Китайские ракеты с русским характером
02 сентября 2024, 04:37

О китайском оружии в мире говорят все больше и больше. Особенно в американских профильных изданиях, там все всерьез готовятся к войне с Китаем не пойми за что, но готовятся. А потому оружие противника надо знать тем лучше, чем менее ощутимо хочешь получить этим оружием. Все очень логично.

Отсюда и постоянный интерес. Старые самолеты, новые самолеты, новые корабли и так далее. И в материалах по поводу китайских стратегических бомбардировщиков весьма умные ребята из американских военных изданий признавали, что самолеты да, старье, но ракеты-то у них новые…

И вот спорить с этим было нереально.

Вообще да какая разница, кто подтащит ракеты на дистанцию безопасного пуска, новейший В-21 или уверенно летящий к вековому юбилею В-52? Суть одна: старт пачки ракет с самолета, находящегося вне зоны поражения ПВО страны, которой эта пачка предназначена.

Вот потому в свете гипотетического конфликта, о котором столько говорят в США, а также после демарша китайских стратегических бомбардировщиков около Аляски, очень много внимания начали уделять тому, что могут притащить эти самые бомбардировщики. "Пэтриот", конечно, штука неплохая, вопрос в том, смогут дли отмахаться, поскольку ВВС НОАК располагают самым большим в мире парком стратегических бомбардировщиков, а весь миру уже в курсе, что массовый пуск решает много.

Ну а коль речь зашла о ракетах, то помимо ракет, которые будут сносить города, есть смысл говорить и о ракетах, которые будут сносить с неба американские истребители, которые попробуют сбить эти ракеты. Учитывая, сколько у США в ВВС и ВМС истребителей (больше 2 000) – точно попробуют. Иначе зачем их, истребителей, столько наклепали?

Но в США признают, что ракетное оружие Китая – это серьезный аргумент, что по количеству, что по качеству. Количество понятно, что такое промышленности КНР, руководимой Коммунистической партией Китая совершить трудовой подвиг и обеспечить НОАК необходимым количеством ракет? Двумя количествами? Тремя? Все всё прекрасно понимают.

А вот о качестве стоит сказать пару слов. Но для этого надо опять окунуться в историю.

Есть мнение, что все началось 24 сентября 1958 года, когда ВВС Народно-освободительной армии Китая получили сокрушительную оплеуху от ВВС Китайской республики (Тайвань) в бою над заливом Вэньчжоу.

В течение нескольких дней его китайские J-5 (советские МиГ-17 лицензионного производства) сражались с поставляемыми Тайваню американскими истребителями F-86F "Сейбр".

МиГ-17 превосходил "Сейбра" в высотности, а потому китайские летчики могли использовать преимущество в высоте по полной программе. То есть, безопасно кружить над "Сейбрами", не беспокоясь о них, пока они не будет получен приказ атаковать.

Но в тот день все пошло не по плану ВВС НОАК, потому что в июне специалисты ВМС США тайно модернизировали 20 тайваньских "Сейбров" для запуска GAR-9 Sidewinder (вскоре переименованной в AIM-9B), в то время самой современной ракеты.

F-86F неожиданно, из позиции внизу, дали залп "Сайдвиндерами" и добились попаданий. Это заставило китайских летчиков спуститься ниже, где завязался уже привычный для того времени воздушный бой. Закончился этот бой для летчиков НОАК печально, они потеряли от ракет четыре самолета и еще шесть в "собачьей свалке" от огня пулеметов "Сейбров".

Второй Тайваньский кризис стал очень спорным делом: тайваньские пилоты заявили, что они сбили 31 J-5 при потере двух F-86. ВВС НОАК утверждают, что китайские летчики сбили 14 "Сейбров", потеряв пять своих самолетов. Так что, кто там круче говорит правду, нам не так важно, важно, что в этот день управляемые/самонаводящиеся ракеты "воздух-воздух" совершили свой удачный выход на театр воздушных военных действий.

