«Эсмеральда» — дешево, но сердито!
08 марта 2025, 03:47

"Благодаря появлению "Эсмеральды" крейсера увеличили скорость, лишились парусов, а Армстронг — разбогател", — сказал главный строитель Королевского флота сэр Натаниэль Барнаби. Не в бровь, а в глаз! Именно так всё и было.

Уильям Армсронг

Начнём с начала. Во второй половине XIX века Чили в Латинской Америке считалась известным "возмутителем спокойствия": страна успела поучаствовать во всех латиноамериканских войнах, ряд из которых сама и развязала. О пользе минеральных удобрений агрономы уже успели узнать, но производить искусственно химики их ещё не научились, поэтому Чили с запасами калийной селитры и "гуано" — птичьего помёта — стали резко богатеть. А богатея, местные элиты начали "хотеть странного" — отжать что-нибудь у соседей. Уделяя много внимания оснащению армии и флота.

Джон Рендел

Поскольку своей судостроительной промышленности страна практически не имела, корабли чилийцы стали заказывать английской фирме Армстронга, имевшей верфи в Эльсвике. Правда, главный конструктор мистера Армстронга, Джон Уайтвик Рендел, занимался в основном канонерками, а чилийцам нужно было что-то посерьёзнее. Поэтому Рендел спроектировал, а Армстронг построил по чилийскому заказу крейсер "Артуро Прат" — 1380 тонн водоизмещения, скорость 16,5 узлов, стальной корпус с тараном, разделённый на водонепроницаемые отсеки, вооружение: 2х1 254-мм пушки в носу и в корме, 4х1 130-мм орудий по бортам, 2 торпедных аппарата.

Брони, по мнению большей части историков, корабль не имел (упоминания карпасной палубы есть, но сомнительны). Зато нёс пару мачт с косым парусным вооружением. Корабль спустили на воду в 1879 году, а готов он был уже в 1880-м, но чилийцы, видя, что очередной войны с Перу не случилось, продали корабль японцам. А китайцы заказали Армстронгу пару таких же для своего флота.

Крейсер "Артуро Прат", он же "Чаоюн".

Но в начале 80-х вновь выяснилось, что война не за горами, и в Чили начали сбор средств по подписке на строительство нового корабля. Имя подобрали знаковое! В Чили "Эсмеральда" — что "Варяг" в России: корабль, героически погибший в неравном бою с монитором "Уаскар", причём командир корабля и национальный герой Артуро Прат попытался взять перуанский корабль на абордаж и погиб. В общем, максимально духоподъёмная история. Поэтому деньги на строительство новой "Эсмеральды" собрали быстро.

"Эсмеральда" в доке.

После чего вновь отдали заказ Ренделу с Армстронгом. Требования выставили стандартные для Латинской Америки: сильное вооружение, высокая скорость, но чтоб недорого. И англичане, не чувствуя над собой контроля заказчика, дали волю инженерной мысли! 5 апреля 1881 года начато строительство, 6 июня 1883 года корабль был спущен на воду, а в 1884 году — введён в эксплуатацию. Что это был за корабль! Стальной корпус с гладкой палубой и таранным форштевнем. Две трубы, полное отсутствие рангоута, 18,3 узла скорости на мерной миле!

При этом на корабле была и броня, хоть и слабенькая: карпасная бронепалуба, уходившая скосами под ватерлинию по всей длине корабля. Над погребами толщина брони — 51 мм, над машинами — 25 мм, в оконечностях — 12,7 мм. Дополнительную защиту давали расположенные на скосах бронепалубы угольные ямы и коффердам, заполненный пробкой.

Вооружение — 2х1 254-мм казнозарядных орудия в носу и в корме, расположенных в барбетах, 6х1 152-мм орудий на станках Вавассера, защищённых двухдюймовыми бронещитами, для защиты от миноносцев — две 57-мм пушки и пятиствольная 37-мм пушка Гочкиса, боевая рубка — защищена дюймовой бронёй. И всё это — уместили в 2800 тонн водоизмещения!

Будущий Эдуард VII а пока - просто принц Уэльский...

Уильям Армстронг умел в пиар: интервью он давал пачками, при этом не стеснялся превозносить своё детище, называя "Эсмеральду" "самым быстрым и хорошо вооружённым крейсером в мире", при этом она, по его словам, была "почти полностью защищена от самых разрушительных снарядов". К кораблю было привлечено внимание не только моряков, но и монарших особ: 22 августа 1884 года на борт поднялся принц Уэльский — будущий король Эдуард VII, что добавило ещё больше популярности кораблю. Очарован "Эсмеральдой" оказался и Степан Осипович Макаров, назвавший крейсер "идеальной боевой машиной".

"Эсмеральда" во всей красе.

