Какой могла быть тактика применения тяжелых крейсеров против конвоев в условиях господства противника на море
14 марта 2025, 03:33

Рассмотрим боевой путь тяжелого крейсера "Адмирал Хиппер". Он, конечно, не являлся "вашингтонским" крейсером первых серий, которым посвящены мои материалы, к тому же, по замыслам его создателей, не предназначался для рейдерских операций против британского флота. Из-за того, что энергетическая установка кораблей данного типа оказалась весьма капризной и прожорливой, данный крейсер вообще очень мало подходил для действий на океанских коммуникациях. Тем не менее операции, в которых "Адмирал Хиппер" принимал участие, неплохо иллюстрируют возможности тяжелых крейсеров эпохи Второй мировой войны в части противодействия более сильному противнику.

Рейды "Адмирала Хиппера"

Боевой путь этого корабля начался операцией "Учения на Везере", в рамках которой крейсер принимал участие в захвате норвежского порта Тронхейм. Вместе с "Хиппером" в ней участвовали главные силы кригсмарине, включая линкоры "Шарнхорст" и "Гнейзенау", но всё же она оставалась чрезвычайно опасной, так как проводилась, можно сказать, под носом англичан, располагавших подавляющей военно-морской мощью.

Соединение, в которое входил "Хиппер", было быстро обнаружено – корабль вышел в море незадолго до полуночи 6 апреля 1940 г., а уже 7 апреля его засекла воздушная разведка британцев. Последовавший авианалёт не был успешным. Спустя некоторое время тяжелый крейсер получил приказ уничтожить британский эсминец "Глоууорм", который был обнаружен германскими кораблями того же класса. "Хиппер" перехватил "Глоууорм", но не смог в полной мере реализовать свой артиллерийский потенциал – мешала погода, так что открыть огонь по британскому эсминцу удалось только с 45 кабельтов. Командир "Хиппера" действовал агрессивно – пошёл прямо на британский корабль, хотя при этом мог стрелять только из носовых башен главного калибра, и продолжал сближение, невзирая на поставленную "Глоууормом" дымзавесу. В итоге британский эсминец был потоплен, но перед этим он ухитрился протаранить "Адмирала Хиппера".

Несмотря на некоторые повреждения, германский крейсер продолжил выполнение боевой задачи, вошёл в Тронхейм-фиорд, подавил огонь форта "Хюснес" и высадил десант. Затем – уже в одиночку смог вернуться в Германию, проскочив под кормой у крупного соединения английского Флота метрополии, включающего в том числе три линкора и столько же тяжелых крейсеров. Безусловно, "Учения на Везере" не являлись операцией по прерыванию или же защите судоходства. Но зато служат отличной демонстрацией возможностей тяжелого крейсера оперировать в условиях господства противника на море и в воздухе.

Затем "Адмирал Хиппер" участвует в операции "Юмо" ("Джуно"?), целью которой была атака с моря на опорные пункты англичан в Норвегии, включая Харстад. Атака не состоялась, так как командир германской эскадры уже после выхода в море, ориентируясь на данные о перемещении британских судов, предположил, что британцы эвакуируются.

Соответственно, он переориентировался на действия против конвоев англичан. Германские корабли развернулись широким фронтом в поисках конвоя и сумели поймать и потопить флотский танкер "Олд Пайонир", вооружённый траулер "Джунипер" и войсковой транспорт "Орама", причём и "Джунипер", и "Ораму" записал на свой счёт "Хиппер". Обращает на себя внимание тот факт, что крупная флотская группировка немцев действовала в Северном море, в зоне господства КВМФ, но даже после потопления трёх указанных выше судов англичане не подозревали о её присутствии.

Далее "Хиппер" пытался выйти на океанские коммуникации, но рейд 27 июля – 11 августа 1940 г. оказался неудачным – в качестве приза ему достался лишь небольшой сухогруз "Эстер Торден" в 1940 регистровых тонн. Правда, на нём было обнаружено почти 2 тонны золота. Ещё один выход, в котором тяжелому крейсеру предстояло оттянуть на себя корабли англичан для обеспечения операции "Зеелеве", но там и ходовая у "Хиппера" сломалась, да и "Зеелеве" проводить не стали.

