Американские авианесущие десантные корабли на спутниковых снимках
29 мая 2025, 03:31

Помимо одиннадцати авианосцев с ядерной энергетической установкой в американских ВМС также эксплуатируются более 20 универсальных десантных кораблей, десантных кораблей-доков и плавучих баз, на которых размещаются палубные самолёты и вертолёты. Вместимость универсальных десантных кораблей – более 25 самолётов и вертолётов. Десантно-вертолётные корабли-доки и авианесущие плавучие базы способны принять во внутренние ангары 4-6 летательных аппаратов.

На авианесущих десантных кораблях кроме вертолётов и конвертопланов используемых для доставки грузов и личного состава на берег могут размещаться боевые самолёты укороченного взлёта и посадки, предназначенные для оказания огневой поддержки морским пехотинцам, изоляции поля боя и борьбы со средствами воздушного нападения противника и уничтожения морских целей.

Универсальные десантные корабли типа "Уосп"

В 1985 году на верфи предприятия Ingalls Shipbuilding в Паскагуле, штат Миссисипи, заложили головной универсальный десантный корабль USS Wasp (LHD-1), принятый в состав флота 29 июля 1989 года.

Спутниковый снимок Gоoglе Earth: верфи Ingalls Shipbuilding в Паскагуле

УДК типа "Уосп" создан на базе проекта десантного корабля "Taрава" (построено 5 единиц). В настоящее время все корабли типа "Тарава" выведены из боевого состава. На плаву сохранился один УДК типа "Тарава", принятый в эксплуатацию 3 мая 1980 года – USS Peleliu (LHA-5).

Спутниковый снимок Gоoglе Earth: УДК USS Peleliu (LHA-5) в Перл-Харборе

С 2015 года этот корабль числился в резерве и находился в гавани военно-морской базы Перл-Харбор на Гавайях. В 2024 году было принято решение об исключении его из списков флота и направлении на утилизацию.

При проектировании "Уоспа" в конструкцию были внесены изменения, направленные на облегчение эксплуатации авиационной группы и использование новых десантных катеров на воздушной подушке. В связи с чем произошло удлинение палубы на 7,3 м и отказ от 127-мм орудий Мк 45, а также произведена перекомпоновка внутренних помещений.

Спутниковый снимок Gоoglе Earth: УДК USS Wasp (LHD-1) на стоянке военно-морской базы Норфорлк. Снимок сделан в марте 2025 года

Каждый десантный корабль типа "Уосп" имеет полное водоизмещение 41 150 т, длину 253,2 м, ширину 31,8 м и осадку 8,1 м. Две паровые турбины мощностью на валу около 70 000 л.с. обеспечивают скорость хода до 25 уз. При скорости 22 уз. дальность плавания составляет 9500 морских миль, при скорости 18 уз. – 10 900 морских миль. Последний корабль в серии USS Makin Island (LHD-8) оснащён двумя более эффективными газотурбинными установками General Electric LM2500, обеспечивающими большую скорость и высокую топливную эффективность. Экипаж корабля состоит из 1208 человек.

Спутниковый снимок Gоoglе Earth: УДК USS Makin Island (LHD-8) на стоянке военно-морской базы Норт-Айленд. Рядом пришвартован эсминец типа "Арли Берк". Снимок сделан в марте 2025 года

УДК типа "Уосп" способен принять 1894 морских пехотинцев – это почти полная численность Морского экспедиционного подразделения, включающего в себя батальон КМП, вертолётную эскадрилью, штабную роту и подразделение тылового обеспечения.

С кораблей типа "Уосп" имеется возможность высадки десанта двумя способами: с помощью морских высадочных средств и вертолётов. УДК могут перевозить три десантных катера на воздушной подушке LCAC, двенадцать малых десантных судов LCM или до 40 амфибийных легкобронированных транспортёров AAVP-7A1. На корабле имеется место для размещения груза площадью 2860 м², а ещё 1858 м² отведено для самоходной техники, в составе которой обычно 5 танков M1 Abrams , до 25 амфибийных транспортёров, 8 гаубиц M198 , 68 грузовиков и до 12 других вспомогательных транспортных средств. Внутренняя монорельсовая система с шестью путями и шесть внутренних лифтов грузоподъёмностью 5400 кг используются для перемещения грузов из грузовых трюмов на десантные суда и палубу с последующей погрузкой на вертолёты или конвертопланы.

