«Рафаль» - лебединая песня Марселя Дассо
19 декабря 2024, 02:49

Патрульный полет двух Rafale: одноместный в конфигурации "полный воздух-воздух" (6 MICA + сверхзвуковой сбрасываемый бак 1250 л) и двухместный в смешанной конфигурации (2x SCALP-EG + MICA + сбрасываемые баки 2000 л).

Rafale — многоцелевой истребитель 4-го поколения (или 4.5+ в последней версии), способный совершать сверхзвуковой полёт, разработан французской фирмой Dassault Aviation.

Rafale, наименование которого можно перевести как "порыв ветра" или "взрыв огня" (по аналогии с итальянским Raffica, наименованием итальянского самолёта Caproni Ca.331), появился в результате совместного запроса французских ВВС (Armée de l'Air ) и ВМС ( Marine Nationale ) в конце 1970-х годов на многоцелевой истребитель на замену их тогдашнего состава, в основном состоявшего из устаревших американских Vought F-8 Crusader, штурмовиков Dassault Etendard и Dassault Super Etendard в ВМС и различных версий истребителей Dassault Mirage и истребителей-бомбардировщиков  SEPECAT Jaguar в ВВС.

Два ударных самолета Mirage 2000D RMV пролетают над Джибути.

О Dassault Rafale

В 1979 году компания Dassault-Breguet объединила усилия с MBB (Messerschmitt-Bolkow-Blohm, позднее объединенная в EADS, гражданский сектор которой затем стал Airbus) и BAe (British Aerospace), двумя компаниями, которые совместно с Aeritalia разработали (с 1974 года) общеевропейский самолет Panavia Tornado, в рамках программы "Европейский боевой самолет" (ECA).

Однако в 1981 году программа ECA распалась из-за различий в национальных требованиях, но в 1983 году ее заменила программа "Будущий европейский истребитель" (FEFA или EFA).

Опять же, разные требования (французы предпочитали легкий многоцелевой самолет наземного и морского базирования, а британцы — тяжелый самолет-перехватчик дальнего действия наземного базирования) слишком сильно затянули проект и по времени, и по финансам, и в 1985 году Франция вышла из проекта, а другие партнеры (Великобритания, Германия и Италия) продолжили разработку и впоследствии производство истребителя Eurofighter Typhoon.

Спустя два поколения истребителей (40 лет) аналогичное разделение снова возникло по поводу разработки будущего истребителя 6-го поколения: Франция, Германия и Испания объединились для разработки Future Combat Air System, в то время как Великобритания, Италия и Япония отдали предпочтение "Глобальной программе боевой авиации" Tempest.

Прототип Rafale A в Амберье-ан-Бюже, Франция

Пока международная сага развивалась, начатая во Франции программа создания истребителя четвёртого поколения компанией Dassault получила условное обозначение ACX (Avion de Combat Experimental, что означает "Экспериментальный боевой самолёт"), изначально имевшим кодовое название Rapace (по-французски "хищная птица") с конца 1970-х годов. Программа предусматривала постройку экспериментального истребителя Rafale A, на котором планировалось отработать необходимые технологии.

К началу 1980 года программа ACX сузилась до 4 конфигураций, две из которых имели схему "утка" и дельтавидное крыло, которые в конечном итоге реализованы на Rafale, и 13 апреля 1983 года он наконец получил зеленый свет на постройку первого лётного прототипа.

Получив новый импульс после выхода Франции из EFA, переименованный в Rafale, наконец был представлен публике 13 декабря 1985 года в Сен-Клу в присутствии самого Марселя Дассо.

Основатель компании Dassault Aviation (и, по интересной причуде истории, одноклассник Михаила Иосифовича Гуревича, одного из создателей МиГа, в 1913 году) Марсель Дассо, который родился как Марсель Фердинанд Блох и взял фамилию Дассо только после Второй мировой войны (и своего заключения за отказ сотрудничать с оккупантами сначала режимом Виши, а затем нацистами в концентрационном лагере Бухенвальд) от военного псевдонима своего брата, генерала Дариуса Поля Блоха, во французском Сопротивлении, смог увидеть презентацию своего последнего самолета, но умер в возрасте 94 лет 17 апреля 1986 года, всего за несколько недель до первого полета прототипа Rafale с завода Dassault в Истре 4 июля 1986 года.