Следующий выход "Адмирала Хиппера" 29 ноября – 27 декабря 1940 г. оказался куда более интересным. Крейсер не только вышел в океан, но и сумел перехватить войсковой конвой "WS-5A". Последний, однако, был хорошо прикрыт: его защищали тяжелый крейсер "Бервик", легкие крейсера "Бонавенчур" и "Данедин", несколько эсминцев и фрегатов. Ещё у англичан был авианосец "Фьюриэс", но его учитывать не следует – в данном случае он исполнял роль авиатранспорта и не нёс авиагруппы. Впрочем, и без самолётов "Фьюриэс" силы конвоя явно превосходили "Адмирала Хиппера" в огневой мощи.

"Хиппер" сблизился с конвоем, где он наткнулся на "Бервик" и, оставаясь необнаруженным, попытался атаковать его торпедами. Но в ходе подготовки к атаке обнаружились и другие боевые корабли британцев, и в итоге всё пошло не по плану: "Хиппер" открыл огонь по "Бервику" и вынужден был отступить. Разумеется, англичане попытались догнать немецкий крейсер, но после того, как "Бервик" получил 4 попадания 203-мм снарядами, отказались от преследования.

С одной стороны, всё это – явная неудача германского рейдера, так как он не смог добраться до судов конвоя. Но, с другой стороны, этот эпизод можно рассматривать и как соответствие "Адмирала Хиппера" поставленной ему задаче. Крейсер в рейде рискует столкнуться с превосходящими силами противника, в этом случае так и произошло. Но хорошая подготовка германских артиллеристов в сочетании с прекрасной СУО и достаточной скоростью хода позволили ему оторваться от преследования, избежав повреждений. Уже на отходе "Хиппер" случайно встретил и потопил британское судно "Джамна" (6078 рег. т).

Следующий выход 1-14 февраля 1941 г. стали звёздным часом "Хиппера" – он сумел перехватить в районе Азорских островов конвой "SLS-64", состоявший из 19 судов без боевого охранения. А вот результативность его атаки по русскоязычным источникам оценить решительно невозможно. Так, по В. Л. Кофману выходит, что достоверно известно о 7 потопленных и 5 уцелевших судах, судьба остальных 7 судов непонятна: нет достоверных сведений ни о их гибели, ни о приходе в порт. При этом командир "Адмирала Хиппера" Майзель претендовал на 13 потопленных судов. На основании этого В. Л. Кофманом, причём со ссылкой на неизвестных германских специалистов, строится теория, что, возможно, немцы действительно уничтожили не 7, а 13 или даже 14 судов. А хитрые британцы не стали этого показывать, потому что данные суда шли не под британским или союзным флагом, а под флагом нейтральных стран.

На самом же деле сведения об этих 7 "конспирологических" судах в иностранной литературе присутствуют – они пережили побоище у Азорских островов. Сей факт, к сожалению, служит ещё одним примером того, насколько опасно опираться в изучении военно-морской истории иностранных флотов Второй мировой войны исключительно на русскоязычные источники.

Но вернёмся к "Адмиралу Хипперу". Данный рейд стал последним из его атлантических походов. В дальнейшем крейсер ушёл в Германию на модернизацию, а затем, в марте 1942 г. передислоцировался в Норвегию. В июле "Хиппер" выходил в составе эскадры, возглавляемой линкором "Тирпиц", для уничтожения каравана PQ-17, но операция была отменена. Затем его планировали использовать в операции "Доппельшлаг" – повторение операции "Вундерланд", выполненной "Адмиралом Шеером", но теперь уже силами двух тяжелых крейсеров, включая "Шеер". Эта операция также не состоялась.

В сентябре крейсер выходил на минную постановку, каковая была успешно осуществлена в проливе Маточкин шар – было выставлено 96 мин. Возможно, именно на одной из них подорвалась и погибла наша подводная лодка "К-1". А затем состоялись две последние попытки крейсера действовать на коммуникациях.

