И все-таки сокол оказался воробышком
10 января 2025, 04:18

Сокол на поверку оказался воробьем, карета М1А1 превратилась в тыкву, а май 2025 года в Киеве может оказаться очень схожим с маем 1945 года в Берлине. Ну и да, "чудо-оружие", которое так усиленно вымогал и с помощью которого собирался победить Зеленский, тоже оказалось... ну да, "чудо-оружием".

Полковник ВВС США в отставке Алекс Махон в интервью журналу 19FortyFive объяснил, что, хотя базовые лётные операции относительно просты, освоение передовых систем вооружения F-16 гораздо сложнее и требует длительной подготовки. То есть, то, о чем мы говорили в самом начале истории с поставками американских самолетов.

Американцы обещание сдержали и два десятка "Боевых соколов" были переданы Киеву. Но смогли они хоть как-то повлиять на обстановку?

Нет.

И вот уже начальник управления коммуникаций командования Воздушных сил ВСУ Игнат на своей странице в той самой запрещенной у нас сети пишет, что истребители F-16 не могут соперничать в воздушных боях с российским самолетами.

"Да, мы получили от партнеров не слишком новые модификации F 16 и у нас нет на этих самолетах мощных радаров и дальнобойных ракет, чтобы наедине соревноваться в воздушных боях с технологическими самолетами россиян"

Ну да, гранаты, понимаешь, не той системы. Впрочем, мы у себя на все голоса говорили, что затея так себе по многим причинам и я перечислял все эти причины. И вот так и вышло, но виноваты в этом, естественно, не украинцы, а жмоты американцы, датскими руками отдавшие старые самолеты без мощных радаров и дальнобойных ракет.

Ну право слово, а что ж вам, F-35 подогнать надо было? Удивительные там люди живут… Впрочем, о выводах пока помолчим. Рано.

Мнение полковника ВВС США, пусть и в отставке, ценно. Они как раз, выйдя в отставку и начинают резать правду-матку по полной программе.

Так вот, Махон подчеркнул, что надлежащая подготовка имеет решающее значение для успеха в работе, а подготовка украинского летного состава проходила под постоянные призывы сократить время обучения.

Полковник рассказал о трудностях подготовки пилотов F-16 для Украины. За более чем четыре с половиной десятилетия службы F-16 Fighting Falcon зарекомендовал себя как надёжная и эффективная боевая машина. По словам Киева, это самолёт, который был необходим, чтобы не только удержать позиции, но и переломить ход продолжающейся войны с Россией.

Военно-воздушные силы Украины получили на сегодняшний день по меньшей мере два десятка самолётов, но им может потребоваться больше времени для надлежащей подготовки пилотов к полётам на самолётах, которые значительно отличаются от советских истребителей, на которых летали украинские пилоты.

Полковник Алекс Махон, летчик-истребитель с многолетним опытом работы пилотом-инструктором, лучше, чем кто бы то ни было понимает, с какими трудностями могли столкнуться украинские пилоты и можно ли было без вреда сократить их обучение.

"В этом вопросе есть два аспекта: управление F-16 как самолётом и управление им как системой вооружения. В качестве просто самолета, F-16 не сложнее в управлении, чем истребители предыдущего поколения. Одним из уникальных аспектов является компьютеризированная система управления полётом: пилот вводит данные в компьютер системы управления полётом, на которые система реагирует и преобразует в изменения/движения поверхностей управления (закрылков, элеронов, руля направления и т. д.), но компьютер ограничивает ввод данными, которые, по его мнению, может выдержать планер, например, на форсаже на скорости 1 000 км/ч на высоте 4 000 метров пилот может выдерживать перегрузку 9 g, пока не закончится топливо"

Истребитель F-16 с бомбами CSDB

Махон также подчеркнул, что по мере снижения скорости полёта/увеличения высоты/разрежения воздуха доступное значение G уменьшается.

"При работе на форсаже на скорости 600 км/ч на высоте 11 000 метров компьютер ограничит перегрузку до уровня, исключающего сваливание корабля, примерно +/- 3G. К этому нужно привыкнуть, так как пилот почувствует, что самолет не реагирует на его управляющие действия. Привыкнуть к этому несложно"

В случае с системой управления вооружением ситуация другая, и Махон объяснил, что он начинал с F-100D/F, "глупого" самолёта — без инерциальной навигационной системы/GPS, радара "воздух-воздух" или "воздух-земля", указателей наведения оружия или других функций, от которых сегодня могут зависеть боевые пилоты.

"Прицеливание при использовании оружия осуществлялось с помощью "комбинированного стекла", расположенного на светофильтре, прямо за лобовым стеклом. Точность/неточность применения оружия полностью контролировалась пилотом без помощи самолёта. Пока планер был пригоден для полёта, 100% успеха миссии зависело от хорошо обученного, опытного пилота"

Следующий самолёт Махона, F-4C, был почти таким же, но на нём была бортовая радиолокационная система "воздух-воздух", которая взаимодействовала с ракетой AIM-7, у которой ГСН была полуактивной радиолокационной. Махон сказал, что это всё ещё "глупый" самолёт, но немного умнее, чем F-100D/F.

