Когда какой-то образец техники служит долго или очень долго (что-то вроде там Т-72, В-52 или Ту-95) это не то чтобы вызывало настороженность, скорее, становилось причиной размышлений на тему "а не пора ли его на заслуженную пенсию" и все в таком духе. Но потом начинался очередной пожар и становилось понятно, что нет, не рано. Потом – да, возможно, а пока он нужен здесь и сейчас. avaclinic.ruРекламаХирургический госпиталь клиники"Скандинавия"avaclinic.ruПерейтиЕсть противопоказания. Посоветуйтесь с врачом. И есть такие долгоиграющие ветераны, для которых люди, в чьи обязанности входила бы разработка новых видов вооружений, придумывали кучу модернизационных штуковин, которые позволяли держаться ветеранам на плаву и быть более-менее актуальными.
АН-64 "Апач"…
Начавший службу в далеком уже 1984 году, изготовленный в количестве более 2400 экземпляров и являющийся самым распространенным боевым вертолетом в мире. В следующем году будет отмечать "сорокет", и это в принципе, показатель его возможностей.Стоит на вооружении 16 армий мира. По количеству обгоняет наш Ми-24, который хоть и был выпущен в больших количествах, но к 2021 году уцелело меньше "Крокодилов", чем "Апачей".Армия Израиля в числе тех, кто не просто имеет на вооружение АН-64, но активно их эксплуатирует. То есть, не поражают учебные мишеньки на маневрах, а работают по реальному противнику.Израильтяне пошли по своему пути развития, и свои ударные вертолеты модернизировали своими силами. В чем сила инженеров Израиля? Правильно, в радиоэлектронике. И то, что израильские инженеры сделали свою армию одной из самых технологически продвинутых армий на планете- это неоспоримый факт. И пусть технологии не всегда являются залогом победы, работы в Израиле велись, ведутся и будут вестись.Будем разбираться, чего такого натворили израильские инженеры с "Апачем", что до сих пор оставляет этот ударный вертолет на линии первого удара?Вообще израильтяне не скупились на модификации для своей техники, в том числе и вертолетов. Но тот пакет, который они смогли запихнуть в "Апач" - это по-своему шедевр.На фотографиях ударных вертолетов AH-64 ВВС Израиля в Газе видно, что некоторые из них несут под брюхом заметную капсулу.Контейнер, который можно увидеть установленным сразу за 30-мм пушкой, содержит дополнительный пакет авионики, и именно в нем заключен секрет, который помогает израильским "Апачам" оставаться на высоте, несмотря на откровенно преклонный возраст многих из них.Казалось бы, чего такого: подфюзеляжный контейнер с оборудованием. Вообще о его существовании и установке в рамках очередной модернизации было известно еще с 2013 года. В рамках модернизации контейнер начали сперва устанавливать на вертолеты первой серии, АН-64А "Peten", которые пахали в ВВС Израиля с 1990 года. Далее пришла очередь АН-64D "Sarat" и "Serpent" по израильской классификации. "Serpent" - это вообще эквивалент "Apache Longbow", который начал поступать на вооружение в 2005 году, естественно, с переделанной авионикой.В модели АН-64D "Serpent", которую мы возьмем в качестве образца для рассмотрения, помимо надвтулочного мачтового радара AN/APG-78 Longbow, отличия от модели D состоят из большой доли авионики, оружия и средств самозащиты израильского производства, которых нет на стандартном "Апаче". Так что там есть такого, интересного для тех, кто против израильского "Апача"?Комплекс голосовой связи и передачи данных Rafael (RAVNET 300) и спутниковая связь Elta 1891 с выступающими выпуклыми антеннами, размещенными на внешних частях пилонов. Система управления миссией Elbit HELICOM, которая обеспечивает обзор поля боя в режиме реального времени. Комплекс самозащиты Elisra Seraph, который включает в себя систему предупреждения о ракетном нападении SPS-65, постановщик радиолокационных помех SPJ-40 и систему активного противодействия Elbit Rokar, отстреливающую тепловые ловушки, генераторы помех и ложные цели.Почему именно такое решение – контейнер?Все просто. У вертолета нет таких требований к аэродинамике, как, скажем, у самолета. А к моменту начала работ по модернизации в планере AH-64 просто не оставалось свободного места. Там размещалось столько авионики, топлива и боеприпасов, плюс еще экипаж из двух человек, со средствами жизнеобеспечения и спасения, что было принято соломоново решение добавить новый комплект электроники на внешний корпус. Тут еще стоит отметить, что "щечные" обтекатели на AH-64A значительно меньше, чем на AH-64D, что еще больше ограничивает возможности внутреннего размещения авионики и, таким образом, подтверждает правильность решения варианта с подфюзеляжным контейнером.Ночной вид AH-64A с окрашенным в серый цвет контейнером авионики, установленным под фюзеляжем В итоге ВВС Израиля полностью модернизировали свой парк AH-64A (12 единиц) до стандарта AH-64D. Но это был сложный и дорогостоящий процесс, включавший в себя отправку вертолетов обратно в Соединенные Штаты для доработки, и модульное решение представляло собой гораздо более экономичный способ расширения возможностей ударного вертолета.