Последний самолёт, созданный при непосредственном участии Марселя Дассо в разработке проекта и воплощением его в жизнь, был Mirage III, один из лучших истребителей своего времени. Rafale делал уже его сын Серж, унаследовавший и компанию, и талант инженера-авиаконструктора от своего отца.

Французский Rafale над Парижем во время воздушного парада 14 июля по случаю Национального дня Франции также известного как День взятия Бастилии

Затем экспериментальный Rafale A прошел интенсивную программу испытаний, впервые поднявшись в воздух в 1990 году с обновленным французским двигателем Snecma M88, а затем программа Rafale A была закрыта в январе 1994 года.

В апреле 1988 года обновлённую программу Rafale решено возобновить, был заключен контракт на первоначальное производство самолетов Rafale различных модификаций для испытаний, но только после того, как ВМС США почти приняли решение выбрать вместо них уцененные и уже имеющиеся в наличии американские самолеты F/A-18 Hornet. "Дивиденды мира", сокращение расходов на оборону после окончания холодной войны и возросшие затраты на разработку национальной программы (после отказа включить другие европейские страны) поставили под угрозу программу Rafale, но французская решимость добиться "стратегической автономии" в этом деликатном секторе, и французы продолжили программу, которая продлилась испытаниями в 1990-х годах и, наконец, самолёт был принят на вооружение в начале 2000-х годов.

С падением "Берлинской стены" и распадом Советского Союза программа разработки истребителя претерпела серьёзные изменения, вызванные значительным сокращением военного бюджета Франции и реорганизацией ВВС. Результатом этого стало снятие с вооружения истребителей "Мираж-5F" с последующей перепродажей их Пакистану по коррупционной схеме за взятку в 40 млн долларов пакистанским чиновникам за 40 проданных самолётов, по 3 млн за каждый. Принято решение о модернизации 55 перехватчиков "Мираж F1C" в истребители-бомбардировщики "Мираж F1CТ". Финансирование разработки будущего истребителя было сокращено, а командование ВВС в качестве первоочередной задачи занялось модернизацией перехватчиков "Мираж-2000C" в вариант 2000-5F.

Американцев настолько заинтересовал Rafale в начале 2000-х годов, что они решили заменить им в палубной авиации ВМС и КМП истребители F/A-18 A/B, которые к тому времени были довольно изношены, а их ресурс в 6000 часов подходил к концу. С появлением Super Hornet впоследствии передумали. ВМС Франции получили первые истребители Rafale в декабре 2000 года, а первое боевое применение состоялось в 2002 году, еще до того, как в июне 2004 года поставленные на вооружение Rafale M были объявлены полностью готовыми к эксплуатации.

Armée de l'Air последовали примеру моряков, получив первые Rafale в 2005 году и достигнув полного боевого статуса с середины 2007 года.

12 марта 2007 года первые Rafale ВВС были развернуты за рубежом, а их боевой дебют состоялся 28 марта 2007 года, когда Rafale сбросил управляемую бомбу GBU-12 в поддержку голландских войск в Южном Афганистане.

Французский Rafale готов к взлёту с катапульты во время совместных французских и американских авианосных испытаний на борту авианосца USS Theodore Roosevelt (CVN 71) в Атлантике 20 июля 2008 года.

Несмотря на то, что Rafale был весьма инновационным проектом благодаря усовершенствованной цифровой системе управления полётом (ЭДСУ), широкому использованию композитных материалов, разработке с использованием фирменного инструмента CATIA для автоматизированного проектирования (это был первый самолёт, созданный в цифровом виде без физической модели) и чрезвычайно продвинутой системе радиоэлектронной борьбы SPECTRA в сочетании с использованием ракет класса "воздух-воздух" большой дальности с ИК-наведением (тактика, присущая только советским/российским истребителям), что делало его серьёзной угрозой даже для истребителей 5-го поколения, изначально он нашёл мало иностранных покупателей.

Для фирмы SNECMA создание двигателя М88 для нового истребителя оказалось чрезвычайно сложной задачей. Тем не менее её удалось решить. Заказчику требовался двигатель, способный хорошо работать во время манёвренного воздушного боя и при прорыве системы ПВО на малой высоте, помимо этого он должен обладать высоким отношением тяги к массе, иметь малый расход топлива на всех режимах полёта и большой ресурс, на порядок больший, чем двигатели предыдущего поколения — SNECMA Atar 09C и Atar 9K-50 с ресурсом в 300 часов, новый двигатель должен иметь полный ресурс — 3000 часов.