"Что касается бомб, то система по-прежнему полагалась на "комбинированное стекло", и точность, или её отсутствие, полностью зависела от пилота. Пока планер был пригоден для полёта, а подсистемы наведения оружия работали, 90% успеха миссии зависело от хорошо обученного, опытного пилота"

Затем он перешёл на A-7D/K — первый по-настоящему "умный" самолёт. A7-D/K был оснащен инерциальной навигационной системой, обзорной радиолокационной системой и радарной системой наведения оружия.

"Подсистемы были связаны между собой и могли автоматически работать весьма согласованно, выбирая наиболее оптимальную информацию для точного наведения оружия. Пилот должен был понимать, как всё это работает, и вести самолёт в ту точку пространства, куда его направлял компьютер. В некоторых режимах атаки кнопка на джойстике, которая при немедленном нажатии (CCIP) немедленно сбрасывала бомбу в заданную точку на земле, превращалась в "кнопку согласия". Система наведения знала, где находится цель и куда попадёт бомба, когда самолёт достигал требуемых параметров. Когда компьютер убеждался, что точные параметры соблюдены, он отдавал команду на сброс бомбы (VisAttack)…"

К тому времени, когда он перешёл на A-7D/K, Махона повысили до капитана и причислили к "опытным" пилотам истребителей (минимум 500 часов налёта на истребителях), у него было около 1000 часов налёта.

"Переход к управлению был простым — стандартный ввод/воздействие на поверхности управления с помощью тросов и гидравлических приводов. Я без проблем быстро освоил довольно сложные подсистемы наведения оружия, поскольку они делали для меня то, чему я научился и что делал сам. Инженеры-конструкторы проделали очень хорошую работу, объединив основные навыки пилота истребителя с более сложными оружейными подсистемами. Пока планер был пригоден для полёта, 70% успеха миссии зависело от хорошо обученного, опытного пилота"

Переход на истребитель F-16 Fighting Falcon

В свое время Махон обнаружил, что перейти с A-7D/K на F-16 A/B было довольно просто, к тому времени и он был уже подполковником и налетал около 2000 часов на A-7D/K, а потому адаптация к компьютерной системе управления полетом не вызывала сложностей.

Самолёт F-16 Fighting Falcon ВВС США стоит на взлётно-посадочной полосе на базе ВВС Макдилл

"Инновации в системе управления оружием были существенно улучшены по сравнению с A-7D/K, но в целом они были схожими, например, оба самолёта имели режимы доставки бомб с постоянно вычисляемой точкой попадания (CCIP) и визуальной атакой (VisAttack). Оснащённый радаром "воздух-воздух" F-16A/B имел ракеты AIM-9L/M, AIM-7, AIM-120 и Maverick. "Сокол" мог точно обнаруживать наземные цели с помощью радара в условиях нулевой видимости и сбрасывать на них бомбы. Пока самолёт был пригоден к полётам, 60% успеха миссии зависело от хорошо обученного, опытного пилота"

Украине придется пойти дальше

Однако Махон отметил, что системы вооружения F-16A/B, которые он освоил (блоки 15 и 25), были гораздо менее сложными, чем модели F-16C/D, на которых летают сегодня.

Обозначения версий, например, моделей Block 70, мало говорят о сложности применения. По приблизительным оценкам полковника, современные системы вооружения F-16 в два-три раза мощнее и сложнее, чем ранние модели, на которых он летал.

"Пока планер самолёта пригоден для полётов, а все высокотехнологичные подсистемы работают, 50% успеха миссии на современном самолете зависит от хорошо обученного, опытного пилота. В контексте украинских пилотов истребителей это означает, что, хотя они, вероятно, довольно хорошо и быстро управляют F-16, их опыт полётов на низкотехнологичных советских истребителях не позволит им быстро освоиться с современными системами вооружения F-16"

По словам Махона, вопрос о том, можно ли сократить время обучения украинских пилотов для перехода на F-16, немного сложнее.

"Нелогичная крайность — это "конечно же да!". Дайте им шпаргалку на украинском языке, в которой написано, как завести двигатель, и отпустите их. Посмотрим, справятся ли они. Другая крайность — это наземная/академическая подготовка по системам самолёта, лётный опыт, необходимый для умелого управления самолётом с помощью ручки управления и руля направления, вся подготовка, необходимая для умелого управления сложными подсистемами наведения оружия, и всё это в лётной обстановке, в которой пилоты могут чётко видеть землю, чётко видеть друг друга при обмене информацией и отработке боевых манёвров "воздух-воздух", а также в контролируемых условиях, в которых ошибки не являются фатальными"

Махон также отметил, что благоразумие должно возобладать.

