Отечественные послевоенные 122 и 125-мм противотанковые самоходные артиллерийские установки
07 ноября 2024, 04:29
В послевоенное время высшее советское военное руководство не утратило интереса к специализированным противотанковым самоходным
артиллерийским установкам, вооруженным длинноствольными орудиями. Однако с учётом того, что в войсках уже имелось значительное количество СУ-100 и ИСУ-122С, а вновь проектируемые самоходки по противотанковому потенциалу не имели существенных преимуществ перед серийными средними и тяжелыми
танками, заметное развитие в 1950-1960-е годы получили только легкие аэромобильные ПТ САУ.
Самоходная артиллерийская установка СУ-122-54
В конце 1940-х Советская Армия начала массово получать новые средние танки Т-54, которые на тот момент по комплексу характеристик превосходили любой западный танк первого послевоенного поколения. Непрерывно совершенствуясь, эта машина долго оставалась актуальной, а в 1958 году в серию пошла улучшенная модификация Т-55, более приспособленная к боевым действиям в условиях применения ядерного
оружия.
Реклама Танк Т-54 образца 1951 годаРасчёты показали, что на шасси Т-54 можно создать мощную противотанковую самоходную установку рубочного типа, которая за счёт отказа от башни по огневой мощи и защищённости в лобовой проекции будет сравнима с тяжелой установкой ИСУ-122С, превосходя её по скоростным и манёвренным характеристикам, а также по служебно-эксплуатационным характеристикам.
В июне 1948 года вышло постановление Совета Министров, в соответствии с которым конструкторскому бюро Омского завода №174 (руководитель И.С. Бушнев) поручили разработать на базе танка Т-54 самоходную артиллерийскую установку, вооруженную 122-миллиметровой пушкой Д-25. Однако по ряду причин создание ПТ САУ в Омске застопорилось, и в 1950 году наработки по новой самоходке были переданы в КБ завода №183 в Нижнем Тагиле. Дальше созданием СУ-122-54 ("Объект 600") занимался коллектив под руководством главного конструктора А. Е. Сулина.
В конструкции СУ-122-54 был учтён опыт боевого применения и эксплуатации отечественных самоходных установок, созданных в годы Второй мировой. Особое внимание разработчики уделили средствам наблюдения, удобству работы экипажа и условиям обитаемости. Эффективность ведения артиллерийского огня планировалось повысить за счёт использования оптического дальномера, электромеханического досылателя и устройства продувки ствола сжатым воздухом. Для поражения легкобронированной техники и противотанковых средств предназначался спаренный с орудием 14,5-мм пулемёт КПВТ. Ещё один такой же турельный пулемёт с зенитным прицелом устанавливался на крыше рубки.
Самоходная артиллерийская установка СУ-122-54 на испытаниях122-мм нарезное орудие Д-49 с клиновым горизонтальным полуавтоматическим затвором, защищённое литой маской, являлось модернизированным вариантом пушки Д-25Т, устанавливаемым на танки ИС-2 и ИС-3. Пушка Д-49 с длиной ствола 5497 мм по сравнению с танковой Д-25Т имела более высокую скорострельность (до 5 выстр./мин) и, благодаря весьма совершенным по меркам того времени прицельно-дальномерным приспособлениям, могла поражать подвижные бронецели на дальности до 3 000 м. Стрельба прямой наводкой на дистанции до 6 000 м осуществлялась с использованием телескопического прицела ТШ-2-24 с переменным увеличением от 3,5 до 7 крат. При ведении огня с закрытой позиции на дальности до 13 400 м применялся прицел С71-24-1 и орудийная панорама. Сектор горизонтальной наводки составлял 16°, вертикальной – от -4 до +16°. Боекомплект самоходной установки состоял из 35 артиллерийских выстрелов и 600 патронов к пулемётам КПВТ.
