Производство и коммерческие успехи бронемашин Patria 6x6
08 апреля 2025, 04:24
Шасси Patria 6x6 без дополнительного оснащенияВ середине десятых годов финская компания Patria Group разработала перспективную колесную бронемашину Patria 6x6. Её вывели на международный рынок и вскоре сумели заинтересовать целый ряд различных заказчиков. К настоящему времени машина дошла до серийного производства и выпускается в нескольких комплектациях. За прошедшее время построено не менее 200 единиц техники, имеются заказы почти на 700, и ожидаются новые контракты.
Новая платформа
Работы по проекту Patria 6x6 шли в середине десятых годов, и их целью было создание новой бронемашины с широкими возможностями. В первую очередь, её рассматривали как бронетранспортёр для перевозки, защиты и огневой поддержки пехоты. Кроме того, БТР мог стать платформой для размещения различных боевых модулей, специального оборудования и т.д.
Впервые прототип новой машины в конфигурации БТР был представлен на французской выставке Eurosatory 2018. В следующем году на другом мероприятии продемонстрировали самоходный миномёт с боевым отделением Nemo. В дальнейшем неоднократно представляли и иные варианты техники на общем шасси.
Уже в 2018 г. сообщалось, что опытная машина Patria 6x6 успешно проходит испытания и вскоре завершит их. На рубеже десятилетий планировалось начать серийное производство. В связи с этим компания-разработчик начала рекламную кампанию в поисках покупателей. Более того, Patria Group предложила заинтересованным сторонам строить технику вместе.
Технические особенности
В исходной конфигурации Patria 6x6 представляет собой боевую бронированную платформу с трёхосным шасси. Внутри её корпуса имеется объёмный отсек для размещения людей или специального оснащения. На крыше могут монтироваться боевые модули разного рода. В целом речь идёт об универсальной платформе, на которой можно построить технику требуемого типа.
Бронетранспортёр с пулемётной турельюМашина имеет сварной бронекорпус характерного вида. В носовой части помещено отделение управления с остеклением большой площади и собственными дверями в бортах. За ним находится моторный отсек, а корма отдается под десантное отделение или под размещение необходимых средств.
В базовой комплектации корпус соответствует 2 уровню защиты по стандарту STANAG 4569. Обеспечена круговая защита от 7,62-мм автоматных пуль или от подрыва 6 кг тротила под колесом и днищем. Предусматривается установка накладного бронирования, повышающего защиту до 4 уровня. В такой конфигурации бронеплатформа защищена от 14,5-мм пуль и 10-кг мин.
Без дополнительной брони и боевого модуля Patria 6x6 имеет длину 7,5 м, ширину 2,9 м и высоту 2,5 м. Сухая масса конструкции — 15,5 т. Максимальная боевая масса зависит от конфигурации и потребностей. Так, машина сохраняет возможность плавания до массы 21,5 т. Ходовая часть базовой конструкции позволяет довести боевую массу до 22 т., а усиленная увеличивает этот параметр на 2 т.
Машина оснащена дизельным двигателем Scania DC 09 мощностью 394 л.с. Трансмиссия фирмы ZF распределяет момент на все шесть колёс. Шасси имеет независимую подвеску на поперечных рычагах с вертикальными пружинами. Возможна установка дополнительных гидропневматичеких амортизаторов. Они позволяют увеличить максимальную массу на 2 т. Для движения по воде предусмотрены два кормовых гребных винта.
Сообщается, что Patria 6x6, в зависимости от комплектации, на шоссе развивает скорость не менее 100 км/ч. На воде достигается скорость до 8 км/ч. Запас хода зависит от боевой массы и достигает 650-700 км. Кроме того, комплектация и масса влияют на проходимость.
БТР с дистанционно управляемым боевым модулемМинимальный экипаж Patria 6x6 состоит из двух человек — водителя и командира. При использовании разных боевых модулей в экипаж включаются оператор-наводчик и, при необходимости, заряжающий. Размеры десантного отделения позволяют разместить до 8-10 человек.
На крыше корпуса машины могут устанавливаться различные боевые модули. В варианте бронетранспортера Patria 6x6 оснащается турелью или дистанционно управляемым модулем с пулемётом нормального или крупного калибра. Также демонстрировались модули с малокалиберной
артиллерией и миномётом.
На базе Patria 6x6 могут создаваться машины вспомогательного назначения. За счёт различного оборудования в десантном отделении платформа превращается в командно-штабную, санитарную или иную машину. Объёмы десантного отсека позволяют разместить разнообразное оснащение и несколько рабочих мест.
Общая бронемашина
В конце десятых годов Финляндия выступила с инициативой об организации международной производственной кооперации. Европейским странам предложили присоединиться к программе выпуска "общей системы бронемашин" Common Armoured Vehicle Systems (CAVS).
В рамках такой программы предлагалось разделить процесс производства бронемашин между несколькими странами. В частности, окончательную сборку техники предлагалось осуществлять на производственных мощностях страны-заказчика.
