Ми-35М и его основные особенности
07 сентября 2024, 04:41

Ми-35М, задействованный в Спецоперации по защите Донбасса

Транспортно-боевой вертолёт Ми-24 был введён в эксплуатацию более полувека назад. Со временем исходная машина получала развитие, и её последние модификации все ещё остаются на службе. Самым современным серийным вариантом этого вертолёта является Ми-24ВМ, также известный как Ми-35М. Он был создан в двухтысячных годах с использованием современных на тот момент технологий, материалов и компонентов того времени. Благодаря этому удалось повысить основные характеристики вертолёта и усилить его боевые возможности.

Последний в семействе

В девяностых годах ОКБ МВЗ им. М. Л. Миля приступило к разработке новой модификации существующего транспортно-боевого вертолёта. Проект предусматривал модернизацию вертолёта Ми-24В с целью улучшения его тактико-технических и лётных характеристик, а также повышения уровня унификации с другими современными образцами.

Первый опытный вертолёт типа Ми-24ВМ, позднее получивший обозначение Ми-35М, был создан в середине девяностых. Процесс испытаний затянулся на десятилетие и завершился только в середине двухтысячных. По итогам испытаний вертолёт был рекомендован к принятию на вооружение.

Первый контракт на поставку Ми-35М для российских ВВС был заключён только в 2010 г. Впоследствии министерство обороны разместило ещё, как минимум, один аналогичный заказ. В общей сложности было приобретено несколько десятков вертолётов, хотя точное количество неизвестно.

Ещё на этапе испытаний фирма-разработчик начала продвижение вертолёта на международном рынке. В результате в 2008 году был заключён первый экспортный контракт — Бразилия заказала 12 новых вертолётов. В последующие годы были получены заказы ещё от девяти стран ближнего и дальнего зарубежья. Вертолёты были отправлены в Азию, Африку и Латинскую Америку.

Российская армейская авиация продолжает активно использовать свои Ми-35М. С 2022 года они участвуют в реальных боевых действиях против украинских формирований. Практически все иностранные эксплуатанты также сохранили свои вертолёты, и некоторые из них имеют опыт их боевого применения.

Исключением является только Бразилия. В 2022 г. она решила отказаться от российских вертолётов из-за невозможности полноценного технического обслуживания.

Изменения конструкции

Вертолёт Ми-35М создан на базе более старой модели Ми-24В. При разработке Ми-35М внесли некоторые изменения в конструкцию, установили новые агрегаты и приборы. В результате этих улучшений вертолёт сохранил свой внешний вид и общую архитектуру, но приобрёл более высокие лётные и технические характеристики, а также улучшил свой боевой потенциал.

При создании Ми-35М использовали существующий планер, но внесли в него незначительные изменения. Общая конструкция, компоновка и другие элементы остались прежними. Наиболее заметным нововведением стало крыло уменьшенного размаха и с меньшим числом точек подвески.

Благодаря новому крылу уменьшилось лобовое сопротивление. Вместе с тем уменьшилась подъёмная сила и сократился возимый боекомплект. Тем не менее, такие изменения посчитали приемлемыми.

Для облегчения конструкции было решено отказаться от убирающегося шасси. Кроме того, такая конструкция стоек в некоторых ситуациях может ослабить удар о землю и спасти вертолёт и экипаж.

Лётчик за работой

Ми-35М оснащён обновлённой двигательной установкой, унифицированной с вертолётом Ми-28. Пару турбовальных двигателей ТВ3-117В заменили более новыми изделиями ВК-2500-II из того же семейства моторов. На крейсерском режиме они развивают мощность по 1500 л.с., на взлётном — по 2200 л.с. Предусмотрен чрезвычайный режим работы: в случае отказа одного двигателя, второй развивает мощность 2700 л.с.

От ударного Ми-28 обновлённый Ми-35М также получил несущую систему. На него перенесли титановую втулку основного винта с эластомерными шарнирами лопастей. Используются композитные лопасти с несколькими продольными лонжеронами и стреловидной законцовкой.

Также был заимствован Х-образный рулевой винт. Он отличается повышенной эффективностью и улучшает манёвренность вертолёта.

