Бронеавтомобиль Cockerill i-X: прорыв или бесполезный концепт
10 июня 2025, 03:46
Броневик Cockerill i-X с вооружением в боевом положенииНесколько лет назад бельгийская компания John Cockerill Defense предложила оригинальный концепт многоцелевого бронеавтомобиля. В дальнейшем проект под обозначением Cockerill i-X получил развитие и дошёл до полноценных испытаний опытного образца. В условиях полигона опытный броневик демонстрирует свои характеристики, а также показывает потенциал использованных решений.
Концепт для выставки
В марте 2022 г. в Саудовской Аравии прошла выставка World Defense Show. На этом мероприятии компания John Cockerill Defense представила свой новый интересный проект. По сути, речь шла о концепте перспективного многоцелевого бронеавтомобиля, в котором объединили несколько новых решений и технологий.
В выставочном павильоне показали опытный броневик под названием Cockerill i-X. Литера "i" означала Interceptor ("перехватчик"), а "X" указывала на возможность установки разного вооружения и оснащения для решения тех или иных задач. По задумке разработчиков, эта боевая машина должна "перехватывать", засекать и обстреливать разные цели на земле и в воздухе.
Бронеавтомобиль отличался необычным футуристическим внешним видом. Кроме того, привлекли внимание некоторые компоновочные и технические решения. Утверждалось, это не дизайнерские изыски, а полноценные конструктивные нововведения.
Машина необычного вида предсказуемо привлекла внимание посетителей выставки. Тем не менее, компания-разработчик не спешила выводить её на рынок и предлагать заказчикам. В ближайшее время планировалось провести необходимые испытания, внести коррективы и т.д.
Впрочем, уже тогда в John Cockerill Defense делали весьма оптимистичные оценки. Предполагалось, что в будущем машина i-X или техника на его базе сможет найти свое место на международном рынке. Кроме того, новые идеи из этого проекта могли бы повлиять на развитие всего направления бронеавтомобилей.
Потенциальные заказчики
В 2022 г. опытный броневик i-X вышел на испытания. В условиях полигона он демонстрировал основные тактико-технические характеристики. Кроме того, на практике проверялись новые технологии и решения. Вероятно, на этом этапе удалось выявить и исправить недочёты конструкции.
В феврале 2023 г. компания John Cockerill Defense показала доработанный броневик на выставке IDEX в ОАЭ. Тогда же объявили о начале сотрудничества с эмиратской компанией Nimr Automotive LLC. Две организации собирались совместными усилиями довести машину i-X до серийного производства и продвигать её на международном рынке.
В мае 2023 г. стало известно, что броневиком i-X заинтересовалось министерство обороны Франции. В ближайшие месяцы опытную машину планировали отправить на французский полигон для проведения необходимых испытаний. Компания-разработчик рассматривала эти события в позитивном ключе и предполагала, что по результатам испытаний может поступить заказ.
Французская армия провела необходимые мероприятия, но их результаты пока не публиковались. Какие выводы сделаны по итогам тестирования, и будет ли Франция закупать бельгийские бронемашины, неизвестно.
В конце того же 2023 г. изделие i-X официально представили бельгийским вооруженным силам. Минобороны Бельгии проявило интерес и пожелало тоже провести испытания. Их собирались начать в ближайшие месяцы, после получения опытного броневика.
В начале июня 2025 г. объявили о завершении испытаний. Бельгийская армия изучила предоставленную машину и теперь делает выводы. Какие решения будут приняты по итогам этого процесса, пока неизвестно. Компания John Cockerill Defense предсказуемо проявляет оптимизм, однако он может не иметь реальных оснований.
Таким образом, с первой презентации броневика Cockerill i-X прошло чуть больше трёх лет, и за это время он сумел заинтересовать только двух потенциальных заказчиков. При этом в обоих случаях речь пока идёт только о проведении испытаний, но не о подписанных контрактах. Появятся ли заказы в ближайшем будущем, неизвестно.
Новые решения
Целью проекта Cockerill i-X было создание нового бронеавтомобиля, обладающего рядом особых возможностей и повышенными характеристиками. Предполагалось улучшить ходовые характеристики, повысить экономичность, а также обеспечить более высокие боевые качества в сравнении с существующей техникой этого класса. Практически для всех этих задач были предложены новые решения.
Сообщалось, что основой броневика стал доработанный гоночный автомобиль неназванной модели, ранее участвовавший в ралли "Париж-Дакар". Компания Cockerill переработала силовую установку, усилила шасси и внесла другие изменения. Все это позволило получить необходимую грузоподъёмность и сохранить высокие ходовые качества.
