18 ноября 2024, 04:28
Военно-воздушные силы Народно-освободительной армии Китая официально объявили, что примут на вооружение многоцелевой малозаметный истребитель J-35A. Учитывая наличие у ВВС НОАК истребителя-бомбардировщика J-20, ВВС Китая стали вторыми после ВВС США, у которых есть два разных истребителя-невидимки.Аплодисменты и вполне резонный вопрос: а зачем?Если с США все понятно, F-22 – это очень дорогое и неудачное явление, которое никому не продают именно по причине полнейшей отстойности, а F-35 как раз более-менее вменяемый самолет, то вот зачем Китаю два самолета следующего поколения – да, не все понятно.Если бы J-20 был бы аналогом F-22 в плане сырой и недоведенной конструкции, то все было бы относительно ясно и понятно. J-20 самолет, конечно, спорный, не без этого, но когда первопроходец получался сразу и на века? Тут, кстати, "Раптор" снова как пример вполне подходит: первый в пятом поколении, он так не стал полноценным боевым самолетом, достаточно вспомнить его более чем урезанные возможности в плане радиоэлектроники.J-20 – это однозначно тяжелый (36 тонн) самолет для действий на больших расстояниях. Благо, скоростью, дальностью и потолком его разработчики ну вот ничуть не обидели. Если все цифры, которые заявлены конструкторами J-20, действительны на серийных образцах – это вполне себе такой уверенный в себе богатырь тяжелой весовой категории. Да, в плане маневренности J-20 далеко до Су-35, например, у которого сила в меньшем весе и более совершенных двигателях, но против многих других самолетов "Черный орел" будет вполне хорош.Кстати, говоря о массо-габаритных характеристиках китайских "пятерок": самолеты в пустом состоянии весят практически одинаково – 17 тонн. Но вот максимальный взлетный вес различается. J-20, как уже было сказано, 36 тонн, а J-35 – только 28 тонн.Вот здесь и кроется разница в тактике применения. Понятно, что берущий на борт всего больше J-20 будет представлять собой тяжелую категорию, а J-35 станет играть в средней весовой категории, выражаясь спортивным языком.Причем, в официальных СМИ Китая уже появились высказывания, что J-35 как раз, как и F-22, уготована роль ведения боевых действий в воздухе. То есть, более легкий и маневренный J-35 станет выполнять роль "чистого" истребителя (как Су-27 и F-22), а J-20 станет брать на себя роль истребителя-бомбардировщика, способного атаковать наземные и (немаловажно) надводные цели. То есть, изначально J-35A не предназначался для того, чтобы превзойти первый китайский истребитель-"пятерку" Chengdu J-20, который, скорее всего, сохранит большую дальность полёта, максимальную грузоподъёмность и максимальную скорость в сравнении с J-35А. Однако, судя по всему, более низкая стоимость и вес J-35A оказались достаточно ценными для ВВС НОАК, чтобы заменить ими старые военные самолёты, не являющиеся малозаметными истребителями, на истребители пусть меньшей дальности, зато малозаметные.Таких самолетов в ВВС НОАК довольно много. В первую очередь "на выход" J-7 и J-8, родоначальником которых был еще МиГ-21, а там и до Су-27 и его потомков дело дойдет.Если внимательно посмотреть на J-35, особенно в сравнении с J-20, его аккуратные размеры (ну он действительно изрядно меньше J-20) намекают на то, что самолет после соответствующей обработки молотком и напильником (или что там используют в Китае) вполне нормально будет смотреться на палубе китайских авианесущих кораблей.И это не ирония, мы тут в самое ближайшее время полезем разбирать J-16D, который имеет под собой платформу J-15, который и не так молод, как хотелось бы, да и прототипы-родоначальники Су-33 и Су-27 уже давно не считаются молодыми и перспективными. Время не щадит никого, а уж если в Китае всерьез озаботились модернизацией флота (что, заметим, пока идет на всех парах), то и самолеты нужны не модернизированные ветераны 40-летней давности.Общая геометрия J-35A, его гладкие конформные поверхности и сверхзвуковые воздухозаборники без отклоняющихся сопел в стиле F-35 указывают на низкое радиолокационное поперечное сечение. ЭПР, это, конечно, хорошо, но двигатель без УВТ – это не совсем блеск. Guizhou WS-13 или WS-21 – это не самые передовые двигатели по мировым стандартам, но для Китая это весьма приличный уровень инженерии. Понятно, что двигатели без УВТ это не потому, что очень хочется в малозаметность, а потому что ставим те двигатели, какие имеются в распоряжении.Надо сказать – правильный подход.