Потенциал и преимущества самолёта Як-130
12 сентября 2024, 03:48
Як-130 с боевой нагрузкой. Фото "ОАК"С начала десятых годов в воздушно-космические силы России поступают серийные учебно-боевые самолёты Як-130. Постепенно они заменяют устаревшую технику и становятся основой системы подготовки молодых лётчиков. Як-130 обладает широкими возможностями в деле обучения, и получить их удалось за счёт разработки и внедрения ряда важных решений.
Перспективный проект
Разработка нового учебно-боевого самолета (УБС) для замены имеющегося парка L-39 началась в конце восьмидесятых годов. В течение следующего десятилетия проходила конкурсная стадия программы, в ходе которой ВВС сравнивали проекты от различных авиастроительных компаний и выбирали наилучший.
Одним из участников конкурса была фирма "Яковлев" со своим проектом УТС-Як, позже получившим индекс Як-130. Проект был разработан в первой половине девяностых, а в 1996 г. опытный образец впервые поднялся в воздух. В 2002-м он победил в конкурсе и получил дальнейшее развитие. Доработка конструкции и улучшение бортового оборудования продолжались практически до конца десятилетия.
Серийное производство Як-130 началось в конце двухтысячных сразу на двух площадках — "Сокол" в Нижнем Новгороде и Иркутском авиазаводе. Первая серийная партия была готова в 2010 г. и вскоре поступила на службу. С тех пор производство новых УБС, их поставка в войска и ввод в эксплуатацию стали регулярным и непрерывным процессом.
Строительство Як-130 на Иркутском авиазаводе, 2020 г. Фото Минобороны РФПроизводство Як-130 продолжается и по сей день. Недавно промышленность передала министерству обороны очередную партию самолётов. К настоящему времени учебные структуры Минобороны и ВКС получили не менее 160–180 единиц и поставили их в строй.
По мере продолжения производства новые Як-130 заменяют оставшиеся на службе L-39. Известно, что количество новейших УБС уже превышает число устаревших машин в строю. Всё это приводит к обновлению парка, а также даёт нашим ВКС новые возможности обучения.
Российский след
На этапе создания проекта Як-130 компания "Яковлев" объединила усилия с итальянской фирмой Aermacchi. Позже сотрудничество прекратилось, но по условиям договора итальянские авиастроители получили документацию на планер и некоторым техническим решениям российского проекта.
Опираясь на полученную документацию, компания Aermacchi разработала свой вариант УБС — M-346. Несмотря на использование готовой концепции и части наработок, M-346 отличался от своего российского аналога конструкцией и составом оснащения. Первый прототип итальянского УБС поднялся в воздух в 2004 г.
Передняя кабина самолета. Фото Airwar.ruК концу двухтысячных годов компания Aermacchi завершила испытания и доработку своего УБС, а также открыла приём заказов. M-346 вызвал интерес у ВВС Италии, и вскоре было получено 8 экспортных заказов.
Любопытно, что не только Италия проявила интерес к концепции и идеям проекта Як-130. В 2001 г. китайская компания Hongdu Aviation Industry Corporation представила макет своего УБС под обозначением L-15. Внешне он напоминал уже летавший российский самолёт и проектируемый итальянский.
Опытный образец L-15 был построен в 2005 г., а в 2006-м совершил свой первый полёт. Испытания и доработки продолжались до начала десятых. Новый УБС поступил на вооружение ВВС НОАК в 2013 г. Впоследствии китайская промышленность получила три заказа от иностранных государств.
С середины прошлого десятилетия турецкая компания TAI разрабатывала свой проект перспективного УБС, внешне похожего на уже существующие образцы. Разработка самолёта Hürjet была завершена в 2021 г., а в апреле 2023-го опытный образец выполнил свой первый полёт. В ближайшем будущем новый самолёт планируют принять на вооружение ВВС Турции и представить на международном рынке.
Модернизированный УБС Як-130М и совместимое вооружение. Фото "ОАК" Особенности конструкции
Як-130 – самолет-высокоплан нормальной аэродинамической схемы со стреловидным крылом, двумя двигателями и двухместной тандемной кабиной. Он предназначен для обучения пилотов перед переходом на самолёты фронтовой
авиации. Также этот самолёт может использоваться в качестве лёгкого истребителя или штурмовика.
Як-130 имеет длину ок. 11,5 м и размах крыла 9,84 м. Сухая масса самолёта составляет 4,6 т, нормальная взлётная масса – 7,7 т, максимальная – 10,3 т. В варианте штурмовика или истребителя боевая нагрузка может достигать 3 т.
