Британский «уазик» собирается на покой
25 марта 2025, 03:27

Старикам здесь не место

Попытки найти правильную формулу легкого тактического автомобиля наблюдаются почти во всех армиях мира. Десятилетиями проверенным HMMWV и Gelandewagen прочат скорую замену новыми машинами, которые "быстрее, выше и сильнее". Всё так, но характерен современный опыт специальной военной операции. В первые месяцы конфликта различные "уазики" и им подобные автомобили действительно казались морально и технически устаревшими. Лишённые брони, они оставались беззащитными для осколков, а артиллерия в те времена правила балом.

Но всё поменялось, когда снарядов и ракет у обеих сторон конфликта стало не хватать. Сбросы с БПЛА и FPV-дроны стали главными, и они перевернули поле боя. Легкие бронированные автомобили оказались в меньшинстве. Не только потому, что они не защищают от прямого попадания беспилотников с кумулятивными БЧ, но и за счёт меньшей подвижности и большей заметности. А когда речь заходит о стоимости техники, бронированные машины кратно проигрывают старым-добрым "уазиками". Дело доходит до того, что на фронте в дело пошли багги, менее заметные и более манёвренные. Поэтому все перспективные программы перевооружения армейского сегмента легких тактических автомобилей должны быть пересмотрены.

Вероятнее всего, это коснётся и заслуженного Land Rover, 76-летие которого отмечают британцы. Время старичка сочтено – 21 февраля 2025 Министерство обороны опубликовало данные тендера:

"Министерству требуется легкое транспортное средство (LMV) в рамках Программы наземной мобильности (LMP). Специалисты рассмотрят несколько вариантов LMV, включая поставку колесной платформы, которая заменит нынешние Land Rover и Pinzgauer".

6×6 Pinzgauer используется для буксировки дрона Watchkeeper британской армии на базе ВВС Акротири, Кипр

То есть менять намерены не только Land Rover, ставший одним из символов Великобритании, но и менее известный Pinzgauer. Для начала разберёмся, что из себя представляют эти машины. Начнём с австрийского внедорожника бескапотной компоновки от фирмы Steyr-Daimler-Puch, первые прототипы которого появились в середине 60-х годов. Шестиколёсные варианты грузовичка успели засветиться на Украине, где славно горели под ударами наших бойцов. Это типичные армейские полуторки, отличающиеся неплохой проходимостью и предназначенные преимущественно для тыловой работы. Всё-таки размещение экипажа прямо над передней осью очень дорого обходится при наезде на мину.

Но это сейчас, а во времена холодной войны Pinzgauer, за неимением иного, эксплуатировали и в хвост и в гриву. В первую очередь, в качестве легкого артиллерийского тягача для орудий массой 1,5-1,8 тонны. После ряда модернизаций машина приобрела вполне современный вид и содержание – 105-115-сильные дизель, автоматическая 4-диапазонная КПП, дифференциал с электроблокировкой и дисковые тормоза. История Pinzgauer в Великобритании началась с 2000 года, когда лицензию на производство купила местная Automotiv Technik. Именно англичане сделали из машины бронированный вариант, облегчённый авиатранспортабельный RDV с парой пулемётов и "легкий оперативный автомобиль" LOV с тремя осями.

Если Pinzgauer за свою карьеру изменялся несерьёзно, то Land Rover, главный герой истории, прилично трансформировался за 76 лет. Условно это можно сравнить с превращением ГАЗ-69 в УАЗ-469. Первый появился в СССР ненамного позже Land Rover – в 1952 году – и стал идейным предшественником УАЗ-469. Ульяновская машина сильно задержалась и появилась на конвейере только в 1972 году. Вот и Land Rover Series I – это тот самый "козлик": 50-сильный мотор, 4-ступенчатая КПП, 2-ступенчатая раздатка, рессорная подвеска и неразрезные мосты. ГАЗ-69 был несколько мощнее, хотя и был лишён четвёртой ступени в трансмиссии. То есть можно утверждать, что стартовые позиции у британской и советской внедорожной техники были аналогичные.

