Зачем Франции авианосец?
27 мая 2025, 03:50

Представитель ВМС Франции представил обширный план развития авианосного крыла страны до 2045 года.

Хотя этот план, вероятно, отражает лишь одно из возможных представлений о том, какие самолёты мы в будущем увидим на борту авианосца ВМС Франции, если у ВМС Франции вообще будет авианосец. Да, у Франции есть в теории единственный атомный авианосец "Шарль де Голль", который в настоящее время условно находится в эксплуатации (из одного ремонта в другой), и она, Франция, планирует построить ещё более мощный авианосец на замену ему примерно к 2038 году.

Вот просто хочется воскликнуть: "Месье, у вас есть Бордо и Анжу, зачем вам Лыхны и Апсны?".

План был представлен в виде слайда на брифинге, проведённом представителем ВМС Франции на Объединённом военно-морском мероприятии (CNE), которое состоялось в Фарнборо, что в Великобритании. Мероприятие проводилось по правилам Chatham House, что означает, что информацией можно свободно делиться, но личность докладчика не может быть раскрыта.

На слайде представлены три разные комплектации для авиакрыла авианосца ВМС Франции, начиная с 2038 года. Случайно или нет, но примерно в это время "Шарль де Голль" должен быть заменён на авианосец нового поколения Porte-Avions de Nouvelle Génération, или PA-NG.

Заострять внимание читателей на этом проекте пока нет никакого смысла, так как этот авианосец существует пока только на картинках. Строительство его планируется позже, а готовность ожидается лет через десять. Что там получится к указанному 2038 году — посмотрим, времени, сами понимаете, слишком много для того, чтобы сейчас делать какие-либо прогнозы.

Представитель ВМС Франции представил обширный план развития авианосного крыла страны до 2045 года. Хотя этот план, вероятно, отражает лишь одно из возможных представлений о том, какие самолёты можно будет увидеть на борту авианосца ВМС Франции в будущем, примечательно, что он включает в себя значительное количество беспилотных летательных аппаратов наряду с передовыми пилотируемыми самолётами (насчёт "передовых", если это будут "Рафали", есть много сомнений уже сегодня).

По состоянию на 2038 год авиакрыло по-прежнему базируется на двух основных типах самолетов, которые в настоящее время находятся на вооружении на борту "Шарля де Голля": многоцелевого истребителя Rafale M и самолета E-2D Hawkeye раннего предупреждения и управления в воздухе (AEW&C). Они показаны в комплекте с винтокрылым дроном, который, по-видимому, является Airbus Helicopters VSR700, но вообще нарисовать можно что угодно ради демонстрации концепции как таковой.

VSR700 разрабатывается довольно давно, а первый полет был совершен в 2019 году. Для ВМС Франции лётные испытания демонстрационной версии проводились на одном из фрегатов FREMM в 2023 году. Беспилотник предлагается использовать для разведки, наблюдения, целеуказания и рекогносцировки (ISTAR), а также для противолодочных операций, но он может выполнять и другие задачи, особенно на борту авианосца.

Правда, стоит отметить, что ЛТХ аппарат не блещет. Скорость у него неплохая, а вот в плане дальности и грузоподъёмности аппарат так себе. Виной тому дизельный двигатель, на которых Европа явно слетела со стопоров и пихает их куда можно и куда не стоило бы. С другой стороны – не на солнечных батареях – уже по нашим временам хорошо.

VSR700 во время испытаний садится на палубу фрегата FREMM

Существуют, правда, и другие альтернативы VSR700, в частности австрийский винтокрылый беспилотник Schiebel S-300, который запросто составит ему конкуренцию в борьбе за заказы ВМС Франции.

На слайде указано, что к 2038 году ВМС Франции будут использовать версию F5 истребителя Rafale M, которая будет обладать множеством новых возможностей по сравнению с текущей моделью F3. Версия F5 истребителя Rafale, которая будет выпускаться как в наземном, так и в палубном вариантах, вызывает очень неоднозначные ощущения.

В принципе, "Рафаль" — неплохой самолет, этакий крепкий середнячок. И сегодня он может вполне эффективно применяться против устаревших марок советских и американских самолетов, китайских усовершенствованных копий советских самолетов и так далее. Но (не раз это подчеркивал) любой реально современный самолет сделает из "Рафаля" отбивную.