На лётной палубе имеется девять посадочных площадок для вертолётов, и на неё могут садиться такие крупные вертолёты, как CH-53E Super Stallion (4 единицы), и конвертопланы MV-22B Osprey (12 единиц). Два авиационных подъёмника для самолётов перемещают летательные аппараты между полётной палубой и внутренним ангаром. Ударная авиационная группа обычно состоит из шести штурмовиков вертикального взлёта и посадки AV-8B Harrier II или такого же количества F-35B Lightning II и четырёх ударных вертолётов AH-1W / Z Super Cobra/ Viper. Также на борту, как правило, имеется 3-4 вертолёта общего назначения Bell UH-1Y Venom.

Впрочем, помимо базовой конфигурации авиационной группы имеется возможность гибко варьировать её состав. Для быстрой воздушной высадки морпехов может использоваться до 22 "Оспри". Если УДК выступает в роли лёгкого ударного авианосца, на борту размещается до двух десятков штурмовиков AV-8B. Такое же количество истребителей 5-го поколения F-35B, помимо поддержки десанта и загоризонтной борьбы с флотом противника, способно обеспечить ближнюю ПВО корабельного соединения, осуществляющего десантную операцию. При включении в состав авиагруппы вертолётов МH-60 Seahawk появляется возможность эффективно противодействовать вражеским подводным лодкам.

Для контроля воздушного/надводного пространства и управления воздушным движением, а также выдачи целеуказания истребителям и системам ПВО на кораблях типа "Уосп" имеется четыре радиолокатора с дальностью действия до 470 км.

Самооборону от средств воздушного нападения обеспечивают ЗРК RIM-7 Sea Sparrow и RIM-116, а также три 20-мм ЗАК Phalanx CIWS. Пусковые установки ложных целей усиливают защиту от противокорабельных ракет. Для борьбы с беспилотниками и малогабаритными скоростными надводными целями в ближней зоне предназначены четыре 25-мм пушки Mk. 38 и четыре 12,7-мм пулемёта М2.

С 1989 по 2009 гг. в строй было введено восемь кораблей типа "Уосп", что позволило отказаться от УДК предыдущего поколения типа "Тарава". Однако в настоящее время в строю находится семь кораблей типа "Уосп".

12 июля 2020 года на нижней палубе для хранения транспортных средств УДК "Боном Ричард", стоящего у пирса военно-морской базы Норт-Айленд, произошло возгорание. Поскольку корабль находился на техническом обслуживании, бортовые системы пожаротушения были отключены, что задержало начало борьбы с огнём. Пожарным потребовалось четыре дня, чтобы полностью потушить пожар, в результате которого пострадали более 60 моряков и гражданских лиц, а также был нанесён серьёзный ущерб кораблю. Ремонт, по оценкам, должен был занять до семи лет и обойтись в $3,2 млрд.

Спутниковый снимок Gоoglе Earth: УДК USS Bonhomme Richard (LHD-6) после пожара на стоянке военно-морской базы Норт-Айленд. Снимок сделан в декабре 2020 года

Взвесив все за и против, командование ВМС США отказалось от восстановления шестого в серии корабля, вступившего в строй 15 августа 1998 года, и 15 апреля 2021 года УДК "Боном Ричард" исключили из состава флота.

Спутниковый снимок Gоoglе Earth: УДК USS Bonhomme Richard (LHD-6) в процессе разборки на металл на предприятии International Shipbreaking Ltd. в Браунсвилле. Снимок сделан в марте 2022 года

9 апреля 2021 года компания International Shipbreaking Ltd. из Браунсвилла, штат Техас, приобрела списанный корабль за $3,66 млн для разборки и переработки.

Универсальные десантные корабли типа "Америка"

Авианесущий десантный корабль типа "Америка" создан на базе УДК типа "Уосп", и в новом проекте использованы передовые технические решения, реализованные на последнем в серии "Уоспе" – Makin Island (LHD-8).

Спуск на воду головного корабля USS America (LHA-6) состоялся 4 июня 2012, первый выход в море – 5 ноября 2013 года, а зачисление в боевой состав – 11 октября 2014 года. С мая 2022 года УДК вместе с авиагруппой и Морским экспедиционным подразделением КМП находится в японском порту Сасебо.