Фирма SNECMA отдала предпочтение двухвальному ТРДДФ, который должен был стать родоначальником французских двигателей третьего поколения, к двигателям предыдущего, второго поколения относятся ТРДФ семейства Atar, установленные на истребителях "Мираж-3/4/5/F1", и двигатели М53, применяемые на "Мираж-2000".

Программа разработки двигателя М88 официально началась в 1986 году. В феврале 1989 года состоялось его первое стендовое испытание. Через год, в феврале 1990 года, приступили к испытаниям двигателя на демонстрационном самолёте "Рафаль-А", а в начале 1996 года он был полностью сертифицирован. Поставки серийных ТРДДФ М88 начались в конце 1996 года. По данным фирмы SNECMA, опытные двигатели М88 в полётах наработали 11 000 часов, ещё почти 4 000 часов отработали во время испытаний усовершенствованные двигатели М88-2.

Следующим шагом было создание усовершенствованного ТРДДФ М88-2, который в серийном варианте соответствует двигателям пятого поколения. Этот двигатель отличается малой массой, около 900 кг, компактностью — диаметр 690 мм — и высокой топливной эффективностью. Он имеет взлётную тягу 5100 кг, которая на форсаже увеличивается до 7650 кг. На нём применяется цифровая система управления FADEC, с помощью которой в течение 3 секунд двигатель может перейти с режима "малый газ" на максимальный форсаж. РУД позволяет в любое время легко менять тягу с боевого режима на "малый газ" и обратно. Двигатель способен нормально работать даже при наличии незначительных отказов, не предупреждая об этом лётчика.

В конструкции ТРДДФ используется трёхступенчатый вентилятор и шестиступенчатый компрессор высокого давления. Температура газов перед турбиной составляет 1580 градусов по Цельсию, а полная степень повышения давления равна 24,5. При взлётной тяге 5100 кг удельный расход топлива равен 0,8 кг/кг.ч, а на форсаже — 1,7 кг/кг.ч, что примерно соответствует или даже чуть хуже, чем параметры советских двигателей АЛ-31Ф (0,77 при номинале) и РД-33 (0,75 при номинале).

Для расширения боевых возможностей самолёта "Рафаль" и возможной замены двигателей М53 на истребителях "Мираж-2000" и двигателей RM12 на "Грипенах" фирма SNECMA ведёт разработку вариантов ТРДДФ М88 с увеличенной тягой. Первым шагом в этом направлении является создание двигателя М88-3. Взлётная тяга у этого ТРДДФ на форсаже составит 9 180 кг, что на 20% больше, чем у М88-2. При этом делается всё, чтобы сохранить максимальную унификацию с двигателем М88-2. По заявлению фирмы SNECMA, 40% узлов и деталей будут взаимозаменяемы.

Отличительными особенностями двигателя М88-3 являются новый трёхступенчатый вентилятор конструкции типа "блиск" с увеличенным до 72 кг/с расходом воздуха (у М88-2 расход воздуха — 65 кг/с), усовершенствованная одноступенчатая турбина высокого давления, новые лопатки на статоре, улучшенная форсажная камера и адаптивное сопло с уменьшенной тепловой сигнатурой. Масса двигателя возросла до 985 кг. Для обеспечения увеличенного расхода воздуха потребовалась незначительная переделка воздухозаборников самолёта, но при этом, как заявила SNECMA, увеличения лобового сопротивления и ЭПР не произошло.

Новый двигатель позволит уменьшить длину разбега, увеличить скороподъёмность и установившуюся скорость боевого разворота. Однако удельный расход топлива у ТРДДФ М88-3 останется таким же, как у М88-2. Разработка М88-3 началась в 2001 году, в 2005 году он был сертифицирован. С 2006 года все ранее выпущенные самолёты прошли ремоторизацию на новые двигатели.

Rafale был впервые оснащен РЛП с пассивной ФАР — многорежимной БРЛС с электронным сканированием Thales RBE2. Thales утверждает, что достигла более высокого уровня ситуационной осведомленности по сравнению с более ранними самолетами за счет более раннего обнаружения и отслеживания нескольких воздушных целей для ближнего боя и дальнего перехвата, а также генерации в реальном времени трехмерных карт для автоматического полёта в режиме "следования рельефу местности" и генерации в реальном времени наземных карт высокого разрешения для навигации и прицеливания.  В начале 1994 года сообщалось, что технические трудности с БРЛС задержали разработку Rafale на шесть месяцев.  В сентябре 2006 года журнал Flight International сообщал, что себестоимость одного истребителя Rafale значительно возросла из-за дополнительных разработок по улучшению дальности обнаружения RBE2.

