ТАРКР «Адмирал Нахимов» против линкора «Тирпиц»
11 июня 2025, 03:44
В дискуссиях о тяжелом атомном
ракетном крейсере (ТАРКР) "Адмирал Нахимов" часто присутствует образ линкора "Тирпиц".
Великан, скованный арктической стужей. Один — на крайнем севере, в кольце врагов.
Публика и эксперты проводят
исторические параллели и приходят к следующему выводу. Одиночный крупный корабль в настоящее время имеет все шансы разделить судьбу немецкого линкора.
В свою очередь, автор убежден, что "Тирпиц" — не самый удачный пример в контексте будущей службы ТАРКР "Адмирал Нахимов".
Изменилась обстановка. Поменялись задачи военно-морского
флота.
Размеры самих кораблей уже не имеют столь важного значения, как это было в прошлом веке.
Обо всем этом стоит поговорить подробнее.
Линкор размером с фрегат?
Представления о невероятных размерах "Тирпица" основаны на показателях его водоизмещения. Стандартное — более 40 000 тонн. Полное водоизмещение гиганта превышало 50 тыс. тонн!
Современные корабли при значительно меньшем водоизмещении имеют выдающиеся габариты. Так, например, длина корпуса "Орлана" составляет четверть километра. Ширина верхней палубы крейсера около 30 м, и что особенно важно — данный показатель сохраняется почти на всем протяжении корпуса!
Если ТАРКР получился таким огромным при стандартном водоизмещении 24 000 тонн, то каким же гигантским был 40 000-тонный "Тирпиц"?
Увы, ничего особенного.
Так, надводный борт "Орлана" почти на всем протяжении имеет высоту 10 метров.
Борт и верхняя палуба "Тирпица" в районе миделя не поднимались выше 5 метров над водой.
Приземистая низкобортная "шаланда" выглядела бы не слишком внушительной даже на фоне современных фрегатов.
А по сравнению с атомным крейсером размеры великана "Тирпица" вообще покажутся оскорбительными.
ТАРКР с легкостью заслонил собой крупнейший из когда-либо созданных линкоров, "Ямато", чье стандартное водоизмещение превышало 60 000 тонн!Величина осадки во всех случаях примерно одинакова. Секрет невероятного водоизмещения линкоров заключался в полноте обводов, форме подводной части корпуса. Снаружи это было незаметно.
Другой вопрос, как в современных проектах при относительно небольшом водоизмещении удается получить высокий надводный борт и чрезвычайно громоздкую надстройку?
Причина — в отказе от массивных элементов в конструкции. Таких, как
артиллерийские башни весом в сотни и тысячи тонн.
Легендарный "Белфаст" (1938г.) и миниатюрный фрегат ВМС Нидерландов, уступающий по водоизмещению крейсеру почти в три раза.По сравнению с предшественниками, нынешние корабли — это пустотелые коробки. Где за высоченным бортом скрываются тонкие, как фольга, переборки и такое же легкое оборудование.
Для сравнения —
каждая из четырех башен "Тирпица" весила больше, чем 300 пусковых шахт (УВП) с современными крылатыми ракетами. Вес самих ракет, разумеется, также включен в этот расчет.
Отказ от 1000-тонных башен сделал невозможным появление в наши дни кораблей с водоизмещением "Тирпица".
Никто не планирует размещать тысячи ракет на одном носителе.
Потому даже крупнейшие современные образцы ракетных кораблей (китайские эсминцы типа 055) обладают стандартным водоизмещением всего лишь около 10 000 т.
Атомные крейсеры проекта 1144 "Орлан" — уникальное наследие советской эпохи. Водоизмещение и размеры этих "динозавров" выходят далеко за рамки представлений о том, какими могут быть современные корабли.
Модернизированный ТАРКР "Адмирал Нахимов" планирует сменить на боевом посту "Петра Великого", приняв на себя обязанности флагмана Северного флота.
Сможет ли он стать "головной болью" для военно-морских сил противника — подобно тому, каким вошел в историю немецкий линкор "Тирпиц"?
Мы не собираемся сравнивать "в лоб" боевые характеристики кораблей из разных эпох. Или мечтать о возвращении артиллерии крупного калибра.