"Когда вмешивается украинская реальность, нужно делать то, что нужно. "Готов или нет, я иду". Как и в большинстве случаев, нужно найти баланс. И да, идеальное может быть врагом хорошего. Но если украинцам нужно, чтобы их пилоты-истребители были в воздухе СЕЙЧАС, или они рискуют быть уничтоженными, они сделают то, что делали все отчаявшиеся народы, — поставят своих воинов на службу, несмотря на риск"

Учитывая все сказанное, Махон также ясно дал понять, что, по его мнению, украинское обучение не может быть сокращено – по крайней мере, пока. Он также сказал, что любая критика по поводу того, что украинские пилоты тренировались на юго-западе американской пустыни – местности, сильно отличающейся от их родины, – неуместна, потому что все делается по очень веской причине.

"Мы готовим лётчиков-истребителей с начала 1900-х годов. Мы знаем, как это делать. У нас есть полные и экспертные знания во всех аспектах подготовки лётчиков-истребителей. Когда есть возможность, мы тренируем наших лётчиков-истребителей в условиях чистого воздуха. Вот почему западноевропейское сообщество отправляет своих курсантов-пилотов в Техас. Вот почему ВВС США и ВМС США тренируют своих лётчиков-истребителей в районах, где преобладает чистый воздух. Затем, когда они овладевают основными навыками, эти пилоты-истребители отправляются в менее благоприятные и менее безопасные метеорологические условия"

Когда погодные и другие ограничивающие условия ухудшаются, пилоты в полной мере способны справиться со сложными задачами и добиться успеха.

"Практически вся моя базовая подготовка и обучение на истребителя проходили на юго-западе. Когда я был готов, но не днем раньше, я отправился на боевое задание в места с погодными условиями, очень похожими на те, что были в Западной Европе. Я был "готов к выполнению задач" (MR) примерно через 24 месяца, от начала до конца. Без UPT (пилотажной подготовки) в Аризоне и F-100 RTU (подразделения подготовки на замену) в Аризоне мне потребовалось бы на 6–9 месяцев больше времени, чтобы стать MR"

Собственно, бравый полковник уже подтвердил то, о чем мы говорили, причем не раз: за полгода нереально подготовить приличного летчика, способного и прилично летать, и оперировать вооружением. Так оно и получилось на деле, с момента прибытия на территорию Украины F-16 не показали себя никак. Эпизодические пролеты в западных районах и попытки перехвата российских крылатых ракет – это все, где засветились "Соколы".

Почему – понятно. Дозвуковая крылатая ракета – это идеальная цель для неподготовленных летчиков, какими и являются украинские пилоты. КР практически не маневрирует, у нее приличные размеры, комфортная скорость. Это не "Герань", которую найти и сбить не так просто, потому что она медленная и малозаметная для радара, слишком мало металла в конструкции. Ну а про сверхзвуковые ракеты и современные (а других у ВКС нет, к сожалению) самолеты горе-пилотам не по зубам.

Вообще действия Зеленского и компании как-то все сильнее напоминают метания и шарахания гитлеровской банды. Там тоже хватались за соломинку "вундерваффе", и убеждали немцев, что "вот-вот и…". Сегодня в Киеве наблюдается нечто до боли схожее. "Дайте нам ATACAMS – и мы побелим!". "Дайте нам танки – и мы победим!". "Дайте нам самолеты – и мы победим!".

Дали все. И где результат?

Русские жернова мелят медленно, но очень уверенно. Перемолото все, что прислано. А помните, два года назад как соседи детей "Байрактарами" называли? И песни слагали про чудо-оружие? Ну и где оно?

Майор Верещагин, был такой педагог на моем жизненном пути, в таких ситуациях говорил так: "Запомните, товарищи, техника в руках дикаря – это груда металла, исключение составляют винтовка Мосина и автомат Калашникова".

Мы имеем тот же расклад: пропаганда и только пропаганда. Да, ракеты причинили определенный ущерб на первом этапе своего применения, но дальше ПВО и РЭБ практически свели к нулю их значимость.

С самолетами все вышло один к одному, потому что сценарий крутится все тот же: "Дайте нам…". Ну а дальше привычное "А нам дали не то, что мы просили, поэтому мы как всегда облажались".

Действительно, чего там хотели господа союзники? Благодарности что ли?

Очень рад, что в наших выкладках в итоге все оказалось так, как мы и предсказывали:

- старые модели самолетов (а кто этим новые даст на убой?) не будут конкурентноспособны российским самолетам;

- пилоты-недоучки УВВС с шестимесячным обучением – не чета российским пилотам;

- необученное и без должной практики техническое обеспечение очень быстро поставит дареные F-16 на краю аэродрома, там, куда сволакивают битую технику.

В общем – все идет по тому плану, который в свое время был нами озвучен. И, что совсем приятно, все наши выводы подтверждает полковник ВВС США, пусть и в отставке, которого в симпатиях к нам не заподозрить.

Все идет к концу. Весьма закономерному. И май 2025 года может оказаться очень похожим на май 1945. И никакое "чудо-оружие" тут не поможет.
topwar.ru
© ФГУП «ГосНИИПП», 1989-2025