Сквозь смех: правь, Британия, морями!
07 июня 2025, 03:30

Положительно, этот мир катится куда-то не туда. Уже не первый год наблюдаем, как в Европе политики и чиновники тихо теряют последние куски черепицы с крыш, но вот теперь и оплот русофобии присоединился к ним. Причем чисто по-украински, с перемогой!

"Великобритания: Королевский военно-морской флот спустил на воду гигантский военный корабль водоизмещением 5700 тонн с более чем 30 системами нападения и защиты".

Это не издевательство, это не преувеличение. Сразу несколько изданий там вышло именно с такими заголовками.

Если кто не верит — вот, пожалуйста. Если есть еще варианты перевода слова "giant", то можно их рассмотреть. Но мы имеем то, что имеем: гигантский военный корабль — это фрегат.

Нет, можно было бы понять, если бы речь шла о какой-нибудь не очень продвинутой морской державе, типа Парагвая или Швейцарии. Но бывшая "Владычица морей", строившая в недалеком прошлом авианосцы водоизмещением 65 000 тонн, называет "гигантским" корабль в 11 раз меньше.

Это, знаете, неспроста.

О чем вообще идет речь: 27 мая на верфи Babcock в Росайте был спущен на воду HMS Venturer, первый корабль в программе строительства фрегатов Королевского флота типа 31.

"Это событие является важным шагом для британской морской обороны и демонстрирует способность Великобритании строить корабли".

Если представитель британской прессы позволяет такое заявление, дела, похоже, идут хуже некуда. Демонстрация способности судостроения такой страны на примере фрегата – по меньшей мере просто странно. Авианосцы, атомные подводные лодки – это же вот совсем недавно…

"Когда видишь, как такой корабль выходит из цеха, понимаешь ценность труда всех специалистов — от инженеров до сварщиков. Они создают историю, — отметил Стив Раньярд, руководитель программы Type 31".

Непонятно. Вот хоть убей, а непонятно. Либо мы чего-то такого не знаем о судостроении Великобритании. Я вот помню нашу щенячью беспредельную радость, когда после стольких лет застоя и неспособности построить хоть что-то на воду пошли и подводные крейсера, которые поддали адреналина по полной тем, кто не с нами, и вполне современные фрегаты проекта 22350 "Адмирал Горшков", которые некоторые считают полноценными боевыми кораблями с приличным потенциалом.

И вот именно с "Горшковым", который, по сути-то, не нов, очень хочется сравнить британское чудо техники, которое, понимаешь, "создает историю".

Впрочем, стоит заметить, что историю можно создавать по-разному. И с разными результатами.

Итак, что из себя представляет "Венчурер" и настолько ли это прорывной корабль, который сможет "обеспечить безопасность Великобритании на десятилетия вперед".

Для начала: разработка, как бы это помягче сказать, неоригинальная. Более того, она еще и не британская: прототипом стал датский фрегат класса "Ивар Хюитфельдт", три корабля этого класса вошли в строй КВМС Дании в 2011 году.

Корабль реально интересный, модульной схемы, собирается из шести отдельных секций, каждая из которых представляет собой изолированную зону со своей фильтровентиляционной установкой и шлюзами для перехода в другие зоны. Для действий в условиях атомного или бактериологического заражения весьма перспективно.

Датские корабли зарекомендовали себя весьма хорошо, принцип "ладно скроен и крепко сшит" соблюдался, плюс корабли оказались недорогими что в постройке, что в эксплуатации. Правда, размеры у них были… приличные. "Ивар Хюитфельдт" создавался, в свою очередь, на базе универсального корабля поддержки и управления "Абсалон", потому водоизмещение датского фрегата было аж 6 645 тонн, и вооружения он тащил очень приличное количество.

Британцы очень сильно подрезали проект, так что "Венчурер" / "Вдохновение" стал намного (почти на 1000 тонн водоизмещения) легче и меньше. Но меньше — значит, дешевле, так что тут всё понятно.

Ожидается, что каждый корабль будет стоить примерно 250 миллионов фунтов стерлингов (337,5 миллионов долларов). Индонезия и Польша уже выбрали британский проект для модернизации своих военно-морских сил, что повышает привлекательность платформы для экспорта и обеспечивает совместимость с военно-морскими силами союзников. Экспортные заказы – это, конечно, счастье для любого судостроителя.