И вот не сказать, что в конструкции самолета заложены какие-то глобальные ошибки, нет. Но в совокупности… Впрочем, в ближайшее время "Рафаль" снова будет у нас в прицеле вертеться, посмотрим, поговорим.

Планируется, что Standard F5 будет находиться на вооружении до 2060 года. Эта последняя версия самолёта будет ориентирована на совместные боевые действия, а также на вооружение нового поколения, в том числе на ядерное оружие наземного базирования следующего поколения ASN4G.

Собственно, а почему нет? F-15 в строю с 1976 года и пока на покой не собирается, более того, это один из лучших и опаснейших самолетов мира… Вот только "Рафаль" "Ударному орлу" ну совсем не конкурент, на мой скромный взгляд.

Ожидается, что другие новые виды вооружения для Standard F5 будут включать в себя преемников обычной крылатой ракеты SCALP и противокорабельной ракеты Exocet, при этом для последней рассматривается гиперзвуковая конструкция. Боеприпасы класса "воздух-воздух" должны включать в себя модернизированную ракету Meteor для применения за пределами прямой видимости.

Версия F5 также планируется к использованию вместе с новым беспилотным боевым летательным аппаратом (БПЛА) французской разработки, о котором тоже пока нет никаких подробностей.

Следующая конфигурация авиакрыла авианосца рассчитана на 2040 год, когда на вооружении будут находиться два новых типа беспилотников. На слайде они обозначены как беспилотный летательный аппарат (БПЛА) и беспилотный боевой летательный аппарат (ББЛА) и проиллюстрированы MQ-9 и демонстратором Dassault nEUROn соответственно.

Демонстрационный самолет nEUROn и Rafale M пролетают мимо "Шарля де Голля"

На данный момент в эксплуатации также останутся версии F5 Rafale M и E-2D.

Беспилотный летательный аппарат с изменяемой геометрией крыла, представленный в виде малозаметного летательного аппарата nEUROn, вполне может представлять собой беспилотник, который Франция планирует использовать как вместе с истребителем F5 Rafale, так и самостоятельно. Мы уже знаем, что эту программу беспилотников возглавит компания Dassault Aviation, которая будет опираться на опыт в разработке nEUROn.

Новый БПЛА уже заявлен как "дополняющий Rafale и пригодный для совместных боевых действий". Он также будет обладать характеристиками малозаметности, включая внутреннюю полезную нагрузку. Беспилотник будет иметь автономное управление с участием человека (в случае совместных операций — пилота Rafale).

По словам представителей Dassault, БПЛА UCAV "будет очень универсальным и сможет развиваться в соответствии с будущими угрозами". Ожидается, что его задачи будут включать подавление и уничтожение средств противовоздушной обороны противника (SEAD/DEAD), в чём "Рафалю" очень поможет малозаметный беспилотник типа "ведомый", который будет работать в связке с пилотируемым истребителем.

Демонстрационный дрон nEUROn

Сразу несколько "кислых" моментов, главный из которых то, что летчик "Рафаля", у которого в бою и так проблем до космоса, должен будет тратить время на управление беспилотником. Двухместные варианты "Рафаля" существуют, но выпускают их не то чтобы с трудом, но явно неохотно. И всё это неспроста: у двухместной машины еще больше слабых мест, чем у одноместной, а уж если мы говорим о палубном варианте, то там вообще тихий ужас под волнами. Как всё это будет реализовано — вопрос пока открыт, но он явно за пределами общемировой концепции применения "верных ведомых".

Что касается MQ-9, то Reaper наземного базирования уже состоит на вооружении Франции, но его производитель, компания General Atomics Aeronautical Systems, активно ищет способы адаптации дронов серии MQ-9 для использования на авианосцах. Компания разработала комплект крыльев, который превращает MQ-9B в большой палубный дрон, размещаемый на корабле и способный взлетать с укороченных ВПП. Она также продемонстрировала свой Mojave, специально разработанный для выполнения коротких взлётов и посадок, в том числе с различных авианосцев.

Если бы ВМС Франции заинтересовались размещением на борту своего авианосца дрона из более широкого семейства Q-1, это, безусловно, было бы даже перспективнее. Дрон такого типа мог бы также служить платформой для управления морскими операциями/противолодочной борьбы, а также выполнять другие функции, такие как бортовой радар раннего предупреждения и сетевой передатчик информации. В то же время в условиях низкой угрозы его можно было бы использовать даже для разведки и нанесения ударов.

