25 марта 2025, 03:27
Объект 685. Фото сделано в КубинкеРаботы над машиной начались ещё в 1970-х. Специальное конструкторское бюро машиностроения взяло за основу для будущей БМП свой проект лёгкого танка, а именно Объект 685. Машина создавалась в рамках НИОКР по замене ПТ-76. Замена ПТ-76 так и не случилась, в 1980 году работы по лёгким танкам приказано было прекратить. Но наработки пошли в дело, шасси изначально предполагалось унифицированным и подразумевало создание другой техники на его базе.Выбор был более чем логичным. Танк уже существовала "в металле", имел простую и дешёвую торсионную подвеску, которая была унифицирована по ряду узлов и агрегатов с БМП-1/2, плавала, в конце концов. Корпус должен был держать 23-мм боеприпасы. Два варианта Объекта 688. Каким он был и каким стал. Вариант со 100-мм орудием ещё иногда называют Объект 688МНа видоизменённый корпус танка водрузили боевой модуль с вынесенным вооружением в виде 30-мм пушки, пары ПТУР "Конкурс" и АГС-17. Получился БМП Объект 688 "Басня". Выглядело всё более чем неплохо. Были даже проведены испытания, когда пара 688-х на плаву, с дистанции более километра, огнём 30-мм пушек сделали очень плохо Т-55, стоявшему на берегу.А дальше произошло то, что произошло. На тот же 688-й водрузили башню с 100-мм орудием и 30-мм пушкой. Иногда этот вариант называют Объект 688М. Отчего и почему так произошло, до конца не известно. Самая распространённая версия – военные вспомнили про отсутствие лёгкого танка и решили убить двух зайцев разом. По сути, получился БМП с огневой мощью лёгкого танка. На бумаге всё выглядело более чем здорово.Вот так выглядят "пути подхода" к десантному отделению. На фото БМП-3Ф индонезийской морской пехотыВ реальности всё было немного сложнее. Одним из главных результатов изменения состава вооружения стало то, что десанту внутри БМП совсем поплохело. Места для десанта осталось довольно мало. Дело в том, что при перепроектировании БМП из лёгкого танка никто не стал менять компоновку. Двигатель с трансмиссией так и остались сзади. По сути, десант сидит вместе с экипажем в том, что ранее было боевым отделением. Мотострелки покидали машину "по-десантному", то есть – пробегая по МТО. Да, в плане покидания машины тут всё получше чем у тех же БМД. Мотор размещён максимально низко, над МТО сделаны как бы 2 тоннеля для десанта, которые прикрываются откидными люками, когда десант проходит по "тоннелям". Но дальше всё как на БМД: ныряем в люк и сидим вместе с экипажем и 40 выстрелами для 100-мм орудия и ПТУРами. При покидании машины вы прыгаете почти с метровой высоты на землю, а когда надо проделать обратный путь, встаёте на откидную подножку и подтягиваясь двумя руками за борт и ручки на люке, залезаете на МТО и бежите по нему в десантное отделение. ZBD-04А и БМП-3М "Драгун". Одна машина выпускается серийно, вторая так и не вышла за рамки прототипаВ 1980-е и даже 1990-е такая акробатика, наверное, казалась допустимой, простой и смешной. Сейчас же, с развитием СИБЗ, это всё выглядит грустно. Покинуть машину на ходу можно, а вот на ходу в неё забраться – уже приключение для очень хорошо физически подготовленных. А если вы с собой несёте что-то помимо минимального боекомплекта, и упаси вас Всевышний, что-то, чтобы просидеть в "посадке" больше часа, из БМП-3 выбраться может стать проблемой. Машина создавалась в то время, когда мотострелок по уставу должен был налегке бежать рядом с БМП в стрелковой цепи, неся с собой минимальный боекомплект. Да и массовое применение СИБЗ тогда в нашей армии было только на заре.Оснащённый мега-мангалом БМП-3. Попытка повысить выживаемость машины и улучшить условия для десанта, который не может быстро покинуть десантное отделение и вынужден кататься на крыше МТО.Конструкторы, естественно, проблему эту видели. Потому появился БМП-3М "Драгун". Вариант полностью перекомпонованной "трёшки". Двигатель переехал в переднюю часть корпуса, десант получил просторное отделение, расселся вдоль бортов, а машину должен был покидать через откидывающуюся аппарель. Но машину повозили по форумам "Армия", а потом сказали – у нас будет новое поколение БТР и БМП, а это нам не надо. В результате "а это нам не надо" так и осталось прототипом, а полномасштабное серийное производство новых БТР и БМП всё ещё не налажено.Интересен тут пример китайцев. Они в 1990-х купили ряд отечественных технологий, связанных с БМП-3. Где-то пишут, что куплена была лицензия на производство БМП целиком, где-то пишут, что интересовала их лишь ходовая и оружейные системы. Как бы то ни было, машина, в основе которой лежали технические решения БМП-3, у китайцев появилась. Вот только похожа эта машина скорее на БМП-3М "Драгун", чем, собственно, на БМП-3. Речь про ZBD-04. Китайцы полностью перекомпоновали БМП, сделав сзади полноценное десантное отделение.