Корабли класса "Вдохновение" предназначены для операций общего назначения, включая обеспечение безопасности на море, гуманитарную помощь, борьбу с пиратством и сопровождение. Достаточно размытые формулировки, особенно относительно безопасности на море, но давайте сравним фрегат и фрегат. Тем более, что они имеют все шансы сойтись где-нибудь "в квадрате 36-80" или поблизости.

Размеры. "Адмирал Горшков"/"Вдохновение"

Водоизмещение полное, т: 5400/5700

Длина, м: 135/139

Ширина, м: 16,4/17,1

Ходовые характеристики:

Скорость полная, узлов: 29,5/28

Скорость экономическая, узлов: 14/14

Дальность плавания экономическим ходом, миль: 4 500/9 000 (расчетная)

Дальность плавания британского корабля пока поставим под сомнение, испытания покажут, а на бумаге циферки красивые рисовать все умеют. Но у кораблей реально разные силовые установки.

У "Горшкова" CODOG, комбинированная дизель-газотурбинная корабельная энергетическая установка, в которой дизель и газовая турбина работают на один вал гребного винта, однако возможность их одновременной работы не предусмотрена.

CODOG использует маломощный и высокоэкономичный дизель для экономического хода и турбину высокой мощности для максимального хода. Коробка передач позволяет работать на вал любому из двух двигателей, но не обоим одновременно. Благодаря этому, в отличие от системы CODAG, отсутствует необходимость в сложных и потенциально ненадёжных передаточных механизмах. Однако требуется более мощная по сравнению с системой CODAG турбина полного хода.

У британского фрегата как раз CODAD, схема с двумя дизелями, работающими через коробку передач на один винт. Потому у "Вдохновения" четыре дизеля от "Роллс-Ройса" будут крутить один винт с изменяемым шагом.

Какая схема лучше? Российская более громоздкая и тяжелая, но, как ни странно, более простая, чем британская. При поломке одного из агрегатов корабль реально может "на честном слове и на одном винте" дохромать до базы, но вот поломка очень сложной КПП у британского корабля превращает его в "Замволт".

Экипаж.

"Адмирал Горшков" — 186-210 человек.

"Вдохновение" — 110-190.

Британцы гордятся высочайшим уровнем автоматизации, благодаря которому удалось так сократить экипаж. А ресурсы корабля позволяют взять на борт, например, пару взводов морской пехоты. Спорно и действительно до первого серьезного прилета, когда надо тушить, заделывать, заменять раненых и так далее.

Радиоэлектронное вооружение.

Для того чтобы сравнить и оценить мощь и возможности кораблей, потребуется пара статей, поскольку нафаршированы фрегаты от души. Anschütz Warship и Thales – известные производители корабельной электроники, немцы вообще претендуют на лидерство в производстве мостикового коммуникационного оборудования, так что тут порядок у всех.

Удивило полное отсутствие упоминаний о наличии у британского фрегата гидроакустического оснащения. Если у "Горшкова" есть комплект из гидроакустического комплекса "Заря-3" и буксируемой ГАС "Виньетка-ЭМ", то наличие такого оборудования у "Вдохновения" пока не оглашается. Очень интересно, как и что британцы разместят на своем фрегате, поскольку оставить боевой корабль такого класса без возможности отрабатывать задачи по поиску подводных лодок – это, как минимум, странно.

Артиллерия.

У "Горшкова" — 130-мм артиллерийская установка А-192М "Армат" с дальностью стрельбы до 22 км и скорострельностью 30 выстрелов в минуту. Практический круговой сектор обстрела (170 градусов) позволяет при необходимости неплохо оперировать орудием.

"Вдохновение" (о чем прям с восторгом все отметили) вооружено 57-мм автоматической пушкой от "Бофорса".

Орудие дистанционно управляется компьютером системы управления огнем, но в качестве крайней меры может также управляться вручную экипажем с помощью приборных панелей, расположенных на орудии. Максимальная дальность стрельбы – 17 км, эффективная – 8,5 км. Скорострельность у версии Mark 3 до 320 выстрелов в минуту.