Номенклатура артиллерийских выстрелов была полностью совместима с орудиями Д-25С и Д-25Т. Для стрельбы применялись выстрелы раздельного гильзового заряжания с бронебойным (остроголовым БР-471 и тупоголовым БР-471Б) и осколочно-фугасным (ОФ-471Н) снарядами. При проведении учебных практических стрельб прямой наводкой по макетам танков применялись выстрелы с практическим трассирующим снарядом ПБР-471. Использовались собранные в латунных цельнотянутых гильзах метательные заряды Ж-471, ЖД-471 или ЖН-471. Бронебойный снаряд, имевший массу 25 кг и начальную скорость 795 м/с, на дальности 1000 м пробивал вертикально расположенную броневую плиту толщиной 145 мм.
В 1959 году была принята на вооружение гильза с частично сгорающим корпусом. Ряд источников утверждает, что для стрельбы из орудий семейства Д-25 можно было вести огонь кумулятивными снарядами БК6 и БК6М от 122-мм гаубицы Д-30. Дальность прямого выстрела кумулятивными снарядами составляет 900 м, бронепробиваемость по нормали – 400 мм.
Низкое расположение линии огня (1505 мм) позволило улучшить устойчивость машины во время стрельбы, что положительно сказалось на точности. В то же время снижение высоты по крыше рубки до 2060 мм снизило уязвимость машины на поле боя. Для сравнения, танк ИС-3, вооруженный 122-мм орудием с такими же баллистическими характеристиками, имел высоту 2450 мм.
Механик-водитель и другие четыре члена экипажа располагались в одном обитаемом пространстве, благодаря чему они имели возможность свободно общаться между собой. Моторно-трансмиссионное отделение находилось в кормовой части.
Силовую установку, трансмиссию с системой управления и ходовую часть с некоторыми конструктивными изменениями взяли у танка Т-54. Для более равномерного распределения нагрузки из-за сместившегося вперёд центра тяжести в ходовой части изменили взаимное расположение опорных катков и уменьшили угол закрутки торсионных валов. Ходовая часть имела пять сдвоенных обрезиненных опорных катков на борт, ведущее колесо заднего расположения. Подвеска индивидуальная торсионная, гидравлические амортизаторы в подвесках 1-го и 5-го опорных катков.
Новшеством в отечественном танкостроении являлось использование
авиационного воздушного компрессора АК-150В, используемого для запуска двигателя, пневматической перезарядки пулемета КПВТ, а также очистки боекомплекта и агрегатов от пыли.
Корпус самоходной установки был выполнен из катаных бронелистов, соединенных сваркой. Верхняя лобовая часть, расположенная под углом 51°, имела толщину 100 мм, нижняя лобовая броня такой же толщины имела угол наклона 55°. Борт корпуса — 80 мм. Корма — 45 мм. Днище и крыша — 20 мм.
12-цилиндровый четырехтактный V-образный дизель В-54 мощностью 520 л.с. мог разогнать машину массой 36,36 т до 48 км/ч. Запас хода достигал 400 км. Самоходка могла преодолевать 30° подъёмы, рвы шириной 2,7 м, стенки высотой 0,73 м, ров глубиной 1,4 м.
Для связи первоначально применялась танковая радиостанция 10РТ-26Э с ТПУ-47, впоследствии заменённая рацией Р-113 с ТПУ Р-120.
Испытания СУ-122-54 длились с конца 1950-го до второй половины 1954 года. Первый опытный образец САУ был вооружен пушкой без инжектора.
После устранения выявленных недостатков и доводки самоходную установку рекомендовали к принятию на вооружение, что произошло согласно постановлению Совета Министров СССР 15 марта 1954 года. Однако серийный выпуск начался только в 1955 году. Производство СУ-122-54 осуществлялось на заводе №174 в Омске с 1955 по 1957 год. Большинство источников сходится в том, что было изготовлено не более 77 машин, которые в основном поступили на вооружение отдельных самоходных противотанковых дивизионов.
Для своего времени СУ-122-54 являлась вполне эффективной самоходной артиллерийской установкой с адекватной бронезащитой и вооружением, обеспечивающим уверенное поражение танков потенциального противника и разрушение полевых оборонительных сооружений. Однако с приходом к власти Н. С. Хрущёва вектор развития советских вооруженных сил сильно изменился, после чего выпуск 122-мм ПТ САУ сочли неоправданным. В условиях, когда повышенное внимание уделялось управляемому
ракетному оружию, самоходные артиллерийские установки были объявлены устаревшими.