Бортовая аппаратура

Вертолёт Ми-35М сохранил две кабины тандемной компоновки для лётчика и оператора вооружений. Как и ранее, в обеих кабинах есть полный набор органов управления.

В ходе последней модернизации удалили часть устройств и индикаторов с приборных досок в обеих кабинах. Их заменили на крупноформатные многофункциональные жидкокристаллические экраны. Теперь лётчик может использовать эти экраны для вывода пилотажной информации и карт, а оператор — для использования оптико-электронных и других средств.

Запуск неуправляемых ракет с кабрирования

Важным обновлением для Ми-35М стала новая обзорно-прицельная система ОПС-24Н. Она обеспечивает наблюдение, поиск целей и применение оружия. Главным элементом системы является гиростабилизированная оптико-электронная станция ГОЭС-24, которая имеет дневной и ночной каналы, а также лазерный дальномер. Для использования этой станции у оператора имеются соответствующие органы управления.

Также в ходе модернизации Ми-35М был установлен бортовой комплекс обороны Л-370 "Витебск". Он включает в себя набор датчиков, приборов управления и устройств постановки помех. "Витебск" автоматически отслеживает пуски зенитных ракет и применяет активные инфракрасные помехи или ложные тепловые цели для защиты вертолёта.

Комплекс вооружений

Вертолёт несёт встроенную установку с 23-мм автоматической пушкой ГШ-23 на подвижной платформе. Опыт испытаний и применения показал, что это оружие эффективнее пулемёта ЯкБ-12,7 или пушки ГШ-30, которые применялись на предыдущих моделях вертолётов Ми-24.

Номенклатура дополнительного вооружения по сравнению с предыдущими модификациями Ми-24 практически не изменилась. Вертолёт Ми-35М может нести блоки неуправляемых реактивных снарядов, универсальные пушечные контейнеры, управляемые ракеты и другое вооружение. В различных комбинациях оно подвешивается на четыре пилона под крыльями.

Сохранён комплекс управляемого вооружения. Ми-35М может нести до восьми управляемых ракет "Штурм-В" или "Атака-В". Это оружие предназначено для поражения бронетехники и других защищённых целей на расстоянии до 5-6 км. В обоих случаях используется радиокомандное наведение.

Результаты модернизации

Модернизация боевого вертолёта Ми-24В, известного также как Ми-35М, проводилась самым простым и очевидным способом. Инженеры-авиастроители сохранили основные конструкции базовой модели, внеся лишь незначительные изменения. Одновременно с этим они заменили ключевые агрегаты и системы.

Современный Ми-35М отличается от своих предшественников несколькими особенностями. Он оснащён более мощными двигателями и улучшенной несущей системой, что позволило улучшить лётные и манёвренные характеристики. Также был радикально переработан комплекс авионики, получивший менее габаритную, но более эффективную аппаратуру. Управление вертолётом и его вооружением стало намного проще. Кроме того, оператор теперь может более эффективно и с большим удобством использовать все штатные вооружения.

Комплекс вооружений обошелся без кардинальных изменений, но его сформировали с учетом максимального повышения боевых качеств. Кроме того, за обновленный прицельно-навигационный комплекс позволяет в перспективе изменить состав вооружений без особых трудностей и затрат.

Результатом проекта Ми-35М стал вполне современный боевой вертолёт с широкими возможностями и высокими характеристиками. В некоторых аспектах он уступает более новым Ми-28Н или Ка-52, однако использование хорошо отработанной и проверенной временем платформы имеет свои плюсы.

Служба продолжается

Первый транспортно-боевой вертолёт Ми-24 был принят на вооружение армейской авиации СССР полвека назад. За это время было разработано множество модификаций вертолёта, часть которых до сих пор остается в строю.

Вертолёты последней серийной модификации Ми-35М появились в войсках чуть более десяти лет назад и продолжают нести службу. С 2022 г. они участвуют в реальных боевых действиях и на практике демонстрируют свой потенциал, а также подтверждают правильность решений, заложенных в проект модернизации.
topwar.ru
© ФГУП «ГосНИИПП», 1989-2024