В целом, оба орудия весьма хороши, но созданы под несколько разные задачи.

Вспомогательное вооружение.

"Горшков" имеет на борту два "Палаша", которые установлены по обеим сторонам от ангара для вертолета. "Палаш" — это два шестиствольных 30-мм орудия АО-18КД, скорострельностью 5 000 выстрелов в минуту, то есть 10 000 в/мин на два орудия. Дальность стрельбы до 4 км, боекомплект 1500 снарядов на орудие, то есть всего 6 000.

Так как "Палаш" — это зенитный артиллерийский комплекс, то есть ЗАК, изначально на флоте его не очень-то приветствовали. Однако с появлением дронов морских и воздушных набор из четырех шестиствольных орудий — это перспективно. То есть шанс отбиться будет.

Можно и нужно сравнивать возможности различных боевых систем, но то, что "Палаш" не хуже, а в чем-то даже лучше привычных АК-306 и АК-360 – факт. Впрочем, это тема отдельного разговора. Хочу только добавить, что ЗАК "Палаш" не имеет своего радара наведения, использует данные РЛС "Полимент-Редут", не мешает остальным радарам. Есть как плюсы в этом, так и минусы.

Для того, что пройдет сквозь "Палаши", на российском фрегате есть два "Жала" — МТПУ Владимирова калибром 14,5-мм. Очень сомнительная эффективность, поскольку наведение исключительно ручное, но по нашим временам — лучше, чем ничего.

Что у британца?

А там Bofors 40 Mk4, новейшее орудие от BAE Systems. 40-мм калибр, дальность стрельбы до 12,5 км. Скорострельность 300 выстрелов в минуту. На корабле будет стоять два таких орудия.

В качестве оружия последнего шанса на британском фрегате есть четыре пулемета 7,62-мм. Марка не уточняется, просто факт их наличия по штату. Ценность определить можно, только зная, что за пулеметы, а там может быть что угодно из обширной номенклатуры НАТО.

Переходим к ракетному вооружению.

Тактическое ракетное вооружение.

Так сказать, главный калибр кораблей. У "Горшкова" это ожидаемо универсальный корабельный стрельбовый комплекс 3С14 (УКСК), из которого можно запустить всё, что есть из современного ракетного вооружения для флота: 3М55 "Оникс", все ракеты семейства "Калибр-НК", ракеты 3М22 "Циркон". 16 ячеек на первых четырех кораблях, начиная с пятого ("Адмирал Амелько") будет 32 ячейки.

"Вдохновение" имеет 32 ячейки системы вертикального запуска Mark 41. С одной стороны, универсальность, то есть в ячейки Mark 41 можно запихнуть всё, что угодно из натовской номенклатуры, с другой — начинается конкуренция между ударными и оборонительными ракетами. Заявлены к применению ракеты "корабль-воздух" Sea Ceptor ближнего радиуса действия. Сколько — тут вопрос к конфигурации миссии. Теоретически могут появиться и "Томагавки", хотя до этого британские корабли этого класса не несли таких ракет.

Возьмем в среднем: 16 противокорабельных ракет и 64 ракеты ПВО малой дальности.

А вот у "Горшкова" всё несколько иначе. Там в носовой части корабля, перед УКСК, смогли разместить "Редут", четыре модуля по 8 ячеек. В каждой ячейке комплекса может быть размещена одна зенитная управляемая ракета средней дальности 9М96, либо одна ракета большой дальности 9М96М, а можно модуль, содержащий четыре ракеты малой дальности 9М100.

Таким образом, общий боезапас зенитного ракетного комплекса может насчитывать от 32 до 128 ракет в 32 ячейках. Хотя наиболее эффективно будет разместить 8 ракет большой дальности, 8 средней и 64 ракеты ближнего радиуса действия. И это уже приличная такая эшелонированная оборона от всего, что летает.

В целом "Горшков" имеет приличное преимущество в ракетном залпе, особенно те версии, что будут с 32 ячейками УКСК.