В общем, тут США, конечно, вышли немного вперед. И хотя пушки и пулеметы продолжали собирать свою жатву в небе, уже начало становиться понятным, что будущее не за воздушной артиллерией, а за ракетным вооружением. И тут американцы были молодцы. Хотя в СССР появилась К-5, ракета малой дальности с радиолокационным наведением, которую Китай приобрел для лицензионного производства после кризиса под обозначением Thunderbolt-1 (или PL-1), ее малая дальность действия и негибкая система радиолокационного наведения привели к прекращению производства PL-1 в начале 1970 года.

Ракета К-5М, установленная на МиГ-19

Советская ракета класса "воздух-воздух" с радиолокационным наведением К-5М стала пионером, хоть и в лучшем случае ее можно было применять против бомбардировщиков, против маневренных истребителей она была малоэффективна из-за необходимости точного наведения узкого луча носового радара на цель. Китай произвел по лицензии свои собственные ракеты PL-1, четыре брал на подвесы истребитель J-6 (китайская версия МиГ-19).

Однако стычки с Тайванем обернулись для Китая и Советского Союза большим плюсом: 28 сентября поврежденный МиГ-17 сумел доковылять обратно до базы с неразорвавшейся ракетой Sidewinder, застрявшей в его фюзеляже.

Китайцы очень обрадовались, но потерпели полный провал в реинжиниринге Sidewinder. Силы, в общем, были не те. И тогда Китай сделал весьма разумный шаг: договорился о передаче ракеты и обратном инжиниринге с Советским Союзом, который успешно превратил это оружие в ракету K-13 (кодовое название НАТО AA-2 Atoll). Начиная с середины 1960-х годов северо-вьетнамские истребители МиГ-21 начали использовать К-13 для атак боевых самолетов США, в чем добились изрядных успехов.

Несмотря на то, что отношения Китая и СССР практически рухнули в июне 1960 года, в 1961 году наши выполнили свое обещание и передали Китаю ракеты К-13 и технологические схемы для производства. Однако китайцам потребовалось еще примерно десятилетие, чтобы началось массовое производство китайской копии советской копии Sidewinder под обозначением PL-2.

Ракеты PL-2, копия советской копии ракеты AIM-9 Sidewinder, выставлены в Военном музее Китайской народной революции

В течение еще четырех десятилетий китайские инженеры неоднократно приобретали различными способами иностранные ракеты и учились их производить и совершенствовать. Наконец, в начале 21 века китайские конструкторы достигли поворотного момента, представив проекты, равные, а в некоторых случаях и превосходящие по своим характеристикам конкурирующие вооружения.

Выставка вооружения ВВС НОАК в Музее армейской авиации НОАК

Белые ракеты класса "воздух-воздух" в первом ряду слева направо:

- PL-5, произошедшую от K-13 / AIM-9 Sidewinder;

- PL-9 (гибрид Magic, Python и Sidewinder);

- PL-8 на основе израильской ракеты Python;

- PL-11 на основе итальянской Aspide / AIM-7;

- PL-12 вроде как отечественная, но использующая ГСН российской Р-77;

- трио российского происхождения: Р-73 малой дальности, Р-27Р средней дальности и Р-77 большой дальности.

Не могу удержаться, чтобы не сделать свою историческую ремарку: не так уж и хороша была "Сайдвиндер" против нашей К-5. Созданная на основе неуправляемой ракеты "Зуни", AIM-9B имела не менее строгие ограничения по сравнению с советской ракетой: ее нужно было наводить предельно точно — с отклонением не более чем на четыре градуса от цели — и строго сзади на горячий выхлоп двигателя самолета, поэтому использовать ее против самолетов, приближающихся лоб в лоб, было запрещено. Ее также нужно было направлять в сторону от солнца, которое, как правило, сбивало ракеты с пути. В этом плане К-5, которую надо было держать в луче бортовой РЛС, была попроще, хоть и менее точной.