БРЛС с активной ФАР (AESA) RBE2 AA в настоящее время практически полностью вытеснила старую БРЛС RBE2 с пассивной ФАР. Сообщается, что RBE2 AA обеспечивает большую дальность обнаружения до 200 км по эталонной цели НАТО — истребителю МиГ-21 на встречных курсах во фронтальную проекцию (ЭПР — 2 кв. м), обеспечивает также повышенную надежность и меньшие требования к техническому обслуживанию по сравнению с предыдущим РЛП.

Демонстрационный самолет Rafale начал испытательные тестовые полеты в 2002 году и налетал в общей сложности 100 часов по состоянию на декабрь 2011 года. К декабрю 2009 года производство предсерийных РЛП RBE2 AA было в самом разгаре. В начале октября 2012 года первый Rafale, оснащенный радаром RBE2 AA, прибыл на авиабазу Мон-де-Марсан, разработка была описана официальными представителями компаний Thales и Dassault как "вовремя и в рамках бюджета".

К началу 2014 года первая строевая эскадрилья ВВС получила самолеты Rafale, оснащенные РЛП RBE2 AA (AESA), вслед за французским флотом, который получил свои первые самолеты Rafale, оснащенные радаром AESA, в 2013 году. 

Rafale, помимо БРЛС, имеет несколько пассивных сенсорных систем. Электрооптическая система переднего сектора или Optronique Secteur Frontal (OSF), разработанная Thales, полностью интегрирована в самолет и может работать как в видимом, так и в инфракрасном диапазоне длин волн. OSF позволяет применять ракеты с инфракрасными ГСН, такие как MICA, на расстояниях за пределами визуальной дальности; ее также можно использовать для обнаружения и идентификации воздушных целей, а также наземных и надводных целей. Dassault описывает OSF как невосприимчивую к помехам и способную обеспечивать скрытое дальнее наблюдение. В 2012 году была развернута улучшенная версия OSF.

Rafale производится почти полностью во Франции, за исключением некоторых импортных нечувствительных компонентов. Различные компоненты производятся на разных предприятиях по всей стране: фюзеляж — в Париже, крылья — в Мартиньяке и кили — в Биаррице, а окончательная сборка происходит в Мериньяке недалеко от Бордо. Dassault выполняет 60% работ, ее партнер Thales — 25%, а другой партнер Safran — 15%.  Три компании полагаются на сеть из 500 субподрядчиков, многие из которых являются малыми и средними предприятиями , обеспечивая работой 7000 прямых и косвенных сотрудников.

По состоянию на 2012 год на производство каждого истребителя уходило 24 месяца, при годовой производительности одиннадцати самолетов. Первоначально планировалось, что Rafale поступит в эксплуатацию в 1995 году. Разработка самолета проходила в срок, в рамках бюджета и без серьезных трудностей. Однако проект должен был конкурировать с другими программами оборонных закупок за сокращающийся национальный оборонный бюджет. Это произошло в политической обстановке, в которой главной угрозы безопасности, Советского Союза, больше не существовало. Французское правительство впоследствии сократило заказы на Rafale, что, по утверждениям Dassault и других вовлеченных компаний, затрудняло управление производством и приводило к более высоким затратам, а также задерживало ввод самолета в эксплуатацию. 

На определённом этапе французские военно-морские власти изучали возможность приобретения подержанных F/A-18 для замены устаревших истребителей-перехватчиков F-8 для своих авианосцев. Французское флотское командование намеревалось создать однотипное по составу авианосное авиакрыло, полностью из самолётов Rafale, заменить ими и истребители-бомбардировщики Dassault Super Étendard, и истребители-перехватчики Crusader F-8E (FN). И те, и другие к середине 1990-х были сильно изношены и считались морально устаревшими самолётами.

Поставки Rafale M впоследствии получили высокий приоритет для замены устаревших истребителей F-8 ВМС. По словам адмирала Кристофа Празука, начальника штаба ВМФ Франции: "Хотя мы проиграли битву за F/A-18, я думаю, можно сказать, что мы добились, по крайней мере, некоторого успеха, "убедив" правительство предоставить нам первоначальный приоритет поставок". Первый серийный Rafale B совершил свой первый полет 24 ноября 1998 года, за ним последовал первый Rafale M для ВМС Франции 7 июля 1999 года.