В конце 1960-х все имевшиеся в войсках СУ-122-54 вывели из состава самоходных артиллерийских дивизионов. Поводом для этого стало распространение ПТРК и "недостаточная" бронепробиваемость орудия Д-49, хотя в то же время тяжелые танки ИС-2М, ИС-3М и Т-10 со схожими 122-мм пушками на вооружении сохранились.
Большую часть ПТ САУ СУ-122-54 переделали в машины технической помощи МТП-3 и тягачи ТОП, использовавшиеся для обеспечения парадов, а также в бронированные машины разминирования БМР-1.
Тягач использовавшийся для обеспечения парадовВ начале 1970-х в советскую армию поступило несколько десятков бронированных машин технической помощи МТП-3.
На МТП-3 было установлено специальное оборудование, позволявшее буксировать неисправные и повреждённые танки или выполнять грузоподъёмные работы. Броневая защита сохранена на уровне базовой машины. Амбразура пушки заварена стальным листом.
С использованием шасси СУ-122-54 в начале 1980-х 38-м НИИ МО (Кубинка) и киевским 482-м конструкторско-технологическим центром для использования в Афганистане была создана бронированная машина разминирования.
Выбор самоходки в качестве базы для создания тральщика обуславливался наличием объемной рубки, что давало возможность поднять экипаж от днища машины, обеспечив хорошую противоминную защиту. Кроме того, готовая рубка существенно сокращала срок и стоимость изготовления машины – ее не требовалось наваривать заново, производя значительный объем корпусных работ. Экипаж машины, состоявший из трёх человек, не имел жесткой связи с днищем машины – сиденья крепились к носовому и бортовому листам корпуса. Также не было связи с корпусом у стеллажа с аккумуляторными батареями.
В боевом отделении имелись специальные полики с увеличенными слоями резины для улучшения амортизационных свойств. С целью повышения защиты экипажа от поражения осколками брони в случае ее пробития, внутри к бортам боевого отделения крепились алюминиевые экраны. На БМР-1 использовались тралы КМТ-7К и КМТ-5М. На крыше рубки монтировалась башня с 14,5-мм и 7,62-мм пулемётами, заимствованная с бронетранспортёра БТР-60ПБ. Вокруг пулемётной башни силами экипажа часто устанавливались дополнительные броневые листы.
Эксплуатация тягачей, созданных на базе СУ-122-54, продолжалась до середины 1990-х. Имеется информация, что несколько тральщиков БМР-1, поднятых с баз хранения, было задействовано в боевых действиях на востоке Украины.
На данный момент известно о трёх сохранившихся самоходках, две из которых дожили до нашего времени в оригинальном виде.
САУ СУ-122-54 в парке Победы, КраснодарОдна находится в Бронетанковом музее в Кубинке, вторая — в краснодарском Парке Победы, третья — в Выставочном комплексе военной и автомобильной техники в городе Верхняя Пышма.
Авиадесантная самоходная артиллерийская установка "Спрут-СД"
В 1960-1970-е годы в СССР было создано несколько образцов опытных лёгких плавающих танков, вооруженных 85-100-мм орудиями и предназначенных для захвата плацдармов после форсирования водных преград, ведения разведки, огневой поддержки пехоты и борьбы с вражеской бронетехникой.
Однако руководство МО СССР считало, что для этих целей достаточно БМП-1, а в качестве мобильного противотанкового резерва можно использовать ПТРК, установленные на шасси колёсных БРДМ-1 и БРДМ-2..
В 1970-е годы основными бронированными машинами в советских ВДВ стали авиадесантируемые БМД-1 и БТР-Д. Противотанковые десантные подразделения дивизионного звена комплектовались машинами БТР-РД "Робот" с ПТРК 9М111 "Фагот", а самоходки АСУ-85 постепенно выводились из эксплуатации.