Таким образом созданная PL-2 пошла в массовое производство только в 1972 году, и к моменту закрытия производства в 1983 году было поставлено 2950 единиц. Плохие результаты испытаний в 1970-х годах и масса претензий от летчиков о преждевременной детонации неконтактного взрывателя и блокировку от солнца привели к тому, что ракеты массово были возвращены на заводы для доработки.

Китайские инженеры предприняли несколько попыток усовершенствовать PL-2, начав с PL-3, испытания которой начались в 1968 году. Однако научно-исследовательские работы двигались столь неспешно, что они были прекращены в 1980 году без особых результатов.

В 1977 году, благодаря усилиям разведки, Китай получил две новые ракеты AIM-9E Sidewinder, которые он использовал для создания улучшенной PL-2B с новой ГСН, большей дальности (с 7 до 10 км) и новой системой охлаждения. Лоянский электрооптический технологический институт пробовал создать ракету с радиолокационным наведением под названием PL-5A, аналог AIM-9C и K-13Р, но и этот проект был отменен в 1983 году.

Однако модель PL-5B с инфракрасным наведением, была-таки доведена до ума и пошла в производство в 1986 году, а ее дальность действия была увеличена до 16 км. Китаю удалось экспортировать легкие PL-5s и улучшенные PL-5EIIs (с малодымными двигателями, лазерными неконтактными взрывателями и двухдиапазонными ИК-ГСН) в 10 стран Азии, Африки и Южной Америки. PL-5 по-прежнему широко используются на старых китайских самолетах, неспособных нести ракеты большего размера.

Китайская ракета pl-5 на базе ракеты sidewinder

На этом история китайского "Сайдвиндера" заканчивается. Точнее, что касается разработки, сами ракеты, созданные на основе вытащенной из фюзеляжа самолета в 1958 году, все еще стоят на вооружении ВВС НОАК.

Идем дальше.

Дальше у нас год 1966-й, когда военные институты Китая приступили к разработке ракеты PL-4 с радиолокационным наведением большой дальности. Прообразом послужила американская AIM-7D Sparrow, добытая Северным Вьетнамом и переданная Китаю.

Ракетами были оборудованы истребители J-6, созданные на базе советских МиГ-19, которые могли нести до четырех PL-4 и сбили по меньшей мере шесть военных самолетов США в период с 1965 по 1967 год, в основном над Южно-Китайским морем. PL-4 предназначалась для вооружения Chengdu J-9, который был отправлен в отставку в 1980 году, а затем Shenyang J-8II.

Благодаря сближению Китая и США в 1970-х годах и ухудшению отношений с Советским Союзом, Китай постепенно получал доступ к оборонным рынкам США, Западной Европы и Израиля, спешно пытаясь наверстать упущенное за годы Культурной революции.

Каким-то образом (неплохо бы спросить у разведки) к специалистам Чжучжоуского авиадвигательного завода попала (говорят – купили, но кто чеки видел?) французская ракета малой дальности R.550 Magic, и они произвели ее реинжиниринг. Ракета получилась в основном сравнимой с Sidewinder, но более маневренной благодаря второму оперению в передней части.

Китай моментально прекратил производство концептуально аналогичной ракеты PL-6 (сочетающей элементы PL-5A и PL-3) и начал массовое производство клонированных Magics, или PL-7, которые, по слухам, уступали по качеству оригиналу, но являли собой вполне эффективное оружие.

В 1980-х годах Китай экспортировал 400 PL-7 в Иран наряду с 2500 PL-2 и PL-2A и несколькими истребителями J-7. Они также были адаптированы для установки на иранские истребители американского производства F-4E Phantom и F-5 Freedom, а также французские Mirage F1, захваченные у Ирака в 1991 году.

F-7BG ВВС Бангладеш / Chengdu J-7 / МиГ-21, вооруженный ракетой PL-7.