Показанная конфигурация авиакрыла авианосца рассчитана на 2045 год, когда более значительные изменения преобразят облик самолётов на палубе авианосца ВМС Франции. Если, конечно, всё пойдёт по заранее намеченному плану.

В 2045 году авианосная авиация будет представлена военно-морской версией истребителя нового поколения (NGF). Он будет оснащён собственными дистанционно управляемыми носителями, которые всё больше будут стирать границы между крылатыми ракетами и беспилотными летательными аппаратами и будут наносить кинетические удары, а также нести другие типы полезной нагрузки.

Концептуальное изображение, демонстрирующее работу истребителя NGF с экипажем в составе "команды" удалённых носителей. MBDA

Уже не раз мы поднимали вопросы летательных аппаратов будущего, и здесь стоит повториться в плане того, что требование к NGF в плане возможности эксплуатироваться с авианосцев ВМС Франции создаст дополнительные трудности при проектировании, в первую очередь в виде шасси, способного выдерживать посадку на палубу, а также катапультного старта и тормозного устройства.

Планер также должен быть более прочным для эксплуатации на авианосцах, что увеличит его массу, и эти требования ВМС должны быть учтены при проектировании крыла и более эффективных поверхностей управления, чтобы обеспечить оптимальное применение на авианосце. По крайней мере, для этого потребуется специальный авианосный вариант, предназначенный для работы в таких условиях, что увеличит и стоимость, и сроки реализации проекта.

Также сообщалось, что NGF может быть слишком большим, чтобы его можно было легко разместить на "Шарль де Голль". Вес нового истребителя составит около 33 тонн по сравнению с примерно 27 тоннами у полностью загруженного "Рафаля". Увеличенный планер может обеспечить значительную дальность полёта, а также возможность нести значительную полезную нагрузку внутри. Однако, поскольку планируется, что новый авианосец будет доступен примерно с 2038 года, NGF, скорее всего, не придется отправляться на "Шарль де Голль".

Концептуальное изображение пилотируемого истребителя-невидимки NGF

В то же время версия F5 Rafale M и E-2D будут продолжать служить вместе с NGF, по крайней мере какое-то время. Rafale M также может стать потенциальной платформой для запуска беспилотных летательных аппаратов.

NGF разрабатывается как центральный элемент общеевропейской (Великобритания, Германия, Испания) боевой авиационной системы будущего (FCAS), которую не следует путать с одноимённой системой, разрабатываемой в Великобритании с участием Японии и Италии. Общеевропейская FCAS будет включать в себя беспилотные летательные аппараты, а также беспилотные исполнительные механизмы и вышеупомянутые беспилотные носители.

Возможно, самым интригующим является то, что беспилотный компонент авианосного авиакрыла 2045 года теперь также включает в себя беспилотный концепт-самолёт Airbus Wingman, который изначально не предназначался для авианосных операций.

Военно-морские силы Франции явно задумываются о потенциале истребительного малозаметного дрона в составе своего авианосного авиакрыла, а также о возможности его внедрения после создания БПЛА с крылом изменяемой стреловидности.

"Напарник", представленный компанией Airbus прошлым летом, также предназначен для выполнения совместных задач вместе с истребителями с экипажем. Он позиционируется как недорогое решение, стоимость которого в три раза ниже, чем у современного истребителя с экипажем, и которое можно быстро запустить в производство и поставить на вооружение.

Концептуальный самолёт Airbus Wingman, о котором стало известно ранее на этой неделе, был официально представлен на аэрокосмической выставке ILA в Берлине. Также стали известны более подробные сведения о программе, которая, по словам руководства Airbus, должна обеспечить себестоимость единицы продукции, эквивалентную одной трети стоимости современного истребителя с экипажем.

Полноразмерная модель Airbus Wingman

По данным Airbus, ВВС Германии "выразили явную заинтересованность" в беспилотнике такого типа, который мог бы работать в связке с пилотируемыми истребителями до поступления на вооружение общеевропейской системы FCAS.

Вариант MQ-9B с укороченным взлётом и посадкой

Опять же, следует отметить, что это всего лишь предположение о возможных конфигурациях авиакрыльев авианосцев до 2045 года, а не официальная программа. Тем не менее интересно видеть, что ВМС Франции рассматривают возможность использования различных типов дронов на борту своих авианосцев, в том числе истребителей-беспилотников Wingman и какой-то разновидности nEUROn или его эквивалента, которые при необходимости могут обеспечить мощные ударные возможности и играть роль вспомогательных летательных аппаратов.