В начале 2020 г. было подписано первое соглашение в рамках CAVS. Участниками программы стали Финляндия, Латвия и Эстония. Латвия сразу же начала подготовку производственных мощностей для сборки машин, и через несколько лет приступила к их сборке. В то же время, вскоре эстонская армия разочаровалась в финской бронированной платформе, вышла из программы и решила закупить иную технику.
Первые БТР латвийской сборки, август 2024 г.В июне 2022 г. о своём желании присоединиться к международной программе объявили Германия и Швеция. В начале 2025 г. интерес к программе и финским бронемашинам проявила Великобритания. Последней на данный момент страной, раскрывшей свои планы участия в CAVS, стала Дания. Это произошло 1 апреля 2025 г.
Финская сторона предлагала свою программу CAVS всем желающим без каких-либо ограничений. Тем не менее, только несколько стран воспользовались этим предложением, и одна из них довольно быстро вышла из совместного проекта. Остальные продолжают работу, принимают необходимые меры и в недавнем прошлом начали получать первые желаемые результаты.
Заказы и поставки
Фактически ервым заказчиком бронетранспортёров Patria 6x6 стала Латвия. Она разместила свой заказ одновременно с запуском программы CAVS. Контракт предусматривал поставку 200 бронемашин после 2021 и до 2029 г. В конце 2024 г. заказ дополнили — латвийской армии требуется 56 КШМ на том же шасси.
Часть латвийского заказа выполнила финская промышленность. Параллельно шла подготовка локального производства. Первую партию БТР, собранных в Латвии, передали заказчику в августе 2024 г. Теперь именно местная промышленность должна будет выполнить основную часть оставшегося заказа.
В апреле 2023 г. вторым покупателем техники стала Швеция. Она заказала 20 новых БТР с поставкой до конца года. Эту технику планировалось использовать в рамках войсковых испытаний и с целью наработки опыта эксплуатации. По итогам этих мероприятий, машина Patria 6x6 получила высокую оценку.
БМП с малокалиберным орудиемВ марте 2024 г. шведская армия выдала заказ на основную партию из 321 изделия Patria 6x6. Для неё построят БТР, КШМ и санитарный транспорт. Поставки должны были начаться в 2025 г. и завершиться до конца десятилетия.
В июне 2023 г. вооружённые силы Финляндии заказали для себя 91 БТР, а также выдали опцион на 70 машин. Первые бронетранспортёры ожидались до конца года, и эти планы были успешно выполнены. В январе и сентябре 2024 г. финская сторона выдала дополнительные заказы на 41 и 29 БТР, тем самым закрыв опцион.
Осенью 2023 г. бронетранспортёр Patria 6x6 включили в конкурс Бундесвера по поиску замены для старых броневиков TPz Fuchs и БТР M113. В 2024 г. финскую платформу признали наиболее удачной, после чего началась подготовка к закупкам. Так, в январе 2025 г. Германия начала консультации по будущему контракту. В общей сложности она хочет приобрести 1000 новых бронемашин, но в первый контракт войдут только 300. Их должны поставить в течение нескольких следующих лет.
Также осенью 2023 г. начался конкурс по замене устаревших разведывательных машин LGS Fennek. Финская компания не смогла победить в нём. Сейчас Бундесвер ведет переговоры с поставщиком из другой страны.
Согласно последним
новостям, очередным покупателем Patria 6x6 станет Дания. Ей необходимо 130 таких машин в базовой конфигурации БТР. Первая партия ожидается уже в этом году, а оставшаяся техника будет передана в течение нескольких следующих лет.
Самоходный миномет Patria 6x6 NemoВ январе Финляндия и Великобритания завершили предварительные переговоры и подписали меморандум о взаимопонимании. Предполагается, что в ближайшее время они проведут новые консультации, по итогам которых подпишут полноценный контракт на поставку бронетехники. Впрочем, даже примерные его объёмы и стоимость пока остаются неизвестными.
Коммерческий успех
К настоящему времени Patria Group получила заказы в общей сложности на 888 бронемашин линейки Patria 6x6 всех модификаций. Кроме того, готовятся немецкие заказы на 300 и 700 единиц, а также идут переговоры с Великобританией.
Не так давно компания-разработчик проводила очередную выставку своей продукции, в ходе которой похвасталась последними успехами. Так, на сегодняшний день построено и передано заказчикам более 200 машин нового семейства. Их строительство продолжается, и выполнение ранее полученных заказов является лишь делом времени.
Таким образом, бронированная платформа Patria 6x6 демонстрирует хорошие коммерческие результаты. Она уже привлекла внимание четырёх зарубежных стран, не считая Финляндию, и список покупателей в ближайшее время пополнится. При этом речь идёт о достаточно больших объемах производства по меркам современной европейской промышленности.
В целом, Patria 6x6 может претендовать на звание одной из самых коммерчески успешных современных финских разработок. Однако текущая ситуация в Европе может накладывать определённые ограничения как на заказчиков, так и на производителей. Удастся ли компании справиться со всеми полученными заказами, покажет время.