Ограниченный бюджет и проблемы ВВС США
06 мая 2024, 04:29

Перспективный бомбардировщик B-21

Традиционно весной в США начинается работа над военным бюджетом на следующий финансовый год, начинающийся в октябре. В этом году авторам документа вновь предстоит сдерживать рост расходов на оборону, что может стать причиной тех или иных затруднений или проблем. В частности, негативные последствия бюджетных ограничений смогут испытать на себе военно-воздушные силы.

Негативный фон

Результатом ошибочной экономической политики сразу нескольких последних президентов США стало накопление рекордного государственного долга. Во избежание дальнейшего его роста и негативных последствий, год назад Белый до и Конгресс договорились об ограничении расходов в федеральных бюджетах на 2024 и 2025 финансовые года.

В рамках такой сделки военный бюджет на новый 2024 ф.г. ограничили 895 млрд долл. и оставили почти на уровне предыдущего года. Белому дому и Пентагону пришлось серьезно потрудиться, чтобы вписать в эти ограничения необходимые расходы разного рода. При этом они были вынуждены пойти на определенные жертвы и отказаться от ряда планов.

Впрочем, все эти усилия пока не дали желаемого результата. Из-за многочисленных противоречий федеральный бюджет на 2024 ф.г. до сих пор не принят, и государственные структуры работают по временным бюджетам. Это приводит к определенным проблемам и ограничениям, которые, в частности, затрагивают военное ведомство и разные структуры вооруженных сил.

Недавно началась работа над бюджетом на следующий год. К настоящему времени Белый дом успел составить и выпустить первый вариант бюджетного запроса. В нем раскрываются цели и задачи разных государственных структур на следующий год, а также указывается требуемый уровень финансирования для их решения.

Истребители F-16EX

В соответствии с действующими договоренностями, проект бюджета предусматривает сохранение военных расходов примерно на прежнем уровне. Ранее, на стадии его подготовки, американская пресса сообщала о возможном его сокращении на 1% с целью оптимизации государственных расходов в целом. При этом предполагалось, что уменьшение военного бюджета не окажет принципиального влияния на состояние вооруженных сил.

В президентском запросе, как всегда, расписаны расходы на все виды вооруженных сил и рода войск, определены траты по разным статьям и т.д. Теперь такой документ предстоит провести через Конгресс и убедить законодателей в необходимости выделения именно требуемых объемов финансирования. Удастся ли принять бюджет без больших потерь, неизвестно. Более того, нельзя исключать возникновение ситуации, аналогичной сложившейся вокруг бюджета на текущий год.

Ограничение возможностей

Рост военного бюджета, в первую очередь, обусловлен инфляцией. Увеличение номинальных расходов позволяет компенсировать рост цен и сохранить прежние возможности. Соответственно, отказ от увеличения бюджета или недостаточный его рост приводят к понятным ограничениям. При этом следует учитывать, что сейчас инфляция в США находится на весьма высоком уровне.

В рамках бюджета на 2024 ф.г. Пентагон и его структуры уже столкнулись с подобными проблемами. Для экономии ему пришлось идти на вынужденные неприятные меры. В новом году ситуация не должна измениться к лучшему и вполне вероятно дополнительное ухудшение ситуации, которое потребует соответствующей реакции.

Значительную часть военного бюджета составляют расходы на денежное довольствие и различные социальные программы для военнослужащих. Пентагон должен, как минимум, поддерживать такие траты на одном уровне и не может их сокращать. Экономия на развертывании войск и проведении различных операций так же не представляется возможной.

Истребитель F-35A

В связи с этим сокращать расходы предлагается за счет оптимизации парков и арсеналов, а также путем пересмотра, сокращения или закрытия перспективных программ. Прошлогодняя сделка уже имела подобные последствия в рамках военного бюджета на 2024 ф.г., и можно ожидать, что в следующем году Пентагону так же придется отказаться от части своих планов.

Сокращение планов

ВВС США используют сложную и дорогую материальную часть, приобретение и эксплуатация которой связаны с большими тратами. Составление программ производства и закупок авиационной техники традиционно сопровождается горячими спорами и нередко завершается резким сокращением исходных предложений и планов. Теперь к этой проблеме добавляются бюджетные ограничения.

В строевых частях ВВС имеется порядка 1500 боевых самолетов разных классов и всех основных типов. Парк такой численности соответствует предъявляемым требованиям, но его эксплуатация имеет соответствующую стоимость. В порядке поиска путей экономии возможно выведение небольшой части самолетов в резерв. Скорее всего, это будут наиболее старые образцы с минимальными остатками ресурса. Отправив их на хранение, временно или навсегда, ВВС смогут уменьшить общие эксплуатационные расходы, а также улучшить иные свои параметры, такие как средний возраст строевой техники или уровень боеспособности.

В прошлом году из-за общей сложности и дороговизны, а также в связи с сокращением военного бюджета, было решено уменьшить программу производства глубоко модернизированных истребителей F-15EX. Ранее планировали выпустить почти полторы сотни таких машин, а теперь ограничатся только 98 бортами.

Важно, что теперь речь идет о минимальном количестве самолетов, способном оказать желаемое влияние на возможности ВВС. Дальнейшее сокращение планов, если произойдет, позволит сэкономить, но желаемые преимущества тактического и эксплуатационного характера получить уже не удастся.

F-16 осуществляет пуск ракеты

Вновь идут разговоры о сокращении планов строительства и принятия на вооружение новейшего истребителя F-35. Ранее, на стадии составления бюджетного запроса, в американской прессе упоминалась возможность сокращения плана производства и закупки на следующий год в сравнении с текущим на 15-18 проц. Какой объем выпуска внесут в реальный бюджет, станет известно позже.

Перспективные программы разработки и строительства авиационной техники пока не сталкиваются с серьезными сокращениями. Так, работы по бомбардировщику B-21 идут в соответствии с графиком и уже находятся на стадии испытаний опытного образца. При этом текущие сокращения военных расходов проекту пока не угрожают. Они рассчитаны только на 2024-25 гг., а серийное производство новых бомбардировщиков начнется позже. Впрочем, нельзя исключать, что предложенные меры будут продлеваться и все же затронут программу B-21 в будущем.

Примечательно, что из-за бюджетных ограничений страдают не только ВВС, но и армейская авиация США. В последнее время по финансовым и иным причинам ей пришлось отменить программу разработки нового скоростного вертолета FARA, пересмотреть планы по модернизации машин AH-64 и UH-60, а также сократить парки некоторых образцов. По итогам таких событий армейская авиация все еще соответствует актуальным требованиям, но ее будущее постепенно становится туманным.

Неоднозначное будущее

США все еще остаются крупнейшей экономикой и могут позволить себе составлять рекордные военные бюджеты. Однако ситуация постепенно ухудшается и требует принимать меры. С прошлого года Белый дом, Конгресс и Пентагон вынужденно ограничивают дальнейший рост всех бюджетов и пытаются за счет этого спастись от более серьезных проблем. При этом подобные меры приводят к иным затруднениям, которые не улучшают текущую ситуацию.

В ближайшие месяцы американским властям предстоит проработать и принять военный бюджет на следующий 2025 г. Как и непринятый документ на 2024 г., он предусматривает некоторые ограничения. Авторам бюджета вновь предстоит решать, чем придется пожертвовать, а какие проекты и направления трогать нельзя. Удастся ли таким образом создать оптимальный военный бюджет и принять его в разумные сроки, станет известно через несколько месяцев.
topwar.ru
© ФГУП «ГосНИИПП», 1989-2024