Интерес представляют возможности кораблей на фоне их ровесников. С учетом реалий каждой эпохи.
Один — против всех
"Тирпиц", даже не поднимая якоря, мог изменить расклад на морском ТВД.
Пока линкор простаивал в своей базе, вокруг него ходил кругом британский флот метрополии!
"Он создает всеобщий страх и угрозу во всех точках сразу".
(Уинстон Черчилль)
Насколько рациональным был страх перед "Тирпицем" — это отдельный разговор. Забегая вперед, на то у англичан все же имелся ряд оснований.
А сам линкор "Тирпиц" по праву занимал место в ряду наиболее грозных кораблей всех времен.
Не сделав ни единого выстрела, он стал причиной раздора в стане союзников.
В самый разгар войны случился многомесячный перерыв в морском сообщении. По причине "небывалой угрозы" арктическим конвоям сотни тысяч тонн военного снаряжения не смогли вовремя попасть на советско-германский фронт.
За кадром осталась история с караваном PQ-17, чье охранение бежало лишь при одном известии о выходе "Тирпица" в море.
И весь боевой путь этого корабля строился по заветам фон Клаузевица и трактата "Искусство войны". Война — путь обмана, где сила не всегда используется напрямую.
Противник прилагал непомерные усилия в попытке расправиться с немецким линкором. Англичане потратили на это неадекватные ресурсы.
За свою карьеру "Тирпиц" пережил более двух десятков покушений.
Разгар этой "охоты" пришелся на 1944 год. Тогда за головой "Тирпица" были отправлены сразу девять авианосных ударных групп. А всего за годы войны
авиация союзников выполнила около 700 боевых вылетов к местам базирования "Тирпица"!
Как долго корабль сумел продержаться в таких условиях — было заслугой его конструкторов, грамотных действий экипажа и замыслов высшего командования кригсмарине.
Теперь мы перенесемся в настоящее время.
Если ТАРКР "Адмирал Нахимов" сумеет произвести схожий эффект на морские силы НАТО,
то это будет выдающимся успехом.Такой результат опровергнет любые сомнения насчет полезности крейсера и компенсирует все расходы, связанные с модернизацией и возвращением "Нахимова" в строй.
Этому могут препятствовать сразу несколько обстоятельств.
Первое из них — возраст.
Молодая была немолода.
"Тирпиц" был введен в строй в 1941 году, и до самой гибели в 1944 г. он сохранял за собой статус новейшей боевой единицы.
"Адмирал Нахимов" был введен в эксплуатацию в 1988 году и скоро отметит свой 40-летний юбилей.
Китайский ракетный эсминец Тип 055 и ТАРКР пр. 1144 "Орлан"Морская история не знает случаев, когда корабли 1 ранга по прошествии десятилетий сохраняли свое прежнее значение.
Глубоко модернизированные итальянские ЛК "Чезаре" и "Кавур", британские ЛК типа "Куин Элизабет", японские ЛК "Фусо" и ЛКР "Конго". К началу Второй мировой все они уже перестали рассматриваться в качестве основной силы флота.
Итальянский проект был примечателен своим масштабом. В ходе модернизации линкоры лишились одной из башен главного калибра, место погребов заняли машинные отделения. Мощность ЭУ возросла с 30 тыс. до 90 тыс. л.с. Результат, однако, не впечатлил ни самих итальянцев, ни их соперников.
Другой супергерой, линейный крейсер "Худ", решил как следует "тряхнуть стариной". И был с легкостью уничтожен "Бисмарком", линкором нового поколения, который был построен позже на 20 лет.
Время и технический прогресс не стоят на одном месте. В случае модернизированного ТАРКР "Адмирал Нахимов" разговор не о каких-то двадцати годах, а о впечатляющем сроке в половину века.
Условия на море изменились
В начале 1940-х никто не мог предположить, что находящиеся вдали от берега корабли могут поражаться огнем береговых ракетных комплексов.
Что орудиями линкоров могут вооружаться корабли всех классов, включая даже корветы, сторожевики и эсминцы.
Именно то, что происходит сейчас, в ХХI веке, с развитием универсальных ПУ и ракетного
оружия.