Опытный бронеавтомобиль получил бензиновый двигатель мощностью 750 л.с. Однако уже на первой презентации говорили о планах по внедрению гибридной силовой установки мощностью 800 или 1000 л.с. Полноприводное шасси получило независимую гидропневматическую подвеску с возможностью управления клиренсом.
При помощи гибридной двигательной установки i-X сможет развивать скорость до 200 км/ч на шоссе или до 150-160 км/ч на местности по типу песчаной пустыни. Конструкция ходовой части даст высокую проходимость. Запас хода при работе двигателя внутреннего сгорания оценивалась в 600 км. На аккумуляторах — не более 50 км.
В проекте i-X разработали оригинальный бронекорпус характерного внешнего вида. Он должен защищать экипаж от 7,62-мм автоматных пуль (2 уровень по STANAG 4569) и 8 кг тротила под колесом или днищем (уровень 3). Носовая часть корпуса вмещает основные агрегаты силовой установки. За моторным отсеком помещается двухместное обитаемое отделение, а остальные объёмы отдали под полезную нагрузку. Так, опытный броневик несет боевой модуль оригинальной конструкции.
В рекламных материалах упоминаются некие "адаптивные стелс-технологии", использованные в проекте. К ним относят характерную конструкцию корпуса, отражающую электромагнитное излучение, убирающийся боевой модуль, возможность тихого перемещения на электрической тяге и т.д.
Рабочее место командира-оператораКабина экипажа имеет всё необходимое оснащение для управления машиной и контроля за работой механизмов. Одновременно предлагаются и более смелые решения. Так, для экипажа предназначены очки дополненной / виртуальной реальности. На них может выводиться видеосигнал от камер по периметру корпуса или с боевого модуля. Такое решение резко улучшает обзор и ситуационную осведомлённость.
Также броневик i-X может нести развитый комплекс электроники для навигации, управления огнём, связи с другими машинами или командованием и т.д. Точный состав оборудования должен определять заказчик с учётом своих потребностей.
Высокая автоматизация машины позволила уменьшить экипаж до двух человек. Броневиком управляют водитель и командир-оператор. Необходимость в отдельном наводчике или других членах экипажа отсутствует.
Броневик Cockerill i-X получил оригинальный боевой модуль. Его подвижное основание с приводами горизонтальной наводки помещено внутри корпуса машины. На основании находится качающаяся часть со ствольным вооружением и оптикой. Качающийся агрегат оснащен кожухом сложной формы. В походном положении модуль опускается внутрь корпуса, и его кожух ложится на крышу броневика.
Броневик может нести пушку калибра 25 или 30 мм с боекомплектом до 120 снарядов. Также предусматривается пулемёт нормального или крупного калибра и ящики на 400-600 патронов. Боекомплект хранится под боевым модулем внутри корпуса. Для загрузки боекомплекта используется распашной люк в корму корпуса. При определенных доработках, на модуле могут быть установлены гранатомёты или
ракеты.
В поисках заказчиков
Таким образом, бельгийская компания John Cockerill Defense несколько лет назад решила произвести революцию в сфере бронеавтомобилей. Она взяла за основу существующую концепцию такой машины, но существенно изменила её и реализовала с применением новых решений и компонентов.
Результатом этого стал броневик i-X необычного вида с несколькими любопытными особенностями. Утверждается, что он может использоваться в разных сферах и решать различные задачи. При этом подобная машина должна показывать преимущества перед бронеавтомобилями других моделей.
При помощи такого технического превосходства собирались привлечь потенциальных заказчиков и получить выгодные контракты. Однако особых успехов в этом пока добиться не удалось. За три года только две страны захотели испытать броневик i-X, и ни одна из них пока не вынесла окончательное решение.
Вероятно, армии Франции и Бельгии заинтересовались обещанным ростом характеристик и получением новых возможностей. В то же время, они должны учесть значительную новизну проекта и соответствующие технические риски. Кроме того, потенциальным заказчикам нужно оценить, соответствует ли Cockerill i-X постоянно меняющимся требованиям к подобной технике.
В предлагаемом виде броневик от John Cockerill Defense представляет определенный интерес, как минимум, технический. Однако практическая ценность такого изделия пока под вопросом, и она должна быть подтверждена различными испытаниями. Без этого машина i-X рискует остаться очередным концептом, не ушедшим дальше выставок.