Як-130 оснащён двумя турбореактивными двигателями АИ-222-25 с тягой по 2500 кгс каждый. Самолёт является дозвуковым и развивает скорость не более 1050 км/ч. Устойчивость в полёте сохраняется на скоростях до 180-150 км/ч. Практический потолок – 12500 м, а практическая дальность – 1850 км.
Для Як-130 была разработана цифровая комплексная система управления КСУ-130. Она включает в себя несколько вычислительных машин разного назначения, набор датчиков, электродистанционную систему управления с исполнительными механизмами и другие компоненты.
В двух кабинах пилотов установлено приборное оснащение на основе трёх крупноформатных жидкокристаллических дисплеев. Традиционные стрелочные индикаторы отсутствуют. Передняя кабина, предназначенная для обучаемого пилота, оснащена индикатором на лобовом стекле. В обеих кабинах установлены катапультные кресла класса "0-0".
Серийный Як-130 для ВКС России. Фото "ОАК"Система КСУ-130 имеет режим имитации лётных характеристик, управляемости и устойчивости самолётов разных типов. В последних версиях она способна имитировать весь парк отечественных истребителей и бомбардировщиков 4 и 5 поколений.
Як-130 может нести вооружение разных типов. Для воздушного боя он оснащается ракетами малой дальности Р-73. Для работы по наземным целям предлагаются неуправляемые ракеты отечественных типов и различные бомбы калибром до 500 кг, включая управляемые.
Большие преимущества
Учебно-боевой самолёт Як-130 имеет ряд характерных особенностей, которые определяют его технические, эксплуатационные и рабочие характеристики. Он выгодно отличается от отечественных и иностранных УБС предыдущих поколений и предоставляет значительные преимущества в процессе обучения пилотов. Высокий потенциал российского Як-130 привёл к появлению ряда иностранных аналогов.
Як-130 отличается удачной конструкцией планера. Его аэродинамика обеспечивает высокие лётные и маневренные характеристики, необходимые для моделирования других самолётов и подготовки пилотов. При этом в процессе строительства не используются излишне сложные технологии и материалы, что упрощает производство и ремонт.
Для сравнения, итальянский УБС M-346 имеет схожую аэродинамику, но собирается с применением композитов. Такая конструкция не даёт ему существенных преимуществ, но увеличивает стоимость строительства и затрудняет ремонт.
Як-130 перед вылетом. Фото "ОАК"Ключевым преимуществом Як-130 перед УБС предыдущего поколения является особая система управления. Электродистанционная система управления (ЭДСУ) с компьютерами не только передаёт сигналы с органов управления на приводы рулей, но и способна вносить коррективы в этот процесс. За счёт этого система КСУ-130 имитирует параметры устойчивости, управляемости и маневренности других самолётов.
Режимы моделирования, используемые в системе КСУ-130, позволяют обучать пилотов управлению конкретными типами самолётов. Они помогают осваивать сложный пилотаж, ведение маневренного воздушного боя и т.д. Также возможна отработка применения вооружений "воздух-поверхность", включая ситуации с наличием ПВО условного противника.
Система КСУ-130 на самолётах ВКС России имеет режимы имитации всех основных образцов отечественной фронтовой авиации. Это означает, что Як-130 может обучать будущих пилотов истребителей МиГ-29/35 и Су-27/30/35, а также бомбардировщиков Су-34. Вероятно, разработана аналогичная модель новейшего самолёта Су-57.
Экспортный вариант Як-130 может получать программное обеспечение с другими режимами работы. В этом случае возможна имитация распространённых иностранных самолётов тактической авиации, таких как F-15, F-16, Eurofighter Typhoon и другие.
В демонстрационном полёте. Фото "ОАК"Як-130 штатно несет различные вооружения. Это позволяет расширить программу подготовки лётчика за счёт реальных стрельб, пусков или сбросов. Кроме того, при необходимости учебная машина сможет участвовать в боевых действиях, дополняя полноценные фронтовые самолёты.
Новая концепция
Проект Як-130 был основан на оригинальной концепции учебно-боевого самолёта с расширенным набором функций. Впервые в отечественной и мировой практике УБС получил специальную систему управления, которая может имитировать параметры и поведение боевых самолётов.
В этом отношении Як-130 и схожие с ним самолёты кардинально отличаются от предыдущих поколений УБС, которые имели ограниченный функционал. Благодаря принципиально новым системам и функциям удалось значительно повысить эффективность обучения пилотов. Кроме того, были заложены основы для дальнейшего обновления авиационного парка, без необходимости замены учебной техники.
Як-130 производится достаточно большой серией и поставляется как в российские воздушно-космические силы, так и иностранным заказчикам. Кроме того, российский учебно-боевой самолёт послужил стимулом для создания нескольких зарубежных проектов. Всё это подтверждает потенциал российского самолёта, а также демонстрирует правильность выбранной концепции и применённых решений.