Спутниковый снимок Gоoglе Earth: УДК USS America (LHA-6) на стоянке в порту Сасебо

В отличие от УДК типа "Уосп", новые десантные корабли USS America (LHA-6) и USS Tripoli (LHA-7) не имеют "мокрой" док-камеры и не несут десантных катеров и плавающих бронетранспортёров, а освободившееся внутренне пространство использовано для размещения дополнительных запасов авиационного топлива и боеприпасов.

Типичный состав авиагруппы двух первых кораблей типа "Америка" состоит из 12 конвертопланов MV-22B, 6 многоцелевых истребителей с укороченным взлётом и посадкой 5-го поколения F-35B, 4 тяжёлых транспортных вертолётов CH-53K, 7 ударных или универсальных вертолётов AH-1Z и UH-1Y и двух поисково-спасательных вертолётов МН-60S. Впрочем, состав авиагруппы может варьироваться в зависимости от задачи. При использовании в роли лёгкого авианосца "Америка" и "Триполи" способны принять на борт до 25 F-35B и 2 MH-60S.

Однако невозможность использовать для высадки морпехов катера на воздушной подушке, малые десантные суда и бронированные амфибийные транспортёры типа AAVP-7A1 вызвало критику со стороны командования КМП США. В связи с чем следующие корабли в серии – USS Bougainville (LHA-8), USS Fallujah (LHA-9) и USS Helmand Province (LHA-10) – было решено строить с "мокрой" док-камерой, что позволит использовать весь спектр высадочных средств.

Спутниковый снимок Gоoglе Earth: УДК USS Tripoli (LHA-7) на верфи Ingalls Shipbuilding в Паскагуле. Снимок сделан в марте 2019 года

Постройка доработанных универсальных авиадесантных кораблей типа "Америка" также будет осуществляться на верфи Ingalls Shipbuilding в Паскагуле.

Авианесущие десантные корабли-доки типа "Сан-Антонио"

После окончания "холодной войны" перед командованием ВМС США встал вопрос унификации десантного флота и необходимости замены кораблей, спущенных на воду в 1960-1980-е годы: транспортно-десантных доков типа "Остин", десантных кораблей-доков "Анкоридж", десантных грузовых кораблей типа "Чарльстон" и танкодесантных кораблей типа "Ньюпорт".

Закладка нового многоцелевого корабля USS San Antonio (LPD-17) произошла 9 декабря 2000 года, спуск на воду – 12 июля 2003 года, ввод в эксплуатацию – 14 января 2006 года. "Сан-Антонио" был построен верфью Northrop Grumman Ship Systems в Новом Орлеане, но для доделки корабль перевели на верфь Ingalls Shipbuilding в Паскагуле, штат Миссисипи. В дальнейшем все корабли этого типа строились в Паскагуле.

Спутниковый снимок Gоoglе Earth: корабль типа "Сан-Антонио" у достроечной стенки верфи Ingalls Shipbuilding в Паскагуле. Снимок сделан в ноябре 2012 года

Полное водоизмещение "Сан-Антонио" составляет 25 300 т. Длина – 208,5 м, ширина палубы – 31,9 м, осадка – 7 м. Четыре дизель-электрических установки суммарной мощностью 40 000 л.с. обеспечивают скорость более 22 уз. Экипаж – 360 человек. На борту могут разместиться 700 морских пехотинцев. В доковой камере есть место для двух катеров на воздушной подушке типа LCAC, десантного катера типа LCU и 14 плавающих гусеничных бронетранспортёров AAVP-7A1. На корабле могут базироваться четыре конвертоплана MV-22В, а также ударные, многоцелевые, поисково-спасательные или противолодочные вертолёты. Также отрабатывалось размещение четырёх штурмовиков вертикального взлёта и посадки AV-8B. Для самообороны от малогабаритных надводных целей имеется две 30-мм пушки Мк.46. Ближнюю ПВО обеспечивает ЗРК RIM-116. Для корабля такого класса "Сан-Антонио" оснащён весьма совершенными радиолокаторами, аппаратурой РЭБ и средствами боевого управления – антенны которых установлены на двух пирамидальных мачтах.

Из-за большого количества новых неопробованных ранее технических решений "Сан-Антонио" на первом этапе эксплуатации имел много технических проблем, что негативно сказывалось на боеготовности корабля. Устранить основные недостатки удалось примерно через 10 лет после официального зачисления в состав флота.