Но тут еще такой вопрос, как противолодочное вооружение. У "Вдохновения" его вообще не заявлено. И надо понимать, что фрегаты либо будут совершенно слепы и глухи к тому, что будет происходить под водой, либо будут чем-то дооснащаться потом, и, как несложно догадаться, за счет имеющихся пусковых ячеек.

В этом отношении "Горшков" снова впереди, потому что у него есть и гидроакустическое оборудование, и есть противолодочный комплекс "Пакет-НК", на каждом борту по 4 пусковых, из которых можно отправить как торпеду по подводной лодке противника, так и противоторпеды по уже запущенным торпедам противника.

Авиационное вооружение примерно одинаковое: один вертолет в ангаре, оба корабля имеют и ангары, и приемные площадки. Правда, в случае "Адмирала Горшкова" это Ка-27ПЛ или Ка-31, в общем, машины далеко не первой свежести. У "Вдохновения" роль палубной машины, скорее всего, будет играть AgustaWestland AW159 Wildcat, машина лет на двадцать моложе российских вертолетов.

Вот такое интересное сравнение новейшего британского фрегата и его российского коллеги. Нет, назвать фрегаты проекта 22350 старыми ни у кого язык не повернется, это вполне современные корабли, реально способные выполнять широкий спектр боевых задач. И мы так на них и смотрим.

Конечно, если правительство Великобритании считает программу Type 31 ключевой для обеспечения устойчивости оборонной промышленности и экономического развития, то деваться им некуда – строить "Вдохновения" будут, никуда не денутся.

Министр обороны Великобритании Люк Поллард:

"Этот корабль представляет собой не только новейшее военно-морское судно, но и непреходящее наследие британского судостроения. HMS Venturer будет играть решающую роль в сдерживании и проецировании силы, а также поддерживать рабочие места по всей Великобритании".

Стив Рэнъярд, руководитель группы Type 31 в DE&S:

"Это развёртывание задаёт темп для остальных кораблей и демонстрирует динамику. HMS Venturer — это авангард флота, который будет действовать по всему миру, укрепляя морскую безопасность и выполняя обязательства альянса".

Командор Крис Козенс, старший военно-морской офицер на борту HMS Venturer:

"От закладки киля до спуска на воду наша команда стала свидетелем рождения военного корабля нового поколения. Теперь мы с нетерпением ждём его ввода в эксплуатацию, где он будет напрямую способствовать укреплению глобальной морской мощи Великобритании".

Вы поняли: на переднем плане восторг от того, какой классный корабль и как будет прекрасно, когда все фрегаты серии войдут в строй. И на заднем плане – рабочие места и прибыли. Нет, всё логично, но… Но это не лучший и современнейший корабль. Он, как ни крути, а сильно уступает по возможностям русскому фрегату. Конечно, мы можем не знать каких-то скрытых подробностей, но из опубликованных британцами данных фрегат ну никак не выглядит средством укрепления глобальной морской мощи.

А тем более — серией в пять кораблей.

Да и когда эта серия будет готова? Помните, когда в 2015 году было впервые объявлено о строительстве фрегатов Type 31, предполагалось, что первый корабль будет введён в эксплуатацию к 2023 году. Мы тогда очень скептически высказались о сроках и… сглазили.

Начался ковид, в 2020 году сроки были пересмотрены: первый корабль должен был быть спущен на воду в 2023 году, а полностью введён в эксплуатацию — к 2027 году. В настоящее время программа отстаёт от графика примерно на 15 месяцев, но есть возможность наверстать упущенное и ввести HMS Venturer в эксплуатацию к 2027–2028 годам.

Компания Babcock по-прежнему рассчитывает ввести в эксплуатацию все 5 кораблей к 2030 году, и сегодня сложно сказать, чего здесь больше – самонадеянности или расчета. Работы над третьим кораблём начнутся в течение 24 часов после спуска на воду "Вдохновение", но на третий корабль можно даже не смотреть, внимание надо обратить на первый, точнее, на то, как оперативно его введут в строй.

Тут, знаете, морская мощь Британии ни при чем. Деньги. Вообще с самого начала проект 31 был довольно рисковым: построить серию фрегатов в рамках крайне ограниченного бюджета в 250 миллионов фунтов стерлингов на каждый корабль – это был действительно определенный риск. Даже если учесть, что в стоимость не входили некоторые виды вооружения и датчиков, которые производились на государственных арсеналах Великобритании, "сдвиги вправо" и постоянный рост цен висели дамокловыми мечами над кораблями.

