ФАБ с УМПК-П: планер предельных параметров
09 января 2025, 03:40

Возвращаемся к тематике авиабомб с унифицированными модулями планирования и коррекции (УМПК), точнее, к повышению дальности применения и безопасности для носителя этого оружия. Поскольку большая часть применяемых с УМПК авиабомб является фугасными, то далее мы будем говорить: "ФАБ с УМПК".

В предыдущем материале ФАБ с УМПК-Р: недорогой высокоточный боеприпас повышенной дальности мы рассмотрели возможность оснащения ФАБ с УМПК одним или несколькими твердотопливными реактивными ускорителями, заимствованными из состава каких-либо серийных изделий, например, неуправляемых авиационных ракет (НАР), с доработкой или без таковой, а также целесообразность применения указанных ФАБ с УМПК-Р с беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) типа "Гром", конечно, если указанные БПЛА будут приняты на снабжение Вооружённых сил Российской Федерации (ВС РФ) и серийно выпускаться в обозримой перспективе.

Сегодня мы поговорим об альтернативном способе увеличения дальности применения ФАБ с УМПК, без использования каких-либо двигателей, а также об увеличении массовости их одномоментного применения.

"Кондор"

В сентябре 2022 года автором был опубликован материал Проект "Кондор": смерть с небес, в рамках которого предлагалось создание максимально недорогих БПЛА-камикадзе большой дальности, а если точнее – управляемых планирующих боеприпасов большой дальности (УПБ-БД).

В частности, в УПБ-БД "Кондор" предлагалось полностью отказаться от каких-либо двигателей, использовать планер с высоким аэродинамическим качеством, изготавливать его из полимеров методом литья термопласт-автоматами или экструзии, с алюминиевой внутренней рамой, а наведение осуществлять по сигналам спутниковых навигационных систем.

В качестве боеприпасов для УПБ-БД "Кондор" планировалось использовать боевые части 122-мм снарядов реактивных систем залпового огня (РСЗО) "Град", осколочно-фугасные (ОФ) артиллерийские снаряды калибра 152 мм или какие-либо аналогичные серийные изделия.

Предполагаемый внешний вид УПБ-БД "Кондор" с поворотным крылом

Производство УПБ-БД "Кондор" предполагалось осуществлять огромными партиями – ориентировочно по 150-300 тысяч изделий в год, для чего потребовалось бы создание завода на 20-40 роботизированных конвейерных линий, включающих экструзионные машины, участки мехобработки, сборки и многое другое.

Для применения УПБ-БД "Кондор" планировалось использовать доработанные транспортные самолёты типа Ил-76, оснащённые стеллажами для транспортировки и сброса.

Вариант УПБ-БД "Кондор" с фиксированными крыльями

На момент публикации вышеуказанной статьи боеприпасы такого типа у ВС РФ отсутствовали – эпизодическое использование ФАБ с УМПК на украинском театре боевых действий началось в ноябре-декабре 2022 года.

Кстати, использование штатных боеприпасов с небольшой доработкой стало нормой для FPV-дронов, например, БПЛА "Привет-82" и "Привет-120" от КБ "Око" используют в качестве боевой части, соответственно, 82-мм и 120-мм миномётные мины.

Даже сейчас, несмотря на создание и активное применение ФАБ с УМПК, по мнению автора, планирующие БПЛА-камикадзе типа УПБ-БД "Кондор" могут быть и актуальны, и эффективны. Поставив во главу угла технологичность изготовления, можно производить их сотнями тысяч в год.

Впрочем, вернёмся к ФАБ с УМПК – что концепция УПБ-БД "Кондор" может дать этому оружию?

Ответ – большую дальность планирования и массовость применения.

Если посмотреть на ФАБ с УМПК, то можно заметить, что размах крыльев, обеспечивающих дальность планирования, относительно невелик, особенно учитывая габариты и массу доставляемых авиабомб.

Скорее всего, это связано с ограничениями, накладываемыми носителями – самолётами тактической авиации. Достаточно снять это ограничение и можно рассмотреть вариант увеличения планера ФАБ с УМПК.

Но как его снять?

Использовать для применения ФАБ с УМПК другие типы носителей, например, транспортные самолёты, как и в концепции применения УПБ-БД "Кондор", впрочем, обо всё по порядку.

Планер предельных параметров

Для УПБ-БД "Кондор" мы рассматривали два варианта – с поворотным и с неподвижным крылом: соответственно, в варианте с поворотным крылом УПБ-БД "Кондор" располагались параллельно, рядами, а в варианте с неподвижным крылом – последовательно. Для ФАБ с УМПК планер также потенциально может быть выполнен в виде поворотного или фиксированного крыла.

