F-35: очередной скандальчик по поводу возможностей
F-35: очередной скандальчик по поводу возможностей
15 ноября 2023, 05:41
Ну вот опять, да? Опять "тридцать пять" и опять скандал. Ну вообще не скандал, а так, скандальчик, но общественность возмущена и требует. Чего требует общественность, не совсем понятно, но вокруг чего крик стоит – вокруг некоего секретного доклада по итогам сравнительных миссий F-35 и А-10, которые американские военные, хоть что с ними делай, не хотят публиковать. Но вообще в этом есть определенная логика: секретно – значит, как бы не для всех.Но и обратно, тут кроется другой вопрос: а почему все так секретно? Не потому ли, что внезапно F-35 внезапно оказался никуда не годным самолетом?В общем, у американцев страсти бурлят. Особенно на специально отведенных для этого информплощадках. Вообще у них есть такой пунктик, еще со времен "Розуэлльского НЛО", что "государство от нас что-то скрывает". Ну а раз есть такая уверенность, то те, кто платит в США налоги имеют право…Секретный доклад с подробным описанием официального состязания F-35 "Lightning II" и A-10 "Warthog" был опубликован через пять лет после проведения конкурса. Вынудив Пентагон к публикации по запросу в соответствии с Законом о свободе информации, опубликованную часть доклада подвергли жесткой цензуре. Однако даже в отформатированном виде доклад не изображает F-35, который долгое время рекламировался как замена A-10, как явного победителя.В эксклюзивном интервью Проект по государственному надзору (POGO) опубликовал отредактированную копию отчета, полученного от ВВС. В докладе подробно описывается "взлет", в ходе которого F-35 и A-10 сражались друг с другом в идентичных миссиях, чтобы определить, какой самолет лучше справляется с традиционными ролями A-10.По данным POGO, в апреле 2022 года она запросила копию отчета, но эта просьба была проигнорирована. Последовавшие за этим судебные иски вынудили ВВС опубликовать копию секретного доклада.Доклад был подготовлен директором Пентагона по оперативным испытаниям и оценке (DOT&E), внутренним наблюдательным органом, который следит за разработкой нового оборудования в интересах Министерства обороны. По данным POGO, хотя тесты были проведены в 2018 году, сам отчет был написан только в 2022 году — это очень долгий срок для подготовки 48-страничного отчета.Учитывая, с какими сложностями пришлось столкнуться POGO при реализации попыток получить информацию, что пришлось даже идти в суд, как утверждает POGO, что "результаты, по-видимому, были не такими, как ожидало руководство ВВС, потому что они боролись за то, чтобы полностью скрыть их в течение многих лет".Ну в целом – ничего такого, не так ли? Вполне все разумно и логично. Зачем вытаскивать на свет божий и всеобщее обсуждение то, что может спокойно полежать в темном ящике несколько лет, пока все не утихнет?
Замена шила на мыло
Когда F-35 был задуман и реализован в металле в конце 1990-х годов, американским ВВС продали его версию, F-35A, как самолет, который мог бы одновременно заменить многоцелевой истребитель F-16 "Fighting Falcon" и штурмовик A-10 "Warthog" Thunderbolt. Замена двух самолетов на один, как утверждали в службе, упростит техническое обслуживание, снизит затраты и в целом заменит устаревающий A-10 новым самолетом.Логично, законно, нормальный такой подход. Упрощение обслуживания, снижение затрат – все здорово, если бы не одно НО.Было бы понятно, если F-35, как истребитель-бомбардировщик, менял практически чистый истребитель F-16 и, скажем, чистый бомбардировщик А-10. На выходе стандартный универсальный самолет, истребитель-бомбардировщик, которых в мире полно.Но вся закавыка в том, что А-10 – это не бомбардировщик. Это чистой воды штурмовик, демон переднего края, у которого в мире есть один аналог – наш Су-25. Остальное, как говорится, от беса, все эти кустарные переделки устаревших самолетов, их можно не считать. И мы уже не раз в своих материалах говорили о том, что рано приговаривать "старичков" А-10 и Су-25. Да, у нас есть Су-34. Просто шикарный самолет, забронированный даже круче, чем Су-25, несущий вооружения в 2-4 раза больше, и обладающий большими возможностями в плане эффективности применения этого вооружения. Как говорится, выше, дальше, больше и точнее.