Ракеты Meteor для самолётов F-35
07 марта 2025, 03:24

Опытный носитель на испытаниях: британский F-35B с ракетой Meteor во внутреннем отсеке

В середине прошлого десятилетия европейская компания MBDA приступила к серийному производству перспективной ракеты "воздух-воздух" большой дальности Meteor. Сначала это оружие получили истребители существующих типов, а в дальнейшем начались работы по его интеграции в комплекс вооружений самолёта F-35. Испытания ракеты на таком носителе начались осенью прошлого года, однако об этом стало известно только сейчас.

Актуальные носители

Напомним, что разработка технического задания на новую ракету "воздух-воздух" для ВВС нескольких европейских стран началась ещё в девяностых годах. Лишь в начале двухтысячных удалось составить общие планы и сформировать тактико-технические требования. Полноценная разработка проекта Meteor началась в 2003 г. и в середине десятилетия дошла до стадии испытаний опытного оружия.

К концу десятилетия страны-участницы проекта, видя явный прогресс, начали размещать заказы на серийные ракеты. Основными покупателями "Метеоров" стали Великобритания, Германия, Италия и Франция. В дальнейшем количество заказчиков продолжало расти, и в итоге в список покупателей вошло 11 стран.

Изделие Meteor разрабатывалось с учётом применения на разных самолетах-носителях, имеющихся у стран-разработчиков. Основной платформой стал истребитель Eurofighter Typhoon. Такие самолеты состоят на вооружении Великобритании, Германии, Испании, Италии и Катара.

Отсек крупным планом: в глубине объема находится ракета Meteor

Франция интегрировала "Метеоры" в комплекс вооружений своего истребителя Dassault Rafale. Экспортные версии "Рафалей" с аналогичным вооружением эксплуатируются в Греции, Индии, Катаре и Хорватии. Последним штатным носителем "Метеоров" стал шведский истребитель JAS 39 Gripen, который используется шведскими и бразильскими ВВС.

В мае 2024 г. начались испытания ракеты Meteor на южнокорейском истребителе KF-21. Процесс тестирования и интеграции может занять несколько лет. Тем не менее, Сеул уже разместил заказ на 100 серийных ракет.

"Метеор" на "Молнии"

Нетрудно заметить, что все нынешние носители ракет Meteor относятся к 4 поколению истребителей. При этом ряд европейских стран планирует и/или осуществляет переход на более новую технику. В ходе таких процессов планируется сохранить на вооружении "европейскую" ракету большой дальности.

В 2017 г. Минобороны Великобритании выдало компании MBDA контракт на интеграцию новых ракет в комплекс вооружений истребителей Typhoon и F-35B. Первую часть поставленной задачи решили достаточно быстро, а работы по F-35B продолжаются до сих пор и пока далеки от своего завершения. Лишь недавно появились сообщения об успехах этого проекта.

Британское военное ведомство впервые рассказало о текущих работах только в конце февраля. Сообщается, что испытания ракеты Meteor на истребителе F-35B Lightning II начались ещё прошлой осенью. Их проводят вместе с США и на американской базе. Площадкой для тестовых вылетов служит база Патаксент-Ривер в шт. Мэриленд.

В прошлом году американские и британские специалисты провели необходимую подготовку и предварительные испытания. 20 ноября 2024 г. состоялся первый вылет F-35B Королевских ВВС Великобритании с новой ракетой на подвеске. За прошедшие три с лишним месяца выполнили ряд испытательных вылетов с теми или иными задачами. При этом подробности работ не уточняются

К официальному сообщению Минобороны Великобритании прилагаются фотографии опытного носителя ракет. На них показано размещение "Метеоров" на внутренней подвеске F-35B. Достаточно крупный боеприпас подвешен на центральном неподвижном держателе. Одновременно с этим на держателе крышки отсека установлена ракета AIM-120.