90 лет назад, чтобы сражаться с "Тирпицем" в открытом море, требовался такой же мощный и быстроходный корабль. В идеале — целая эскадра надводных кораблей с различным сочетанием боевых качеств.
Другие способы были не слишком надежны.
Морская авиация еще не блистала своими возможностями. "Тирпицу" было достаточно развить полный ход против ветра, чтобы расстроить атаку торпедоносцев (операция Sportpalast). Самолеты могли с трудом догнать корабль.
В другой раз итальянцы отправили целую воздушную армию. Самолеты "высыпали" на линкор "Уорспайт" почти 300 авиабомб, из которых ни одна не попала в цель. Такое невозможно себе представить в эпоху КАБов и УМПК.
В потоплении "Ямато" принимало участие больше самолетов, чем при атаке на Перл-Харбор!
С похожей проблемой столкнулись подводники. Примечательна статистика кригсмарин. Из почти 3000 потопленных субмаринами целей, лишь считанные единицы, менее 1%, приходилось на быстроходные корабли классом от эсминца и выше.
Атаковать военную эскадру — это не кошмарить транспорты "Либерти", ползущие на 8 узлах.
Именно по этой причине такой сенсацией был выход атаки советской лодки К-21 на линкор "Тирпиц". Впрочем, и в тот раз немецкому монстру, похоже, удалось скрыться без каких-либо последствий.
Стоит отметить, что "Тирпиц" обладал мощным гидроакустическим комплексом. Что отличало этот корабль от линкоров англосаксов, которые в вопросах ПЛО всецело полагались на эсминцы эскорта.
Ко всему прочему, "Тирпиц" оказался
предельно устойчив к средствам поражения своего времени. Так, в ходе операции "Вольфрам" он получил 14 прямых попаданий авиабомбами весом от 227 до 726 кг.
В попавших в корабль бомбах содержалось столько же взрывчатки, сколько в наши дни содержится в БЧ
восьми противокорабельных ракет "Гарпун".
В Лондоне рассчитывали, что "Тирпиц" выйдет из строя на полгода. Но немцы восстановили боеспособность за 3 месяца…
В отличие от "Тирпица", любой современный корабль вряд ли способен пережить даже одно попадание бомбой или ПКР. В лучшем случае — это многолетний ремонт.
Даже при явном численном превосходстве у англичан имелись реальные основания побаиваться своего противника.
Тем более их собственный проект быстроходного линкора "Кинг Джордж V" не вызывал особых восторгов.
Сильнейший корабль Атлантики
Формально "Тирпиц" был крупнее и превосходил новейшие британские линкоры по величине главного калибра (380 мм против 356 мм).
Но важнее были другие качества.
Обычно для сравнения берутся данные о максимальной скорости. Для указанных кораблей — это 30 и 28 узлов.
Как видите, ничего особенного.
Правда, имелась одна особенность. Немцы оснастили линкор ГЭУ мощностью 160 000 л.с., что в полтора раза превышало показатели силовых установок "Кинг Джорджей". Не говоря о совсем тихоходных "Нельсонах" и сверхдредноутах Первой мировой, где считалось достаточным значение в 30-40 тыс. л.с.
Немцы установили иной стандарт. 90 лет назад ГЭУ на основе котлов Вагнера и турбин Blohm & Voss развивала большую мощность, чем ядерные силовые установки нынешних "Орланов".
Увы, результат — какие-то пара узлов, без ощутимых преимуществ в бою…
Не секрет, что повышение мощности ГЭУ слабо сказывается на максимальной скорости кораблей. Гораздо существенней разница в разгонных качествах. Высокое значение удельной мощности сокращает время, необходимое для набора скорости на различных режимах хода. И сокращает значительно.
Автору встречалась инструкция ВМС США, где описывалась похожая ситуация.
Для линкоров типа "Айова" набор скорости с 15 до 27 узлов производится за 7 минут. Линкорам типа "Норт Кэролайн" и "Саут Дакота" требуется 19 минут.
В случае "Тирпица" это означало следующее. В разгар боя он мог за короткое время восстановить скорость после смены курса (например, при уклонении от торпед). И встретить новую волну атакующих, снова двигаясь на полном ходу.