В варианте с поворотным крылом размах крыльев планера может быть больше, а значит – и дальность планирования может быть выше, кроме того, в этом случае ФАБ с УМПК-П сможет применяться не только с транспортных самолётов, но и с некоторых других типов носителей, о чём ниже. Из недостатков – повышение сложности конструкции, риск отказа механизма раскрытия или потери боеприпаса в момент раскладывания крыла.

В варианте с неподвижным крылом риски отказов минимизированы, но размах крыльев будет ограничен шириной грузового отсека транспортного самолёта-носителя. У Ил-76 ширина грузового отсека составляет 3,4 метра, у существующих УМПК размах крыльев составляет 2,5 метра. Стоит ли "овчинка выделки" из-за увеличения крыльев менее, чем на 1 метр?

Скорее нет, чем да, впрочем, могут быть реализованы и комбинированные варианты, когда плоскости крыльев изначально будут немного раскрыты для упрощения их дальнейшего раскрытия и снижения нагрузки на механизм раскрытия.

Вообще, здесь много вариантов, например, применение раскрывающегося Х-образного крыла, как в концепте, изображённом в материале: Когда размер имеет значение: УМПК на ФАБ повышенного могущества.

Или же это может быть биплан, или полутораплан, с размещением крыльев над и под ФАБ с УМПК, как на изображении в начале данной статьи. Недостатком схемы "биплан" является высокое "профильное сопротивление", вызванное влиянием двух пар крыльев друг на друга, при этом подъёмная сила увеличивается всего на 20 %, но зато возрастает прочность конструкции изделия.

В любом случае выбрать оптимальную аэродинамическую схему планера предельных параметров можно только по результатам прочностных и аэродинамических расчётов.

Есть ещё один вопрос – как повлияет более крупный планер на заметность ФАБ с УМПК?

Разумеется, заметность возрастёт, также снизится скорость планирования. С другой стороны, радиолокационные станции (РЛС), чья работа основана на эффекте Доплера, хуже видят низкоскоростные цели. Если же использовать непрямые крылья, то угол их раскрытия может быть подобран таким образом, чтобы минимизировать отражение излучения в направлении РЛС, переориентировав его в стороны согласно канонам технологий малозаметности.

Есть ещё вариант "матрёшки", когда планер предельных параметров ставится поверх существующего УМПК.

То есть после сброса ФАБ с УМПК-П использует возможности, предоставляемые планером предельных параметров, представляющим собой всего лишь раму с крыльями и механизмом раскрытия (при необходимости). Управление же осуществляется штатными органами управления существующих УМПК.

На определённом расстоянии, например, в несколько десятков километров от цели, внешний планер сбрасывается / отстреливается, и УМПК раскрывает штатные крылья. Это несколько усложняет конструкцию и увеличивает совокупную массу изделия, однако на конечном этапе полёта противник будет иметь дело с обычными, достаточно скоростными и малогабаритными ФАБ с УМПК.

Преимуществом в данном случае также является то, что нет необходимости перерабатывать существующие УМПК, разрабатывается только внешний планер предельных параметров.

Теперь вернёмся к потенциальным носителям.

Транспортные и не только

Как мы уже говорили выше, в качестве основного носителя ФАБ с УМПК-П рассматриваются транспортные самолёты семейства Ил-76.

Ил-76-МД-90А

Почему именно они?

Да альтернативы в общем-то у нас и нет – другие транспортные самолёты сопоставимой или большей грузоподъёмности в России не выпускаются.

Необходимо понимать, что транспортные самолёты, осуществляющие применение ФАБ с УМПК-П, не рассматриваются заменой самолётам тактической авиации.

Если самолёты тактической авиации в основном наносят удары ФАБ с УМПК по целям, расположенным на линии боевого соприкосновения (ЛБС) и прилегающим территориям, то транспортные самолёта, осуществляющие применение ФАБ с УМПК-П, должны работать по объектам, расположенным в оперативной глубине на территории противника.

На самом деле в применении транспортных самолётов качестве носителей тех или иных вооружений нет ничего особенного, наоборот, это перспективное направление, которое у нас пока не получило своего развития, ранее мы уже говорили об этом в материалах Целесообразность использования в качестве носителей ФАБ-3000 с УМПК самолётов стратегической, дальней и транспортной авиации и Бомбардировщик-ракетоносец военного времени: вопрос не в самолёте, а в его содержимом.

Стоит ли подвергать транспортные самолёты риску?

Если дальность сброса ФАБ с УМПК-П составит 150-200 километров, то никакого риска не будет – у противника просто нет зенитных ракетных комплексов (ЗРК), способных работать на такой дальности, разумеется, если кто-то не решит послать их вглубь территории противника, для того чтобы дотянуться до какой-то очень привлекательной цели.

Кроме того, в настоящее время российская промышленность вышла на выпуск 6 единиц Ил-76-МД-90А в год, никакие другие самолёты сопоставимой размерности и грузоподъёмности такими темпами не выпускаются. По открытым данным, планируется выход на производственную мощность до 8 единиц в год и более.