С 5 по 9 ноября "Адмирал Хиппер" с четырьмя эсминцами проводил операцию "Хоффнунг", замысел которой состоял в попытке отловить отставшие от караванов суда. Согласно В. Кофману и М. Морозову, результатом операции стало потопление СКР-23 и танкера "Донбасс" (8 000 брт.). Но тут есть неясность, потому что по данным А. Сергеева, СКР-23 погиб ещё 11 октября 1942 г., подорвавшись на германской мине.

Затем, 30 декабря 1942 г. – 1 января 1943 г. "Адмирал Хиппер" в последний раз вышел на коммуникации англичан – в ходе операции "Регенбоген". Каковая впоследствии получила широкую известность под названием "новогодний позор".

Соединению кригсмарине в составе "Адмирала Хиппера", "Лютцова" и 6 эсминцев удалось обнаружить и атаковать арктический конвой JW-51B, который охраняли 2 легких крейсера, 6 эсминцев, 2 корвета, тральщик и 2 вооруженных траулера. При этом основная сила англичан – крейсера "Шеффилд" и "Ямайка" составляли дальнее прикрытие и не могли мгновенно появиться на поле боя.

Немцы обнаружили конвой и вступили в бой с силами его непосредственного эскорта, потопив эсминец "Экейтес" и тральщик "Брэмбл", но вели бой чрезвычайно осторожно, несмотря на то что им противостояли корабли от эсминца и ниже. В отличие от них, адмирал Бэрнетт, командовавший британскими крейсерами, действовал решительно. Пользуясь радаром, он вывел свои крейсера на позицию с севера от "Адмирала Хиппера" и сблизился с ним до в 60 кбт: только тогда германский крейсер стал виден в оптику. "Шеффилд" и "Ямайка" немедленно открыли огонь.

Бесспорно, радар обеспечил британцам преимущество, но проблема была также и в том, что видимость на север в тот день была куда лучше, чем на юг. "Адмирал Хиппер" некоторое время не мог обнаружить английские крейсера даже после того, как те открыли огонь. Почти тут же храбрым британцам улыбнулась судьба – "Хиппер" получил "золотое попадание". Снаряд, угодивший под бронепояс, вызвал затопление котельных отделений, отчего крейсер принял порядка 1000 т воды и потерял до 2/3 мощности энергетической установки.

Совершенно случайно на британские крейсера вышло 2 германских эсминца. Первыми (предсказуемо) сориентировались англичане, открыв огонь и потопив один из них, второй успел бежать. После этого немцы отступили, а англичане их не преследовали.

О чём говорят результаты "Новогоднего боя"? Атака германских тяжелых крейсеров не являлась спонтанной: конвой был обнаружен немецкими подводными лодками. Имея разведданные, немцы сумели атаковать важный конвой превосходящими силами, застав врасплох его основное прикрытие, которое сумело появиться на поле боя лишь спустя 4 с лишним часа от момента первого контакта. В 07.20 немцы обнаружили противника и стали стягивать к нему силы, но только в 11.31 британские крейсера открыли огонь.

Несмотря на крайне осторожные действия немцев, силы англичан, непосредственно охраняющие конвой, к моменту появления легких крейсеров фактически исчерпали свои возможности противодействовать германским рейдерам. Если бы легкие крейсера британцев задержались ещё, конвой мог понести тяжелые потери.

Но "Шеффилд" и "Ямайка", появившись на поле боя, благодаря грамотным действиям адмирала Бернета, удаче и превосходству в радарах сумели нанести внезапный и сильный удар "Хипперу". Тем не менее даже после этого успеха британцы всё равно могли быть разбиты, действуй немцы решительно. В этом случае германские моряки получили бы приз в лице 14 транспортов, перевозивших 120 боевых самолётов, 202 танка, более 2000 транспортных средств, 24 150 т горючего и авиатоплива, не считая 54 000 т прочих грузов. То, что командующий германской эскадрой держался чрезмерно осторожно и провалил поставленную ему задачу, нельзя ставить в упрёк ТТХ тяжелых крейсеров кригсмарине. Они-то вполне позволяли нанести смертельный удар конвою JW-51B.

