Су-57: очереди нет, но это только пока
27 ноября 2024, 04:37

По мнению южнокорейского издания Military Watch Magazine, который не был замечен в каких-то особых симпатиях к нам по вполне понятным политическим причинам, Россия сделала очень хороший маркетинговый ход на выставке в Чжухане. Устроенное шоу с показом (в том числе и с доступом) Су-57 враз перевело истребитель из отдаленного предмета вероятного рассмотрения в категорию потенциальных покупок.

Очередь в три загиба, понятно, не выстроилась, но тем не менее процесс, как говорится, пошел. Выступая на авиасалоне Airshow China в Чжухае 13 ноября, генеральный директор концерна "Рособоронэкспорт" Александр Михеев подтвердил, что уже подписаны первые контракты на поставку Су-57. Естественно, с кем не разглашалось, что породило множество спекуляций о том, кто может стать первым заказчиком самолёта.

Таким образом, "полоса невнимания" к Су-57 вроде бы закончилась, и экспорт самолета может начаться в самое ближайшее время. Являясь одним из трех истребителей своего поколения, производимых сегодня по всему миру (видимо, имеется в виду, что F-22 уже не производится и никогда не продавался, а китайский J-35 еще не выпускается серийно – прим.), он потенциально может предложить клиентам ряд новых возможностей ведения воздушного боя за счет именно меньшей степени внимания малозаметности и сделанному большему упору на маневренность и скорость.

Привлекательность истребителя для иностранных заказчиков возросла благодаря боевым испытаниям, которые он прошёл на Украине. Операции включали подавление средств противовоздушной обороны, воздушные бои и операции в хорошо защищённой вражеской воздушной зоне, а также ряд точных ударов с использованием ракет как из внутренних отсеков, так и с внешних подвесок. Это особенно важно, поскольку дает понимание уровня малозаметности самолета и возможного выбора между незаметностью или большим количеством вооружений на внешних узлах подвески.

Представители некоторых заинтересованных стран, таких как Индия, особо подчеркнули необходимость оценки опыта эксплуатации самолёта в ВВС России перед размещением заказов. И это только подтверждает то, о чем мы неоднократно говорили на своих страницах: самолет, который не стоит на вооружении армии страны-экспортера, вряд ли заинтересует покупателей. Принцип "Отдай, боже, что себе не гоже" сегодня не срабатывает. Хотя прецеденты были, так США втерли свои мегасамолеты F-104 Германии (но кто сказал, что Германия — самостоятельная страна?), но это было довольно давно.

А вот история с МиГ-35 показала, что сегодня так не получится. Да, МиГ-35 выпустили серией аж из шести самолетов, да, его вроде как поставили на вооружение, но… Никому этот самолет не был интересен, а потому про него вспоминают только эксперты и публицисты, когда надо привести такой вот пример…

И ведь Су-57 чуть было не запустили по той же дорожке, ведущей в никуда. Но кто-то одумался, а потому сперва изготовили хоть и такой же крошечной партией в 12 машин, но начали гонять по-боевому. А это уже стало интереснее потенциальным покупателям, наверное, особенно когда украинцы признали потерю двух своих самолетов и вертолета от ракет Су-57.

Ну и шоу в Чжухане с возможностью пощупать руками (не всем) и глазами в упор этот самолет. И сразу пошло такое оживление, что, видимо, несмотря на санкции, а Су-57 получат на свои крылья и кили опознавательные знаки других стран.

И вот список из пяти наиболее вероятных покупателей Су-57.

Алжир

Алжир вообще — это первейший покупатель российского оружия в Африке. Страна имеет долгую историю приобретения передовой российской военной техники, причем Алжир начал это делать значительно раньше других иностранных заказчиков. Начали с парка самолётов МиГ-25, приобретённого в 1978 году, и заканчивая системой противовоздушной обороны "Панцирь-СМ", приобретённой в 2018 году.

Ранее значительными заказчиками российской военной техники были семь арабских стран, кроме Алжира, это еще были Сирия, Ирак, Египет, Йемен, Судан и Ливия, но сегодня Алжир остаётся единственной страной, которая не была дестабилизирована вмешательством Запада. Сирия, сами понимаете, потребитель, но на несколько иных условиях, чем остальные.