Временная шкала также указывает на то, что Франция в первую очередь стремится представить более тяжёлый палубный БПЛА с пониженной заметностью и дополнительными возможностями для совместной работы, а не дрон типа "верный ведомый". Вероятно, одной из причин этого является необходимость сочетать не обладающий пониженной заметностью Rafale с более совершенным дроном-партнёром, чтобы в будущем оставаться востребованным в условиях ожесточённых боевых действий.

Дальность действия также, вероятно, является проблемой, поскольку радиус действия БПЛА обычно в несколько раз больше, чем у пилотируемых истребителей. Это ключ к повышению значимости авианосца в будущем. Также стоит отметить тот факт, что Китай, по-видимому, делает большую ставку на аналогичную концепцию, начиная с беспилотных летательных аппаратов палубного базирования, от которых ВМС США полностью отказались.

Французские военно-морские силы со своим всё более беспилотным авиационным крылом следуют более широким тенденциям в Китае, Соединённых Штатах и других странах.

Наземный истребитель Rafale B летит рядом с демонстрационным самолётом nEUROn

В прошлом ВМС США тоже заявляли, что хотят, чтобы беспилотные платформы составляли большую часть их будущих авианосных авиационных групп, и что до 60 процентов всех самолётов на каждом авианосце в ближайшие десять-двадцать лет будут беспилотными. Однако в последнее время ВМС говорили о снижении своих амбиций в отношении разработки и ввода в эксплуатацию палубных совместных боевых самолётов, по крайней мере, в отношении того, насколько быстро они могут быть внедрены.

Учитывая это, особенно примечательно то, что ВМС Франции рассматривают малозаметные БПЛА как часть своего будущего авиакрыла. Несомненно, интерес к малозаметным БПЛА растет по всему миру, в том числе для размещения на авианосцах. Будет интересно посмотреть, в каком направлении двинутся ВМС Франции, когда начнут собирать авиакрыло для своего авианосца нового поколения.

Пока же все смотрится очень неоднозначно: у нас на дворе 2025-й год, и у Франции, кроме картинок и планов, нет больше ничего. Нет нового авианосца, предварительные проектные исследования авианосца все еще не завершены. Более того, из-за отставания в графике разработок конструкция PA-Ng не будет окончательно утверждена до 2025 года. Решение о начале этапа разработки и производства будет принято не раньше, чем закончатся проектные работы, то есть никак не в конце 2025 — начале 2026 года, как было объявлено раньше. Если оно будет принято со "сдвигом вправо", будет сдвинут и десятилетний период, отведенный на постройку. То есть к 2036 году корабль готов не будет.

Оно понятно, что постройка такого корабля — дело не простое, и за эти десять лет в его конструкцию могут внести сотню изменений. И это, в принципе, нормально, потому что прогресс развивается сегодня так, что за эти десять лет могут много чего напридумывать. К такому развитию событий тоже надо быть готовым и предусмотреть возможность установки новшеств.

Ожидается, что корабль будет построен в Сен-Назере, на западном побережье Франции. Док Chantiers de l'Atlantique построил много славных кораблей ("Магистр оперы", "Владыка морей", "Королева Мария", "Симфония моря" и т.д.) для мирного мореплавания, и вот пришло время построить что-то для военных. Да, опыт был, эти "Мистрали", с которыми так обманули Россию, строились там же.

Первые ходовые испытания авианосца заявлены на конец 2035 или начало 2036 года, а передача флоту состоится в конце 2036/начале 2037 года. Если всё пойдет так, как надо, то PA-Ng вступит в строй в конце 2037 или начале 2038 года, когда "Шарль де Голль" будет выведен из эксплуатации.

Подытожим: когда будет построен этот авианосец, можно точно сказать, что дело нелегкое. И здесь, кстати, вопрос не только в том, построят к сроку новый корабль или нет, а в том, дотянет ли "де Голль" до этого момента.

Ведь ни для кого в мире не исключение, что авианосец "Шарль де Голль" — это плавучий критосборник всех времен и народов, обогнавший в этой категории даже российского "Адмирала Кузнецова" в плане поломок. Тут французскому кораблю можно припомнить всё, от просто шедевральных аварий до отравления радиацией членов экипажа.

Очень, честно говоря, сложная ситуация. Ведь реально "де Голль" просто может не дотянуть до того момента, как будет готов новый корабль, а сегодня боеспособность французского корабля под большим вопросом.

