Счётная палата Конгресса США о проблемах американской авиации
25 марта 2025, 03:27
Счётная палата Конгресса США (Government Accountability Office) провела очередную проверку состояния вооружённых сил и вновь пришла к неутешительным выводам. Все основные виды вооружённых сил сталкиваются с теми или иными проблемами и трудностями, которые угрожают их готовности и эффективности. В частности, заметные затруднения присутствуют у военной
авиации, и связаны они, главным образом, с нехваткой личного состава.
Ведомство рекомендует
12 марта GAO выпустила ежегодный доклад "Military Readiness" ("Военная готовность"). Документ получил говорящий подзаголовок "Implementing GAO's Recommendations Can Help DOD Address Persistent Challenges across Air, Sea, Ground, and Space Domains" — "Использование рекомендаций Палаты поможет Минобороны противостоять вызовам в воздухе, на море, на земле и в космосе".
Авторы доклада пришли к негативным выводам. Они отмечают, что в течение последних двух десятилетий военный потенциал США постепенно деградирует. Вооружённые силы сталкиваются с различными трудностями и в силу разных причин не успевают реагировать на них. Эти процессы затрагивают все виды сил и рода войск.
В своем докладе Палата перечисляет основные недостатки различных структур вооружённых сил и предлагает рекомендации по их устранению. Заметное место в этом, по понятным причинам, занимают ВВС — они являются "длинной рукой" вооружённых сил, и от их деятельности прямо зависит проекция силы.
Важно отметить, что GAO не только выявляет проблемы Пентагона, но и предлагает пути их решения. В общей сложности было разработано около ста рекомендаций, охватывающих все структуры вооружённых сил. Некоторые из них опубликованы в открытой версии доклада, тогда как другие являются секретными и содержатся в более полной версии документа.
Нехватка специалистов
Одной из главных предпосылок к деградации вооружённых сил, наблюдаемой в последние годы, GAO называет хроническую нехватку личного состава с требуемым уровнем подготовки. Эта проблема присутствует во всех структурах, в т.ч. в военно-воздушных силах и других видах авиации.
Прежде всего, не хватает специалистов, отвечающих за эксплуатацию авиационной техники. Это приводит к невозможности своевременного и полномасштабного обслуживания тех или иных самолётов, вертолётов и беспилотных летательных аппаратов. Как следствие, сокращается готовность авиации к выполнению всех основных задач.
В открытой версии доклада GAO не публикует конкретные цифры, но приводит несколько характерных примеров такой ситуации. Так, проблемы имеются даже у дальней авиации. Некоторые работы по обслуживанию бомбардировщиков B-2 могут выполнять лишь несколько сертифицированных специалистов. В результате за последние 10 лет (с 2015 по 2024 финансовые годы) лишь четыре года
флот бомбардировщиков соответствовал требованиям готовности.
Нехватка техников наблюдается и в военно-транспортной авиации. На многих базах не хватает специалистов по обслуживанию самолётов C-130H/J. Из-за этого процесс подготовки к вылету может затягиваться в 1,5-3 раза, что накладывает дополнительные ограничения. В частности, возникают трудности с организацией посменной работы. За последние 10 лет только один год парк C-130 показывал требуемую готовность.
Схожие проблемы испытывают и другие виды авиации. GAO указывает, что авиация ВМС не смогла обеспечить нормальную эксплуатацию самолётов радиоэлектронной борьбы EA-18G. У ВМС нет достаточного количества специалистов по специальному электронному оснащению, которые могли бы обслуживать технику на базах и в море. За последние 10 лет парк EA-18G ни разу не выходил на заданный уровень готовности.
Вертолетные части национальной гвардии имеют те же проблемы. Они не смогли наладить обслуживание и эксплуатацию вертолетов CH-47. Отмечается, что в этом случае также наблюдается нехватка постоянно занятых специалистов.
В целом ситуация выглядит тяжелой. В настоящее время на вооружении Пентагона состоит 45 типов самолётов и вертолётов. Техника только 3 типов в прошлом финансовом году показывала требуемый уровень готовности. По 27 типам отставание не превысило 10% от целевых показателей, а остальные продемонстрировали результаты еще хуже.