Немного статистики

Рассмотрим рейды германских тяжелых крейсеров на атлантические коммуникации англичан. Таковых, в сущности, было весьма немного:

"Адмирал Хиппер" – 3 рейда;

"Принц Ойген" – 1 рейд;

"Адмирал граф Шпее" – 1 рейд;

"Дойчланд"/"Лютцов" – 2 рейда;

"Адмирал Шеер" – 1 рейд.

А всего – 8 походов. Из них два ("Адмирал граф Шпее" и "Дойчланд") начаты до войны – корабли были выведены в океан ещё в мирное время. Соответственно, в военное время в атлантические рейды тяжелые крейсера кригсмарине уходили 6 раз. Но только один выход из 6 британцам удалось предотвратить. Англичане обнаружили выдвигающийся "Лютцов" и атаковали его торпедоносцами: тот получил торпеду в борт, на чём, собственно, "рейд" и закончился.

В 8 походах немцы трижды имели контакт с равноценными боевыми кораблями англичан: "Адмирал Хиппер" сражался с "Бервиком", "Принц Ойген", шедший с "Бисмарком", был перехвачен британскими крейсерами и линкорами, и, наконец, "Адмирал граф Шпее" у Ла-Платы встретился с одним тяжелым и двумя легкими крейсерами англичан. Если учесть, что контакт с "Бервиком" произошёл по инициативе "Адмирала Хиппера", и что "Лютцов" получил авиаторпеду ещё до того, как мог быть перехвачен надводными кораблями, то выходит, что британские военные корабли сумели перехватить германские тяжелые крейсера лишь в двух случаях из семи.

Я не располагаю точными данными, но могу предположить, что из 8 атлантических походов германских тяжелых крейсеров перехват конвоев сколько-то серьёзно планировался максимум в 6 случаях или меньше. Первый рейд "Дойчланда" я исключаю, потому что приказы, которые получил командир этого корабля, были крайне противоречивыми, включая запрет вступать в бой с боевыми кораблями англичан, что, в общем-то, делало борьбу с конвоями невозможной. Также исключается один из выходов в море "Хиппера", когда тому ставилась задача отвлечь на себя британские корабли, обеспечивая несостоявшуюся "Зеелеве".

Получается, что шесть выходов тяжелых крейсеров (включая злополучный "рейд" "Лютцова", который закончился, не начавшись) увенчались тремя контактами с британскими конвоями. Два таких контакта привели к однозначному успеху немцев – "Адмирал Хиппер" перехватил конвой JW-51B и потопил часть составляющих его судов, а "Адмирал Шеер" проделал то же самое с конвоем НХ-84. Ещё в одном рейде "Хиппер", выйдя на британский конвой, был вынужден отступить перед превосходящими силами его эскорта.

При этом тяжелые крейсера кригсмарине показали достаточно хорошую выживаемость – за 8 рейдов погиб лишь один корабль ("Адмирал граф Шпее"). Напомню, что из 8 германских крейсеров специальной постройки, действовавших на океанских коммуникациях Британии в Первую мировую войну, не уцелел ни один.

А вот ещё один небезынтересный момент. Во всех трёх случаях, когда немцам удалось перехватить британские конвои, это происходило сравнительно быстро после выхода кораблей в море. "Адмирал Шеер" перехватил НХ-84 на 9-ый день после выхода в рейд. "Адмирал Хиппер": в первом случае – на 24-ый день рейда, во-втором – на 12-ый день. При этом в первом, 24-дневном случае, "Адмиралу Хипперу" просто не повезло. Его командир планировал атаковать конвой не далее, чем через 10 дней после выхода крейсера в море, но атака на тот и последующий конвой не состоялись.

"Антиконвойная" тактика тяжелых крейсеров

Можно констатировать, что тяжелые крейсера продемонстрировали способность успешных действий, в том числе и против вражеских конвоев в условиях, когда господство на море принадлежит неприятелю. Но для такой борьбы тяжелые крейсера не являлись самодостаточными.