С самолетами не менее интересная история.

Совместная франко-германо-испанская программа истребителей следующего поколения Future Combat Air System (FCAS), несмотря на все ожидания, не приведет к созданию истребителя в течение более двух десятилетий.

То есть того самого самолета, на который рассчитывают в Минобороны Франции, в указанные сроки не будет. Генеральный директор французской аэрокосмической компании Dassault Эрик Траппье подробно рассказал о состоянии программы:

"Рубеж 2040 года уже пропущен, потому что мы уже застопорились, и обсуждения следующего этапа, безусловно, также будут долгими... Поэтому мы скорее нацелимся на 2050-е годы".

Таким образом, самолет поступит на вооружение примерно на 20 лет позже американских и китайских истребителей шестого поколения. Если вообще поступит, все прекрасно понимают, что за такое время может произойти всё, что угодно.

А отсутствие современных истребителей ставит под вопрос целесообразность разработки нового дорогостоящего авианосца. Ни для кого не секрет, что здесь очень непросто: "Рафаль" с перспективой прослужить еще 25 лет – это ненормально. Это совершенно не жизнеспособное воздушное крыло, что ни делай с "Рафалем".

Конечно, можно по примеру тех же британцев и итальянцев закупить F-35С, чтобы хоть как-то поддержать боеспособность морской авиации.

Другой вопрос: а зачем?

Франция не ведет ни с кем войн, которые потребовали бы присутствия авиации на большом удалении от ее территории. Франция не участвует флотом в операциях НАТО, если не считать участием то позорище, которое было в Сирии.

Тут, извините, авиакрыло с "Адмирала Кузнецова" совершило на 100% больше боевых вылетов на террористов, чем самолеты французского авианосца. Тем более, что "Рафали" вообще по-боевому не летали, только совершали тренировочные полеты.

Что может быть унылее и бестолковее, чем авианосец без самолетов? Даже палубные самолеты на берегу можно использовать как боевые единицы, а вот авианосец без самолетов – это "Синано". Примерно с таким же финалом и ролью беззащитной жертвы.

Действительно, вопрос "зачем Франции авианосец" — он хорош. Такой же вопрос неоднократно задавали и в сторону российского собрата. Авианосец — это инструмент проекции силы на большие расстояния. За 35 лет своего существования "Адмирал Кузнецов" принял участие в одной операции. С примерно нулевым итогом и двумя потерянными самолетами.

Если положить руку на сердце и включить мозг – крошечные (по сравнению с "Кузнецовым") малые ракетные корабли Каспийской флотилии с крылатыми ракетами нанесли урона намного больше. Ну а что сделали российские сухопутные летчики – и подавно сравнивать неудобно.

"Шарль де Голль" тоже изображал что-то такое. Примерно с тем же успехом. Вопрос только в том, что вообще забыли в Сирии французы, их туда никто не звал, если что. Но в целом, за 25 лет, авианосец тоже не особо блистал участием в военных операциях. В обеих, 2001 и 2015 годов, в основном принимали участие старые и ушедшие в том же 2015 году "Супер Этандары", самолеты в целом неплохие, просто древние. А вот "Рафали" как-то не отметились боями…

В общем, французам неплохо вообще было бы определиться, зачем им это корыто и что с ним делать дальше. Тактика, стратегия и так далее. Наводить порядок по миру, как США? Не смешно. Район Средиземного моря? Да он весь перекрывается с береговых аэродромов раз, а уж если реально надо Израиль от ракетных атак спасать, так для этого намного лучше годятся американские корабли и самолеты.

Время на подумать есть. Но если новый супер-авианосец французы будут строить с таким же тщанием и прилежанием, как строили "Шарля де Голля", то это судно лучше сразу назвать "Жак Ширак". Согласно принципу "Как вы яхту назовете", оно потонет, не отходя от пирса, сразу после спуска на воду. Не мучая никого, так сказать.

В остальном планы и картинки не заменят настоящих современных самолетов и безотказных кораблей. Пока что у Франции наблюдаются большие проблемы как с первым, так и со вторым. Чудо? Маловероятно. "Рафаль" уже через 10 лет будет откровенным музейным экспонатом, а будет ли на плаву "Шарль де Голль" — вообще вопрос на пяток миллионов евро.
topwar.ru
© ФГУП «ГосНИИПП», 1989-2025