«Ковёр» и «Монохром»: новые БПЛА для российских ВКС
04 июня 2025, 04:40

Опытный БПЛА С-71 одной из двух версий

Российская промышленность активно занимается разработкой боеприпасов для фронтовой авиации и регулярно предлагает самые интересные решения. Например, недавно стало известно о новой линейке ударных изделий под общим обозначением С-71. Они позиционируются как беспилотные летательные аппараты воздушного базирования и при этом имеют характерные черты крылатых ракет.

Неизвестный проект

1 августа 2023 г. ПАО "Объединенная авиастроительная корпорация" подало патентную заявку на регистрацию изобретения "Беспилотный летательный аппарат воздушного старта с боевым зарядом и способ его применения". В марте 2024 г. организация получила патент за номером RU2816326C1.

В документе описывался оригинальный БПЛА, способный выполнять функции барражирующего боеприпаса или крылатой ракеты. Приводились общие черты его конструкции, принципы работы и т.д. Также были раскрыты схемы предполагаемого боевого применения. Любопытно, что на иллюстрациях условным носителем беспилотников был истребитель Су-57.

Этот патент привлёк внимание специалистов и публики, однако особого ажиотажа не вызвал. Дело в том, что отечественные организации оборонного комплекса регулярно патентуют различные концепты и идеи, но далеко не все из них доходят до полноценной реализации.

Позже, летом 2024 г., вышла книга П. Плунского "Опытно-конструкторское бюро имени П.О. Сухого", посвященная 85-летию организации. В ней описывается история ведущего ОКБ и его разработки с самого начала работы и по сей день. При этом, по понятным причинам, представляет интерес именно современная история организации.

Вероятно, ранний прототип или макетный образец С-71

Целый параграф этой книги был посвящен ранее неизвестному БПЛА под обозначением С-71. В нём впервые приводились сведения об этой разработке, её история, цели и достижения. Кроме того, впервые были опубликованы изображения опытных беспилотников, сделанные во время испытаний.

В отличие от патента, информация из книги привлекла внимание у нас в стране и за рубежом. Начались различные оценки и попытки анализа на основе доступных данных. Кроме того, появились сведения из неофициальных источников, дополняющие общую картину, но вызывающие вопросы.

Согласно доступным данным

Из открытых публикаций известно, что в 2019 г. фирма "Сухой" занялась проработкой облика перспективного БПЛА с ударными и иными функциями. Для упрощения эксплуатации и применения его предлагалось выполнить в форм-факторе крылатой ракеты и использовать на самолетах фронтовой авиации, включая новейший истребитель Су-57.

Будущий БПЛА назвали "управляемым малозаметным модулем оружия". Также ему присвоили рабочее обозначение С-71. В течение нескольких первых лет был сформирован оптимальный облик, определён состав агрегатов и решены другие задачи. В 2022 г. работы по теме С-71 ускорились — организация-разработчик хотела быстрее завершить проектирование и довести БПЛА до принятия на вооружение.

В 2023-24 гг. проект успешно довели до лётных испытаний. Например, в прошлом году состоялась серия тестовых вылетов, в которой носителем БПЛА стал истребитель Су-57. Именно такой самолет присутствует на опубликованных фотографиях беспилотников.

"Ковёр" / "Монохром", вид сзади

Новые сведения о ходе проекта С-71 пока не поступали. Как он развивался в течение последнего года и каких успехов достиг, пока неизвестно. Учитывая результаты предыдущих работ, можно ожидать, что в ближайшие месяцы новый БПЛА дойдет до опытной эксплуатации в войсках и боевого применения. Кроме того, его могут принять на вооружение ВКС.

Два аппарата

Согласно опубликованным данным, в рамках проекта С-71 разработали беспилотную воздушную платформу, и на её базе создали два летательных аппарата. Эти БПЛА имеют максимально схожую конструкцию, но отличаются составом оборудования, функциями и возможностями.

Один из аппаратов получил обозначение С-71К и название "Ковёр". Он предназначается для поражения удалённых наземных или надводных целей с заранее известными координатами. По сути, это прямой аналог крылатой ракеты воздушного базирования традиционного облика.

Второй БПЛА обозначен как С-71М и носит шифр "Монохром". Это барражирующий боеприпас воздушного старта с возможностью автономной работы. Он должен самостоятельно патрулировать заданный район, искать и распознавать цели. Затем БПЛА самостоятельно принимает решение о проведении атаки и наводится на выбранный объект.

Пара изделий С-71 на истребителе Су-57

Оба новых БПЛА имеют общий планер и построены по нормальной аэродинамической схеме. Конструкция сформирована с учётом снижения заметности и уменьшения габаритов в транспортном положении. Точные размеры и масса изделий неизвестны, но похоже, что они не отличаются от ряда существующих крылатых ракет.

Следует отметить, что в фотоматериалах присутствует опытный образец иного облика. Судя по его виду и окраске, это был экспериментальный макет для ранних испытаний. В дальнейшем конструкция БПЛА изменилась.

С-71 имеют удлинённый фюзеляж с заострённым носом и шестиугольным поперечным сечением основной части. На бортах установлено раскладываемое в полёте крыло. Оперение — складное, V-образной конструкции. БПЛА подвешивается на носитель днищем вверх, для чего на нём предусмотрены необходимые крепления. Кроме того, в носовой части имеется лючок, через который обеспечивается доступ к разъёмам аппарата.

"Ковёр" и "Монохром" оснащаются турбореактивным двигателем ТРДД-50 или схожего типа. С его помощью БПЛА развивает высокую дозвуковую скорость. Дальность и продолжительность полёта неизвестны. При этом понятно, что запас характеристик достаточен для барражирования в районе цели.

Беспилотник-крылатая ракета С-71К должен иметь простую систему управления, обеспечивающую полёт к заданным координатам. Для С-71М должны были разработать более сложный набор устройств и приборов. Такой БПЛА нуждается в средствах наблюдения, оптических или радиолокационных, в компьютере для анализа данных, автопилоте и т.д. Также нужна радиостанция для связи с самолётом-носителем для передачи данных о цели и для получения разрешения на атаку. При этом точный состав электроники нового БПЛА и принципы её действия пока неизвестны.

Разные варианты применения барражирующего боеприпаса

Оба изделия С-71 являются авиационными средствами поражения, но информация об их боевых возможностях отсутствует. По некоторым данным, изделие "Ковёр" могли оснастить кассетной боевой частью, а "Монохром" должен нести моноблочную осколочно-фугасную. Верны ли эти оценки, неизвестно.

В опубликованных материалах показан только один носитель БПЛА С-71 — истребитель 5 поколения Су-57. Подвеска беспилотников осуществляется при помощи балочного держателя одной из последних моделей. Совместимы ли новые беспилотники с другими отечественными самолётами, неизвестно.

Новое поколение

Таким образом, одна из ведущих авиастроительных организаций России решила использовать свой опыт для создания авиационных средств поражения. Результатом этого стало появление двух ударных БПЛА, похожих на крылатые ракеты и способных решать разные задачи, связанные с поражением наземных целей.

Ещё в прошлом году два варианта беспилотника С-71 прошли испытания и подтвердили расчётные характеристики. Вероятно, после этого развитие двух проектов продолжалось и были достигнуты новые успехи. Текущее состояние этой программы неизвестно, но есть поводы для самых оптимистичных оценок и прогнозов.
topwar.ru
© ФГУП «ГосНИИПП», 1989-2025