07 марта 2025, 03:24
О чем пойдет речь: о кораблях. Причем не о тех ржавых американских кораблях, которые так возмутили дядюшку Дональда, хотя они тоже при деле, а о тех, которые должны были появиться на смену старым и ржавым кораблям военно-морского флота США.О так называемых фрегатах класса Constellation, или по-нашему "Созвездие".Фрегаты класса "Созвездие" предназначены для модернизации флота ВМС США, заполняя пробел, образовавшийся из-за устаревания фрегатов класса "Оливер Хазард Перри" и проблем с кораблями обоих литоральных классов. Фрегаты, предназначенные для противовоздушной, противолодочной и надводной борьбы, обещают универсальность, но столкнулись с серьёзными проблемами в виде задержек, перерасхода средств и увеличением водоизмещения корабля. Кроме того, нехватка рабочей силы и проблемы с технической интеграцией ещё больше усложняют производство.Соответственно, головной корабль теперь ожидается в 2029 году — на три года позже запланированного срока, что вообще ставит под угрозу всю программу с фрегатами. Понятно, что военно-морской флот не собирается отказываться от этой программы, критики сомневаются, сможет ли она принести результаты или станет ещё одним дорогостоящим провалом в военно-морских закупках США по образу и подобию предшествующих программ.Фрегат класса "Созвездие" — это перспективный проект, разработанный для борьбы с современными морскими угрозами и повышения оперативной гибкости военно-морского флота. Патрульные многофункциональные корабли, способные взять на себя в первую очередь охрану прибрежной зоны (заметим – немалой, на двух океанских побережьях) и поддержку боевых кораблей других классов по всей акватории Мирового океана.Идея хорошая, исполнение…Несмотря на обещание удовлетворить будущие потребности ВМС США в военных кораблях, проект столкнулся с рядом задержек и сбоев, из-за которых многие эксперты с пессимизмом относятся к перспективам корабля.Фрегат класса "Созвездие", обозначаемый как FFG-62, — это новый класс фрегатов, созданный на базе европейского многоцелевого фрегата FREMM, который уже служит во флотах Франции и Италии, и служит, надо сказать, успешно.Итальянский фрегат класса FREMMПри полной загрузке водоизмещение фрегатов составляет, согласно расчетам, примерно 7 291 тонну, их длина — 151 метр, а ширина — 19,8 метров.Корабли будут оснащены комбинированной дизель-электрической и газовой (CODLAG) системой, обеспечивающей скорость более 26 узлов и дальность хода 6000 морских миль при скорости 16 узлов. Вооружение включает 32 ячейки вертикальной пусковой установки (VLS) Mark 41, способные запускать различные ракеты, в том числе BGM-109 "Томагавк" и RIM-162 ESSM Block 2. Кроме того, они могут нести один вертолет MH-60R Seahawk и один беспилотный летательный аппарат MQ-8C Firescout.Фрегаты класса "Созвездие" предназначены для выполнения широкого круга задач, включая противовоздушную оборону, противолодочную оборону, противодействие надводным силам и радиоэлектронную борьбу. Они оснащены передовыми датчиками и системами обработки данных, такими как боевая система Aegis Baseline 10 и радар воздушного наблюдения AN/SPY-6(V)3 Enterprise.Зачем Военно-морскому флоту нужен фрегат класса "Созвездие"? Уже многие сегодня задумываются над этим вопросом, который вообще-то должен звучать как "Какие дыры будут затыкать новыми фрегатами"?Будущие фрегаты предназначены для удовлетворения нескольких стратегических потребностей. Появление почти равного конкурента в лице Китая побудило военно-морской флот искать более боеспособные и универсальные боевые корабли. Фрегаты класса "Созвездие" предназначены для противодействия различным угрозам, включая современные подводные лодки, надводные корабли и авиацию.Здесь надо понимать, что в настоящее время ВМФ США прощается по факту с четырьмя классами кораблей: крейсера типа "Тикондерога", фрегаты "Оливер Перри", литоралы "Фридом" и "Индепенденс". И обязанности этих четырех групп кораблей должны будут как-то взять на себя эсминцы "Арли Берк" (заметим – отнюдь не новички во флоте) и фрегаты "Созвездие".