И что? И Су-25 ушел в тень? Пошел на пенсию? Продается африканским странам? Ну да, конечно. Как летал, так и летает. Очередной раз омолаживается до версии СМ3, и как утюжил передний край, так и продолжает это делать.Причины? Не станем разбирать, они на поверхности, и в случае F-35 и А-10 все абсолютно точно так же обстоит, как и у пары Су-34/Су-25. Бомбардировщик не замена штурмовику. И ничего тут не поделать, слишком принципиально большая разница в применении. Военно-воздушные силы США пытались избавиться от A-10 "Warthog" давно, еще с конца войны в Персидском заливе 1991 года, утверждая, что он больше не способен выживать в условиях противодействия приличной системы ПВО. Мощное лобби А-10 в Конгрессе, а также поддержка армии, ветеранов и общественности позволили самолету эксплуатироваться гораздо дольше, чем предполагалось изначально.На сегодняшний день 281 экземпляр А-10 все еще находится на вооружении ВВС, резерва ВВС и ВВС Национальной гвардии. Средний (!!!) возраст самолетов составляет 41 год. На данный момент ВВС планируют полностью вывести самолет из эксплуатации к 2028 году, если все пойдет в соответствии с намеченными планами.А что такое "намеченные планы"? А это замена А-10 при работе на переднем крае. Причем, замена адекватная, способная не просто перемешать землю с бетоном, а сделать это качественно, чтобы прибить всех чужих и оставить в неприкосновенности своих. И вот тут у А-10 конкурентов-то практически нет! Вертолеты, но у них есть свои слабые стороны. Одна надежда и была на F-35…Но американские (и не только) критики неоднократно заявляли, что F-35 является плохой заменой A-10. F-35 быстрее, что затрудняет пилоту наблюдение за полем боя внизу, несет меньше боеприпасов, не бронирован, чтобы уклоняться от зенитного огня, и не имеет такой зверской пушки, такой как 30-мм пушка Гатлинга GAU-8/A у A-10.То есть, вот так ворваться в бой, разнести в клочья плохих парней, которые одолевают хороших, да еще и не бояться того, что есть у этих плохих парней – это не очень простая задача для F-35. Он хорош, он не боится многих вещей, способен отмахаться от ракет, но вот элементарная ЗСУ-23-2 для F-35 – это будет больно. Очень больно. Про такое, как "Шилка", просто молчим. Это смерть. А с высоты 8 000 метров, боюсь, пилот не отличит, где там кто внизу. В середине 2010-х годов Пентагон санкционировал конкурс между двумя самолетами, чтобы определить пригодность F-35 для роли A-10, и испытания были проведены в 2018 году.В ходе испытаний два типа самолетов столкнулись друг с другом в трех областях:- непосредственная поддержка с воздуха (CAS) — атака наземных сил противника для поддержки дружественных наземных сил;- воздушный авиадиспетчер переднего края — выполнение функции координатора полетов других самолетов непосредственной авиационной поддержки;- боевой поиск и спасение (CSAR) — сопровождение других средств ВВС, таких как вертолеты и CV-22 Osprey, для спасения пилотов в тылу врага.Испытания проводились в условиях ПВО с низкой и средней угрозой, где самолеты сталкивались с легкими зенитными орудиями и, в худшем случае, с ракетами ПЗРК. Испытания не включали в себя миссии "высокой угрозы", которые включали бы истребители противника и современную противовоздушную оборону, потому что служба заявила, что А-10 "не предназначен" для работы в таких условиях. В таких условиях, как следует из доклада, F-35 является единственным самолетом, который вообще способен воевать в таких условиях. В общем, испытания получились так себе и не могли отражать истинное положение вещей, поскольку условия были явно сделаны под А-10. А F-35 играли явно не на "своем поле", плюс не могли продемонстрировать свои сильные стороны. Либо (такое тоже не стоит сбрасывать со счетов) такой расклад был сделан преднамеренно, но что это давало в плюс F-35, сказать сложно.В итоге результаты тестов в основном засекречены, а которые были опубликованы, подверглись редакции. Целые страницы были вымараны из отчета, в котором их и так, признаем, было не так много. Кроме того, рекомендации DOT&E полностью исключены. Практически невозможно получить представление о выводах доклада из опубликованной несекретной версии.