Изначально планировалось, что Meteor войдет в боекомплект строевых F-35B КВВС в середине двадцатых годов. Однако теперь эти сроки сдвинуты на 2027 г. В свете последних испытаний такие планы выглядят реалистичными.

Ожидается, что результатами британо-американских работ воспользуются и другие страны. Закупать ракеты "Метеор" для своих самолётов собираются Германия, Греция и Италия. Все эти страны хотят вооружить новыми ракетами свои истребители F-35A, приобретаемые для ВВС. Кроме того, Италия заказала F-35B для своей морской авиации и будет покупать для них ракеты.

Предмет интереса

Изделие MBDA Meteor — управляемая сверхзвуковая ракета "воздух-воздух", предназначенная для применения истребителями против различных воздушных целей на значительных дальностях. Любопытно, что производитель пока не раскрывает все характеристики и возможности своей ракеты.

Meteor (на заднем плане) и AIM-120

Ракета имеет цилиндрический корпус с оживальной головной частью. В нижней части корпуса располагаются два прямоугольных воздухозаборника. В хвосте находятся Х-образные рули для управления в полёте. Общая длина изделия — 1,9 м, диаметр — 178 мм. Стартовая масса достигает 190 кг.

Для получения максимальных лётных характеристик ракета получила прямоточный воздушно-реактивный двигатель. Его камера сгорания находится в хвостовой части корпуса. Воздух поступает через два заборных устройства под корпусом. Часть внутренних объемов ракеты отдана под жидкое топливо.

При помощи ПВРД ракета Meteor развивает скорость порядка 4 М. Дальность полёта официально обозначена как превышающая 200 км. Полный показатель дальности не раскрывается по соображениям секретности. Отмечается, что ПВРД выгодно отличается от твердотопливных двигателей. Он имеет увеличенное время работы и улучшает энергетические показатели ракеты. Так, в радиусе 60 км гарантируется поражение цели, а вблизи максимальной дальности сохраняется возможность активного маневрирования.

Ракета оснащена комбинированной системой управления. В район нахождения цели она летит с использованием инерциальной навигации. Также имеется радиосвязь с носителем для обновления данных. Непосредственный захват цели и наведение на неё осуществляются при помощи активной радиолокационной головки.

Ракета оснащена осколочно-фугасной боевой частью неназванной массы. Два взрывателя отвечают за подрыв при столкновении с целью или при проходе на заданном расстоянии от неё.

Шведский истребитель JAS 39 и его вооружение: на переднем плане ракета Meteor

Ракета Meteor принципиально совместима с широким кругом носителей. Её средства подвески, разъёмы и электронная часть соответствуют стандартам НАТО. Изделие, в первую очередь, разрабатывалось для существующих истребителей, несущих оружие на внешних узлах. В случае с F-35A/B предусматривается и внутренняя подвеска. Сообщается, что для этого пришлось уменьшить размах хвостовых рулей, но более серьезные доработки не потребовались.

Новый этап

Ракета "воздух-воздух" MBDA Meteor начала поступать на вооружение европейских ВВС около 10 лет назад. Несмотря на прошедшее время, она до сих пор является одним из наиболее дальнобойных образцов своего класса в арсеналах. Страны-эксплуатанты не собираются отказываться от такого оружия, а также составляют и выполняют новые планы.

Сейчас Великобритания и США занимаются интеграцией "Метеора" в комплекс вооружений истребителя последнего поколения F-35A/B. Ожидается, что уже через два года строевые самолёты этого типа смогут нести и применять подобные боеприпасы. Первыми их получат ВВС Великобритании, а затем и других стран.

Таким образом, несколько стран оценили "европейскую" ракету Meteor и собираются сохранять её на вооружении как можно дольше. Для этого сейчас идут работы над новым носителем, а в будущем могут быть приняты дополнительные меры. Первые полноценные результаты нынешних усилий появятся в 2027 г., но полностью оценить их можно будет только в отдалённой перспективе.
topwar.ru
© ФГУП «ГосНИИПП», 1989-2025