С расстояния в 150 километров транспортные самолёты смогут наносить массированные удары ФАБ с УМПК по целям, расположенным в глубине территории противника

По открытым данным, для того чтобы обеспечить максимальную дальность применения ФАБ с УМПК, истребитель-бомбардировщик Су-34 разгоняется до высокой дозвуковой скорости и осуществляет сброс с высоты порядка 11-12 километров.

Транспортные самолёты-носители, скорее всего, будут применять ФАБ с УМПК-П по-другому, подходя к точке сброса, осуществляя разворот в сторону направления "от цели" с одновременным набором высоты в эшелоне от 11 до 12 километров, то есть с выходом "на потолок". Сброс будет осуществляться гравитационным способом – самосходом ФАБ с УМПК-П со стеллажей-направляющих.

То есть высота сброса может быть сопоставимой с самолётами тактической авиации, но вот скорость сброса вначале будет практически нулевая, что должно компенсироваться большей подъёмной силой и аэродинамическими преимуществами ФАБ с УМПК-П. Кстати, дополнительно на экструзионных машинах можно делать обтекаемый "чехол" для ФАБ, повышающий её аэродинамическое совершенство.

Габариты грузового отсека самолётов семейства Ил-76 потенциально позволят нести два-три десятка ФАБ с УМПК-П, а возможно, что и более – это будет зависеть от калибра авиабомб и конфигурации планера предельных параметров.

Есть ещё один вариант носителя ФАБ с УМПК-П – это дальние сверхзвуковые бомбардировщики-ракетоносцы Ту-22М3.

В настоящее время о применении этих машин слышно мало, то ли их ресурс берегут, то ли берегут их основное оружие – сверхзвуковые крылатые ракеты (КР) Х-22 / Х-32.

Потенциально один самолёт Ту-22М3 может нести по четыре ФАБ с УМПК-П на спаренных подкрыльевых пилонах, выполняя их сброс, как Су-34, с высоты 11-12 километров на максимально допустимой скорости, определяемой возможностями УМПК-П. Разумеется, такая схема применения будет выдвигать повышенные требования к прочности конструкции УМПК-П, кроме того, на Ту-22М3 получится подвесить только ФАБ с УМПК-П в варианте со складным крылом.

Масса даже двух ФАБ-500 с УМПК-П будет значительно меньше массы одной КР Х-22 / Х-32

Соответственно, если транспортные самолёты обеспечат массовость, то Ту-22М3 – заброску ФАБ с УМПК-П на максимальную дальность, приближающуюся к таковой у некоторых типов крылатых ракет.

С расстояния в 200 километров ФАБ с УМПК-П потенциально смогут добивать даже до Киева

Выводы

Разумеется, как и в случае с УМПК-Р, рассмотренный в настоящей статье УМПК-П является лишь концепцией, которая требует множества расчётов, а также доступа к закрытой информации для подтверждения её реализуемости и целесообразности.

Теоретически возможность увеличения дальности применения ФАБ с УМПК с помощью планера предельных параметров есть, но на практике всё может оказаться куда сложнее. В то же время надо брать пример с противника, который проявляет куда большую широту взглядов и гибкость в вопросах апробации различных концепций вооружений и тактики их применения.

Чего только стоят многочисленные гибриды советских / российских и западных вооружений – попробуй автор пару-тройку лет назад написать об интеграции ЗРК "Бук" и ракет воздух-воздух стран Запада или крылатых ракет стран Запада и самолётов Су-24, Су-27, МиГ-29, что бы тут началось – "да автор ничего в этом не понимает..., протоколы несовместимы..., разные конструкторские школы...".

Отдельно необходимо сказать о применении транспортных самолётов в качестве носителей – этого нам однозначно не избежать, если мы хотим, чтобы Военно-воздушные силы (ВВС) России получили возможность скрытого и одномоментного применения большого количества высокоточного оружия, будь это ФАБ с УМПК-П, крылатые или аэробаллистические ракеты.

Сейчас ФАБ с УМПК доставляют противнику значительное неудобство на ЛБС, а в случае увеличения их дальности можно замахнуться и на решение других задач с помощью ФАБ.

Например, одномоментно с четырёх транспортных самолётов "вынести" ФАБ с УМПК-П все подстанции в Харькове или все территориальные центры комплектации (ТЦК) и отделы полиции, сорвав мероприятия по бусификации, или одномоментно накрыть какое-либо крупное промышленное предприятие противника, работающее на оборонку, с тотальным разрушением его производственных мощностей.

Ну и, наконец, "не авиабомбами едиными", ведь их у нас тоже не безграничное количество, так что концепция УПБ-БД "Кондор" также вполне имеет право на существование, как максимально недорогой высокоточный способ доставки боеприпасов в глубину территории противника.
topwar.ru
© ФГУП «ГосНИИПП», 1989-2025