К сожалению, не редкая картина. В случае детонации боекомплекта БМП-3 уничтожается внутренним взрывомВторая проблема стала острой только в ходе текущего конфликта и связана также с орудием, а точнее – с его боекомплектом.Точной статистики нет, но судя по имеющимся в открытых источниках фото и видеоматериалам, выживаемость БМП-3 крайне низкая. И связано это напрямую с боекомплектом 100-мм орудия. Чем больше выстрелов везёт БМП, тем выше вероятность, что при попадании в неё хоть чего-то сдетонирует боекомплект. При детонации 100-мм снарядов шансов покинуть машину у экипажа и десанта немного.Ответом тут могли бы стать различные меры по усилению штатного бронирования. Дополнительная навесная броня для БМП-3 разрабатывалась ещё в 2000-х. Был даже разработан свой комплект динамической защиты. Произошло это также ещё в 2000-х в рамках НИОКР "Каркас". Первое массовое появление добронированных БМП-3 относится ещё к 2018 году. Тогда иракская армия… да, именно так, первое массовое явление народу машин с усиленной бронёй произошло в ВС Ирака. На февраль 2022 года БМП-3 с "динамикой" или дополнительной бронёй в строевых частях ВС РФ если и были, то в единичных экземплярах. Вылилось это в то, во что вылилось. Первые новости о том, что машины начнут снабжать "новейшей" динамической защитой, разработанной 20 лет тому назад, появились в 2022 году. Судя по фото, реально лёд тронулся только в 2023 году, а массовым явлением доп. защита наших БМП стала только в 2024 году.Фото опубликовано ещё в 2019 году. Несколько БМП-3 иракской армии в паркеПри этом в различных репортажах с фронта машину хвалят. Правда, хвалят её экипажи. А тут всё ясно: подвижная, надёжная, с почти танковым орудием. Десант никто особо не спрашивает. Да и нету у нас сейчас других репортажей с фронта и с предприятий оборонного комплекса. Наше хорошее, их плохое. Фото лета 2022 года. Целое подразделение на БМП-3. Конфликт в активной фазе уже скоро полгода как, а дополнительная защита только на одной машине, и то это просто решёткиНужна ли нам такая БМП? Вопрос открытый. Нужна ли нам машина поддержки с такими огневыми возможностями? Однозначно – да. Тут, правда, есть другой вопрос – а не стоит ли вернуться к концепции лёгкого танка? Тогда на том же шасси можно было бы смонтировать и орудие помощнее, и защищённость повысить. Выживаемость и эксплуатационные характеристики выше, чем у боевой машины пехоты, стоимость производства и обслуживания ниже, чем у основного боевого танка.Ранние самостоятельные попытки решить вопрос повышения защищённости БМП-3И такая машина у нас в общем есть, это 2С25 "Спрут-СД". Позиционируется она, правда, как машина для ВДВ. Насколько для десантников она актуальна, с её упором на возможность парашютного десантирования, тоже вопрос интересный. Десантники сейчас, собственно, как и в Афганистане, а потом и в Чечне, превратились в среднее между элитной лёгкой пехотой и мотострелками. Кто-то ставит вопрос шире: а насколько актуальны сейчас классические ВДВ с парашютным способом высадки. Как бы то ни было, лёгкий танк у нас, можно сказать, есть. Одно из первых документальных подтверждений наличия штатной динамической защиты на БМП-3 в зоне проведения СВО. Кадр из видео, датируемого апрелем 2024 года. Видео сделано через полтора года после заявления о том, что динамическая защита будет ставиться на БМП-3, и через почти 20 лет с момента начала её разработкиКроме того, и наши многоуважаемые американские партнёры пришли к выводу, что им стоит возродить проект машины огневой поддержки пехоты, который был закрыт немало лет назад. Разумеется, в новом обличье. Речь о М10 "Букер" — фактически лёгком танке для пехотных бригад, у которых, по сути, нет ничего тяжелее "Хамви" для действия на передке. Возможно, что он также войдёт в состав механизированных бригад взамен ушедших М1128 "Страйкер" с 105-мм орудием, имевших проблемы технического и эксплуатационного характера.БМП-3 83-й отдельной гвардейской ДШБ, февраль 2024 года. Судя по расположению комплекса РЭБ "Лесочек", как раз на люках десанта над МТО, машина используется исключительно в качестве средства усиления и огневой поддержки, а не БМПБМП-3 – машина более чем актуальная и востребованная. Жаль, что немного не так и не в той роли, для которой она создавалась. А пока суть да дело, наши бойцы строят "мангалы-сараи" над крышей МТО БМП-3, чтобы хоть как-то улучшить ситуацию с обитаемостью.Кстати, ПТ-76, сменщика которому перестали создавать в 1980 году, спокойно прослужил до 2006 года и отвоевал в обеих Чеченских.