Студенческий стартап из Санкт-Петербурга разрабатывает гибридный двигатель для беспилотников
01 октября 2024, 22:53
Команда из Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого под руководством студента и сотрудника Института энергетики Андрея Широких разрабатывает гибридный турбореактивный авиационный двигатель для беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).

Суть проекта заключается в объединении двух подходов: традиционного газотурбинного и электрического двигателей: "Моя задача — взять лучшее от обоих подходов: скорость и мощность от газотурбинного двигателя, надежность и экономичность от электрического", — поясняет Андрей Широких. Преимущество такой технологии заключается в возможности переключения между двумя системами, что повышает безопасность и эффективность беспилотников. Например, в случае исчерпания топлива или поломки газотурбинной установки электрическая часть позволит продолжить полет.

Идея объединения газотурбинного и электрического двигателей в одну силовую установку возникла в ходе научной работы в рамках центра "Авиационные двигатели и энергетические установки" Передовой инженерной школы "Цифровой инжиниринг".

"Наша совместная с коллегами работа по созданию научных основ цифрового двойника авиационного двигателя натолкнула на мысль о том, что в двигателестроении есть много направлений для развития. Мне особенно понравилась идея гибридных двигателей, и я решил изучить её подробнее", — делится руководитель стартапа.

На текущем этапе команда Андрея Широких работает над проработкой конструкции и проведением тепловых расчетов двигателя, а также готовится к стендовым испытаниям. Ребята провели маркетинговые исследования, которые показали интерес к проекту со стороны компаний, занимающихся разработкой беспилотных аппаратов, а также двигателестроительных компаний, работающих над улучшением экономичности и надежности силовых установок.

Целевая аудитория проекта – компании, которые занимаются разработкой и проектированием средне- и крупногабаритных беспилотников. "Как только наш проект выйдет на стадию подтвержденной технологии, уверен, все компании авиационного сегмента обратят на него внимание", — говорит Андрей Широких.

В мире ведутся разработки аналогичных гибридных двигателей, но большинство из них, например, проекты Rolls-Royce и Pratt & Whitney, ориентированы на крупные самолеты и вертолеты. В отличие от этих проектов, решение команды из СПбПУ нацелено на малые, беспилотные аппараты.

Проект уже получил грантовую поддержку в размере 1 млн рублей, выиграв конкурс "Студенческий стартап" в рамках федерального проекта "Платформа университетского технологического предпринимательства". Основной задачей команды на ближайшее будущее является сбор первого рабочего макета двигателя и проведение его испытаний.

"Наш продукт позволит беспилотникам летать быстрее и дальше, при этом обеспечивая возможность продолжения полета при поломке основной системы", — уверен Андрей Широких.

Федеральный проект "Платформа университетского технологического предпринимательства" Минобрнауки РФ был запущен в 2022 году с целью раскрытия предпринимательского потенциала молодежи и подготовки профессионалов в области технологического предпринимательства. Платформа включает в себя семь основных инструментов поддержки: конкурс "Студенческий стартап", предпринимательские точки кипения, акселераторы, тренинги, стартап-студии, университетские венчурные фонды, программу возмещения частных инвестиций. Операторами федерального проекта выступают: АНО "Платформа НТИ", Фонд содействия инновациям (ФСИ), Фонд "Сколково", Фонд инфраструктурных и образовательных программ (ФИОП), Московский физико-технический институт (МФТИ). Сайт https://univertechpred.ru.
indicator.ru
© ФГУП «ГосНИИПП», 1989-2024