Ситуация быстро изменилась с появлением важной роли, которую Rafale сыграли во время интервенции НАТО в Ливии в 2011 году, когда Rafales, обычно вооруженные четырьмя ракетами класса "воздух-воздух" MICA и четырьмя или шестью управляемыми авиабомбами AASM "Hammer", а также контейнером наведения Thales Damoclès и двумя сбрасываемыми топливными баками, нанесли многочисленные удары по наземным целям, отличаясь тем, что могли действовать без средств SEAD и радиоэлектронной борьбы благодаря своей системе SPECTRA.

С тех пор продажи Rafale резко возросли, самолет принял участие в воздушной войне против ИГИЛ на Ближнем Востоке и в операциях против Аль-Каиды в Африке.

Истребитель Rafale B французских ВВС в полете

В январе 2013 года "Рафали" приняли участие в операции "Серваль" в Мали, а с сентября 2014 года они действовали в Сирии и Ираке в рамках операции "Шаммаль", включая совместный франко-британо-американский удар 14 апреля 2018 года по сирийским целям. Для выполнения этой задачи каждый "Рафаль" был оснащен парой крылатых ракет воздушного базирования SCALP EG (всего пять "Рафалей" запустили 9 крылатых ракет).

Французские истребители "Рафаль", базирующиеся в Иордании, принимали участие в отражении иранской ракетной атаки на Израиль 13 апреля 2024 года, сбив неуказанное количество беспилотных летательных аппаратов.

Интенсивное использование Rafale, наконец, принесло ему первого иностранного покупателя 16 февраля 2015 года, когда Египет стал первым международным покупателем Rafale, купив 24 самолета в рамках сделки стоимостью 5,2 млрд евро (5,9 млрд долларов США), включавшей также фрегат FREMM и вооружение.

По состоянию на август 2024 года самолет Rafale, производство самолёта (полный цикл) занимает 24 месяца и осуществляется практически полностью во Франции с использованием французских комплектующих, чтобы не подвергаться иностранному влиянию и экспортным вето, получил в общей сложности 507 заказов из 9 стран, при этом 289 самолетов уже произведены, а 223 находятся в стадии подготовки к производству.

507 заказов включают 302 одноместных "Рафаля", 157 двухместных и 48 морских одноместных самолетов. Первоначально Франция планировала заказать 250 самолетов Rafale для ВВС и 86 для ВМС, но затем сократила закупку до 286 запланированных самолетов, из которых заказано 234.

К 2024 году 166 самолетов Rafale были поставлены французским вооруженным силам, 12 из которых были проданы Греции , а еще 12 — Хорватии. Таким образом, у Франции осталось около 143 самолетов Rafale: около 100 в ВВС и 41 в ВМС.

В конечном итоге Франция планирует эксплуатировать 225 самолетов "Рафаль": 185 в ВВС и 40 в Национальной морской пехоте.

По состоянию на 2024 год разбились семь самолетов Rafale (все они находились на вооружении Франции), последний инцидент произошел в результате столкновения двух самолетов Rafale в полете 14 августа 2024 года.

Двухместный самолет Rafale французских ВВС.

Dassault Rafale: Варианты

"Рафаль А" — одноместный опытный истребитель.

"Рафаль В" — двухместный серийный вариант для французских ВВС и космических сил, 157 экземпляров. Первоначально предполагалось, что его будут использовать только в качестве учебного самолета, но опыт, полученный в ходе войны в Персидском заливе, показал, что второй член экипажа полезен при выполнении ударных и разведывательных миссий.

"Рафаль С" — одноместный серийный вариант Rafale B, 302 экземпляра.

"Рафаль М" — одноместный самолет, похожий на Rafale C, но модифицированный для эксплуатации с авианосцев CATOBAR, с более прочным планером, увеличенным хвостовым крюком и встроенным трапом. Заказано 48 экземпляров, производство почти завершено по состоянию на 2024 год (если не будут размещены дополнительные заказы, вероятным кандидатом является Индия).

"Рафаль N" — также известен как Rafale BM, предложенная двухместная версия для Marine Nationale. Никогда не производился.

"Рафаль R" — предложенный вариант оптимизирован для разведки. Никогда не производился.