Но, несмотря на первоначальные проблемы с надёжностью, уже введено в строй 12 кораблей этого типа. Двенадцатый USS Fort Lauderdale (LPD-28) и тринадцатый USS Richard M. McCool Jr. (LPD-29) – корабли второй серии, отличающиеся рядом новшеств, направленных на снижение стоимости, удобство эксплуатации и повышение боевой эффективности. Ещё шесть единиц третьей серии начиная с USS Harrisburg (LPD-30) считаются переходным типом к десантным кораблям нового поколения.

Экспедиционные мобильные авиационные базы типа "Льюис Б. Пуллер"

Авианесущие десантные корабли являются весьма недешёвым удовольствием. Так, стоимость корабля типа "Америка" без учёта авиагруппы и высадочных средств составляет около $4 млрд, а корабля типа "Сан-Антонио" – более $2 млрд.

Однако зачастую можно с не меньшей эффективностью использовать не столь дорогие и сложные корабли. В связи с этим командование ВМС США инициировало проектирование и постройку шести достаточно крупных, но при этом относительно дешёвых авианесущих кораблей, которые при водоизмещении около 90 000 т обходились казне в $600 млн.

Первый такой корабль USS Lewis B. Puller (ESB-3), построенный верфью General Dynamics NASSCO, спустили на воду 6 ноября 2014 года и передали заказчику в июне 2015 года. Первоначально предусматривалось, что это будет плавучая база для вертолётов, использующихся для траления морских мин и обеспечивающих действия сил специальных операций. Однако позже на нём постоянно базировалась авиагруппа, состоявшая из ударных и многоцелевых вертолётов, а также конвертопланов общей численностью до шести единиц. При этом во внутреннем ангаре помещается четыре летательных аппарата. Из-за уязвимости палубы к воздействию реактивной струи длительное размещение самолётов вертикального взлёта и посадки не рекомендуется.

Спутниковый снимок Gоoglе Earth: корабль типа "Льюис Б. Пуллер" на стоянке военно-морской базы Норт-Айленд

Длина корабля составляет 239 м, ширина – 50 м, осадка – 7,8 м. Четыре дизель-генератора суммарной мощностью 30 000 л.с. обеспечивают максимальную скорость 15 уз. Дальность – до 9500 морских миль. Экипаж – около 200 человек. Также на борту могут разместиться до 300 морских пехотинцев. Помимо конвертопланов и вертолётов для перемещения грузов и личного состава на берег плавучая база несёт десантные катера, спускаемые на воду краном. Противовоздушная оборона ближней зоны обеспечивается крупнокалиберными пулемётами и ПЗРК.

Развёртывание плавучей авианесущей базы, которую можно также использовать для обеспечения материально-технического снабжения подразделений морской пехоты на берегу, позволяет не только снизить расходы, но и повысить боевую эффективность корабельной группировки в целом, снизив нагрузку на более дорогостоящие боевые корабли. В настоящее время в строю находится пять кораблей типа "Льюис Б. Пуллер", и ведётся достройка ещё одного.

Базирование, ремонт и развёртывание американских авианесущих десантных кораблей

Военно-морская база Норт-Айленд на северной оконечности полуострова Коронадо в заливе Сан-Диего, штат Калифорния, является местом приписки УДК USS Essex (LHD-2), USS Boxer (LHD-4), USS Makin Island (LHD-8), а также новых – USS America (LHA-6) и USS Tripoli (LHA-7).

Спутниковый снимок Gоoglе Earth: УДК USS Tripoli (LHA-7) на стоянке военно-морской базы Норт-Айленд

Впрочем, очень часто здесь можно увидеть корабли типа "Уосп": USS Wasp (LHD-1), USS Kearsarge (LHD-3), USS Bataan (LHD-5) и USS Iwo Jima (LHD-7) – приписанные к военно-морской базе Норфолк в штате Вирджиния.

Спутниковый снимок Gоoglе Earth: УДК USS Essex (LHD-2) и USS Iwo Jima (LHD-7) на стоянке военно-морской базы Норт-Айленд

На военно-морской базе Норт-Айленд стоянка атомных авианосцев находится отдельно от места базирования десантных кораблей, но в Норфолке они зачастую швартуются к одному пирсу.