Да, мы забыли про эсминцы типа "Замволт", но "утюги" как-то так и не стали полноценными боевыми кораблями, так что сильно по ним никто (в том числе и американский военно-морской флот) рыдать не станет.А нашумевшая программа LCS (прибрежных кораблей) столкнулась с многочисленными проблемами, включая перерасход средств и совершенно неудовлетворительные характеристики уже готовых кораблей, помноженные на ненадежность, что вынудило военно-морской флот искать более надежную и производительную платформу. Фрегаты класса Constellation предназначены для действий как в акватории, так и на побережье, обеспечивая военно-морскому флоту большую оперативную гибкость.Эти корабли могут выполнять различные миссии, от сопровождения авианосных ударных групп до проведения независимых операций в так называемых "оспариваемых водах". По сравнению с более крупными эсминцами и крейсерами, фрегаты класса "Созвездие" предлагают более экономичное решение для многих миссий. Их меньшие размеры и более низкая стоимость делают их привлекательным вариантом для военно-морского флота, позволяя закупать большее количество кораблей в рамках бюджетных ограничений.И это не просто удачный маневр, это такое "назад в будущее". Именно таким образом американцы уже поступали в морской своей истории, когда очень нужно было затыкать дыры.В 1941 году, когда произошли известные события, вовлекшие США во Вторую Мировую войну, у флотских был выбор в плане того, какие корабли строить. И, не очень долго думая, американские адмиралы выбрали очень своеобразный метод решения проблемы флота, который оказался вовлечен в войну на двух океанах сразу.Американцы в качестве мобилизационного взяли вариант эсминцев типа "Бенсон", которые могли строиться быстрее, чем более крупные "Флетчеры", хоть "Флетчеры" смотрелись намного предпочтительнее. У "Бенсонов" увеличили количество глубинных бомб и мелкокалиберной артиллерии, уменьшив количество торпедных труб и убрав одно орудие ГК, зато все орудия были в полностью закрытых башнях, что очень пригодилось практически сразу: на Тихом океане была одна война, с огромными массами авиации, а вот на просторах Атлантики шла совершенно другая война. В Атлантическом океане самолеты были редкостью, зато работы по конвоированию торговых судов, поиску подводных лодок и охранению боевых эскадр было предостаточно. Для решения этих задач "Флетчер" был слишком дорогим даже для самой богатой в мире державы. Таким образом, 96 эсминцев типа "Бенсон"/"Гливс" дали возможность спокойно построить армады "Флетчеров", сыгравших уже свою роль в разгроме Японии.Идея с "Созвездием" просматривается. Пока "Арли Берки" возьмут на себя обязанности уходящих "Тикондерог", о чем мы уже писали, "Созвездия" будут заменять и фрегаты, и прибрежные корабли. Задача явно не из простых.Несмотря на многообещающие возможности нового фрегата, проект столкнулся с рядом проблем и противоречий.Одной из основных проблем, с которыми сталкивается программа строительства фрегатов класса "Созвездие", является задержка с завершением проектирования и строительством. Решение ВМС начать строительство до завершения проектирования привело к значительному отставанию от графика.Решение было более чем спорным, что и подтвердилось на практике. Теперь ожидается, что головной корабль, USS Constellation (FFG-62), будет сдан на целых 36 месяцев позже запланированного срока. Эта задержка в значительной степени связана с тем, что отдельные узлы корабля, которые уже надо было начинать производить, еще не были готовы даже в чертежах. Это и привело к сбоям в процессе строительства. Подход ВМС к началу строительства с использованием незавершенной конструкции не соответствует передовым методам проектирования кораблей и ставит под угрозу сроки реализации программы, но сегодня уже точно поздно кусать локти.Программа также столкнулась со значительным перерасходом средств. Хотя здесь стоит признать, что для США это вообще-то в порядке вещей. Первоначально предполагаемая стоимость первого корабля составляла около 1,28 миллиарда долларов, а последующие корабли, как ожидается, будут стоить примерно по 1,05 миллиарда долларов каждый. Однако эти оценки оказались чрезмерно оптимистичными. Фактические затраты значительно возросли, и, по некоторым оценкам, конечная стоимость одного судна может достигать 1,6 миллиарда долларов. Это увеличение расходов на 40% вызвало опасения по поводу состоятельности программы. Здесь надо сказать, что флот планирует заказать 20 кораблей. 