Пока, по фото, естественно, просто не реально определить, насколько самолет будет малозаметным. Профиль – это только половина дела, на радиолокационную и отражающую способности сильно влияют конструкция и интеграция радиопоглощающих материалов, внутренняя архитектура тех же воздухозаборников/сопел и точность изготовления.Вообще, если серьезно посмотреть (а китайские специалисты смотрят очень внимательно) на результаты в СВО, J-35 не обязательно должен быть таким же малозаметным, как F-22 "Раптор". Концепция применения американского самолета была несколько иной, когда его разрабатывали: считалось, что "Раптор" должен эффективно сокращать дальность, на которой его можно надёжно обнаружить и поразить ракетами до дистанции уверенного применения своего вооружения. Но, как показала практика высокотехнологичного конфликта, мощные радары и ракеты большой дальности сильно ограничивают возможности самолётов в такой войне. Некоторые украинские самолёты (да, без малозаметности) были сбиты ракетами, выпущенными с расстояния более 150 километров.Так что сегодня малозаметность – это очень полезная опция, но мощный радар и дальнобойные ракеты – немаловажные составляющие современного боевого применения.И J-35А может оказаться весьма полезным самолетом, особенно если в США не поменяют своего отношения к Китаю.А ведь J-35 могло и не состояться. Авиастроительная корпорация "Шэньян" начала разрабатывать этот малозаметный истребитель в инициативном порядке, не получая поддержки со стороны правительства и минобороны Китая, поскольку тех больше заинтересовал проект J-20. После первого полёта в 2012 году "Шэньян" представил самолёт на авиашоу в Чжухае в 2014 году, где, по слухам, отлетал, испытав некоторые трудности в полете.Но ВВС НОАК более чем холодно отнеслись к этому проекту, а вот военно-морской флот Китая счел меньший по размеру и более легкий истребитель естественным для запуска со своих будущих авианосцев типа 003 с катапультным стартом, да и старые авианосцы с трамплинами никто списывать со счетов не собирался.Прототип, получивший наименование FC-31 начали шлифовать под авиацию ВМС, что вылилось в две значительные модернизации, в 2016 и 2020 годах. Самолет претерпел значительные изменения в плане крыльев, фюзеляжа, двигателей, радаров и оптических датчиков, а также в плане оптимизации малозаметности. Затем в 2021 году в воздух поднялась четвёртая модель, предназначенная для эксплуатации на авианосцах, со складывающимися крыльями, двухколёсным передним шасси, фонарём кабины в стиле F-35 и возможностью взлёта с помощью катапульты. Ну и наконец, в 2023 году появился пятый вариант с меньшими крыльями, изменёнными хвостовыми стабилизаторами и одноколёсным шасси — явно сухопутная модель с урезанными морскими элементами. ВВС тоже захотели себе такой самолет.Вообще две последние модификации самолёта предположительно назывались J-31, теперь они, по-видимому, соответствуют обозначениям J-35 для военно-морского флота и J-35A для военно-воздушных сил соответственно.Пара слов на тему внешности. Сколько было сказано громких и трескучих фраз на тему того, что китайские хакеры сломали все, что можно было сломать, а шпионы украли все, что можно было украсть, и потому J-35 так похож на F-35. Было весело. Но если всерьез – физика процессов вынуждает многие современные истребители иметь схожую геометрию. Попробуйте визуально сравнить F-35 с южнокорейским KF-21 и турецким "Kaan jet". Они тоже взломали и украли? Более того, J-35 и его прототип FC-31 существенно отличаются наличием двух двигателей и гораздо более компактным фюзеляжем. И вот тут можно ставить большую такую жирную точку. Кисточкой с тушью, как положено в Китае много тысяч лет.Что касается характеристик, то они все еще в стадии неопределенности, потому что прототип и серийный образец – это несколько разные вещи.А вот в плане вооружения, тут интереснее. J-35 может нести шесть ракет класса "воздух-воздух", четыре ракеты класса "воздух-поверхность" или бомбы весом в полтонны (тоже четыре) во внутреннем оружейном отсеке. Но если отказаться от "невидимости", можно нести еще шесть ракет на подкрыльевых подвесках. Вот это вообще, как минимум, не хуже, чем у F-35. Однако многие сильные стороны F-35 находятся внутри — это радиопоглощающие материалы, датчики, системы связи и сетевые компьютеры. Сможет ли J-35 сравниться с ними по качеству? Китайская промышленность способна производить передовую электронику и системы для боевой техники, хотя эффективность этих компонентов по сравнению с западными аналогами остаётся неясной.J-35A оснащен расположенной под носовой частью электронно-оптической системой наведения, а "Шеньян" также утверждает, что по всему корпусу самолета расположено множество оптических и инфракрасных датчиков, которые могут обеспечивать 360-градусную осведомленность о ситуации и раннего предупреждения о приближающихся ракетах. Итого, зачем ВВС НОАК два самолета пятого поколения? Такой вопрос задают сегодня в мире многие, поскольку волей-неволей, а приходится проводить аналогии с США. Так ли нужны два самолета при условии того, что ВВС НОАК уже эксплуатируют около двух сотен J-20?