Пилоты на земле
Существующие ограничения разного рода приводят к сокращению количества и интенсивности полётов. В последние годы средний налёт на одного пилота постоянно сокращался. При этом в некоторых структурах он уже упал ниже требуемого уровня.
14 марта тему недостаточной лётной подготовки дополнила британская газета The Telegraph. Ссылаясь на американских пилотов, она раскрыла новые подробности этой проблемы. Так, утверждается, что авиации США не хватает инструкторов, и это обстоятельство затрудняет обучение новых лётчиков и переподготовку действующих военнослужащих.
Между учебными вылетами может проходить несколько месяцев или более, вплоть до года. Из-за этого пилоты теряют навыки, что может быть серьезной угрозой для безопасности и для эффективности военной авиации.
Закупки и результаты
Пентагон продолжает закупать истребители F-35 различных модификаций для ВВС, ВМС и КМП. К настоящему времени в строй введено более 700 машин этого семейства. Однако вооружённым силам пока не удалось наладить полноценную эксплуатацию данной техники и достичь требуемых показателей готовности.
Из-за технических проблем, сложностей в организации работ и т.д. процесс освоения F-35 отстает от графика. По данным Счётной палаты, в 2024 финансовом году парк самолетов F-35A, принадлежащий ВВС, продемонстрировал уровень готовности в 36,2%, тогда как требуется 64% и более. Ситуация в КМП ещё хуже: от него требуется 60% готовности при фактических 14,9%. ВМС пока удаётся поддерживать готовность на уровне 22% при аналогичных требованиях.
Специалисты GAO определили причины, по которым новая техника показывает недостаточные результаты. Это общая сложность и дороговизна самолётов F-35 и их эксплуатации, а также недостаток квалифицированного персонала для работы с ними. Кроме того, существуют серьёзные недостатки в организации обслуживания и эксплуатации. Например, неправильно организована система заказов и поставок запчастей для самолетов, двигателей и других агрегатов. В очередной раз Палата предлагает меры по оптимизации этих процессов, которые должны помочь ускорению и удешевлению эксплуатации техники.
Вопросы развёртывания
GAO напоминает, что в течение последних 20 лет боевая авиация США регулярно проводила развёртывание на удалённых и заморских базах. Там самолёты и вертолёты участвовали в учениях или в реальных военных операциях. Постоянная работа такого рода в итоге серьезно ударила по возможностям ВВС, ВМС и КМП в контексте развёртывания. Готовность к переброске на новые базы и театры постепенно сокращалась.
Сейчас для решения этой проблемы внедряется новый подход к развёртыванию и ротации, известный как Air Force Force Generation (AFFORGEN). Этот принцип используется в ВВС, их резерве, а также в Нацгвардии. Главная цель новой программы — стандартизировать графики развёртывания и службы подразделений, учитывая необходимость отдыха, подготовки и обучения. Предлагается цикл из четырёх периодов разного назначения. Подразделения и части должны сменять друг друга на удалённых базах и возвращаться к месту постоянной дислокации.
Тем не менее, AFFORGEN сталкивается с некоторыми трудностями. Например, некоторые части и соединения ВВС не располагают достаточным количеством техники и персонала для посменной работы на удалённых базах. В связи с этим GAO предлагает доработать типовой график с учетом специфики таких формирований.
Счётная палата указывает, что рекомендации по улучшению системы развертывания были даны ещё прошлой осенью. Однако Пентагон пока не принимал реальных мер, из-за чего основные проблемы сохраняются.
В процессе решения
Таким образом, Счётная палата Конгресса постоянно следит за состоянием вооружённых сил, как в целом, так и отдельных их компонентов. Она занята поиском проблем и затруднений, требующих реакции, а также предлагает способы их решения. Очередной доклад и список рекомендаций выпустили несколько дней назад.
Что будет дальше, понятно уже сейчас. Пентагон примет доклад GAO к сведению и даже пообещает прислушаться к нему. Действительно, он использует некоторые рекомендации Палаты и получит соответствующие результаты. Другие же советы останутся неуслышанными. Нерешённые проблемы войдут в доклад следующего года и, возможно, тогда же ими займутся. Такая система существует не первый год, и предпосылок к её изменению пока нет.