"Рафаль DM" — двухместный вариант для ВВС Египта, стандарт F3-R.

"Рафаль АМ" — одноместная версия для ВВС Египта, стандарт F3-R.

"Рафаль DN" — двухместный вариант для ВВС Индии, стандарт F3-R.

"Рафаэль АХ"

Одноместная версия для ВВС Индии, стандарт F3-R.

"Рафаль DQ"

Двухместный вариант для ВВС Катара.

"Рафаль Эквалайзер"

Одноместная версия для ВВС Катара.

"Рафаэль DG"

Двухместный вариант для ВВС Греции.

"Рафаэль EG"

Одноместная версия для ВВС Греции.

F1 Стандарт

Первоначально 10 самолетов Rafale M, имевшие только функции "воздух-воздух", были развернуты в чрезвычайной ситуации с 2000 года в ВМС для замены устаревших F-8 Crusaders.

F2 Стандарт

"Рафали" с улучшенными возможностями "воздух-воздух" и внедрением боеприпасов "воздух-земля".

В эксплуатации с 2005 года, но все самолёты обновлены до стандарта F3.

F3 Стандарт

Обновление началось в 2006 году, ввод в эксплуатацию состоялся в 2009 году.

Rafale в конфигурации F3 оснащен обновленным радаром RBE2 AESA, усовершенствованным оптическим датчиком OSF, модернизированной системой SPECTRA, новыми двигателями M88-2, возможностью установки лазерного наведения Damocles и допущен к использованию сверхзвуковой ядерной ракеты Air-Sol Moyenne Portée Amélioré (буквально "модернизированный боеприпас средней дальности класса "воздух-земля" известный как ASMP-A) мощностью 300 кт.

F3-R стандарт

Начиная с 2018 года все французские истребители Rafale будут модернизированы до стандарта F3-R, что позволит использовать блок TALIOS и ракеты класса "воздух-воздух" Meteor , а также автоматическую систему предотвращения столкновений с землей (AGCAS).

F4 Стандарт

Планируется, что он будет введен в эксплуатацию с 2023 года, с усовершенствованиями программного обеспечения и анализа данных самолета, а также с модернизированными двигателями и усовершенствованным радаром RBE2 AESA с улучшенными характеристиками "воздух-земля".

Rafale F4 также оснащен шлемом Thales Scorpion и возможностью нести новые ракеты класса "воздух-воздух" средней дальности MICA-NG.

F4.1 Стандарт

Самолеты, произведенные до сентября 2020 года, могут быть модернизированы до Rafale 4.1 с помощью обновлений программного обеспечения, но с ограниченной модернизацией оборудования.

F4.2 Стандарт

Самолеты Rafale, произведенные после сентября 2020 года, могут быть модернизированы до стандарта 4.2 путем модернизации программного обеспечения и конструкции.

F5 Стандарт

Дальнейшая модернизация ожидается к 2030 году с внедрением гиперзвуковой ракеты ASN4G (Air-Sol Nucléaire de 4ème Génération, ядерный боеприпас 4-го поколения класса "воздух-земля") и объединения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) .

Ожидается, что наряду с предлагаемым стандартом F6, будущие Rafale будут иметь более модернизированную систему SPECTRA, улучшенные характеристики малозаметности, возможность нести более новые ракеты (например, новую противокорабельную/крылатую ракету) и интеграцию с истребителями 5-го и 6-го поколений, такими как F-35 и FCAS.

Dassault Rafale: Операторы

По состоянию на 2024 год было произведено 289 самолетов Rafale, которые находятся на вооружении в 7 странах, а еще два иностранных заказчика планируют начать получать их в ближайшие годы, а другие страны оценивают самолет в своих конкурентных целях для замены старых истребителей.

Французские ВВС получили 166 самолетов "Рафалей", но продали в общей сложности 24 самолета Греции и Хорватии.

Ожидается, что в общей сложности будет эксплуатироваться 225 самолетов Rafale: 185 для ВВС и 40 для ВМС.

На вооружении ВВС Франции находится около 100 самолетов, которые входят в состав эскадрилий:

Escadron de Chasse 2/4 La Fayette и Escadron de Chasse 1/4 Gascogne, обе предназначены для ядерных ударов, и Escadron de Transformation Rafale 3/4 Aquitaine в оперативном резерве на авиабазе "Робинзон в Сен-Дизье".