Между тем, в 1983 году китайский завод Xi'an Eastern Machinery Factory приобрел лицензионные права на производство израильской ракеты с тепловой самонаведением Python-III, которая привлекла интерес Китая годом ранее, когда израильские F-16 сбили приличное количество (от 30 до 50 в зависимости от того, кто считал) сирийских истребителей практически без потерь.

Дальше Python-III были переименованы в PL-8, возможно, чтобы скрыть их израильское происхождение от мусульманских государств-клиентов, которым Китай потихоньку поставлял ракеты, которые по извечному принципу "почти такие же, но сильно дешевле". PL-8 использовалась на китайских истребителях до 1986 года, в то время как китайские заводы несколько лет спустя стали способны производить полностью отечественную (импортозамещенную) ракету под обозначением PL-8A.

Python/PL-8 был способен к эффективному использованию во всех аспектах, примерно, как более поздние модели "Сайдвиндера", но имел более высокую максимальную скорость 3,5 или 4 Маха. Китай внедрил нашлемный прицел, позволяющий наводить PL-8 на цель после старта, а также модель PL-8B с увеличенными углами обстрела. И до сих пор эти ракеты можно увидеть на современных истребителях НОАК.

В 1986 году была разработана новая ракета PL-9, сочетающую элементы планера PL-5 и PL-7 с головкой самонаведения от PL-8 — другими словами, гибрид Sidewinder, Magic и Python-III. Производство этой ракеты было весьма скромным в плане количества, что говорит о том, что возможно, что-то пошло не так.

Военно-воздушные силы Китая по-прежнему нуждались в ракете средней дальности с радиолокационным наведением для перехватчика J-8-II, который заменил J-9 после провала предыдущих программ создания ракет с радиолокационным наведением.

Истребители J-15 на авианосце "Ляонин" с ракетами pl-8 и pl-12

На направляющих законцовок крыла установлены ракеты PL-8 на базе израильского Python-3 с характерным большим стреловидным оперением, в средней части крыла установлены ракеты PL-12, сравнимые по характеристикам с американской ракетой AIM-120C.

Китай, наконец, восполнил этот пробел, когда организовал лицензионное производство итальянской ракеты Aspide, которая сама произошла от ракеты AIM-7E Sparrow, хотя ее внутренние компоненты существенно отличались от оригинала.

Хотя лицензия Aspide была отозвана после событий на площади Тяньаньмэнь в 1989 году, китайцев это совершенно не остановило и Шанхайская академия технологий космических полетов несколько лет спустя начала производить клоны Aspide под названием PL-11 для вооружения истребителей J-8. В окончательной модели PL-11B наконец-то была установлена головка самонаведения китайского производства AMR-1 в носовой части, позволяющая использовать ее в режиме "выстрелил и забыл".

Еще одним важным событием, помогающим Китаю освоить войну в воздухе за пределами видимости, стало приобретение итальянских радаров Grifo, израильских ELM-2034 и американских AN / APG-66 (V), последних в рамках программы Peace Pearl ("Жемчужина мира"), предназначенной для модернизации китайских самолетов (в частности, истребителя J-8-II) с использованием технологий F-16.

"Жемчужина мира" опять-таки в конечном итоге была прекращена из-за политических предпочтений США, но опять же китайцев это совершенно не озадачило.

В итоге, нахватав различных образцов, Китай начал движение на рынок. В 1980-х годах китайские ракеты "воздух-воздух" все чаще экспортировались в африканские страны и государства-клиенты, включая Бангладеш, Мьянму, Пакистан, Иран и Венесуэлу, часто в комплекте с недорогими экспортными истребителями, особенно старыми J-6, Q-5 и J-7, а также более новыми JF-17.

JF-17, он же МиГ-21 в новой жизни

Экспортные ракеты обычно имеют уменьшенную дальность и другие обозначения (пример: экспортная модель PL-12 - SD-10) или имеют букву E, добавленную к номеру модели (экспортная PL-15 - PL-15E). Однако экспортные модели некоторых старых ракет были фактически модернизированы для повышения привлекательности для продажи, что позволило использовать их и в интересах НОАК.