Наличие большего парка ударных вертолетов является необходимым условием для выполнения боевых задач ЦАХАЛ, причем вертолеты во всех конфликтах, в которых участвовал ЦАХАЛ, играли весьма значительную роль.Сегодня израильские ВВС полагаются на эскадрилью AH-64A и AH-64D, обе базируются на авиабазе Рамон в пустыне Негев. 113-я эскадрилья "Хорнет" летает на AH-64D, а 190-я эскадрилья "Мэджик Тач" летает на AH-64A.Помимо авионики местного производства и комплекта средств самозащиты, эти вертолеты несут оружие израильского производства, в том числе ракету "Spike" NLOS, которая планируется к использованию на "Апачах" армии США. Известное в списках израильского вооружения как "Таммуз", это оружие с электрооптическим наведением, которое можно считать барражирующим боеприпасом, имеет дальность действия около 20 километров. Израильские AH-64 часто вооружаются как AGM-114 "Hellfire", так и "Spike" NLOS, причем ракета израильского производства служит дополнительным оружием, которое дополняет возможности поставляемых США "Hellfire". В частности, "Spike" NLOS может похвастаться системой наведения с двумя режимами работы. Один из них позволяет ему просто поражать неподвижные цели по заданным координатам, другой режим, в котором оператор может корректировать конечную фазу полета ракеты, используя видеопоток, передаваемый с инфракрасной камеры в носовой части ракеты. Цилиндрический модуль прямой видимости, который может быть прикреплен к крыльям "Апача" (см. ниже), используется для двустороннего управления "Спайком".Этот AH-64D несет одну ракету Spike на правой подвеске подвески. Антенна прямой видимости для Spike установлена с левой стороны. Оружейники загружают ракету Hellfire на израильский AH-64. Выпуклые антенны спутниковой связи в верхней части заглушки крыла и барабанообразную антенну прямой видимости на конце крыла – для наведения ракеты Spike.Все эти дополнительные системы, безусловно, увеличивают вес, что повлияет на характеристики AH-64, но это неочевидно. Ясно, что Израиль рассматривает это как нормальный компромисс, учитывая то, что он получает в расширенные возможности в боевых условиях.Израильские AH-64, судя по отчетам ЦАХАЛ, также использовались для борьбы с беспилотниками, при этом гибкость винтокрылых машин с точки зрения развертывания и их низкая скорость делают их пригодными для наведения на определенные категории беспилотников. Ракеты "Хеллфайр" в таком случае могут быть использованы для борьбы с БПЛА, хоть это и не совсем по назначению этих ракет. Но здесь важнее результат, а результат таков, что вертолеты ВВС Израиля вполне успешно сбивают беспилотники.Знак сбития иранского беспилотника на носу AH-64DПомимо своей роли в поражении целей на земле и в воздухе, израильские AH-64, с их мощными датчиками и системами связи, также хорошо оснащены для действий в роли разведки, наблюдения и рекогносцировки (ISR). Это использование особенно актуально при операциях по непосредственной поддержке наземных войск, как в Газе, а также при патрулировании протяженных и часто напряженных приграничных районов Израиля.В общей сложности на вооружении Израиля находится 48 AH-64 обеих версий, из них менее 20 являются усовершенствованными моделями D.AH-64A, несущий полный комплект из четырех баков уменьшенного размераФотографии с нынешней кампании в Газе подтверждают, что модернизированные AH-64A остаются важной частью парка ударных вертолетов ВВС Израиля, несмотря на свой возраст. Вообще удачный эксперимент с подфюзеляжным контейнером показал, что такая практика с импортной военной техникой, как взять все хорошее и сделать это еще лучше, в случае с Израилем - модернизация с использованием подсистем местной разработки, сказывается весьма положительно на свойствах боевой машины. В этом плане истребительные силы ВВС Израиля наиболее известны именно этим, поскольку их F-15 и F-16 были настолько глубоко модифицированы, что практически очень далеко ушли от изначальных образцов. И этот процесс не заканчивается, а наоборот. Новый F-35I "Adir" также продолжает эту традицию.Израильские "Апачи" действительно не похожи ни на какие другие на планете, но модели "А" имеют свой собственный внешний вид благодаря некоторому дополнительному пространству, добавленному с помощью их подфюзеляжных контейнеров. Страна с высокоразвитой радиоэлектронной промышленностью и обладающая богатым инженерным потенциалом может без оглядки использовать как отечественные, так и импортные системы вооружений, ведь вопросы поддержания образцов военной техники в таком случае отходят на второй план, поскольку инженеры и конструкторы справляются с этими задачами.В этом отношении Израиль делает весьма оригинально: с одной стороны, модернизируя свою технику при помощи собственных разработок, он обеспечивает полную ремонтопригодность, с другой – максимально затрудняет использование своей техники в качестве трофеев.