Алжир понемногу демонстрировал явные признаки планирования приобретения истребителей Су-57. В последние годы алжирских военных чиновников видели с моделями этих самолётов, а в 2020 году в министерстве обороны страны появился коллаж с изображением истребителя. Сообщается, что первая партия истребителей предназначена для замены модернизированных перехватчиков МиГ-25, которые были выведены из эксплуатации в июне 2022 года.

Есть мнение, что Су-57 будет конкурировать за место в ВВС Алжира с китайским J-35, но есть большой шанс того, что российский самолет заменит Су-30МКА и МиГ-29 в качестве основного истребителя в 2030-х годах. Все-таки у Су-57 больше преимуществ перед J-35, одно из которых – многолетняя эксплуатация самолетов российского производства в ВВС страны и готовая инфраструктура для обслуживания истребителей КБ Сухого.

Индия

Индийские военно-воздушные силы долгое время считались основным заказчиком Су-57, как и в случае с большинством известных истребителей России и Советского Союза. Индия была первой страной, заказавшей советские истребители четвёртого поколения, и приобрела МиГ-29 в 1982 году, после того как в течение многих лет эксплуатировала МиГ-21 и МиГ-23.

В 2002 году она стала первой страной, купившей российские истребители "4+ поколения" — Су-30МКИ, которые на тот момент были намного более совершенными, чем любой истребитель в составе ВВС России. Этот модифицированный истребитель оснащался радаром Н-011М, первым радаром с фазированной антенной решёткой, когда-либо установленным на экспортный истребитель, а также управляемыми воздухозаборниками от Су-35, двигателями АЛ-31ФП и соплами с управляемым вектором тяги.

Ранее Индия была партнёром в разработке истребителя по совместной программе FGFA и должна была получить приличный объем технологий и прибыль от совместного владения программой, хотя в итоге страна вышла из сделки.

Но в сложившихся условиях Индия продолжает проявлять большой интерес как к лицензионному производству, так и к покупке готовых Су-57. В феврале 2023 года сообщалось, что ведутся переговоры о лицензионном производстве. Страна приобрела более 270 Су-30МКИ, и, учитывая, что парк истребителей значительно меньше запланированного Министерством обороны Индии, приобретение Су-57 в сопоставимых масштабах может восполнить нехватку.

Примечательно, что очень высокие затраты на производство Су-30МКИ в Индии и внедрение в них ряда зарубежных технологий сделали их стоимость сопоставимой со стоимостью новых истребителей пятого поколения. Звучит дико, но это так: Су-30МКИ, изготовленный в Индии, практически одинаков по цене с Су-57, который сделали в России.

Это означает, что покупка готовых Су-57 у России может быть экономически выгодной. Ожидается, что потребность в истребителях пятого поколения будет расти, поскольку Китай продолжит быстро расширять свой парк самолётов, экспортировать истребители пятого поколения в Пакистан, что вынудит Индию модернизировать свои ВВС.

Вьетнам

Сегодня Вьетнам располагает ВВС, практически полностью состоящими из советских и российских самолётов, ядро которых – Су-30МК2, но основная масса – это модернизированные, но устаревшие МиГ-21 и Су-22.

Несмотря на то, что Вьетнам проводит откровенно миролюбивую политику, страна тем не менее сталкивается с давлением со стороны Китая из-за его территориальных претензий, а также со стороны западного блока из-за ряда внутренних и внешнеполитических разногласий.

Ожидается, что вьетнамские ударные истребители Су-22 и Су-27 будут заменены примерно в 2030 году, в то время как третий класс истребителей страны, Су-30МК2В, считается всё более устаревшим по сравнению с современными самолетами (модификации для Вьетнама более 20 лет), но здесь можно рассмотреть вопрос о модернизации до уровня Су-30СМЭ, и в этом плане Су-30 и Су-57 составят неплохую пару.