Спутниковый снимок Gоoglе Earth: десантный корабль USS Wasp (LHD-1) и авианосец USS Gerald R. Ford (CVN-78) на стоянке военно-морской базы Норфорлк. На палубе УДК находится самолёт AV-8B. Снимок сделан в апреле 2023 года

К ВМБ Норфолк приписаны шесть кораблей типа "Сан-Антонио", а ещё пять – к ВМБ Норт-Айленд.

Спутниковый снимок Gоoglе Earth: десантные корабли типа "Уосп" и "Сан-Антонио" на стоянке военно-морской базы Норфолк. Снимок сделан в апреле 2023 года

Десантный корабль типа "Сан-Антонио" USS New Orleans (LPD-18) на постоянной основе находится в японском порту Сасебо.

Спутниковый снимок Gоoglе Earth: корабли ВМС США и Морских сил самообороны Японии в порту Сасебо. Снимок сделан в апреле 2025 года

В прошлом авианесущие десантные корабли также были приписаны к Военно-морской базе Мейпорт, расположенной на острове Сан-Пабло в штате Флорида, неподалёку от Джексонвиля.

Спутниковый снимок Gоoglе Earth: десантные корабли на стоянке военно-морской базы Мейпорт. Снимок сделан в марте 2017 года

В Джексонвиле рядом с причальными сооружениями также находится крупнейшая в США база хранения и перевалки техники и вооружения Корпуса морской пехоты.

Спутниковый снимок Gоoglе Earth: площадка хранения авто и бронетехники КМП США в Джексонвиле

На Ближнем Востоке американские боевые корабли на постоянной основе размещены на ВМБ Джуффайра, в том числе здесь находится авианесущий корабль-база USS Lewis B. Puller (ESB-3), и нередко заходят другие десантные корабли.

Спутниковый снимок Gоoglе Earth: УДК USS Kearsarge (LHD-3) с авиационной группой на борту на стоянке ВМБ Джуффайра в Бахрейне

Ремонтом и модернизацией американских авианесущих десантных кораблей в большинстве случаев занимается компания BAE Systems Ship Repair.

Cпутникoвый снимок Gоoglе Earth: верфи BAE Systems Ship Repair в Норфолке

Эта компания имеет судоремонтные мощности в Норфолке, Сан-Франциско, Перл-Харборе, Сан-Диего, Мобиле, Мейпорте и Джексонвилле – специализирующаяся на ремонте и обслуживании крупных боевых кораблей с неядерной силовой установкой.

Cпутникoвый снимок Gоoglе Earth: верфи BAE Systems Ship Repair в Сан-Диего

Кроме того, десантные корабли нередко ремонтируются на верфи General Dynamics NASSCO в Сан-Диего и верфи Norfolk Naval Shipyard, где обычно проходят обслуживание авианосцы и атомные подводные лодки.

Cпутникoвый снимок Gоoglе Earth: верфи Norfolk Naval Shipyard

В целом уровень технической исправности и боевой готовности авианесущих десантных кораблей относительно высокий. На оперативном развёртывании и в иностранных портах постоянно имеется несколько единиц. На техническом обслуживании и в ремонте стоит 3-4 корабля. В случае обострения международной обстановке в море в течение нескольких суток может выйти до половины всего флота больших десантных кораблей с морскими пехотинцами, самолётами, вертолётами и конвертопланами на борту.

Спутниковый снимок Gоoglе Earth: атомный авианосец USS Carl Vinson (CVN-70), УДК USS Essex (LHD-2) и корейский вертолётоносец ROKS Marado (LPH-6112) на стоянке военно-морской базы Перл-Харбор

В ВМС США боевые самолёты AV-8B и F-35B, входящие в состав авиагрупп десантных кораблей типа "Уосп" и "Америка", считаются вспомогательными, но при этом на каждом корабле может находиться два десятка таких самолётов, способных решать широкий круг задач. В том числе наносить удары по объектам на суше, бороться с вражеским флотом и вести воздушный бой.

По водоизмещению "Америка" сопоставима с американским авианосцем типа "Мидуэй" и немного превосходит французский атомный авианосец "Шарль де Голь", в авиагруппе которого примерно 30 летательных аппаратов. Как показывают недавние события в Красном море, истребители, базирующиеся на авианесущих десантных кораблях, являются вполне эффективным средством противовоздушной обороны при отражении атак скоростных катеров, дозвуковых противокорабельных ракет и беспилотников.

Продолжение следует…
topwar.ru
© ФГУП «ГосНИИПП», 1989-2025