Русские возвращаются.

J-11BS ВВС НОАК с ракетой Р-73

После событий на площади Тяньаньмэнь западные страны очень сильно прикрыли поставки своих военных технологий, но случилось неожиданное: распад Советского Союза прекратил последствия коммунистических споров Москвы и Пекина. Испытывающие нехватку денежных средств Россия и Украина стремились распродать советское оружие по бросовым ценам, чтобы обеспечить деньгами свои нестабильные экономики, переживающие переход к капитализму в результате "шоковой терапии".

Например, Украина продала Китаю 1309 ракет средней дальности с радиолокационным наведением Р-27Р и 124 ракеты большой дальности Р-27EР в период с 1994 по 2010 год, а также лицензию на их производство в Китае. Конечно, украинская лицензия на ракеты, основные части которых производились в России – это чуть меньше, чем ничего, но тем не менее.

Когда Китай закупал у России истребители Су-27 и Су-30МКК, они были оснащены ракетами малой дальности Р-73 и по меньшей мере 400 ракетами средней и большой дальности РВВ-АЕ - экспортной моделью российской ракеты Р-77, в которой встроенная активная ГСН освобождала самолет-носитель от необходимости постоянно держать цель в захвате радаром до попадания ракеты. А ведь Китаю могли попасть и усовершенствованные ракеты Р-77-1, которые могли быть переданы вместе с покупкой российских истребителей Су-35С в 2015 году.

Вообще российская помощь стала просто прекрасным подспорьем для китайской военной промышленности. МиГи, которые раньше были основой для создания китайских истребителей уступили место Су. И на основании Су-27 были созданы новые китайские самолеты. А вот полностью клонировать ракеты так и не вышло, хотя активная радиолокационная ГСН Р-77 9В-1348 была встроена в ракету PL-12, что в конечном итоге помогло Китаю достичь приблизительного паритета с российским и американским оружием большой дальности. Эта ракета, которую можно узнать по пятиугольному заднему оперению, имеет дальность полета от 68 до 100 км в зависимости от модели и может незаметно наводиться по каналу передачи данных, не вызывая срабатывания приемника предупреждения радара цели, прежде чем переключиться на "шумную" активную ГСН на конечной фазе подлета.

Китай, наконец, домучил действительно первоклассную по оценкам ракету малой дальности PL-10 (первоначально PL-ASR). Это ракета того же класса, что и американская AIM-9X и российская Р-74. Ее ключевые характеристики включают:

- возможность наведения на цель с 90-градусным дальнобойным прицелом (HOBS) с использованием нашлемного прицела. То есть пилот может поворачивать голову, чтобы нацелить ракету вместо того, чтобы разворачивать весь самолет для наведения;

-возможность блокировки после пуска по каналу передачи данных;

- высокая маневренность, обеспечиваемая двигателями с изменяемым вектором тяги;

- высокая устойчивость к перегрузкам;

- возможность ведения боя во всех проекциях по отношению к самолету противника;

- устойчивая к ложным сигналам инфракрасная система наведения с использованием матрицы в фокальной плоскости и принудительным охлаждением;

По общему признанию, заявленная максимальная дальность стрельбы PL-10 в 20 км, однако, ниже 35-40 км у AIM-9X и R-74.

Но в любом случае, для страны, у которой обратный инжиниринг был единственным способом пополнения рядов армии техникой, это несомненно, прорыв.

Но фактор "Большого скачка вперед" китайских ракет класса "воздух-воздух" реально напрягает многих в мире. Но что поделать, если на рубеже веков сошлись несколько факторов, позволивших Китаю не то что опередить США в области ракетных технологий класса "воздух-воздух", но значительно потеснить и озадачить?

