Великобритания передает Украине вертолеты Westland Sea King
24 ноября 2022, 16:33

Вертолет Sea King из состава КВВС в поисково-спасательной конфигурации. Фото Wikimedia Commons

5ka.ruРекламаПодробнее

Великобритания продолжает поддерживать киевский режим поставками вооружений и техники. Теперь сообщается о передаче поисково-спасательных вертолетов Westland Sea King и подготовке экипажей для них. Пока предусматривается передача всего нескольких машин, но оглашенные особенности такой помощи позволяют предполагать, что эта партия не будет последней. Впрочем, результаты поставок в любом случае будут далеки от нужных Украине.

Три вертолета

23 ноября в ходе своего визита в Норвегию министр обороны Великобритании Бен Уоллес объявил о новой военно-технической помощи для Украины. На этот раз союзнику планируют передать 10 тыс. артиллерийских снарядов, а также вертолеты Westland Sea King в поисково-спасательной конфигурации, ранее состоявшие на вооружении морской авиации.

Британские вооруженные силы уже начали процедуру передачи техники, и ее собираются завершить в ближайшее время. Вертолеты поступят в соответствующие подразделения украинских воздушных сил и должны будут дополнить остающиеся в них машины. При этом количество вертолетов для Украины официально не объявлялось.

Королевский военно-морской флот сейчас завершает подготовку украинских экипажей. По словам министра, переподготовку для работы на "Си Кингах" прошли 10 экипажей. Учитывая штатный состав экипажа, можно говорить об обучении не менее 20 летчиков. Также готовят технический состав. В ближайшее время все они вернутся на Украину и должны будут начать эксплуатацию вертолетов.

Вертолет на задании. Фото Минобороны Великобритании

По следам заявлений министра обороны в прессе появились некоторые подробности. Так, издание The Times со ссылкой на свои источники пишет, что к передаче подготовлено всего три вертолета. Первый из них уже попал на Украину и готовится к эксплуатации. В ближайшее время к новому месту службы доставят два оставшихся.

Любопытно, что количество обученных экипажей на данный момент превышает число передаваемых вертолетов. Это обстоятельство может намекать на дальнейшие планы британского командования. Вполне возможно, что поставки Sea King не ограничатся первой партией из трех вертолетов. Вслед за ними могут передать еще семь таких машин, что позволит занять все подготовленные экипажи. Нельзя исключать и дальнейшие поставки – Великобритания располагает достаточным количеством такой техники.

Сняты с вооружения

Многоцелевой вертолет Westland Sea King, состоявший на вооружении британских КВВС и КВМФ, представляет собой модификацию американского Sikorsky S-61 / SH-3 Sea King. Базовый образец поступил в эксплуатацию в начале шестидесятых годов и вскоре заинтересовал британское командование. Результатом этого в 1966 г. стало соглашение о разработке новых модификаций американского вертолета и последующего запуска серийного производства. Британскую сторону в проекте представляла компания Westland и ряд субподрядчиков.

Первый полет доработанного Sea King состоялся в сентябре 1967 г. Испытания столкнулись с некоторыми трудностями, но их удалось завершить в самом конце десятилетия. В 1969-70 гг. новый вертолет пошел в серию и начал поступать на вооружение морской авиации КВМФ. Позже Westland получила заказы и от КВВС.

В процессе спасения. Фото Wikimedia Commons

Серийное производство "Си Кинга" началось с противолодочной версии HAS.1. Позже ее заменили усовершенствованной HAS.2. В дальнейшем HAS.1/2 несколько раз модернизировались, в т.ч. с присвоением новых индексов. Также строились поисково-спасательные вертолеты HAR.3 и HAR.3A. В начале восьмидесятых флот получил вертолеты дальнего радиолокационного обзора.

Вертолеты Sea King строились до середины девяностых годов. К этому времени заказчики получили ок. 360 вертолетов всех модификаций. Основная масса техники поступала в КВМФ и КВВС Великобритании. Также выполнялись заказы от ряда зарубежных стран, причем некоторые пожелали получить собственные модификации.

По мере эксплуатации и выработки ресурса, вертолеты постепенно списывались. К середине десятых годов вертолеты Sea King их посчитали окончательно устаревшими, и британские вооруженные силы решили отказаться от них. По состоянию на 2015 г. в КВВС сохранялось только 25 машин версии HAR.3A в двух эскадрильях. Морская авиация на тот момент располагала одной эскадрильей с 13 вертолетами ДРЛО версии AEW.7 и одной с 16 вспомогательными HU.5.

В 2015 г. "Си Кинг" был снят с вооружения КВВС, а в 2018-м от таких вертолетов отказался и КВМФ. Остававшаяся в эксплуатации техника отправилась на хранение или в музеи. Теперь некоторое количество вертолетов из резерва подготовили к эксплуатации и отправляют на Украину.

