21 мая 2025, 03:33
Да, на той стороне океана разворачиваются очень интересные события. За пассажами Дональда Трампа относительно F-47, F-22 Super и F-55 как-то очень тихо прошла информация о другом летательном аппарате. А между тем произошло эпохальное событие: Bell V-280 Valor получил официальное армейское название и "прописку". И это повлечет за собой целую череду последствий, вполне сопоставимых с Апокалипсисом.Но обо всем по порядку.Будущие штурмовики (вообще правильно – аппараты для тактических штурмовых операций) дальнего радиуса действия (FLRAA) армии США с поворотными винтами получат обозначение MV-75, о чём было объявлено на ежегодном саммите Army Aviation Association of America.В 2022 году армия выбрала конструкцию компании Bell, основанную на винтокрыле Osprey, под рабочим названием V-280 Valor, в качестве победителя конкурса FLRAA. История: FLRAA является частью программы Future Vertical Lift (FVL), первый летательный аппарат по программе FVL должен выполнять роль самолёта средней грузоподъёмности. Предлагаемый график программы FLRAA совпадает с графиком закупок FARA, которые также являются частью FVL. Суть – обновление транспортных летательных аппаратов для армии и КМП.Ожидается, что ВВС заменит значительное количество своих вертолётов H-60 "Блэк Хоук", в том числе часть вертолётов MH-60M для специальных операций, приписанных к элитному 160-му полку авиации специальных операций (SOAR), новыми MV-75. Принцип применения будет окончательно доработан к концу года и будет включать функции, упрощающие преобразование базовых вариантов в версии для специальных операций.Наверное, это потребует перевода. ВВС хочет получить как можно быстрее как можно больше новых летательных аппаратов с возможностью оперативной/полевой доработки под возникающие потребности.Что касается самого обозначения, то "M" означает "многоцелевой", а "V" указывает на то, что это конструкция с вертикальным взлётом и посадкой. Использование префикса "M" для базового варианта FLRAA интересно, учитывая, что предыдущие армейские транспортные вертолёты, такие как "Блэк Хоук" и "Чинук", имели обозначения, начинающиеся с "U" для транспортных целей или "C" для грузовых. Обозначение "многоцелевой" здесь может отчасти отражать функции для специальных операций.Армия, возможно, также ожидает, что базовая конструкция FLRAA будет легче адаптироваться к другим задачам, таким как эвакуация раненых. Армейские вертолёты, используемые для этих задач, часто имеют префикс "H", указывающий на поисково-спасательные операции.Официальное объявление о присвоении обозначения MV-75 аппарату проекта FLRAA связано с тем, что армия стремится ускорить внедрение этих конвертопланов. Служба считает, что повышенная скорость и дальность полёта, которые обеспечивают конвертопланы по сравнению с вертолетом Black Hawk, особенно важны для любого будущего крупномасштабного конфликта в Тихоокеанском регионе.Тут кто о чём, а американские военные — о войне на Тихом океане.Однако стоит отметить, что как раз для действий в таком регионе, с его огромными расстояниями, MV-75 подходит намного больше, чем старина "Блек Хоук". Новый аппарат быстрее (520 км/ч крейсерской скорости против 250 км/ч у вертолета), летит дальше (около 1000-1200 км против 500) при той же грузоподъемности. Плюс MV-75 планируется оснащать двигателями Rolls-Royce T406/AE 1107C, используемыми в Osprey, что позволит значительно упростить обслуживание аппарата.И вообще – экономия сегодня в США на первом месте.Цель армии понятна: там хотят, чтобы MV-75 начали поступать на вооружение к 2030 году, но недавно было объявлено, что теперь они стремятся устроить это к 2028 году. Более того, были опровергнуты сообщения о том, что программа FLRAA может быть сокращена или даже отменена в рамках более масштабной реструктуризации вооружённых сил.То есть сокращения, обещанные Трампом, будут, но не в отношении MV-75. 101-я воздушно-десантная дивизия, ведущее воздушно-десантное подразделение армии, станет первым подразделением, получившим MV-75. 101-я дивизия уже начала подготовку к получению будущих конвертопланов, которые, по словам официальных лиц, полностью изменят характер её операций. 160-й SOAR также планирует использовать MV-75, но это должны быть версии, специально сконфигурированные для специальных операций.Если все пойдет так, как хотят в армии, первые серийные MV-75 могут начать поставляться задолго до конца десятилетия.Дэниел Мэтьюз, советник по связям с общественностью заместителя начальника штаба Сухопутных сил, сказал в отношении MV-75: "Это конвертоплан вертикального взлёта и посадки средней грузоподъёмности, предназначенный для тактических штурмовых операций и медицинской эвакуации, который обеспечит армию высокоскоростными самолётами дальнего радиуса действия, способными выжить в условиях боевых действий".