0,5 миллиарда долларов превышения над расчетной стоимостью на двадцати кораблях дадут "всего лишь" 10 миллиардов долларов. Другой серьёзной проблемой является "незапланированный рост веса" фрегатов класса "Созвездие". Вес кораблей увеличился более чем на 10% по сравнению с первоначальными расчётами. Этот рост веса объясняется конструктивными решениями и трудностями адаптации иностранной конструкции (точнее, конструкции иностранной разработки) к требованиям ВМС США. Увеличение веса может ограничить срок службы кораблей и их потенциал модернизации, поскольку для проведения будущих модернизаций придется пожертвовать чем-то из оснащения кораблей или принести в жертву их характеристики. Такое уже было во времена Второй мировой войны, когда ради усиления ПВО те же американские крейсера (и не только крейсера, и не только американские) массово расставались с торпедными аппаратами и гидропланами и всей авиационной структурой.Эта проблема добавляет ещё один уровень сложности к и без того непростому процессу проектирования и строительства.Основной судостроитель, компания Fincantieri Marinette Marine, столкнулась со значительными трудностями при наращивании производственных мощностей и найме квалифицированных работников. Сообщается, что на верфи не хватает "нескольких сотен" работников, что привело к задержкам в графике строительства. Нехватка рабочей силы усугубилась из-за последствий пандемии, которые повлияли на судостроительную отрасль в целом. Военно-морской флот рассматривает различные меры для решения этих проблем, в том числе возможность создания второй верфи для ускорения производства. Но проблема кадров — это действительно проблема.Программа "Фрегат класса Constellation" отягощена различными техническими рисками, особенно связанными с интеграцией передовых технологий. Военно-морскому флоту еще предстоит продемонстрировать все возможности двигательной установки и систем управления механизмами, которые являются важнейшими компонентами фрегатов. Эти технические неопределенности создают значительные риски для программы, поскольку любые проблемы, обнаруженные в ходе тестирования, могут привести к дальнейшим задержкам и увеличению затрат. Военно-морской флот рассматривает возможность дополнительных наземных испытаний, чтобы снизить эти риски и обеспечить надежность систем перед развертыванием кораблей.Риск, и риск огромный. История знает множество примеров, когда уже почти готовые корабли приходилось жестко перекраивать, и далеко не всегда это приносило положительные результаты. Что будет дальше с фрегатом класса "Созвездие"?Вопрос сложный и не имеющий однозначного ответа. Предполагаемая программа строительства фрегатов класса "Созвездие" является важнейшим компонентом будущего флота ВМС США, предназначенным для борьбы с современными морскими угрозами и повышения оперативной гибкости. Более того, ее крах поставит под вопрос нормальное обеспечение морской безопасности Соединенных Штатов как таковое. Однако программа столкнулась с настолько значительными трудностями, включая задержки в проектировании и строительстве, перерасход средств, проблемы с увеличением веса, нехватку мощностей верфей и рабочей силы, а также технические риски, что дальнейшее развитие событий предсказать сложно.Будущее этих кораблей остаётся под вопросом, и некоторые критики утверждают, что проект уже стал катастрофой. Учитывая, что первый корабль будет спущен на воду только в 2029 году, время покажет, станет ли "Созвездие" новым основой ВМС США или затонет ещё до прибытия.Решать, каким будет "завтра" для фрегатов "Созвездие", будут в администрации Трампа уже сегодня. И каким будет ответ, мы, конечно, узнаем. Дональду Трампу не понравился ржавый флот Америки, но миллиардные расходы ему нравятся еще меньше.Впрочем, если он действительно решил "снова сделать Америку великой", без кораблей точно не обойтись.