08 марта 2025, 03:47
"Благодаря появлению "Эсмеральды" крейсера увеличили скорость, лишились парусов, а Армстронг — разбогател", — сказал главный строитель Королевского флота сэр Натаниэль Барнаби. Не в бровь, а в глаз! Именно так всё и было.Уильям АрмсронгНачнём с начала. Во второй половине XIX века Чили в Латинской Америке считалась известным "возмутителем спокойствия": страна успела поучаствовать во всех латиноамериканских войнах, ряд из которых сама и развязала. О пользе минеральных удобрений агрономы уже успели узнать, но производить искусственно химики их ещё не научились, поэтому Чили с запасами калийной селитры и "гуано" — птичьего помёта — стали резко богатеть. А богатея, местные элиты начали "хотеть странного" — отжать что-нибудь у соседей. Уделяя много внимания оснащению армии и флота.Джон РенделПоскольку своей судостроительной промышленности страна практически не имела, корабли чилийцы стали заказывать английской фирме Армстронга, имевшей верфи в Эльсвике. Правда, главный конструктор мистера Армстронга, Джон Уайтвик Рендел, занимался в основном канонерками, а чилийцам нужно было что-то посерьёзнее. Поэтому Рендел спроектировал, а Армстронг построил по чилийскому заказу крейсер "Артуро Прат" — 1380 тонн водоизмещения, скорость 16,5 узлов, стальной корпус с тараном, разделённый на водонепроницаемые отсеки, вооружение: 2х1 254-мм пушки в носу и в корме, 4х1 130-мм орудий по бортам, 2 торпедных аппарата. Брони, по мнению большей части историков, корабль не имел (упоминания карпасной палубы есть, но сомнительны). Зато нёс пару мачт с косым парусным вооружением. Корабль спустили на воду в 1879 году, а готов он был уже в 1880-м, но чилийцы, видя, что очередной войны с Перу не случилось, продали корабль японцам. А китайцы заказали Армстронгу пару таких же для своего флота.Крейсер "Артуро Прат", он же "Чаоюн".Но в начале 80-х вновь выяснилось, что война не за горами, и в Чили начали сбор средств по подписке на строительство нового корабля. Имя подобрали знаковое! В Чили "Эсмеральда" — что "Варяг" в России: корабль, героически погибший в неравном бою с монитором "Уаскар", причём командир корабля и национальный герой Артуро Прат попытался взять перуанский корабль на абордаж и погиб. В общем, максимально духоподъёмная история. Поэтому деньги на строительство новой "Эсмеральды" собрали быстро."Эсмеральда" в доке.После чего вновь отдали заказ Ренделу с Армстронгом. Требования выставили стандартные для Латинской Америки: сильное вооружение, высокая скорость, но чтоб недорого. И англичане, не чувствуя над собой контроля заказчика, дали волю инженерной мысли! 5 апреля 1881 года начато строительство, 6 июня 1883 года корабль был спущен на воду, а в 1884 году — введён в эксплуатацию. Что это был за корабль! Стальной корпус с гладкой палубой и таранным форштевнем. Две трубы, полное отсутствие рангоута, 18,3 узла скорости на мерной миле! При этом на корабле была и броня, хоть и слабенькая: карпасная бронепалуба, уходившая скосами под ватерлинию по всей длине корабля. Над погребами толщина брони — 51 мм, над машинами — 25 мм, в оконечностях — 12,7 мм. Дополнительную защиту давали расположенные на скосах бронепалубы угольные ямы и коффердам, заполненный пробкой. Вооружение — 2х1 254-мм казнозарядных орудия в носу и в корме, расположенных в барбетах, 6х1 152-мм орудий на станках Вавассера, защищённых двухдюймовыми бронещитами, для защиты от миноносцев — две 57-мм пушки и пятиствольная 37-мм пушка Гочкиса, боевая рубка — защищена дюймовой бронёй. И всё это — уместили в 2800 тонн водоизмещения!Будущий Эдуард VII а пока - просто принц Уэльский...Уильям Армстронг умел в пиар: интервью он давал пачками, при этом не стеснялся превозносить своё детище, называя "Эсмеральду" "самым быстрым и хорошо вооружённым крейсером в мире", при этом она, по его словам, была "почти полностью защищена от самых разрушительных снарядов". К кораблю было привлечено внимание не только моряков, но и монарших особ: 22 августа 1884 года на борт поднялся принц Уэльский — будущий король Эдуард VII, что добавило ещё больше популярности кораблю. Очарован "Эсмеральдой" оказался и Степан Осипович Макаров, назвавший крейсер "идеальной боевой машиной"."Эсмеральда" во всей красе.