Прошу не любить, но жаловать: F/A-18F получил официальное имя «Шершень-убийца»
21 января 2025, 04:14

Военно-морской флот США теперь официально использует термин "Шершень-убийца" для обозначения истребителей F/A-18E/F, предназначенных для использования в качестве истребителей ПВО.

Вообще F/A-18, который сперва был просто "Шершень", потом стал "Супер Шершнем", теперь вот "убийцей" - реально самый полезный и заслуженный самолет американской авиации. Пока F-22 отстаиваются на земле в качестве самого лучшего истребителя мира (который кроме бюджета ничего не истребляет), F-35 сражается за рынки сбыта, а потом тоже стоит на земле, потому что летать на нем очень дорого, то вот F/A-18 на своих плавучих аэродромах все так же готов прибыть в любой район земного шара и там сражаться во имя. Не важно, во имя каких идеалов, важно то, что готов сражаться. И делает это уже более 40 лет.

Конечно, прослужить сорок с лишним лет непросто, естественно, модернизациями "Шершня" баловали систематически и регулярно, потому он все еще и в боевом строю, а не на пути к свалке. Кроме того, самолет реально крепкий и главное – недорогой, что привлекает покупателей со стороны, а это, в свою очередь, подвигает компанию "МакДоннел-Дуглас" вести дальнейшие разработки.

То есть, самолет в теме и на покой пока не собирается. Более того, по миру используются обе ипостаси, и F (fighter, истребитель), и А (attack, штурмовик), заявленные в двойной аббревиатуре самолета.

И вот – противовоздушная комплектация, за которой, как считают в командовании морской авиацией США, большое будущее. А раз так выделили ПВО-модификацию, то не долго размышляя, придумали и новое название. Так что военно-морской флот США теперь официально использует термин "Шершень-убийца" для обозначения истребителей F/A-18E/F, вооружённых пятью ракетами AIM-120 средней дальности "воздух-воздух" (AMRAAM) и четырьмя ракетами AIM-9X Sidewinder.

Конфигурация вооружения "воздух-воздух" для "Супер Шершня" дебютировала в прошлом году во время операций в Красном море и вокруг него. Это стало возможным благодаря программе модернизации, которая позволила F/A-18E/F нести больше ракет AIM-9X.

Эта противовоздушная конфигурация "Шершня-убийцы" и его использование в бою против воздушных целей были среди различных важных моментов, которые Управление военно-морских операций (CNO) включило в недавно опубликованный итоговый бюллетень за 2024 год. Также были представлены официальная версия AIM-174B для запуска с воздуха ракеты Standard Missile-6 (SM-6), первое боевое применение усовершенствованной противорадиолокационной управляемой ракеты AGM-88E (AARGM) и первое в истории службы поражение вражеского беспилотника в воздухе.

Нормальная реакция на то, что в воздухе реально добавилось целей: разведывательные беспилотники, барражирующие боеприпасы, дроны-камикадзе с различными принципами управления, FPV-дроны и так далее.

F/A-18E взлетает с лётной палубы авианосца "Дуайт Д. Эйзенхауэр" в Красном море

Как уже отмечалось для того, чтобы F/A-18E/F могли нести новые ракеты "воздух-воздух" AIM-9X на внешних подкрыльевых узлах подвески (узлы 2 и 10), военно-морскому флоту сначала нужно было провести серию работ, направленных на применение этих ракет на "Шершнях". Ранее "Супер Шершни" могли нести только ракеты "Сайдвиндер" последнего поколения на законцовках крыла, а остальные узлы подвески были задействованы под несение иных видов вооружений. Военно-морской флот пошел на такой шаг в ответ на срочные оперативные требования, чтобы увеличить боезапас ракет "воздух-воздух" самолётов и помочь летчикам бороться с беспилотными летательными аппаратами-камикадзе, запускаемыми боевиками-хуситами в Йемене.

Истребители F/A-18E/F в комплектации "Шершень-убийца" были впервые замечены при выполнении операций в районе Красного моря во время полета с авианосца "Теодор Рузвельт" в апреле-мае 2024 года. На этих самолетах также были замечены модули наведения AN/ASQ-228 Advanced Targeting Forward-Looking Infrared (ATFLIR) и центральные топливные баки емкостью 480 галлонов. С тех пор такая конфигурация наблюдалась на F/A-18E/F, приписанных к другим авианосцам, действующим на Ближнем Востоке.

"Шершень-убийца", приписанный к авиационному крылу USS "Теодор Рузвельт", приземляется на авиабазе Муваффак-Салти в Иордании в августе 2024 года

Кстати, в недалеком прошлом "Супер Шершень" мог нести дополнительную ракету AIM-120 на том узле, где в последней комплектации располагается блок ATFLIR и таким образом запас ракет "воздух-воздух" мог быть увеличен до трех.

Но современные реалии просто потребовали установки такого блока, как ATFLIR и перекомпоновки всех видов вооружений, которые мог бы нести самолет. Усовершенствованные модули целеуказания являются важнейшими компонентами арсенала средств противовоздушной обороны современного тактического истребителя, поскольку они позволяют идентифицировать цели за пределами видимости.

Это особенно важно в "густонаселённом" воздушном пространстве и может привести к более быстрой идентификации "свой-чужой" и возможности уверенно стрелять по цели задолго до того, как это стало бы возможным в соответствии с правилами ведения боевых действий. То есть, огонь на опережение.

