Проект Quicksink: бомбы JDAM против кораблей
09 июня 2025, 03:19

Опытная авиабомба Quicksing, использованная на испытаниях 2021 г.

На вооружении военно-воздушных сил США имеется несколько типов противокорабельных ракет. Для борьбы с подвижными надводными целями также предлагается использовать управляемые авиабомбы. С целью повышения характеристик такого оружия в течение нескольких последних лет проводится исследовательская и конструкторская программа под названием Quicksink.

Стоимость и эффективность

Для борьбы с надводными объектами боевая авиация США может использовать противокорабельные ракеты разных типов. Они имеют высокую дальность полёта и несут проникающие боевые части достаточно большой массы. Одно подобное изделие способно повредить или уничтожить корабль малого или среднего водоизмещения.

Однако современные ПКР имеют некоторые недостатки. В первую очередь, это высокая стоимость. Так, современная ракета AGM-158C LRASM стоит ок. 3,25 млн долл. Кроме того, значительные размеры и масса ракет ограничивают боекомплект одного самолёта.

Альтернативой ракетам являются управляемые бомбы. Например, в ходе различных учений неоднократно применялись боеприпасы типа GBU-24/B Paveway с полуактивным лазерным наведением. Тем не менее, такой способ наведения накладывает серьёзные ограничения и приводит к рискам.

В начале нынешнего десятилетия в Пентагоне решили изучить противокорабельные возможности более новых управляемых бомб с иным оснащением. В первую очередь, в такой роли хотели рассмотреть боеприпасы серии JDAM, сочетающие в себе ограниченную стоимость, улучшенные средства наведения и ограниченную массу.

Опытная боевая нагрузка истребителя F-15E

Не позднее 2021 г. Исследовательская лаборатория ВВС (AFRL) запустила программу Quicksink ("Быстрое затопление"), в рамках которой планировала провести разные исследования, проектные работы и испытания. В минимальные сроки Лаборатория и смежные организации провели подготовку и перешли к практическим мероприятиям.

Первые опыты

Первые испытания в рамках программы Quicksink состоялись в августе 2021 г. В них участвовали три истребителя F-15E с экипажами из состава 85-й испытательно-оценочной эскадрильи 53-го авиакрыла. Они выполнили несколько учебно-боевых вылетов с базы Эглин в район морского полигона Eglin Gulf Test and Training Range, находящегося к западу от Флориды.

Сообщалось о создании мишенной обстановки с подвижными и стационарными надводными объектами. Как были организованы разведка целей и целеуказание, не уточнялось. Экипажи могли знать координаты целей заранее или уточнять их в ходе вылета.

Боевую нагрузку трёх истребителей составили доработанные по новому проекту авиабомбы GBU-31/B JDAM. Боеприпасы калибра 2000 фунтов (914 кг) получили некое новое оснащение, характер которого не раскрывался. В рамках испытаний F-15E несли по четыре такие бомбы. Судя по фотографиям с испытаний, использовались боеприпасы в инертном оснащении.

С помощью доработанных авиабомб самолёты успешно поразили все намеченные цели. Новые приборы позволили изделиям JDAM наводиться как на стационарные объекты, так и на движущиеся. Если действительно использовались бомбы без боезаряда, то AFRL получила возможность оценить не только точность попадания, но и характер повреждения целей.

Практический результат

В июле 2024 г. бомбу Quicksink впервые применили в ходе полномасштабных учений флота RIMPAC. Новому боеприпасу предстояло поразить полноразмерную надводную цель. В её роли выступил списанный десантный корабль USS Tarawa (LHA-1) длиной 254 м и полным проектным водоизмещением ок. 40 тыс. т.

В рамках RIMPAC-2024 носителем новых бомб впервые стал дальний бомбардировщик B-2A. Он получил боеприпасы на своей базе в континентальной части США, после чего направился к тихоокеанскому морскому полигону и атаковал намеченный корабль. Получив несколько попаданий, "Тарава" затонула.

В ходе таких учений была показана полная совместимость новой противокорабельной бомбы с современным стратегическим бомбардировщиком. Также продемонстрировали способность бомб калибра 2000 фунтов наносить серьезный урон даже крупным кораблям.