Армстронга корабль озолотил! "Элсвикские крейсера" стали стандартом, 12 стран заказало верфи 51 клон "Эсмеральды". Они служили по всему миру — от Китая до Чили, от Бразилии до Турции и Румынии. Тем более, что боевой опыт использования "Эсмеральды" поначалу вдохновлял. В 1885 году, воспользовавшись очередной Гражданской войной в Соединённых Штатах Колумбии (была на тот момент такая страна — СШК), на побережье высадилась американская морская пехота. Чилийцы сильно не любили, когда США вмешиваются в дела Латинской Америки, и отправили разрулить ситуацию новенькую, пахнущую свежей краской "Эсмеральду". Эффект был потрясающий! Не успел крейсер бросить якорь у побережья Панамы (она тогда входила в состав СШК), как американцы поспешили ретироваться. "Эсмеральда" могла уничтожить все наши корабли, расположенные в Панаме, одновременно, даже без потерь", — писали американские газеты."Эсмеральда" и "Магеллан" обстреливают войска президента Бальмаседы, 1891 год.Потом было участие в Гражданской войне в самом Чили: в 1891 году не смогли договориться президент Хуан Мануэль Бальмаседа и Национальный Конгресс. Большая часть флота, включая "Эсмеральду", стала на сторону Конгресса, армия поддержала президента. 254-мм орудия крейсера были весомым аргументом, сильно деморализовавшим верных президенту, что привело к победе Конгресса в войне. В 1894 году Армстронг предложил модернизировать крейсер — поменять котлы и артиллерию, обшить тиком, добавить полуют с полубаком... Но чилийцы отказались. И продали крейсер Японии. Почему?На волнении нос "Эсмеральды" захлёстывало волнами...Тут нужно заметить, что "эльсвикские крейсера" не заказала себе ни одна из крупных морских держав. Бразилия с Румынией заказывали, а Россия, Германия или Франция — нет. Разгоняли рекламу крейсеру представители "молодой школы" (взгляды, близкие к которой, высказывал и С. О. Макаров), считавшие подобные корабли "линкорами будущего". А британское адмиралтейство крейсер не заинтересовал. В чём тут дело? Ну, начнём с того, что "Империи, над которой никогда не заходило Солнце", требовался крейсер помореходнее. А "Эсмеральда" с её высотой надводного борта 3,6 метра завидной мореходностью не отличалась. Да и дальность плавания в 2200 миль что для Роял Нэви, что для Российского Императорского флота была явно недостаточной.Кроме того, опытные моряки понимали, что корабль в 2800 тонн водоизмещением — не самая устойчивая платформа для 254-мм орудий. Тем более что скорострельность этих орудий — 1 выстрел в 3 минуты для любого уважающего себя флота в конце XIX века была слишком низкой. Да и, учитывая низкую мореходность, возможность ведения огня из носовой десятидюймовки в ветреную погоду ставилась под сомнение. При этом для выполнения основных задач, стоявших перед крейсерами: разведки, защиты своей торговли и уничтожения вражеской, 254-мм не скорострельные монстры были и вовсе не нужны. Совсем!HMS "Mersey"Поэтому то же британское Адмиралтейство поставило на другой проект крейсеров второго ранга — класс "Мерси". Головной корабль серии из четырёх крейсеров вошёл в строй в 1887 году — всего на три года позже "Эсмеральды". По скорости он несколько уступал "звезде подмостков", показав на мерной миле всего 17 узлов, но дальность хода у него была в четыре раза больше — 8750 миль! При этом корабль нёс, при водоизмещении в 4050 тонн, два 203-мм орудия и десять — 152-мм: по пять в спонсонах по каждому борту. Для защиты от миноносцев имелись три скорострельных 57-мм "6-фунтовых" орудия Гочкиса и три скорострельных 47-мм "3-фунтовых" орудия той же фирмы. При этом броня у крейсеров данного проекта была куда серьёзнее, чем у "Эсмеральды" — карпасная бронепалуба толщиной 51–102 мм, а боевая рубка была и вовсе бронирована по-взрослому: 229 мм!Винтовой корвет "Рында"Россия же большого внимания бронепалубным крейсерам и вовсе не уделяла, предпочитая развивать крейсера броненосные. Тем не менее, практически одновременно с английскими крейсерами типа "Мерси" в строй вошла пара "винтовых корветов": "Витязь" и "Рында", так же снабжённых бронепалубой, а через пару лет в Сент-Назере был построен бронепалубный крейсер "Адмирал Корнилов". Это были корабли, вооружённые 152-мм орудиями главного калибра, имевшие броню не толще 76 мм, но к работе по защите собственной торговли и разрушению чужой приспособленные гораздо лучше. Бронепалубный крейсер "Адмирал Корнилов"В целом, оценивая проект "Эсмеральды", можно отметить наличие множества прогрессивных технических решений, которые Рендел и Армстронг вложили в проект. "Эсмеральда" определила облик кораблей своего класса на десятилетия вперёд, но назвать проект удачным... Если иметь в виду коммерческую удачу Уильяма Армстронга, то он, несомненно, выстрелил. Но основой успеха стало то, что корабль стал оптимальным вариантом с точки зрения "цена-качество" для флотов второстепенных морских держав. Игроки покрупнее предпочитали менее прорывные корабли, с более сбалансированными характеристиками.