Прежде всего, в этом виноват в первую очередь сам Пентагон, который сократил инвестиции в технологии "воздух-воздух", поскольку был поглощен войнами против повстанцев в Ираке и Афганистане и созданием самолетов-"невидимок".

И, со стороны Китая, разгром крупной сухопутной армии Ирака в 1991 году западной авиацией вынудил НОАК попытаться следовать "сетецентрической" стратегии ведения войны в американском стиле, при которой рассредоточенные платформы могли бы объединять данные датчиков и передавать их подразделениям, запускающим управляемое оружие, для максимальной эффективности огневой мощи.

Военная промышленность Китая все чаще предлагала технические средства благодаря достижениям растущего сектора коммерческой бытовой электроники и связи в Поднебесной. Это позволило Китаю опередить Россию в оперативном развертывании радаров класса AESA, боевых беспилотных летательных аппаратов и цифровых сетей. В сочетании с новыми воздушными самолетами раннего предупреждения и ракетами большой дальности они стали необходимыми звеньями для формирования "цепи поражения", соединяющей рассредоточенные РЛС, ЗРК и системы доставки боеприпасов.

В 2015 году Китай впервые представил PL-15, спроектированную таким образом, чтобы четыре ракеты длиной почти 4 метра могли поместиться в оружейном отсеке истребителя-невидимки J-20. Считается, что ее двухступенчатый двигатель обеспечивает дальность полета где-то между 200 и 300 км, что значительно превышает дальность полета американской ракеты AIM-120D.

J-20 с открытым боевым отсеком, в котором видны ракеты pl-15 и pl-10

Помимо активной радиолокационной системы самонаведения, PL-15 сохраняет двустороннюю линию передачи данных и инерциальную и спутниковую навигацию, что облегчает ее "скрытное" использование без обнаружения запускающего истребителя или оповещения цели слишком поздно.

Возможно, ракета следующего поколения PL-X, которую Китай начал развертывать, на самом деле представляет собой лишь один из двух потоков исследований и разработок. На данный момент PL-17 — крупногабаритная (длиной 6 метров) ракета большой дальности, которая, как полагают, имеет класс дальности от 380 до 500 км, но в целом, по крайней мере, эта ракета не хуже по ТТХ, чем российская ракета Р-37М.

Но были также сообщения о ракете PL-21 с прямоточным воздушно-реактивным двигателем, аналогичной европейской ракете MBDA Meteor. Преимущество ПВРД в том, что они "регулируемые", то есть, способны снижать скорость для повышения дальности полета, сохраняя при этом способность разгоняться до максимальной скорости на завершающей фазе, чтобы повысить шансы поражения. Однако прямоточный реактивный двигатель дороже и сложнее, чем двигатель твердотопливной ракеты.

Китайский истребитель J-16 с удлиненной ракетой PL-17.

Также есть неподтвержденные заявления о том, что Китай работает над компактной ракетой PL-16, предположительно сочетающей характеристики большой дальности действия класса PL-15 с меньшим форм-фактором, чем у ракеты малой дальности PL-10. Цель состоит в том, чтобы истребитель-невидимка J-20 мог нести шесть PL-16 вместо нынешних четырех PL-10 или PL-15.

Почему китайские ракеты "воздух-воздух" вызывают такой интерес?

Воздушная война в небе Украины с 2022 года в значительной степени характеризуется доминирующим влиянием наземных средств ПВО, резко ограничивающих использование пилотируемых самолетов обеих сторон. Между тем, на ракеты класса "воздух-воздух" (в основном выпущенные российскими самолетами с расстояния, недоступного для наблюдения) приходится относительно меньшая, но значительная доля (около 11%) потерь украинской авиации.

Однако боевые возможности ракет "воздух-воздух" сыграли бы важную роль в любом конфликте с Тайванем, особенно для предотвращения прибытия американских боевых самолетов на помощь Тайваню. Пресечение подходов любой помощи по воздуху потребовало бы, чтобы китайские истребители патрулировали север, юг и особенно восток Тайваня вне досягаемости дружественных средств ПВО наземного и, возможно, даже морского базирования. Но это вполне возможный вариант, особенно в свете возможного применения ракет большой дальности.