Су-57 на сегодняшний день считается наиболее вероятным выбором Вьетнама для модернизации своих ВВС, поскольку дальность полёта этого класса позволяет ему патрулировать спорные воды в Южно-Китайском море с баз на территории страны.

Вьетнам долгое время отказывался приобретать истребители с меньшей дальностью полёта, такие как МиГ-29, отдавая предпочтение Су-27 и Су-30. Очень высокая универсальность Су-57 позволяет ему заменить как Су-22, так и Су-27 и, таким образом, повысить унификацию парка самолётов, сократив общее количество классов истребителей до двух. В середине 2017 года в вьетнамской газете "Дэт Вьет" впервые появились сообщения о том, что вооружённые силы Вьетнама планируют приобрести 12–24 Су-57 примерно к 2030 году.

Для Вьетнама выбор Су-57 реально хорош, поскольку сразу решаются несколько вопросов. Главным образом, речь идет об унификации, модернизации и соответствии требованиям заказчика, и в этом плане всё в порядке.

Индонезия

Вот тут очень интересно всё. Как вы помните, Индонезия — один из новых клиентов именно России (с Советским Союзом по авиации Индонезия не сотрудничала) в том регионе, но с последними контрактами получилось не очень красиво. Индонезия разместила свой первый заказ на российские истребители Су-27 в 1997 году, приобретя в период с 2003 по 2010 год небольшой парк из 10 Су-27 и Су-30, а в 2013 году — шесть Су-30МК2.

Потом был контракт на покупку Су-35, но грянул 2022 год, и всё затормозилось. Индонезийские военные начали рассматривать другие варианты, а Су-35 вроде как отбросили в сторону под давлением США..

Однако все вышло как в детективе: совершенно неожиданно в мае 2024 года посол Индонезии в России Хосе Таварес подтвердил, что контракт на 1,14 миллиарда долларов, подписанный на приобретение 11 истребителей Су-35С у России, остаётся в силе. Он заявил, что контракт был "приостановлен во избежание определённых потенциальных неудобств", но Джакарта ждёт, когда ситуация станет "более благоприятной", прежде чем вернуться к его реализации.

Дипломатический язык может иметь очень много трактовок для одной фразы, так что тут сразу и не поймешь, что хотел сказать посол.

Но ситуация следующая: Индонезия всеми силами старается сохранять нейтралитет, но вокруг все вооружаются просто ударными темпами. В регионе, который весь поделен на "за" и "против" Китая, поставки самолетов из стран-участниц противостояния нереальны.

В настоящее время у Индонезии и Китая вполне приличные и теплые отношения, но претензии Китая на большую часть Южно-Китайского моря никто не отменял. В спор за эти территории в той или иной степени вовлечены Вьетнам, Бруней, Индонезия, Малайзия и Филиппины.

Не купив Су-35, индонезийцы решили приобрести "Рафали". Приобрели 6 штук, и, видимо, на этом все закончилось, хотя договор предусматривал расширение опциона на покупку до 30 штук. Но мы знаем, как французы ведут дела, поэтому то, что Индонезия так оперативно насытилась, понятно.

Приобретение F-35 соседними Сингапуром и Австралией, а также развёртывание в регионе как китайских, так и американских истребителей пятого поколения повысило вероятность того, что приобретение Су-35 не будет рассматриваться как достаточное для обеспечения безопасности воздушного пространства Индонезии, поскольку эти истребители технологически отстают. На самом деле не факт, но в теоретических выкладках, заключениях "экспертов" и прочей шелухе можно утопить не один контракт.

Но F-35 и J-35 не продадут. Это уже понятно. Как соседи малазийцы, рассматривать покупку невнятного кошмара типа турецких или индийских заготовок не хочется. Так что Су-57 – чуть ли не единственный нормальный вариант для страны, которая находится в кипящем страстями котле Южно-Китайского моря.

Поскольку Индонезия продолжает быстро укреплять оборонные связи с Россией, о чём свидетельствуют сообщения о новых закупках оружия, сохраняется значительная вероятность того, что страна приобретёт Су-57 вместо Су-35. Обширные усилия по "защите экономики Индонезии от санкций" проложили путь к тому, что страна сможет совершать такие приобретения, несмотря на угрозы Запада начать экономическую войну в случае, если она это сделает.