Эскадрильи: Escadron de Chasse 2/30 Normandie-Niemen и Escadron de Chasse 3/30 Lorraine для многоцелевого использования и Escadron de chasse et d'expérimentation 1/30 Côte d'Argent для учебных и исследовательских целей — разработки и оценки тактики с авиабазы "Мон-де-Марсан".

Эскадрилья Escadron de Chasse 1/5 Vendée для многоцелевых операций с авиабазы "Оранж-Каритат".

Эскадрилья "Шассе" 1/7 "Прованс" для многоцелевого использования, дислоцированная на авиабазе "Аль-Дафра", ОАЭ.

На вооружении ВМС Франции находится 41 многоцелевой палубный самолет "Рафаль", которые входят в состав :

oФлотилия 11F, Флотилия 12F и Флотилия 17F базируются на военно-морской авиабазе "Ландивизио".

Из 55 проданных Египту самолетов Rafale 24, поставленные с 2015 по 2019 год (16 двухместных и 8 одноместных), находятся на вооружении 34-й и 36-й тактических истребительных эскадрилий 203-го тактического истребительного крыла ВВС Египта, базирующихся на авиабазе "Джебель-эль-Басур".

В 2021 году было продано еще 31 Rafale (12 двухместных и 19 одноместных).

В составе Военно-воздушных сил Эмирата Катар имеется 36 самолетов Rafale (Катар имеет возможность приобрести еще 36 самолетов), которые пилотирует 1-я истребительная эскадрилья "Аль-Адият" с авиабазы "Духан/Тамим".

В составе ВВС Индии имеется 36 самолетов Rafale (28 одноместных и 8 двухместных, а ВМС Индии ведут переговоры о 26 самолетах морской авиации Rafale M), на которых летают 101-я эскадрилья ( Falcons ) с авиабазы ВВС "Хасимара" и 17-я эскадрилья ( Golden Arrows ) с авиабазы ВВС "Амбала".

В составе Военно-воздушных сил Греции находится 20 из 24 заказанных самолетов "Рафалей" (12 из бывших ВВС и 12 новых), которые пилотируются 332-й всепогодной эскадрильей (Hawks) с авиабазы "Танагра".

В составе хорватских ВВС находятся 6 из 12 заказанных самолетов Rafale (10 бывших французских Rafale C F3-R и 2 двухместных Rafale B F3-R), остальные самолеты будут поставлены в 2025 году.

Хорватские "Рафали" базируются на 91-й авиабазе в Загребе.

Военно-воздушные силы Индонезии заказали 42 самолета Rafale F4, поставка которых ожидается с 2026 года. Они будут эксплуатироваться 12-й воздушной эскадрильей ( Black Panther ) и 16-й воздушной эскадрильей ( Rydder ) 6-го воздушного авиакрыла с авиабазы "Росмин Нурджадин", Пеканбару, а также 1-й воздушной эскадрильей ( Equatorial Eagles ) 7-го воздушного авиакрыла с авиабазы "Супадио", "Понтианак".

В августе 2024 года ВВС и ПВО Сербии заказали 12 самолетов Rafale F3 (еще 12 находятся в стадии переговоров), поставка которых ожидается к 2029 году.

Ожидается, что ВВС Объединенных Арабских Эмиратов будут эксплуатировать 80 самолетов Rafale F4, заказанных в 2021 году и поставляемых с 2026 года.

Кроме того, сообщается, что Rafale рассматривается Ираком, Саудовской Аравией, Колумбией, Перу, Узбекистаном и Филиппинами.

Первый Rafale B для ВВС Хорватии.

Dassault Rafale: Тактико-технические характеристики самолёта

Экипаж: 1 (Rafale C и Rafale M) или 2 (Rafale B)

Длина самолёта: 15,27 м

Размах крыла: 10,90 м

Высота по килю: 5,34 м

Вес пустого самолета: 10 300 кг (Rafale B), 9 850 кг (Rafale C), 10 600 кг (Rafale M)

Нормальный взлетный вес: 15 000 кг

Максимальный взлетный вес: 24 500 кг

Запас топлива: 4 700 кг внутренний для Rafale C; 4 400 кг для Rafale B

Силовая установка: 2 турбовентиляторных двигателя Snecma M88-4e, тягой по 50,04 кН (5 200 кг), тягой на форсаже 75 кН (7 700 кг).