Самая полезная информация в фактическом "мясе" доклада заключается в том, что пилоты A-10 и F-35 могут работать вместе."Пилоты F-35A и A-10C часто комментировали во время разбора полетов синергию, которая могла бы возникнуть, если бы соединения A-10C действовали с сопровождением F-35A во время оспариваемых миссий CSAR. Это объединит сильные стороны обеих платформ, смягчив их ограничения, чтобы повысить вероятность успеха миссии", — говорится в отчете.Почему им нравится работать вместе? Это тоже убрано. Трудно судить о самом отчете, так как в нем практически нет ничего полезного и нет никакой информации о том, какие самолеты справились лучше с поставленными задачами. Но доклад создает впечатление, что F-35 показал себя хуже, чем ожидалось, из-за явного нежелания ВВС рассекречивать его.Один вопрос, который приходит на ум: а что, если бы А-10 справился лучше? Испытания были ограничены средами с низкой и средней угрозой, такими как Ирак и Афганистан — конфликты, из которых США вышли некоторое время назад. США также стараются держаться подальше от подобных конфликтов в обозримом будущем, готовясь к масштабной войне. Вроде бы теперь не с мировым терроризмом, а с Китаем и Россией.Но это уже никак не среда с низкой угрозой, не так ли? Это минимум средняя, если на море и высокая, если на суше. И прогулки по типу Ирака ну никак не получится. Насколько в таких конфликтах вообще нужны А-10 – это тот еще вопрос. НО вообще в США могут сохранить некоторое количество "Бородавочников" именно для ситуации "На всякий случай", и использовать их по мере необходимости, на второстепенных театрах, высвобождая современные самолеты при необходимости.Концепция "Запас карман не тянет".Тем не менее, США не могут выбирать свои войны и врагов хотя бы на временном отрезке. Вашингтон закончил войну в Ираке, но был вынужден вернуться, когда "Исламское государство" захватило большую часть страны. Война против "Исламского государства", требующая низких скоростей барражирования, высокоточных боеприпасов и способности обстреливать цели из крупнокалиберного орудия в условиях минимального противодействия — это именно та воздушная среда, в которой A-10 преуспевает.Могут возникнуть и другие конфликты, которые полностью подходят для А-10. Было бы разумно сохранить существующий запас из 281 самолета A-10 в качестве неприкосновенного запаса, особенно в связи с тем, что ситуация на Ближнем Востоке снова накаляется.А что F-35?А ничего. Будет выпускаться теми же темпами, потому что, если посмотреть на линию времени, то за 20 лет, которые прошли с момента начала работ по F-35, ситуация в мире военной авиации как-то очень сильно изменилась. И, с одной стороны, суперсовременные истребители-невидимки и такие же бомбардировщики – это одно, а древние штурмовики – это другое, но вот в чем тактический смысл, так он в том, что и первые, и вторые, и третьи имеют свои ниши, в которых каждый отдельно взятый вид самолетов будет иметь явные преимущества над другими. Потому очень сложно, особенно в условиях секретности, что-то сказать на тему того, насколько F-35 готов заменить А-10 и стоит ли ВВС приступить к снятию с вооружения А-10 и замене его на F-35? Все, что говорится в докладе, это то, что пилоты обоих самолетов предпочли бы работать вместе, а не в одиночку. Возможно, это и есть тот ответ, который устроил бы обе стороны, имея в виду летчиков. Но в США решают не летчики, а лоббисты. Потому финал истории может быть каким угодно, и зависит от далеко не от тех, кто садится в кабины истребителей и штурмовиков.Что касается открытости информации и соблюдения прав на нее в отношении американских налогоплательщиков, то тут все просто. А надо ли им вообще знать такую информацию? Ведь если узнают широкие массы - узнаем и мы. Хотя мы, те, кто как раз планируется к постановке в прицел, мы с удовольствием узнали бы все интимные подробности испытаний на крутость у американских самолетов. Так что да, мы за полную открытость информации.