Ну и вообще, чем лучше у страны ракеты класса "воздух-воздух", тем больше можно полагаться на самолеты, а это в первую очередь значит то, что любой воздушный противник, от БПЛА до стратегического бомбардировщика, может быть встречен далеко от точки сброса своих боеприпасов.

После полувека агрессивного приобретения и переосмысления иностранных технологий Китай разработал подлинный отечественный ракетный потенциал и ликвидировал серьезный технический разрыв с вооруженными силами США и России. И сделано это вопреки воле Запада и благодаря помощи России, которая, стоит заметить, делилась своими разработками более щедро и менее меркантильно, чем все западные страны.

Сегодня российские самолеты и китайские с российским характером, вооруженные такими же ракетами на службе НОАК, реально представляют очень весомый аргумент в любом конфликте, даже в таком, высокотехнологичном, какой мы все наблюдаем на Украине.

Война на Украине показала в первую очередь, что технологические инновации – дело очень хорошее, но они должны сочетаться с эволюцией подготовки, тактики и стратегии, особенно для ведения боевых действий в составе объединенных сил, полностью использующих такие технические возможности. Воздушная война над Украиной, в конце концов, наглядно продемонстрировала, что военно-воздушные силы могут действовать намного хуже или лучше, чем можно было бы предположить, основываясь только на технологиях.

Ставка, которую делал бывший президент-наркоман Украины и его Генштаб, да, та самая историческая ставка на "чудо-оружие", которое сломает хребет российской армии привела к тому, что мы наблюдаем, как сыплется фронт. И те же столь долгожданные F-16 ничего не могут сделать с российскими ракетами и самолетами, которые практически расшибают в пыль и битый кирпич энергосистему Украины. Жужжащий на все лады бензогенераторами Киев не даст соврать.

Китайские специалисты очень внимательно наблюдают за всем происходящим там и делают выводы примерно те же, что и все в мире: будущее авиации не за "собачьими свалками" и боями на "пистолетных" дистанциях (в авиации это 20-40 км), а в работе на больших удалениях, из-за пределов действий ПВО противника, избегая мобильных засад. То есть, ракетами большой дальности.

Россия первой перешагнула порог в 200 км для своих ракет "воздух-воздух", Китай четко следует тем же курсом. И о том, что творят догоняющие американцы, мы уже писали. "Sea Sparrow" на подвеске под крылом – это, скорее, жест отчаяния, чем разумный шаг.

И почему же так волнителен успех Китая? Все просто: КНР давно поставляет различное вооружение тем, у кого нет денег на американское и российское, или сегодня тем, кто боится санкций. И китайцы наработали весьма приличную клиентуру в Африке, Азии, на Ближнем Востоке.

В целом-то не так важно, какой ракетой, российской или китайской, запущенной с пакистанского самолета, будет сбит "Мираж" или "Рафаль" индийских ВВС. Важно, что он будет сбит. А это в первую очередь неприятно производителям техники, которые сейчас бросились замещать Россию на международном оружейном рынке. Это репутационные потери. Это, в конце концов, приведет к тому, что на санкции уже всем будет плевать, потому что кто откажется от современного оружия?

В свое время политики двух стран, Советского Союза и Китая совершили немало глупостей, практически разорвав отношения между странами. Сегодня взаимодействие двух стран налажено, по крайней мере, уверен, не за горами то время, когда российские и китайские оружейники станут работать вместе, как в свое время работали русские и индусы.

Китай никогда не сможет заместить Россию на рынке вооружений, для этого у китайцев не хватает слишком многого в стране. Но работать, как это было в 50-е годы прошлого века - почему нет?

Кто будет грызть локти – вопрос.
topwar.ru
© ФГУП «ГосНИИПП», 1989-2024