необходимые для управления любыми другими мультикоптерами, состоящими на вооружении нашей армии.

Курсовая камера для управления полётом

СКБ "Пиранья" рассматривает и другие варианты применения своего нового беспилотника. Благодаря небольшим размерам и высоким лётным характеристикам, он может использоваться для разведки в ближней зоне. Кроме того, беспилотник способен нести лёгкие боеприпасы и выступать в качестве одноразового ударного FPV-беспилотника.

Подробности начатого серийного производства и планы поставок БПЛА, по понятным причинам, остаются неизвестными. Однако можно ожидать, что в ближайшие месяцы войска получат достаточное количество "Пираний-5" и начнут использовать их по прямому назначению. Они дополнят другие беспилотники одноимённой серии и значительно расширят возможности войск.

Упрощённая конструкция

БПЛА "Пиранья-5" — это типичный современный квадрокоптер FPV-класса. При этом особая роль позволила уменьшить размеры и массу аппарата. Кроме того, беспилотник сделан максимально простым, за счёт чего хотят оптимизировать массовый выпуск и эксплуатацию в системе обучения.

Учебный БПЛА построен по традиционной для квадрокоптеров схеме. Его основой является рама-крестовина, выполненная методом трёхмерной печати. Сверху на крестовине установлены электронные компоненты, и над ними находится декоративный обтекатель в форме плавника. Снизу к раме подвешивается компактная аккумуляторная батарея.

"Пиранья-5" меньше любого другого БПЛА своей серии и других подобных аппаратов. Поперечник крестовины не превышает 120 мм, а взлетная масса составляет всего 300 г. При этом беспилотник способен поднять до 1-1,5 кг полезной нагрузки.

Электродвигатель с воздушным винтом

Силовая установка "Пираньи-5" состоит из четырех электродвигателей малой мощности, оснащённых подъёмными воздушными винтами. С такой силовой установкой БПЛА может развивать скорость до 220 км/ч. Малая масса и высокая тяговооружённость позволили получить повышенную манёвренность.

Продолжительность и дальность полета "Пираньи-5" не сообщаются. При этом указано, беспилотник может использовать как штатный аккумулятор, так и более ёмкие батареи от других БПЛА серии "Пиранья". Это должно положительно влиять на его лётных характеристиках.

"Пиранья-5" использует стандартныё набором электроники. Для управления полётом предусмотрены радиомодуль приёма команд и контроллер оборотов. Также имеется курсовая видеокамера с передатчиком видеосигнала и других данных. Другие приборы или функции отсутствуют и попросту не требуются. Средства связи позволяют беспилотнику удаляться от оператора на расстояние до 1-3 км.

В ходе обучения или при проведении разведки "Пиранья-5" может летать без какой-либо нагрузки либо с батареей увеличенной ёмкости. Также разработчики предлагают оснащать БПЛА лёгкими боеприпасами в соответствии с оставшимся запасом грузоподъёмности. Это могут быть гранаты или самодельные боеприпасы.

По всей видимости, речь идёт о жёсткой подвеске нагрузки и использовании беспилотника в качестве камикадзе. Однако нельзя исключать, что для "Пираньи-5" будет разработано устройство сброса, подобное тем, которые используются на другой беспилотной технике.

"Летающая парта"

Концепция специализированного БПЛА для обучения операторов выглядит интересно и имеет сильные стороны. Использование такой техники может значительно улучшить процесс подготовки личного состава и дать различные преимущества.

Одним из главных достоинств новой "Пираньи-5" является её простота. Этот БПЛА может производиться и поставляться крупными партиями, и требования армии могут быть выполнены в ограниченное время. При этом производство можно организовать на существующих мощностях без их перестройки. Соответственно, оно не повредит выпуску других коптеров.

Несмотря на свою простоту, "Пиранья-5" оснащена всеми необходимыми компонентами и устройствами. На её примере операторы могут изучать конструкцию квадрокоптеров, а также осваивать их обслуживание и ремонт. С этой точки зрения, новый БПЛА можно считать универсальным учебным пособием.

"Пиранья-5" имеет небольшие размеры, и это снижает требования к учебным площадкам. Для тренировочных полётов подойдут как ограниченные открытые пространства, так и различные помещения. При этом возможна организация различных препятствий, имитация застройки и т.д.

Учебный БПЛА отличается высокой скоростью и манёвренностью, и по этим парметрам превосходит многие другие квадрокоптеры, стоящие на вооружении. Освоив управление этим аппаратом, оператор сможет уверенно управлять любыми другими БПЛА, независимо от их характеристик и возможностей.

Грузовой беспилотник "Пиранья-13" — одна из последних разработок одноимённого семейства

Следует отметить, что внедрение "Пираньи-5" не исключает использование в обучении беспилотников других типов. Новый образец от СКБ "Пиранья" должен стать своего рода "летающей партой" для первоначального обучения. Освоив его и получив общие знания и навыки, обучающиеся смогут переходить на более сложную технику. На втором этапе они будут изучать те типы БПЛА, которые им предстоит использовать в строевой части.

Любопытно, что разработчик предлагает использовать новый БПЛА не только для обучения. Без каких-либо доработок и изменений "Пиранья-5" способна вести разведку в радиусе нескольких километров. При этом малые габариты и масса упрощают переноску, и оператор может иметь при себе несколько аппаратов.

Практически без дополнительной доработки "Пиранья-5" может стать беспилотником-камикадзе, а в перспективе из неё могут сделать сверхлёгкий бомбардировщик. Нельзя исключать, что армия воспользуется и этими возможностями.

Во всех категориях

Отечественная промышленность в лице различных организаций и предприятий разрабатывает и выпускает БПЛА-коптеры всех основных классов. Она старается закрыть потребности армии в разведывательной и ударной технике. Кроме того, разрабатываются проекты новых классов.

СКБ "Пиранья" предложило специализированный квадрокоптер для обучения операторов. Его уже провели через все необходимые испытания и поставили в серийное производство. Можно ожидать, что оригинальная концепция заинтересует вооружённые силы, и новый БПЛА найдет место в учебных структурах. И нельзя исключать, что "Пиранья-5" останется единственной в своём роде.
topwar.ru
© ФГУП «ГосНИИПП», 1989-2024