Но если со сроками не получилось, то вот в плане цены — вполне смогли. И тут, естественно, открылись определенные возможности для импорта. Как говорится, "ну так бы сразу и сказали", а чего скрывать, если сам исполнительный директор Babcock Marine сэр Ник Хайн признался, что, помимо уже заключённых контрактов на 10 кораблей (5 для Королевского военно-морского флота, 2 для Индонезии и 3 для Польши), к 2031 году было бы неплохо построить (для других) или заказать (для КВМС) 31 единицу Type 31 по всему миру.

Собственно, вот и всё. Много красивых слов, громких заявлений, но на деле — максимально ужат по возможностям, но просто шикарный по цене фрегат.

И никого не будет волновать, что русский фрегат выиграет техническим нокаутом просто потому, что у него ракет больше, а калибр пушки увесистее. Что с британским "суперфрегатом" сделает китайский "проект 055" — просто молчу, это будет ирландский бифштекс с кровью.

И чем эти пять фрегатов смогут кардинально улучшить обстановку в Королевских ВМС, сказать сложно. Основу флота составляют эсминцы ПВО типа "Даринг" (тип 45), сильной стороной которых является их гендерная нейтральность (на них комфортно служить представителям обеих полов), а о слабых сказано уже столько, что повторять этот длинный список просто не хочется.

Корабли получились настолько "прекрасными", что в декабре 2020 года министр оборонных закупок Джереми Куин сообщил, что в соответствии с текущими планами эсминцы типа 45 будут выведены из эксплуатации в период с 2035 по 2038 год. То есть через 10 лет Британия начнет лишаться своих самых мощных кораблей и через 13 лет лишится эсминцев окончательно.

Учитывая, что эсминцы вошли в состав флота с 2010 по 2013 годы, то приговорить их к списанию через 10 лет службы — да, такое могли сделать только с очень "хорошими" кораблями.

Идем дальше. Фрегаты типа 23.

Там всё ничуть не лучше, корабли вступали в строй с 1990 по 2002 годы. Из 13 кораблей два списаны вчистую, один прекратили капиталить, видимо, осознав тщетность этого дела. Итого осталось 10 кораблей, из которых половина, то есть 5 кораблей, имеют возраст 30+ лет.

То есть через 10 лет всё, что останется из боевых надводных кораблей, — это 5 (!!!) фрегатов преклонного возраста. Мы не будем считать тральщики и прибрежные сторожевики за серьезные корабли.

Британии нечем править морями.

Морями правят именно при помощи крейсеров, эсминцев и фрегатов, которые могут обеспечить безопасность большим плавучим корытам с плоскими палубами. Без свиты эти величества – легкая добыча тех же подводных лодок, причем самая убогая ДЭПЛ отправит того же "Принца Уэльского" на дно.

Именно потому сегодня у британских ответственных за безопасность столько восторга: при полном кошмаре с надводными кораблями, когда на участие в программах НАТО морская держава не может отрядить больше одного эсминца, обещанные пять кораблей – это что-то существенное при полном ничего.

Будет очень интересно через десять лет посмотреть на то, что станет представлять из себя Королевский военно-морской флот Великобритании. Интересно, авианосцы к тому времени уже разберут, или туристы будут делать селфи на фоне ржавых двугорбых монстров?

Давным-давно, в 1740 году, Томас Арн и Джеймс Томсон написали тот самый гимн о том, что Британия правит волнами, а британцы никогда не станут рабами. Сегодня даже представлять не хочется, каково им там, на том свете, в свете происходящего.

Насчет свободы британцев — это отдельная песня, сложно произносимая, а вот с волнами вообще выходит всё печальнее. Реально речь идет о борьбе за сохранение судостроения Великобритании, а через это — и британского флота.

Все возможно, любой вариант развития событий. Но пока что "Правь, Британия" очень сложно произнести без усмешки.
topwar.ru
© ФГУП «ГосНИИПП», 1989-2025