Максимальная скорость полёта на форсаже на высоте 11 000 метров: 1912 км/ч (1,8 Маха)

Максимальная скорость (без включения форсажа): 1500 км/ч (1,4 Маха) с 6 ракетами

Боевой радиус действия: 1850 км (1150 миль или 1000 морских миль) при нанесении удара по наземным целям с 3 подвесными баками (5700 л в сумме), двумя крылатыми ракетами SCALP-EG и двумя ракетами класса "воздух-воздух" MICA

Дальность полета перегоночная: 3700 км (2300 миль, 2000 морских миль) с 3 подвесными баками

Практический потолок: 15 835 м.

Вооружение

Rafale вооружен одной 30-мм автоматической пушкой GIAT 30/M791 с боезапасом 125 снарядов и может нести до 9500 кг (20 900 фунтов) топлива в подвесных баках и боеприпасов на 14 точках подвески (для версий Rafale B и C, тогда как морской Rafale M имеет только 13 точек подвески).

Rafale может нести ракеты класса "воздух-воздух" средней дальности MICA EM и MICA IR (плюс новые MICA-NG) или новые ракеты класса "воздух-воздух" большой дальности Meteor , в то время как операции "воздух-земля" осуществляются либо неуправляемыми авиабомбами Mk82, либо управляемыми авиабомбами GBU-12, GBU-16, GBU-22, GBU-24 и GBU-49 Paveway II.

Rafales также могут нести французские управляемые авиабомбы AASM-Hammer , противокорабельные ракеты AM 39 Exocet и крылатые ракеты Storm Shadow/SCALP-EG, а также модифицированные противовзлетно-посадочные ракеты Apache.

Для выполнения задач ядерного сдерживания "Рафаль" может быть также оснащен ядерной ракетой ASMP-A, которую в будущем должна заменить гиперзвуковая ракета ASN4G.

Помимо боеприпасов, узлы подвески Rafale могут также использоваться для установки контейнера целеуказания Thales Damocles, контейнера разведывательной системы наблюдения Thales AREOS (Airborne Reconnaissance Observation System) или многофункционального контейнера целеуказания Thales TALIOS, а также до 5 подвесных топливных баков и контейнера дозаправки "партнер-партнер".

Два "Метеора" находятся под задними пилонами фюзеляжа, две ракеты с радиолокационным наведением MICA-EM — под крыльями и две ракеты с ИК-наведением MICA-IR — на законцовках крыльев.

Вехи развития Dassault Rafale

-Программа Avion de Combat Tactique (ACT): декабрь 1977 г.

-Программа ACX: 30 октября 1978 г.

-Первый контракт ACX: 13 апреля 1983 г.

-Презентация Рафаля А: декабрь 1985 г.

-Первый полет Rafale A: 4 июля 1986 г.

-Первая посадка Rafale A на авианосец Clemenceau : 30 апреля 1987 г.

-Рафаль официально выбран: 26 января 1988 г.

-Первый полет Rafale A с двигателем M88: май 1990 г.

-Рафаэль А. Выход на пенсию: январь 1994 г.

-Первый полет Rafale C: 19 мая 1991 г.

-Первый полет Rafale B: 30 апреля 1993 г.

-Первый полет Rafale M: 12 декабря 1991 г.

-Представление Rafale M: 18 мая 2001 г.

-Rafale M впервые был развернут в зоне боевых действий: 2002 г.

-Рафаль М введен в эксплуатацию: 25 июня 2004 г.

-Rafale B F2 впервые передан ВВС: апрель 2005 г.

-Rafale B введен в эксплуатацию: 26 июня 2006 г.

-Первый боевой вылет Rafale B: 12 марта 2007 г.

-Первое боевое применение GBU-12 на Rafale B: 28 марта 2007 г.

-Rafale M F2 введен в эксплуатацию: 21 мая 2008 г.

-Дебют "Рафаля" в бою против Ливии: 19 марта 2011 г.

-Дебют "Рафаля" в бою против ИГ: сентябрь 2014 г.

-Совместная бомбардировка Rafale сирийских целей химического оружия: 14 апреля 2018 г.

-Rafale впервые введен в эксплуатацию у иностранных клиентов: 16 февраля 2015 г. (Египет)

-Боевое наведение Rafale на беспилотники: 13 апреля 2024 г.

-Последняя зарубежная продажа Rafale: август 2024 г. (Сербия)

-Rafale M заправляет A400M во время испытаний : ноябрь 2024 г.
topwar.ru
© ФГУП «ГосНИИПП», 1989-2024