Северная Корея

Северокорейские официальные лица уже несколько лет проявляют интерес к приобретению современных российских истребителей и в сентябре 2023 года осмотрели объекты Комсомольского-на-Амуре авиационного завода во Владивостоке, где производятся Су-35 и Су-57.

Авиация остаётся одной из немногих областей, в которых крупный оборонный сектор Северной Кореи не может производить продукцию для собственных нужд. С начала 2000-х годов страна не может приобретать новые российские истребители из-за введения Советом Безопасности ООН эмбарго на поставки оружия.

Между тем парк боевых самолетов Северной Кореи производит удручающее впечатление, поскольку его ядро составляют МиГ-29Б и МиГ-23. А остальное – это МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21 и их китайские копии. Современных самолетов ВВС КНДР не имеют по указанной выше причине.

Однако заключение между Россией и КНДР договора о стратегическом сотрудничестве может и отодвинуть на второй план все запреты ООН. И, как злобно пишут южнокорейцы из "Военных часов", Россия запросто сможет найти лазейки и обойти существующее эмбарго ООН на поставку Северной Корее самолетов, тем самым значительно усилив ВВС страны.

Одной из примечательных возможностей эксперты указывают создание в рамках стратегического договора совместных подразделений, в которых мог бы быть задействован российский персонал, чтобы избежать маркировки поставок современных самолетов как экспорта.

В октябре 2024 года южнокорейские правительственные источники сообщили, что северокорейские пилоты боевой авиации были отправлены во Владивосток, что повышает вероятность того, что они могли начать обучение на современных истребителях.

Поскольку северокорейские источники выразили серьёзную обеспокоенность по поводу размещения F-35 в Южной Корее и Японии, приобретение Су-57 для поддержки всё более совершенной наземной противовоздушной обороны страны (опять же при помощи российских ЗРК) стало бы эффективным средством противодействия этому.

Поэтому Северную Корею стоит внести в список потенциальных покупателей и поставить в нем даже повыше других стран, учитывая отношения между Россией и КНДР. Это, конечно, очень не нравится всем в Южной Корее, но, на мой взгляд, пока южнокорейцам беспокоиться не о чем: их ВВС, оснащенные F-15, F-16, F-35 и своими Т-50 Golden Eagle, а в перспективе KF-21 Boramae, количественно и качественно превосходят ВВС Северной Кореи. И для создания хотя бы примерного паритета потребуется никак не меньше сотни Су-57. А выпуск такого количества самолетов – дело не одного года, особенно учитывая наличие других желающих и интересы ВКС РФ.

В целом же, можно и нужно констатировать факт того, что "железный занавес" вокруг России, инициированный США и Евросоюзом, потихоньку начинает ржаветь. Санкции — оно, конечно, дело серьёзное, но безопасность воздушных границ — дело не менее важное.

США не в состоянии обеспечить всех желающих своими F-35, да и те, кто уже осчастливлен этими самолетами, далеко не все визжат от восторга, поскольку эксплуатация этого самолета есть очень и очень дорогое дело. Китай не станет пока делиться со всеми подряд своими самолетами пятого поколения, примерно по тем же причинам, по каким США не пустили в продажу свой F-22. А когда там в Европе разродятся своими проектами – вообще тема больше для шуток.

Так что да, Су-57 — единственный вариант доступного истребителя пятого поколения, особенно для тех, кто не хочет зависеть от США и тратить на содержание баснословные суммы. В целом всем известно, что российские самолеты — это недорого и очень даже сердито для противника. Это самолеты не для выставок. Да, могут там винтики с разными шлицами быть, не спорю. И на выставке это ну очень не комильфо.

Зато в бою все наши самолеты всегда доказывали только одно: свою профпригодность для ведения боевых действий, от Кореи до Украины. Так что те, кто рискнет, возможно, будет пить шампанское.
topwar.ru
© ФГУП «ГосНИИПП», 1989-2024