И вот здесь начинаются определенные сомнения. Насчет "тактических штурмовых операций".Нет, сомнений в том, что MV-75 в состоянии переместить и высадить два отделения пехоты, нет никаких. Этот аппарат может применяться точно так же, как и V-22 Osprey, хотя последний несколько больше в размерах и способности перевозить груз. Но тут вообще много нюансов, а если всерьез – Bell Helicopters проделала огромную работу над ошибками, создав V-280. Несмотря на внешнее сходство, Bell V-280 Valor и V-22 Osprey отличаются конструкцией, техническими характеристиками, особенностями эксплуатации и обслуживания и, самое главное, стоимостью. Конструктивно главное отличие аппаратов в том, что V-280/MV-75 имеет двигатели, которые остаются при любом режиме полета неподвижными в горизонтальном положении, как у нормального самолета, а наклон роторов осуществляется за счёт системы подвижных приводов. Это реально большой шаг вперед, который и открыл аппарату дорогу к использованию в качестве оперативно-тактического транспортного средства. Как мы помним, у V-22 Osprey двигатели поворачиваются вместе с роторами, что очень сильно ограничило возможности этого летательного аппарата. MV-75 проще в обслуживании благодаря такому подходу к установке двигателей: поворачиваются только роторы и валы, что снижает нагрузку на конструкцию и упрощает ремонт. Далее, это существенно улучшает аэродинамику аппарата, что положительно сказывается на скорости и маневрах в стиле вертолета: MV-75 великолепно может "валить боком" на большой скорости.И, в отличие от Osprey, MV-75 может лететь на одном двигателе. Если в первый двигатель прилетит что-то неприятное ("Игла", например), то за счет карданного вала, которым связаны двигатели, можно привести второй ротор в работу. Лететь, конечно, будет хреново, но это намного лучше, чем падать, крутясь вокруг уцелевшего двигателя.Кроме того, горизонтально расположенные двигатели дают возможность нормально высаживать десант через боковые двери при помощи канатов на зависании. У V-22 это делать было весьма проблемно, так как от двигателей вниз-вниз-назад долбили две струи горячих выхлопных газов, что делало процедуру высадки как минимум неприятной, как максимум — опасной. Вот, собственно, и все отличия. Есть еще мелочи типа более современных материалов в конструкции MV-75, которые сделали аппарат легче.В общем, MV-75 как преемник V-22 оказался более легким, быстрым и дальнобойным. Этого достаточно, чтобы у аппарата появился шанс на долгую службу. Тем более, что, имея небольшое преимущество в скорости (на 40 км/ч), MV-75 может пролететь в три раза большее расстояние, чем V-22. 1400 км вместо 400. Ну и цена. MV-75 оценивают в 30–40 млн долларов, в то время как V-22 стоит, по разным оценкам, от 70 до 110 млн долларов, и вот эта разница весьма существенна.Что же касается тактического штурмового применения, то здесь у нас некое расхождение между смыслом и переводом. В американской прессе MV-75 назвали "штурмовиком", но несколько не то, что мы привыкли понимать под этим термином. Это, естественно, не самолет переднего края типа А-10, это инструмент доставки штурмовых групп и подразделений специального назначения максимально ближе к месту выполнения боевых задач или обратная эвакуация после окончания работы.Либо второй вариант — транспортировка раненых с переднего края в места более спокойные для оказания полноценной медицинской помощи. Это не менее важная способность, а для многих и даже более насущная.Что касается применения в современном военном конфликте, то есть не против террористов, у которых будут в лучшем случае ПЗРК с полуобученными операторами, а против нормальной такой армии, у которой есть всё или почти всё для того, чтобы устроить из линии фронта нечто непролетаемое.В таком конфликте, как на Украине, вертолет себя чувствует совсем плохо. Слишком много врагов, слишком много слабостей. Главная проблема – очень горячий выхлоп вкупе с маленькой (по самолетным меркам) скоростью – и вот уже по вертолетам успешно работают даже ПТУРами. О ПЗРК/ЗРК мы не говорим, увы, но факт: сегодня обидеть вертолет может кто угодно. А вот "грозой танков" вертолет быть перестал, уступив дронам практически без боя.Сегодня ударный вертолет в современном боевом конфликте – это очень неосмотрительная трата ресурсов, в том числе и летных кадров, при достаточно низкой эффективности. Ну мы же не станем называть высокой эффективностью пуск пачки НАРов с кабрирования в сторону противника, не так ли?