За внешним сходством и единой классификацией (линкор/бэттлшип) скрывались корабли с совершенно разными боевыми качествами. По совокупности параметров немецкий проект был чемпионом среди европейских ровесников. По качеству технического исполнения ему просто не было равных.
Еще один пример?
Рассмотрим электроснабжение. Этот параметр нечасто фигурирует при сравнении кораблей, хотя от него зависело количество и качество приводов вооружения, работа вспомогательных систем и живучесть в бою.
Британские "Кинг Джордж V" всегда испытывали недостаток электроэнергии, что особенно проявилось в последнем бою "Принс оф Уэлс".
По проекту эти линкоры имели 6 основных и 2 резервных генератора, дававшие в сумме 2,6 МВт.
"Тирпиц" имел 11 основных и 4 резервных генератора общей мощностью 8,25 МВт.
Все подобные сведения о противнике явно не добавляли оптимизма британским адмиралам.
Масла в огонь добавили "Рейнские учения", зрелищный боевой поход головного линкора типа "Бисмарк".
"Дредноут" ХХI века?
Выше были рассмотрены основные причины, из-за которых крупные боевые корабли обладали стратегическим значением в первой половине ХХ века.
Теперь настал черед поговорить о том, чем сможет удивить противника современный гигант, ТАРКР "Адмирал Нахимов".
В первую очередь — большим количеством вооружений на борту.
Ожидается, что модернизированный ТАРКР получит 10 модулей универсального корабельного стрельбового комплекса (УКСК). 80 пусковых ячеек для хранения и запуска крылатых и противокорабельных ракет.
Помимо ударного вооружения, исходный проект 1144 "Орлан" предусматривал наличие зенитного комплекса С-300Ф с боекомплектом из 96 ЗУР.
В случае модернизированного ТАРКР, речь ведется примерно о 200 единицах ударных средств и тяжелых зенитных ракет.
Такое значение вдвое превышает показатели ближайших по размерам конкурентов — китайских эсминцев Тип 055, которые оснащены 112 УВП.
С другой стороны, по номенклатуре ударных вооружений крейсер-гигант не имеет отличий от других носителей УКСК, даже тех, что уступают ему по водоизмещению в десятки раз.
"Ониксами" и "Калибами" вооружены корабли всех классов, включая малые ракетные корабли проекта 22800 "Каракурт", чье полное водоизмещение не превышает 900 тонн.
Условно представьте 380-мм орудие "Тирпица", установленное на крошечном миноносце типа "Эльбинг". Подобный феномен наблюдается в современных условиях.
Как показывает практика, для размещения всех существующих ракетных вооружений и необходимых радиотехнических средств в настоящее время хватает 4500 тонн. Живым примером тому является российский фрегат пр. 22350 "Адмирал Горшков".
При стандартном водоизмещении 6600 тонн получается эсминец типа "Арли Берк", оснащенный 90 пусковыми установками и радиотехническим комплексом, позволяющим следить за целями на околоземной орбите.
Китайцы пошли еще дальше и создали внушительный Тип 055 при водоизмещении 10 000 тонн.
Для более крупных кораблей не существует подходящих задач.
И все же, полностью отрицать значение больших размеров не стоит.
Например, в случае ТАРКРа его "лишние" 15-20 тысяч тонн позволили разместить антенные посты на значительной высоте (что имеет критическое значение при обнаружении низколетящих целей).
Неограниченные размеры позволили оснастить каждый из крейсеров большим количеством вспомогательных механизмов и систем. Дублировать и рассредоточить посты для повышения живучести. У "Орланов", наряду с их ядерной силовой установкой, всегда было предусмотрено наличие резервной КТУ.
В случае "Нахимова" модернизированный крейсер, по предположениям экспертов, получит сразу шесть ЗРПК "Панцирь-С-1" в морском исполнении.
Другие подробности станут известны только после вступления ТАРКРа в строй.
Несомненно одно — возвращение в строй корабля с фантастическими размерами привлечет внимание зарубежных военных и экспертов.
И, как это часто бывало с различными "дредноутами", эффект от их появления в большей степени зависел не столько от реальных боевых качеств, сколько от способа подачи этой информации для ушей противника.