Армстронга корабль озолотил! "Элсвикские крейсера" стали стандартом, 12 стран заказало верфи 51 клон "Эсмеральды". Они служили по всему миру — от Китая до Чили, от Бразилии до Турции и Румынии. Тем более, что боевой опыт использования "Эсмеральды" поначалу вдохновлял. В 1885 году, воспользовавшись очередной Гражданской войной в Соединённых Штатах Колумбии (была на тот момент такая страна — СШК), на побережье высадилась американская морская пехота. Чилийцы сильно не любили, когда США вмешиваются в дела Латинской Америки, и отправили разрулить ситуацию новенькую, пахнущую свежей краской "Эсмеральду". Эффект был потрясающий! Не успел крейсер бросить якорь у побережья Панамы (она тогда входила в состав СШК), как американцы поспешили ретироваться. "Эсмеральда" могла уничтожить все наши корабли, расположенные в Панаме, одновременно, даже без потерь", — писали американские газеты.

"Эсмеральда" и "Магеллан" обстреливают войска президента Бальмаседы, 1891 год.

Потом было участие в Гражданской войне в самом Чили: в 1891 году не смогли договориться президент Хуан Мануэль Бальмаседа и Национальный Конгресс. Большая часть флота, включая "Эсмеральду", стала на сторону Конгресса, армия поддержала президента. 254-мм орудия крейсера были весомым аргументом, сильно деморализовавшим верных президенту, что привело к победе Конгресса в войне. В 1894 году Армстронг предложил модернизировать крейсер — поменять котлы и артиллерию, обшить тиком, добавить полуют с полубаком... Но чилийцы отказались. И продали крейсер Японии. Почему?

На волнении нос "Эсмеральды" захлёстывало волнами...

Тут нужно заметить, что "эльсвикские крейсера" не заказала себе ни одна из крупных морских держав. Бразилия с Румынией заказывали, а Россия, Германия или Франция — нет. Разгоняли рекламу крейсеру представители "молодой школы" (взгляды, близкие к которой, высказывал и С. О. Макаров), считавшие подобные корабли "линкорами будущего". А британское адмиралтейство крейсер не заинтересовал. В чём тут дело? Ну, начнём с того, что "Империи, над которой никогда не заходило Солнце", требовался крейсер помореходнее. А "Эсмеральда" с её высотой надводного борта 3,6 метра завидной мореходностью не отличалась. Да и дальность плавания в 2200 миль что для Роял Нэви, что для Российского Императорского флота была явно недостаточной.

Кроме того, опытные моряки понимали, что корабль в 2800 тонн водоизмещением — не самая устойчивая платформа для 254-мм орудий. Тем более что скорострельность этих орудий — 1 выстрел в 3 минуты для любого уважающего себя флота в конце XIX века была слишком низкой. Да и, учитывая низкую мореходность, возможность ведения огня из носовой десятидюймовки в ветреную погоду ставилась под сомнение. При этом для выполнения основных задач, стоявших перед крейсерами: разведки, защиты своей торговли и уничтожения вражеской, 254-мм не скорострельные монстры были и вовсе не нужны. Совсем!

HMS "Mersey"

Поэтому то же британское Адмиралтейство поставило на другой проект крейсеров второго ранга — класс "Мерси". Головной корабль серии из четырёх крейсеров вошёл в строй в 1887 году — всего на три года позже "Эсмеральды". По скорости он несколько уступал "звезде подмостков", показав на мерной миле всего 17 узлов, но дальность хода у него была в четыре раза больше — 8750 миль! При этом корабль нёс, при водоизмещении в 4050 тонн, два 203-мм орудия и десять — 152-мм: по пять в спонсонах по каждому борту. Для защиты от миноносцев имелись три скорострельных 57-мм "6-фунтовых" орудия Гочкиса и три скорострельных 47-мм "3-фунтовых" орудия той же фирмы. При этом броня у крейсеров данного проекта была куда серьёзнее, чем у "Эсмеральды" — карпасная бронепалуба толщиной 51–102 мм, а боевая рубка была и вовсе бронирована по-взрослому: 229 мм!

Винтовой корвет "Рында"

Россия же большого внимания бронепалубным крейсерам и вовсе не уделяла, предпочитая развивать крейсера броненосные. Тем не менее, практически одновременно с английскими крейсерами типа "Мерси" в строй вошла пара "винтовых корветов": "Витязь" и "Рында", так же снабжённых бронепалубой, а через пару лет в Сент-Назере был построен бронепалубный крейсер "Адмирал Корнилов". Это были корабли, вооружённые 152-мм орудиями главного калибра, имевшие броню не толще 76 мм, но к работе по защите собственной торговли и разрушению чужой приспособленные гораздо лучше.

Бронепалубный крейсер "Адмирал Корнилов"

В целом, оценивая проект "Эсмеральды", можно отметить наличие множества прогрессивных технических решений, которые Рендел и Армстронг вложили в проект. "Эсмеральда" определила облик кораблей своего класса на десятилетия вперёд, но назвать проект удачным... Если иметь в виду коммерческую удачу Уильяма Армстронга, то он, несомненно, выстрелил. Но основой успеха стало то, что корабль стал оптимальным вариантом с точки зрения "цена-качество" для флотов второстепенных морских держав. Игроки покрупнее предпочитали менее прорывные корабли, с более сбалансированными характеристиками.
topwar.ru
© ФГУП «ГосНИИПП», 1989-2025