Во-первых, собственных средств разведки тяжелых крейсеров далеко не всегда хватало, чтобы обнаружить конвой. Во-вторых, и это самое главное, даже в тех случаях, когда конвой имел номинальный эскорт (атака "Адмирала Шеера" НХ-84, которого защищал вспомогательный крейсер "Джервис Бэй") или же не имел эскорта совсем (конвой "SLS-64", атакованный "Хиппером"), тяжелые крейсера самостоятельно уничтожить всё или большую часть его судов не могли. Транспорты, видя атакующий их корабль, разбегались в разные стороны, и, таким образом, значительной части судов удавалось выйти из-под удара.

Даже почти не тратя время на уничтожение эскорта ("Джервис Бэй" был уничтожен в течение 20 минут), тяжелым крейсерам удавалось уничтожить не более чем 5-7 судов из состава каравана. Теоретически рейдер мог "изловить" и больше, но он был ограничен во времени перехвата. Атакованные суда каравана немедленно радировали о нападении, а подавить все радиостанции, естественно, было невозможно. Очевидно, что тяжелый крейсер априори демаскировал себя атакой на конвой и должен был успеть убраться подальше к моменту возможного подхода сил, отправленных на его перехват.

В силу вышесказанного я вижу роль тяжелого крейсера в "противоконвойной" борьбе на коммуникациях Второй мировой войны не только и не столько в уничтожении торговых судов, сколько в том, чтобы уничтожить эскорт и заставить конвой рассеяться. Тогда, следуя в одиночестве, суда могут стать легкой добычей подводных лодок, а также авиации, если маршруты этих судов проходят в пределах её боевого радиуса, конечно.

По моему мнению, операцию по уничтожению британского конвоя в Атлантике требовалось осуществлять примерно в такой последовательности:

1. Вскрытие основных маршрутов конвоем путём агентурной разведки, данных от развёрнутых подводных лодок и регулярных полётов дальней разведывательной авиации;

2. Вывод тяжелого крейсера (или нескольких, в зависимости от силы предполагаемого эскорта) и судов обеспечения (танкеров) в океан незаметно для противника;

3. Поиск объекта атаки – конвоя в океане силами подводных лодок, авиации и самого крейсера в том числе с использованием базирующихся на них гидросамолётов. При этом тяжелый крейсер должен всячески стремиться не нарушать режим скрытности – радиомолчание, уклонение от встречи с любыми замеченными ими судами и т. д.;

4. В общем случае, если конвой обнаружен самолётом или подводной лодкой, планирование операции, развёртывание имеющихся в наличии сил организуется через расположенный на суше штаб. Но это не догма. Так, если конвой обнаружен тяжелым крейсером и есть угроза потери его скрытности, возможна немедленная атака;

5. Очевидно, что после атаки конвоя противник постарается вывести на перехват тяжелого крейсера превосходящие силы. Соответственно, главной задачей рейдера на этом этапе операции является скорейшее возвращение в базу. И лишь в случае, если пути отхода перекрыты патрулями неприятеля, допустимо будет на некоторое время уйти в удалённые морские или океанские районы. Охота на одиночные торговые суда может осуществляться лишь в пределах, не противоречащих главной задаче: возвращению тяжелого крейсера "в родные пенаты";

6. Уцелевшие после атаки тяжелого крейсера торговые суда конвоя добиваются развёрнутыми для проведения операции подводными лодками, а при возможности – и авиацией.

Собственно, тот же метод вполне пригоден для действий на Средиземном море, если понадобится пресекать судоходство между Францией или Италией и Африкой. Он вполне работоспособен и на севере, в борьбе против арктических конвоев. Пожалуй, единственное место, где его применение выглядит сомнительно, это Тихий океан, в силу огромных расстояний и общей специфики боевых действий там.

По изложенным выше причинам, тактика использования тяжелых крейсеров для борьбы на коммуникациях должна была коренным образом отличаться от тактики океанских рейдов Первой мировой войны. Каким же должен быть тяжелый крейсер, чтобы успешно реализовать тактику борьбы с конвоями в годы Второй мировой войны?

Продолжение следует...
topwar.ru
© ФГУП «ГосНИИПП», 1989-2025