Последние в своём классе: китайские учебно-боевые самолёты JL-9 и JL-10
11 июня 2025, 03:43
Учебно-боевой самолёт JL-9 ВВС НОАК. Фото Airwar.ruК настоящему времени истребительная
авиация военно-воздушных и военно-морских сил Китая полностью перешла на самолеты 4 поколения и постепенно осваивает более новую технику. Параллельно с этими процессами строится парк современных учебно-боевых самолётов, обеспечивающих подготовку личного состава. Сейчас процесс обучения лётчиков для современной истребительной авиации построен на двух самолётах — JL-9 и JL-10.
Для четвёртого поколения
В конце девяностых годов компания Guizhou Aviation Industry Company (GAIC) начала разработку нового учебно-боевого самолёта (УБС). Проект получил заводское обозначение FTC-2000, а позже ему присвоили официальное JL-9. Целью проекта было создание УБС для подготовки лётчиков, которым предстояло эксплуатировать истребители 4 поколения.
Разработка нового проекта заняла всего несколько лет. Уже в 2001 г. материалы по нему представили на одной из китайских выставок, и вскоре началось строительство первого лётного прототипа. Первый полёт этой машины состоялся в конце 2003 г.
Дальнейшие испытания, доводка и участие в соответствующих конкурсах НОАК заняли несколько лет. Перспективы проекта FTC-2000 / JL-9 определились только в начале десятых годов. Самолёт устроил министерство обороны КНР, и было принято решение о его принятии на снабжение и включении в процессы подготовки лётчиков.
Производство самолётов JL-9G. Фото GAICСерийное производство УБС JL-9 для учебных структур НОАК началось не позднее 2013 г. Вскоре техника этого типа поступила в распоряжение военно-воздушных академий, и началась её эксплуатация. По известным данным, JL-9 используются для обучения или переучивания лётчиков перед переходом на истребители 4 поколения. Более сложная подготовка ведётся при помощи другой техники.
В 2011 г. стало известно, что на базе FTC-2000 создаётся учебный самолёт для морской авиации. Проект FTC-2000G или JL-9G предусматривал некоторые изменения конструкции, связанные со спецификой работы на палубе авианосца. Характер и объём доработок потребовали потратить на испытания несколько лет.
Палубный УБС дошёл до серийного производства в 2018 г. В сентябре первый серийный JL-9G поднялся в воздух, а вскоре стартовая партия отправилась заказчику. В течение нескольких следующих лет компания GAIC закрыла потребности ВМС в такой технике.
Техника в строю
Основным заказчиком самолётов FTC-2000 / JL-9 стала НОАК. Согласно иностранным источникам, для академий ВВС она приобрела порядка 30 таких УБС. В интересах морской авиации построено до 28 УБС базовой модификации и не менее 10-12 палубных JL-9G. Суммарно построено не менее 70 самолетов, и они распределены между несколькими учебными структурами.
В середине десятых годов китайскими УБС заинтересовались вооружённые силы Судана. В 2018 г. им отправили 6 FTC-2000 в экспортной конфигурации. Как минимум, один из них был уничтожен во время боев в 2023 г.
JL-9G и совместимое вооружение. Фото Wikimedia CommonsВ 2020 г. компания GAIC получила заказ от Мьянмы. Его точные объёмы неизвестны, но к настоящему времени покупателю передали 12 УБС. Возможно, дальнейшие поставки не планируются.
Технические особенности
Будущий FTC-2000 разрабатывался на основе самолета JJ-7. Это была учебная двухместная версия истребителя Chengdu J-7 — китайской копии советского МиГ-21. Исходную конструкцию радикально переработали с сохранением лишь отдельных черт и решений. Кроме того, кардинально изменилось бортовое оборудование.
FTC-2000 / JL-9 построен по нормальной аэродинамической схеме со стреловидным крылом. В отличие от JJ-7, носовая часть фюзеляжа получила полноценный заострённый обтекатель, за которым находится тандемная двухместная кабина экипажа. В хвосте фюзеляжа помещен двигатель.
JL-9 имеет длину ок. 14,5 м и размах крыла 8,3 м. Максимальная взлетная масса — 9,8 т.
Разные модификации УБС используют турбореактивные двигатели WP-13F и WP-14C. С их помощью достигается максимальная скорость 1100 км/ч при крейсерской 870 км/ч. Потолок — 16000 м. Перегоночная дальность — 2400 км.
Показательный пилотаж на одной из выставок. Фото Wikimedia CommonsСамолёт имеет современную авионику и две "стеклянные кабины". Обеспечивается максимальная имитация работы основных истребителей, состоящих на вооружении ВВС и ВМС НОАК. Возможна отработка общих вопросов пилотирования, маневрирования, применения вооружений и т.д.
JL-9 имеет ограниченные боевые возможности. Он получил встроенную 23-мм пушку и 5 точек внешней подвески. Общая полезная нагрузка — 2 т. Самолёт может нести
ракеты "воздух-воздух" или
оружие для атаки наземных целей.
Иностранный след
Практически одновременно с GAIC свой проект перспективного УБС разрабатывала корпорация Hongdu Aviation Industry Corporation (HAIC). Её проект получил рабочее обозначение L-15, а впоследствии самолёту присвоили индекс JL-10.