Транспортный вертолет по-прежнему имеет большую ценность, потому что, в отличие от самолета, он способен доставить бойцов, боеприпасы, воду и продукты туда, где самолет не сможет приземлиться. Ну и вывезти обратно раненых, с большой долей вероятности сохранив тем самым им жизнь.Проблема транспортного вертолета также: низкая скорость, тепловой портрет (особенно ночью), который дает возможность противнику обнаружить и навестись, небольшой радиус действия.В этом плане конвертоплан, имеющий скорость и дальность в 2-3 раза больше, чем у вертолета, и такие же возможности в плане маневрирования и посадки в неприспособленных для этого местах, может оказаться более эффективной машиной.Американцы молодцы: пытаются выжать из современных достижений своих конструкторов максимум. И, возможно, у них получится развить по полной программе линейку этих летательных аппаратов. По крайней мере, в свое время "Оспри" смотрелся этакой невнятной кракозяброй класса "ни туда ни сюда", но в процессе 20 лет службы он показал, что если не ломается и не стоит в ремонте – это весьма полезный аппарат. Взлетает и садится так же, как вертолет, в том числе и на палубу авианосца или УДК, летит как самолет, правда, дальность была не самолетная.Вот теперь у MV-75 есть шанс показать, что за 20 лет в компании Bell прошли весьма длинный и плодотворный путь. Который принесет компании не один миллиард прибыли.Но есть еще вторая сторона этих событий. "Sikorsky Aircraft", фирма, основанная великим русским конструктором Игорем Ивановичем Сикорским, много лет, даже десятилетий была важнейшим поставщиком вертолетов в вооруженные силы США. Ну а самой известной и почитаемой машиной, естественно, надо считать UH-60 Black Hawk, который в следующем году будет отмечать юбилей (это 50 лет) на службе Соединенным Штатам.И сегодня благополучие, да и что там, само существование компании Sikorsky Aircraft зависит от государственных контрактов. Армия, флот, нацгвардия, Корпус морской пехоты – везде можно увидеть UH-60 на службе в различных ипостасях.Но русская пословица говорит о том, что сколь веревочке не виться, а конец будет. И вот в 2019 году Пентагон начал программы "Future Long-Range Assault Aircraft" и "Future Vertical Lift", которые по сути своей подразумевали разработку замены "Черному Ястребу". Три года шла подковерная и полигонная война, испытания, проверки, обеды с лоббистами (это не смех, это нормальная практика в США, очень важная, а главное — результативная), и в итоге разработка Sikorsky Aircraft и Boeing, прототип штурмового вертолета SB-1 Defiant, проиграл контракт стоимостью 1,3 миллиарда долларов конвертоплану компании Bell Textron под названием V-280 Valor. Мы тогда об этом писали, действительно, вызвало немалое удивление, как, по сути, ударный вертолет проиграл конкурс откровенно транспортному агрегату с большими винтами. Там изначально было все не так просто и попахивало более чем странно.С течением времени как-то стало ясно, что парни из Bell на высоком уровне пообещали большим парням из ВВС, что из V-280 легко можно будет сделать ударную машину. Это значит, что в перспективе V-280 заменили бы не только около 2000 "Черных ястребов", но и примерно 1200 ударных "Апачей" к 2030 году. Фантастика? Похоже на то…Так-то всё довольно логично: один летательный аппарат в роли ударного, десантного, медицинского, транспортного и так далее – мечта любого авиационного командования, потому что нет нужды шарахаться в плане логистики и ремонта по всей территории США. Драматичным моментом в этой истории является то, что судьба завода Sikorsky Aircraft в Коннектикуте и 6000 сотрудников зависели от этого контракта.Детище Sikorsky Aircraft, SB-1 Defiant, вышло не то чтобы хуже, чем V-280 Valor, он просто был создан под другие задачи. Задачи ударного вертолета.Да, скорость у SB-1 была немного ниже, 460 км/час против 520 км/ч, дальность полета до 424 км. Это изрядно меньше, чем у MV-75, но ударному вертолету это и не требовалось.Машины Bell и Sikorsky Aircraft имели одинаковый максимальный взлетный вес около 14 т. Экипаж вертолета SB-1 Defiant так же, как и у конкурента, состоял из 4-х человек, а десантный отсек вмещал 12 десантников. То есть всего на 2 человека меньше, чем Valor. Да, конвертоплан имел внешние подвесы, на которые можно было подцепить, например, гаубицу или легкий автомобиль весом до 4 тонн. У ударного вертолета, понятно, таких опций не предусматривалось.