Инфракрасные и телевизионные датчики ATFLIR могут быть использованы параллельно с радаром "Шершня" и наоборот, что обеспечивает дополнительный уровень интегрированного целеуказания.

Камеры, как телевизионные, так и тепловизионные, также могут собирать важную информацию о воздушных целях, независимо от того, участвуют они в боевых действиях или нет. На некоторых камерах также доступен вторичный режим поиска и сопровождения в квазиинфракрасном диапазоне, который позволяет обнаруживать малозаметные цели, хотя он и не так эффективен, как специальная усовершенствованная инфракрасная система обнаружения и сопровождения.

Тем не менее, операции в Красном море продемонстрировали важность своевременного обнаружения малоконстрастных и малоразмерных целей, коими являются беспилотные летательные аппараты.

Так что возможности ATFLIR важны не меньше, чем дополнительные средства поражения, поскольку обеспечивают обнаружение воздушных целей противника типа БПЛА, особенно в ночное время.

Однако конфигурация "Шершня-убийцы" с девятью ракетами оставляет два дополнительных подкрыльевых пилона пустыми. Вопрос в том, стоит ли заполнять их чем-то таким, или есть смысл оставить? Ведь отсутствие боезапаса на этих узлах подвески, а особенно дополнительных подвесных топливных баков, даст возможность самолётам сохранить приличную скорость и маневренность, что для воздушного боя на небольших дистанциях (а как на больших можно вообще воевать с БПЛА минимальных размеров?) весьма и весьма полезно.

Да, без дополнительных топливных баков дальность полёта и время нахождения на боевом дежурстве "Шершня" также сократились бы, но: такая конфигурация будет вполне подходящей для выполнения задач по защите воздушного пространства и кораблей ударных авианосных групп.

Здесь стоит отметить, что в будущем подвесные баки на центральном подфюзеляжном узле F/A-18E/F могут быть заменены на контейнер с инфракрасной системой поиска и слежения (IRST), которая значительно улучшит способность "Шершня" обнаруживать и отслеживать самолёты и другие воздушные цели, особенно малозаметные, на больших расстояниях. Но внедрение IRST – это вообще отдельная тема.

А еще стоит вспомнить, что в свое время производитель "Супер Шершня" компания "Боинг" рекламировала тяжёлую комплектацию самолета: боевую нагрузку из 12 ракет AIM-120 и двух AIM-9X, но дальше предложений дело не пошло, и осталось неясно, разрешены ли были военно-морским летчикам вылеты в такой конфигурации.

Super Hornet, вооружённый 14 ракетами "воздух-воздух", а также подвесным баком с инфракрасным датчиком на центральной линии, которую компания Boeing представила в рамках неудачной презентации для Канады

F/A-18 с 12 ракетами класса "воздух-воздух"

Вообще термин "Шершень-убийца" появился довольно давно: так в разговорной речи обозначали комплект ещё более тяжёлого вооружения класса "воздух-воздух", которое в прошлом году было установлено на F/A-18F, приписанном к Девятой испытательно-оценочной эскадрилье (VX-9) во время учений "Серый флаг-2024". Самолёт эскадрильи был оснащён четырьмя ракетами AIM-174B, а также тремя ракетами AIM-120 и парой ракет AIM-9X. А сам "Шершень-убийца" вошёл в американский лексикон в более широком смысле после появления азиатских гигантских шершней в Соединённых Штатах в 2019 году. Инвазия азиатских шершней доставила много неприятностей в тот год, поскольку летающая пакость оказалась очень вредной и сложно уничтожаемой. Как и самолет.

Отметки о воздушных победах над БПЛА на F/A-18E Super Hornet из состава крыла авианосца "Дуайт Д. Эйзенхауэр"

Увеличение боекомплекта "воздух-воздух" боевых самолётов становится всё более важным, особенно с учётом постоянно растущих угроз, исходящих от различных типов беспилотников во всех сферах. Новый F-15EX Eagle II ВВС США является ярким примером этой тенденции. Самолёты F-15E Strike Eagle ВВС США, которые также могут нести большое количество противовоздушных боеприпасов, быстро израсходовали весь боезапас, сбивая иранские беспилотники, направленные на Израиль в апреле 2024 года. Но от этого расхода был эффект.

В целом, в отличие от популяции азиатских гигантских шершней в Соединённых Штатах, шершни-убийцы, по-видимому, продолжат появляться в Красном море, на Ближнем Востоке и, возможно, в других местах.

F/A-18, созданный во второй половине 1970-х гг. на базе экспериментального истребителя наземного базирования "Нортроп" YF-18, с самого начала предназначался для решения как чисто истребительных, так и ударных задач, получил прописку на палубах американских авианосцев. И там, вместе с тяжелым истребителем-перехватчиком F-14, отлично сыграли роли перехватчиков ПВО и истребителей завоевания превосходства в воздухе.

Изменения в стратегии и тактике вынудили "Макдоннелл-Дуглас" начать работы, акцентированные, в первую очередь, на повышении ударного потенциала F/A-18. Так что комплектация "Шершень-убийца" - это, скорее, возврат к изначальным задачам этого самолета. Мир изменился, и авианосные соединения сегодня требуют большего внимания в плане защиты с воздуха, чем каких-то десять лет назад. Потому появление "Шершня-убийцы" закономерно и логично.
topwar.ru
© ФГУП «ГосНИИПП», 1989-2025