Однако после появления в армиях стран НАТО танков нового поколения M1 Abrams, Leopard 2 и Challenger стало ясно, что имеющиеся на вооружении советских десантников противотанковые средства не гарантируют их уверенного поражения. Кроме того, "крылатая пехота" испытывала потребность в мобильных артиллерийских установках, способных поддержать огнём в наступлении и повысить боевую устойчивость в обороне.
В первой половине 1980-х начались работы по созданию легкобронированной машины с мощной 125-мм танковой пушкой. Так, в 1983 году один из трёх построенных опытных лёгких танков "Объект 934" вооружили 125-мм орудием. В 1984 году на полигоне в Кубинке прошли стрельбы, показавшие, что кучность стрельбы опытной установки была не хуже, чем у танков, а нагрузки, действовавшие на экипаж и корпус, не превышали допустимых величин. Полученные результаты легли в основу опытно-конструкторской разработки под наименованием "Спрут-СД" (индекс ГРАУ — 2С25).
Авиадесантная 125-мм самоходная артиллерийская установка "Спрут-СД"После анализа возможных вариантов новый авиадесантируемый истребитель танков решили строить на базе БМД-3 с удлинением шасси на два катка. Гидропневматическая система новой конструкции позволяет в течение нескольких секунд изменять клиренс, а конструкция подвески придает машине высокую плавность хода и проходимость.
Десантная самоходка выполнена по классической танковой компоновке. В передней части машины находится отделение управления с рабочим местом механика-водителя, далее идет боевое отделение с орудийной башней, в которой размещены командир и наводчик, моторно-трансмиссионное отделение в кормовой части. Наводчик располагается слева от механика-водителя, а командир — справа.
В распоряжении каждого члена экипажа имеются индивидуальные приборы наблюдения, функционирующие в режиме "день — ночь". На машине установлена новая система управления огнём, включающая в себя прицельный комплекс наводчика, комбинированный прицел командира, совмещенный с лазерным дальномером, и стабилизированный в двух плоскостях комплект для наведения противотанковых управляемых ракет. Система управления огнём командира обеспечивает круговое наблюдение за местностью, поиск целей и выдачу целеуказания наводчику. На внешней стороне башни смонтированы датчики, обеспечивающие автоматический ввод поправок в баллистический вычислитель при стрельбе.
Гладкоствольная 125-мм пушка 2А75 создана на базе танкового орудия 2А46, используемого в составе вооружения советских и российских основных боевых танков. Пушка самоходной установки "Спрут-СД" стабилизирована в двух плоскостях и способна вести огонь любыми типами штатных танковых боеприпасов калибра 125-мм, с раздельно-гильзовым заряжанием.
Шасси самоходки гораздо легче танкового, и для компенсации отдачи при выстреле используется новое противооткатное устройство, что позволило обойтись без применения дульного тормоза. На орудии установлен новый эжектор и термоизоляционный кожух. Автомат заряжания конвейерного типа обеспечивает скорострельность до 7 выстр./мин. В боеукладке автомата размещено 22 выстрела, полностью готовых к использованию.
Помимо бронебойно-подкалиберных и осколочно-фугасных снарядов в боекомплект входят противотанковые ракеты 9М119М "Инвар-М", запускаемые через ствол. ПТУР с лазерным наведением способны поражать танки противника на дальности до 5000 м. Бронепробиваемость ПТУР "Инвар-М" — до 800 мм гомогенной брони после преодоления динамической защиты. Средняя скорость полёта управляемой по лазеру ракеты составляет более 280 м/с, что позволяет использовать ПТРК для борьбы с вертолётами. Углы наведения орудия по вертикали: от -5 до +15°. С 125-мм орудием спарен 7,62-мм пулемёт ПКТ — боекомплект 2000 патронов. В задней части башни установлены 8 мортирок системы постановки дымовой завесы 902В "Туча".
Корпус и башня артиллерийской установки выполнены из алюминиевого броневого сплава. Имеется возможность усиления защиты лобовой части стальными накладками. После этого броня способна держать 14,5-мм бронебойные пули. Бортовая броня защищает от пуль винтовочного калибра и лёгких осколков.