Технические особенности

С точки зрения конструкции британские Sea King минимально отличаются от исходных американских S-61. Это многоцелевой вертолет одновинтовой схемы с рулевым винтом. Фюзеляж большого сечения вмещает объемную кабину с возможностью установки различного оборудования и оснащения. Некоторые модификации могут нести гидроакустические буи или вооружение.

Sea King над палубой авианосца HMS Ark Royal, 2003 г. Фото Минобороны Великобритании

Длина вертолета по фюзеляжу – 17 м, диаметр несущего винта с пятью лопастями – 18,9 м. В зависимости от модификации и оснащения, пустой "Си Кинг" весит не менее 6 т. Максимальная взлетная масса – не менее 9,7 т.

Силовая установка включает два турбовальных двигателя Rolls-Royce H.1400 Gnome мощностью 1660 л.с. С их помощью вертолет может развивать скорость более 210 км/ч. Дальность – не менее 1200 км.

Вертолет получил навигационное и пилотажное оборудование, соответствовавшее требованиям конца шестидесятых годов. В дальнейшем авионика неоднократно обновлялась для повышения характеристик и улучшения общих возможностей. Также изменялся состав целевого оборудования.

Так, поисково-спасательный вертолет HAR.3 изначально оснащался поисковой радиолокационной станцией MEL ARI.5955. В проекте HAR.5 ее заменили более совершенной ARI.5991 Sea Searcher с увеличенной дальностью обнаружения. Модификации для третьих стран получали иные РЛС. При помощи штатной РЛС вертолеты могли засекать надводные объекты, а также находить следы крушения и пострадавших для оказания помощи.

Sea King HC.2 - модификация для "коммандо". Фото Wikimedia Commons

Поисково-спасательный вертолет получал различное оборудование и инструмент для работы на местах аварий и оказания помощи. В грузопассажирской кабине можно было разместить более 25 сидячих пассажиров или до 9 пострадавших на носилках. Грузоподъемность превышала 3,5 т с размещением нагрузки внутри кабины или на внешней подвеске.

Для самозащиты вертолеты "Си Кинг" получали 7,62-мм пулемет на установке в бортовой двери. Противолодочные машины, в свою очередь, оснащались торпедами, глубинными бомбами или противокорабельными ракетами.

Восполнение потерь

Как сообщает справочник The Military Balance 2002, на начало текущего года у Украины было не менее 110 вертолетов разных типов. В дальнейшем ей удалось восстановить до летного состояния некоторое количество техники. Кроме того, существенное количество вертолетов поступило из зарубежных стран в качестве помощи. Все это позволило едва ли не удвоить вертолетный парк.

Однако такой воздушный флот понес фатальные потери. По данным российского Минобороны, к настоящему времени уничтожено почти 180 вертолетов разных типов. Точное количество оставшейся техники, готовой к полетам и выполнению задач, неизвестно. Вряд ли оно превышает несколько десятков, а кроме того, должны присутствовать различные проблемы технического и эксплуатационного характера.

Британский "Си Кинг" на международных учениях, 2012 г. Фото Минобороны США

В таких условиях киевский режим готов принимать любую помощь, например, морально устаревшие и давно списанные британские вертолеты Sea King. Их могут использовать для перевозки личного состава и грузов – в качестве замены для потерянных Ми-8. Кроме того, наличие бортовой РЛС позволяет использовать такие вертолеты в разведывательной роли. Нельзя исключать попытки кустарного оснащения машин каким-либо вооружением.

Впрочем, пользы от такой помощи будет немного, в первую очередь, из-за ее малых объемов. Британская пресса сообщает всего о трех вертолетах, а министр обороны говорит о 10 экипажах. Даже десяток машин не позволит восполнить потери последних месяцев и не повлияет на общее состояние вертолетного парка. Более того, бесполезной будет даже передача всех "Си Кингов" с хранения. Также следует учесть, что малое число техники не позволит наладить ее полноценную, постоянную и эффективную эксплуатацию и применение. При этом сохраняется высокий риск поражения вновь полученных вертолетов – и они пополнят список потерь.

В ответ на просьбы

В последние месяцы киевский режим выпрашивает у зарубежных партнеров дальнобойные ударные средства, тактическую авиацию и т.д. – но пока не слишком преуспел в этом. Вместо желаемых современных комплексов ему предоставляют в основном устаревшие образцы разного рода. Так, Великобритания на этот раз решила выделить Украине снятые с вооружения вертолеты.

Очевидно, что от трех до десяти вертолетов Westland Sea King попросту не хватит для решения актуальных проблем украинских вооруженных формирований. Тем не менее, в нынешней ситуации им не приходится выбирать, а британские "друзья" даже не думают предоставлять более полезную помощь.
topwar.ru
© ФГУП «ГосНИИПП», 1989-2024