Как стало известно позже, при формировании общей концепции проекта L-15, корпорация HAIC обратилась за помощью к российской компании "Яковлев". Специалисты из России проконсультировали коллег и поделились некоторыми идеями. Такое сотрудничество в итоге определило облик, основные особенности и возможности китайского УБС.
Учебно-боевой самолет JL-10. Фото Wikimedia CommonsМатериалы по проекту L-15 появились на выставках в 2001-2002 гг. К середине десятилетия завершилась разработка, и был построен первый летный прототип. Его подняли в воздух в марте 2006 г. Вероятно, в дальнейшем строились и новые опытные образцы. Их испытания продолжались до начала десятых годов.
L-15 хорошо показал себя, и не позднее 2015-16 гг. появился заказ на поставку серийных УБС для ВВС и ВМС. Эти машины вошли в строй под официальным обозначением JL-10. Любопытно, что к этому моменту HAIC успела получить заказы от первых иностранных заказчиков.
В 2010 г. стало известно о разработке модернизированного самолета L-15B. Он должен был получить новый двигатель, способный обеспечить сверхзвуковую скорость полёта. Испытания опытного УБС версии "B" начались в 2017 г. и длились до начала двадцатых годов.
Несколько лет назад появились первые сообщения о палубной модификации L-15 / JL-10. Этот самолёт должен иметь иную конструкцию и измененный состав оборудования. Не позднее 2023-24 гг. палубная версия дошла до испытаний.
Заказы и покупатели
По известным данным, первый заказ на L-15 появился в 2012 г. Неназванная зарубежная страна пожелала купить 12 таких самолётов. Кто был этим заказчиком, и удалось ли поставить заказанную технику, до сих пор неизвестно.
Первые серийные JL-10, 2015 г. Фото Wikimedia CommonsВ 2014 г. поступил второй заказ — ВВС Замбии приобрели шесть машин. Их построили и передали заказчику в 2016-17 гг.
В этот же период стартовали поставки серийных JL-10 в академии НОАК. Согласно зарубежным данным, для ВВС и морской авиации построили не менее 60-65 самолётов базовой модификации. Вероятно, производство продолжается.
В 2022 г. вооружённые силы ОАЭ разместили заказ на 12 самолётов L-15 в экспортной версии с опционом на 36. Предполагается, что первая партия этой техники уже передана заказчику. Если опцион переведут в твёрдый контракт, то строительство и поставки УБС займут еще несколько лет.
Знакомый облик
Китайский УБС L-15 фактически построен на основе идей, взятых в российском проекте Як-130. Это сказалось на его конструкции, составе оборудования, функциях и возможностях. При этом речь не шла о полном копировании, и заимствованные идеи реализовывались при помощи собственных изделий.
L-15 / JL-10 представляет собой моноплан с высокорасположенным стреловидным крылом и оперением традиционной конструкции. Фюзеляж получил заостренный носовой обтекатель, за которым находится тандемная кабина. Крыло имеет развитые наплывы, под которыми поместили воздухозаборники. В конструкции планера широко используются композиты и пластики.
Кабина L-15 / JL-10. Фото Airwar.ruОбщая длина самолёта достигает 12,4 м, размах крыла — 9,4 м. Максимальная взлётная масса — 11,6 т. Боевая нагрузка доведена до 3,5 т.
УБС оснащается одним турбореактивным двигателем. На опытных самолетах использовался польский ТРД DV-2. Впоследствии перешли на изделия АИ-222-25 украинского производства. Модификация L-15B получила форсированный вариант такого двигателя, который позволит увеличить скорость полёта.
В базовой версии JL-10 развивает высокую дозвуковую скорость полёта. Сверхзвуковая модификация разгоняется до 1600 км/ч. Максимальная дальность полёта заявлена на уровне 2600 км.
Как и JL-9, L-15 имеет две кабины с максимально возможным набором электроники. Вместо традиционных индикаторов используются жидкокристаллические дисплеи. Самолет имеет электродистанционную систему управления на основе компьютера. Последний позволяет имитировать различные истребители. Выбранная программа определяет состав виртуального "приборного оснащения", поведение машины в воздухе и т.д.
JL-10 и его вооружение. Фото Wikimedia CommonsУчебный самолёт имеет 9 точек внешней подвески под крылом и под фюзеляжем. Он может нести ракеты для борьбы с воздушными целями, а также различные боеприпасы "воздух-земля".
Процессы обучения
Учебно-боевые самолёты JL-9 и JL-10 разрабатывались в одно время и поступили в эксплуатацию с минимальным интервалом. Сейчас они используются для подготовки лётчиков ВВС и ВМС НОАК, а также служат в нескольких зарубежных странах.
Два УБС имеют схожие характеристики, но отличаются по своим возможностям, а также решают разные задачи. Так, более простой самолёт JL-9 предназначается для общего обучения лётчиков-истребителей, которым предстоит работать на технике 4 поколения.
В свою очередь, JL-10 обладает более широкими возможностями, и его используют для более сложного обучения. Кроме того, насколько известно, именно эти УБС обеспечивают переподготовку пилотов перед переходом на технику нового поколения. В этом деле помогает возможность имитации разных самолётов.
Следует отметить, что в академиях и учебных подразделениях имеются УБС и других типов. За счёт нескольких моделей авиационной техники создана многоступенчатая система подготовки и переучивания лётчиков. При этом самолёты JL-9 и JL-10 являются самыми новыми в своем классе и призваны решать наиболее сложные и ответственные задачи.