На самом деле, ВВС стран составляли свои парки именно из таких разных самолетов: более легкого и тяжелого. МиГ-29 и Су-27, F-15 и F-16, "Мираж-2000" и "Рафаль" и так далее. Так что нормальная практика: разные самолеты под различные задачи. Истребители J-35A могут служить в рамках общей концепции, заменив сотни старых истребителей J-7, J-8, J-10A и J-11, которые ВВС НОАК, скорее всего, выведут из эксплуатации в течение следующего десятилетия. ВВС НОАК могут нуждаться в большем количестве малозаметных самолётов, но не обязательно в таком тяжёлом и дорогом формате, как J-20. И здесь J-35A как более дешевый будет весьма и весьма полезен. Смешанный состав лёгких и тяжёлых малозаметных истребителей может повысить эффективность ВВС в целом: например, если начнется воздушное противостояние ВВС Китая и ВВС Китайской республики (Тайвань), истребители J-35A с меньшим радиусом действия могут сосредоточиться на обеспечении непосредственного воздушного прикрытия своих войск, в то время как более тяжёлые истребители J-20 будут летать вокруг Тайваня, перехватывая американские самолёты, которые будут пытаться вмешаться. Ну по крайней мере, так США обещали Тайваню несколько лет назад.Ну и естественно, принятие на вооружение ВВС НОАК самолёта J-35A может быть направлено на повышение его экспортного потенциала, который ещё не реализован, но однозначно будут вестись работы в этом направлении. По крайней мере, принятый на вооружении в своей стране самолет имеет много больше шансов на успех в экспорте, чем какой-то другой самолет. Тут, кстати, примером может стать МиГ-35 и Су-75. Самолеты, которые не интересны армии страны-изготовителя маловероятно заинтересуют потенциальных покупателей.В мире вообще существует большой спрос на современные истребители, в том числе и малозаметные. Особенно в странах, которым США либо противостоят, либо не доверяют настолько, чтобы продавать им F-35, или даже самолёты иностранного производства, использующие американские компоненты. Либо у которых нет денег, чтобы покупать американские или российские боевые машины.И вот тут недорогой (по сравнению со стоимостью американских самолетов особенно) китайский самолет будет весьма ко двору. Пакистан, как мы уже сообщали, сделал ход конем в противостоянии с Индией, заключив договор именно на J-35. А за Пакистаном ожидаемо могут потянуться те, у кого нет денег на американские самолеты и смелости на покупку в современных условиях российских самолетов. А если принять во внимание планы Китая по работам уже над аэрокосмическим истребителем шестого поколения… Здесь продажи истребителей пятого могут получить очень неожиданный импульс в плане производства. Конечно, производство большого количества J-35A может задержать разработку Китаем истребителя шестого поколения, призванного расширить границы возможного в технологиях. Однако что-то подсказывает, что КПК справится и с такой небольшой проблемой.С точки зрения США, принятие на вооружение J-35A повышает вероятность того, что Китай и его клиенты могут заменить большую часть старых самолётов, не обладающих малозаметностью, на малозаметные самолёты. Но это пока в головах у американских экспертов по вооружениям так прочно заякорилась идея малозаметности, что они с ней будут носиться, как с писаной торбой. До момента окончательного и бесповоротного разочарования в ней. Но тогда уже будет поздно, а у Китая может оказаться на вооружении самолет несколько отличной от западной, концепции.Как будут на это реагировать те, кто полагает Китай противником США, увидим. Это будет весьма занимательное занятие.В любом случае, J-35A — это подтверждение концепции, которая десять лет назад была встречена прохладно, но сегодня реализуется Китаем на редкость логично и оперативно. Пока неясно, как J-35A будет выглядеть в сравнении с американским F-35, но мы попробуем предположить это в самое ближайшее время.