Land Rover растёт и развивается

Первая модернизация британского джипа пришлась уже на 1951 год, то есть спустя всего четыре года после запуска в серию. Это говорит о том, что в Land Rover поспешили и выпустили сыроватую машину. Новый джип получил имя Land Rover Series I Mk II, и ему достались 52-сильный мотор с обновлённой КПП. Первая "боевая" модификация внедорожника появилась в 1954 году и называлась она FN-18006. Машинка была для настоящих рэмбо – открытый всем ветрам кузов и целых три пулемёта для отстрела неугодных.

Были в истории Land Rover машины, в которых в упор нельзя было распознать происхождение. Речь о Land Rover Lightweight (Облегчённый), разработанном специально для британских десантников. Джип максимально облегчили, отчего на весах он тянул на 1140 кг против полутора тонн у классических Land Rover. Всё это было ради возможности переброски по воздуху на британском вертолёте Westland Wessex. Следующая версия Lightweight потяжелела до 1225 кг и выпускалась до 1985 года. Но в автомобильной истории эти изделия не особо заметны – в первую очередь из-за примитивного оформления, контрастирующего с ладными обводами аутентичного Land Rover.

Land Rover Lightweight

Со временем Land Rover стал настоящим символом британской армии, наряду с танком Challenger и БМП Warrior. Англичане насчитали не менее 65 модификаций внедорожника – здесь были полугусеничные транспортёры вооружений, санитарные автомобили, броневики, штабные транспорты, машины быстрого реагирования с пулемётами, ПТУРами и даже 20-мм пушками.

Британцы последние десятилетия воевали с партизанскими отрядами, и для этих целей Land Rover подходил слабо. Машина изначально не предназначалась для бронирования – дают о себе знать сравнительно небольшая полезная нагрузка и классическое шасси. 70 лет назад никто и думать не мог, что джип прослужит до 2030 года – именно на эту дату британцы планируют замену. Поэтому в конструкции не была предусмотрена противоминная стойкость. А это важнейшее качество в борьбе с повстанцами. Но не в полномасштабной войне. Когда сталкиваются державы сходного технологического уровня, сложных и дорогих транспортных средств может банально не хватить. Как, например, немцам не хватило под конец войны танков.

Вот и сейчас британцы заменяют Land Rover на защищённые и кратно более дорогие Force Protection Ocelot. В мирное время шаг вполне понятен, но как только начнётся реальная война, все Ocelot станут лёгкими мишенями для FPV. И британцам банально не на чем будет ездить. Напомним, к 2030 году Land Rover окончательно снимут с вооружения. Но пока до этого дело не дошло, армия модернизирует оставшиеся экземпляры. В сентябре прошлого года был подписан контракт стоимостью 71 миллион фунтов стерлингов (около 86 миллионов долларов США) на поставку запасных частей и прочих работ для Land Rover и Pinzgauer, а также для их прицепов.

Современный Land Rover в британской армии – это машина сугубо второго плана. Майор Дональд Уркухарт из 154-го (шотландского) полка Королевского корпуса свидетельствует:

"В настоящее время они используются в основном в учебных целях для развертывания и проведения операций. В операциях мы обычно стараемся использовать бронированную машину, поэтому это учебные платформы, обычно оснащенные радиостанциями и командными пунктами".

Но здесь же отдаёт дань живучести концепции, заданной ещё 76 лет назад:

"Эти автомобили по-прежнему очень успешны, потому что в них нет никакой электроники. В них нет электронного блока управления, поэтому их очень легко ремонтировать, и это, вероятно, их самая сильная сторона".

Конфликт на Украине показал, насколько этот тезис верен.

В лучшие годы выпускали по 80-90 тысяч Land Rover, 12-15 процентов из которых уходили в армию Великобритании, остальные распределялись по 140 странам.
topwar.ru
© ФГУП «ГосНИИПП», 1989-2025