В меньшем калибре

Работы по теме Quicksink продолжаются. 4 июня 2025 г. AFRL сообщила, что недавно состоялись новые испытания бомб "Быстрого затопления". К ним вновь привлекли дальнюю авиацию, но использовали боеприпасы другого типа. Все подробности опять не раскрываются, но и опубликованные данные показывают некоторый прогресс.

В испытаниях, точная дата которых не названа, участвовал один стратегический бомбардировщик B-2A. Необходимая предполётная подготовка и подвеска новых бомб осуществлялась на их родном аэродроме Уайтмен (шт. Миссури). Самолёт выполнил полёт на полигон Эглин-Галф, где сбросил свою полезную нагрузку.

Подготовка 50-фунтовыз бомб GBU-38 в версии Quicksink, 2025 г.

В качестве противокорабельных боеприпасов использовались 500-фунтовые бомбы GBU-38 JDAM. Как и в прошлых испытаниях, бомбы прошли некоторую доработку и получили новые возможности управления и наведения. Какое количество таких бомб задействовали в новом тесте, неизвестно.

AFRL снова обошлась без самых интересных подробностей, но отчиталась об успешном поражении учебных целей. Кроме того, в официальном сообщении присутствуют стандартные тезисы о важности такой разработки, её высоком потенциале и значении для развития боевой авиации.

Технические вопросы

Пентагон и его структуры пока не раскрывают технические подробности проекта Quicksink. Известны только типы двух боеприпасов, на основе которых построены противокорабельные бомбы. Как именно серийным изделиям дали новые функции и возможности, не уточняется. Тем не менее, можно сделать некоторые предположения.

Напомним, что проект JDAM предусматривает оснащение имеющейся свободнопадающей бомбы новым хвостовым модулем, который несёт средства наведения и имеет аэродинамические рули. Такие модули совместимы с боеприпасами разных калибров и могут принимать данные от авионики самолётов-носителей разных типов.

Модуль JDAM имеет приборы спутниковой и инерциальной навигации. Он способен наводить бомбу на цель с заранее известными координатами. Также был разработан модуль с полуактивной лазерной головкой самонаведения. Он обеспечивает попадание в объект, подсвеченный лазером-целеуказателем.

Принципы построения системы JDAM: бомбы разных калибров и унифицированный модуль управления. Внизу — боеприпас с лазерной ГСН

Следует отметить, что оба существующих модуля JDAM не соответствуют требованиям ВВС и AFRL к противокорабельному оружию. Так, спутниковая и инерциальная навигация позволяют атаковать только неподвижные объекты, а лазерная ГСН требует подсвета цели.

По всей видимости, в рамках проекта "Быстрого затопления" разработали обновлённый вариант комплекта JDAM с дополнительными средствами поиска и наведения. Оптимальным решением такого рода выглядит радиолокационная ГСН, активная или полуактивная. Однако на официальных фотографиях с испытаний нет никаких признаков присутствия таких устройств.

Учитывая ограниченную дальность полета бомб GBU-31/B или GBU-38, можно предположить использование радиокомандной системы. В таком случае радиолокатор самолёта-носителя должен сопровождать цель и летящую бомбу, а прочие приборы управления вырабатывают команды для боеприпаса.

Очевидно, что именно обновлённая система управления представляет наибольший интерес в проекте Quicksink. По этой причине его разработчики не спешат раскрывать все подробности. Впрочем, можно ожидать, что в обозримом будущем эту информацию опубликуют, и станет ясно, как именно решили поставленные задачи.

Новый инструмент

Согласно действующим планам и стратегиям, вооружённые силы США готовятся к крупным столкновениям и конфликтам на Тихом океане. В связи с этим им требуются различные вооружения, включая системы для борьбы с надводным флотом потенциального противника.

Очередной разработкой такого рода становится специализированная модификация управляемой бомбы JDAM. Новые авиационные боеприпасы уже прошли первые испытания и подтвердили основные характеристики. Теперь им предстоит полный цикл тестирования, по итогам которого будет принято решение о принятии на вооружение.
topwar.ru
© ФГУП «ГосНИИПП», 1989-2025