Высокая удельная мощность двигателя в сочетании с гидропневматической подвеской и небольшим удельным давлением на грунт обеспечивают хорошую подвижность. Машина массой 18 т, оснащенная двигателем 2В-06-2С мощностью 510 л.с., разгоняется на шоссе до 70 км/ч. По просёлку САУ может двигаться со скоростью до 45 км/ч, скорость на плаву 9 км/ч. Запас хода по шоссе до 500 км, по просёлку – 350 км. Самоходка способна взять подъём в 35°, стенку высотой 0,8 м и ров шириной 2,5 м.
"Спрут" весит больше, чем другие машины десанта, и для самоходки разработали новую систему десантирования П260М, во многом унифицированную с многокупольной парашютной бесплатформенной системой ПБС-950, используемой для БМД-3. Военно-транспортный самолёт Ил-76МД способен взять на борт две САУ. Самоходная 125-мм установка также может транспортироваться на внешней подвеске вертолёта Ми-26.
Погрузка "Спрут-СД" в военно-транспортный самолёт Ил-76Авиадесантируемая самоходная артиллерийская установка "Спрут-СД" была готова к принятию на вооружение в первой половине 1990-х. Но потребовалось еще примерно 10 лет, чтобы заказчик определился, нужна ли ему лёгкая ПТ САУ, способная эффективно противодействовать основным боевым танкам. Кроме того, задержка с запуском установки в серийное производство во многом была связана с отсутствием финансирования.
Принятие десантной 125-мм САУ на вооружение официально оформили 9 января 2006 года. Но в период "сердюковщины" Минобороны РФ решило отказаться от закупок. По этому поводу первый заместитель министра обороны В.А. Поповкин заявил, что эта машина Российской армии не нужна из-за сложности освоения военнослужащими срочной службы, низкой защищённости и высокой стоимости. При этом журналисты, приближенные к тогдашнему высшему военному руководству, сочиняли статьи негативного содержания, сравнивая "Спрут" с основными боевыми танками. Понятно, что такие сравнения абсолютно некорректны и самоходные установки "Спрут-СД" не могут заменить ОБТ. Однако аэромобильные САУ легкой весовой категории, аналогичные танкам по огневой мощи, необходимы силам быстрого реагирования. Их наличие в боевых порядках парашютистов-десантников и морских пехотинцев повышает ударный потенциал в наступлении и стойкость в обороне.
Согласно информации, опубликованной The Military Balance в 2016 году, в наших вооруженных силах 8 лет назад имелось не менее 36 самоходных артиллерийских установок "Спрут-СД", что намного меньше потребностей ВДВ и морской пехоты.
В 2015 году стало известно о создании модернизированной САУ 2С25М "Спрут-СДМ1". Согласно информации, озвученной администрацией "Волгоградской машиностроительной компании", после модернизации машины ее огневая мощь повышена за счет установки современной цифровой системы управления огнем и введения в боекомплект новых, более эффективных боеприпасов.
В составе СУО имеются: панорамический прицел командира с оптическим, тепловизионным и дальномерным каналами, комбинированный прицел наводчика-оператора с оптическим, тепловизионным, дальномерным каналами и лазерным каналом управления ракетой, а также автоматом сопровождения цели. Модернизированная версия получила аппаратуру управления дистанционным подрывом снарядов на траектории, баллистический вычислитель, а также автоматизированные рабочие места командира и наводчика-оператора. В состав вооружения самоходки введён дистанционно управляемый модуль с 7,62-мм пулемётом, аналогичный используемому на танке Т-90М.
Противотанковая артиллерийская установка "Спрут-СДМ1"Благодаря внедрению программно-технического комплекса и интеграции САУ в автоматизированную систему тактического звена повышена командная управляемость в бою. Подвижность машины увеличилась за счет заимствования от БМД-4М двигателя, трансмиссии, узлов ходовой части, а также информационно-управляющей системы шасси. По словам представителя Минобороны РФ, поставки серийных самоходных установок "Спрут-СДМ1" должны были начаться в 2020 году.