Первоначальный проект компании Bell был направлен на создание машины для доставки войск и грузов. Однако руководство компании заверило военных, что в итоговой конфигурации ударный вариант, который проходил в разработках как AV-280, сможет производить пуски ракет, сбрасывать бомбы и даже запускать небольшие БПЛА как на зависании, так и в режиме горизонтального полета.Насколько это реально, покажет время, ведь до указанного 2027 года не так далеко, хотя что там, 2030-й, когда MV-75 должен насытить ряды ВВС всех видов вооруженных сил США, они не за горами.Если смотреть пристально, то замена UH-60 на MV-75 выглядит очень даже логично. Конвертоплан на голову превосходит вертолет по всем показателям, а вот переделка транспортной машины в условно боевую – это совсем другой расклад.Возьмем в качестве примера такую машину, как Ми-8. Ми-8 – это понятно, рабочая лошадка ВВС с 1965 года, тут и "Черный ястреб" нервно клюет в сторонке. Версия Ми-8МТВ-5 (модернизированный, транспортный, вооруженный) – это вполне современный многоцелевой военно-транспортный вертолёт, предназначенный для перевозки личного состава и его огневой поддержки при высадке.Вертолет может оснащаться тепловизионной техникой ночного видения, бронированием кабины экипажа и вооружением. На базе Ми-8МТВ-5 был создан транспортно-штурмовой вариант Ми-8АМТШ с более мощными двигателями ВК-2500-03, более мощной вспомогательной установкой ТА-14, автоматом выброса ловушек-целей, датчиками, броней для экипажа, бронированными топливными баками.А что с вооружением? А вот смотрим:- два места под установку 7,62-мм пулеметов, одно в носу, второе в кормовой части;- два места под контейнеры с 12,7-мм пулеметами или 23-мм пушками ГШ-23Л;- два блока с ракетами С-8 (неуправляемые);- два блока с ПТУР "Атака" (2 х 4 шт.) или "Игла-С";- вместо НАР или ПТУРов можно на 4 точки подвесить 4 бомбы ФАБ-250.И как, если в целом? Ну да, так себе. Даже несмотря на двигатели ТВ3-117ВМ мощностью 2000 л.с., скорость у вертолета меньше, чем у Ми-8Т, оснащенного двигателями мощностью 1500 л.с. Всё правильно, за дополнительный вес приходится платить именно так.Но оставим этот пример, как пример он хорош. И главное – показывает, как при всем желании из транспортного вертолета не получится сделать полноценный ударный. Слишком много надо привнести (радар, прицельные комплексы, ОЛС) по сравнению с исходной конфигурацией. Потому у нас транспортные вертолеты – это одно, а ударные – это другое.Если в США хотят сделать иначе — да кто ж им запретит?Возьмут MV-75, навесят брони экипажу, бронестекла, забронируют двигатели (привет, развесовка), а там еще и крылья усиливать, возможно, придется… Двигатель — он не легкий, и на самом конце крылышка как бы. Решать вооружение и прицеливание при помощи контейнерных установок? Не вопрос. Просто ударный вертолет — он как бы воюет, да. Немаловажный такой нюансик. И когда он летит над полем боя, в него стреляют все, кто только может себе это позволить. Потому всё, что будет болтаться под пузом, тоже надо бронировать. Ну хотя бы из тех соображений, что 7,62-мм пулька, попавшая в контейнер с РЛС, может немножко ослепить боевую машину. А снарядик 30-мм от БМП в контейнер с пушкой и боекомплектом просто катапультирует летчиков. То, что они головами потолок пробьют, — это, конечно, неприятность, но пережить ее будет непросто.То есть всё то же самое — броня, броня, оружие, боекомплект, средства наведения, а еще и комплекс обороны расширенный неплохо было бы поставить, чтобы хотя бы ловушками мог по умолчанию откидываться…И вот вам уже не 14 тонн, а все 17, а то и больше. И скорость не 520 км/ч, а 450 в лучшем случае. И дальность не 1 400 км, а 800–900. И цена, цена! Понятно, что мы тут не на пару миллионов насчитали! То есть от 30–40 мы идем дальше, к волшебной цифре 50! И это нормальная цифра, которая будет включать в себя стоимость всего вышеперечисленного.А "Черный ястреб" стоит пока что 23 миллиона…Итого. За все виды войск США можно, с одной стороны, порадоваться, потому что они получат явно неплохую и современную транспортно-десантную машину. Насчет ударной — сомнительно. Это будет как с нашим Ми-8 — бахнуть сможет, но толку с того немного.А вот то, что этот проект напрочь пришибет детище Игоря Сикорского… С одной стороны, конечно, жаль. Наш гениальный соотечественник много сделал для мировой авиации, и если созданная им фирма, просто говоря, загнется, для истории это будет потеря.Но для нас как раз тот случай, когда всё неплохо. Отсутствие у вооруженных сил США в будущем проверенных десятилетиями вертолетов — это нам только на руку. Да и не только нам.Так что, возможно, единственным объектом, который погибнет от штурмовых действий нештурмовика MV-75, будет завод по производству вертолетов. Одобряем. Тот случай, когда нет худа без добра.